Глава 14 - "Чистый родник"
основа всего чистота

Ибо как новые небеса и как новая земля, которые Я созидаю, стоят предо Мной, - говорит Б-г, - так будут стоять семя ваше и ваше имя!
(Йешаягу, 66:22).

Сказали мудрецы наши:

Несмотря на то, что некоторые законы, как например, законы о выделении крови, о язвах, о менструации и о деторождении, кажутся неподходящими, чтобы говорить о них публично, говорит Всевышний: "Мне приятны они!" (Вайикра раба, 19).

И так же, как приятны эти законы Всевышнему, приятны они и Израилю, старающемуся подражать в своем поведении Всевышнему. Потому что в этих законах самая суть Торы, и каждый, кто бережно их исполняет, удостаивается святости и чистоты и передает их всем своим потомкам. Эти законы кажутся неприятными тому, кто и сам неприятен, кажутся неприличными тому, кто не знает, что такое приличия. Однако Израилю - святому и чистому — они представляются святыми и чистыми, и заниматься ими ему отрадно и мило. Потому что эти законы охраняют чистоту родника.

Закон о чистоте, соблюдение которого возложено на женщину и мужчину, вступивших в брачный союз и живущих вместе, — это закон, дающий жизнь тем, кто его исполняет. Это одна из основ Торы, базис семейной жизни и тот фундамент, который обеспечивает все существование народа Израиля.

Что значит "одна из основ Торы"? Это значит, что этот закон важнее многих других законов Торы, он относится к тем трем заповедям, соблюдение которых обязательно для каждого еврея настолько, что он обязан пойти на смерть, но заповеди не нарушить. Эти три заповеди следующие: запрет поклонения идолам, запретные половые связи и запрет пролития крови. Женщина же в состоянии менструации запретна для мужа точно также, как близкие родственницы, и поэтому законы, предписывающие отдаление от нее в этот период, являются частью законов о запретных связях.

Что значит "базис семейной жизни"? Мы воочию видим, что в тех еврейских семьях, где соблюдают законы о чистоте семейной жизни, царит мир, все члены семьи с уважением и любовью относятся друг к другу, потомство их благословенно, они защищены от многих болезней гораздо лучше, чем другие, даже тщательно соблюдающие все правила гигиены, в том числе и отдаление мужа от жены в известные периоды времени.

Почему этот закон - надежный фундамент всего существования целой нации? Потому что именно эта заповедь, отличающая Израиль от всех остальных народов, всегда предохраняла и продолжает предохранять его от ассимиляции и исчезновения. Если бы не она — упаси Б-г! — уже давно погибли бы мы вместе со всеми остальными народами древности и выродились, как давнишние герои, когда-то наводившие страх на мир своей мощью — а может быть, и куда скорее, чем они, потому что мы всегда были намного малочисленнее, чем они, меньшими и слабыми, ненавидимыми и преследуемыми всем миром.

В чем же секрет действия закона о чистоте, приносящего вечную жизнь народу малому и слабому? Почему тщательное соблюдение закона о чистоте семейной жизни чудесным образом приносит еврейским семьям, соблюдающим его, мир и счастье? Почему выделение крови делает тело нечистым, а другие выделения — нет? Для чего нужно отсчитывать "семь чистых дней"? Почему вода в микве очищает, а вода в ванне — нет? Почему омовение в микве должно быть одновременным окунанием в воду всего тела целиком, и даже один волосок, оставшийся вне воды, делает его негодным? И зачем произносить благословение при окунании в микве!

Всего этого мы не знаем. Это — закон, данный Израилю. Закон, заложенный в Творение Творцом его. Так же, как свойство стремиться вверх присуще огню, свойство одно притягивать, а другое отталкивать присуще магниту, как законы, удерживающие земной шар в пространстве и звезды на их орбитах. И если мы не можем всего этого понять, разве мы будем отрицать все это?

Человеческие знания изменчивы и непостоянны, а законы Творца вечны и неизменны. Поэтому этот закон жизни, как и другие законы жизни, не зависит от разумения человека.

В былые времена все народы отвергали законы Торы и Израиля на том основании, что они были неприемлемы для их разума и недоступны их пониманию. В последние же века величайшие светила мировой науки принялись расточать множество похвал в адрес некоторых предписаний Торы, причем именно тех, внутренний смысл которых совершенно непонятен и скрыт. Например, суббота и обрезание — это заповеди, которые другие народы твердо решили никогда не исполнять, но в конце концов приняли на себя как обязанность.

В последнее время ученые открыли, что в менструальной крови содержится яд, который при соприкосновении с женщиной в этот период времени, наносит вред всему, что не обладает достаточным иммунитетом против него.

Исследования показали, что соблюдение законов чистоты именно в той форме, которая предписана Израилю, — это самый надежный щит против многих опасных болезней, которыми болеют женщины других народов, и в особенности против ужасного рака матки. И еще: в той же степени, в какой соблюдение чистоты защищает мать, оно защищает и ее ребенка. Есть множество заболеваний, которых избегают те дети, чьи матери соблюдают законы семейной чистоты.

Чем же отличаются законы, которые придумали себе сыны человеческие или за которые они держатся ввиду их полезности для общества, от тех, которые даны Творцом и исполняются как Его декреты? Большинство современных мудрецов народов мира рекомендуют людям отношения между полами, основанные на принципе воздержания, которые как будто бы сходны с обычаями Израиля, но тем не менее люди мало прислушиваются к этим добрым советам. Почему? Потому, что это заповеди человеческие, а всякие заповеди, установленные самими людьми, принимаются и исполняются ими только тогда, когда их к этому принуждают полицейские и другие блюстители порядка. Люди сомневаются в правильности этих заповедей: может быть, это всего лишь плод предположений или нечто вроде научного эксперимента, и уже завтра те же самые мудрецы-законодатели откроют нечто новое и предпишут новые заповеди, полностью опровергающие прежние. Другие же, не сомневаясь в правильности этих заповедей, все же не желают принимать на себя бремя их исполнения потому, что, подобно большинству человечества, они не привыкли подчиняться закону просто так, по одной доброй воле, за исполнение этого закона они хотят получить достойное вознаграждение, превосходящее те неприятности и убытки, на которые им придется пойти, приняв этот закон.

Впрочем, человеческая наука, предписывая человеку определенные законы и ограничения в его поведении, слишком бедна, чтобы достаточно вознаградить человека за лишения, связанные с исполнением ее предписаний, чтобы он решил вступить в борьбу со своим йецер Гара, который пылает огнем, и ограничить свою половую жизнь, даже если он признает вред нынешнего образа жизни. Почему ему это так трудно? Потому что вредные последствия его образа жизни проявят себя лишь где-то в будущем, а удовольствия человек получает немедленно.

Совершенно не таковы заповеди Творца, исполнение которых принял на себя еврейский народ. Евреи соблюдают заповеди Всевышнего не из-за их глубокого внутреннего смысла, не из-за той пользы, которую они приносят, но только потому, что так предписал Творец. Для Израиля заповеди Торы не подлежат сомнению, о них не раздумывают - они очевидны и бесспорны, они непререкаемы и истинны.

Законы природы мешают человеку броситься в водную бездну или в огненную печь, потому что он знает, что воды поглотят его, огонь сожжет его. Точно так же в сердце каждого еврея есть твердая вера в знание, что если он преступит законы Торы, то будет тяжко наказан, хоть это наказание и не видно воочию сейчас. И наоборот, всякий, кто тщательно соблюдает законы Торы — будет вознагражден, и награда будет очень велика, пусть даже сию минуту она недоступна глазу.

Поэтому не надо Израилю никаких полицейских, никаких блюстителей порядка, принуждающих его тащить бремя заповедей против его воли. Евреи - сами себе судьи, свои собственные дела они судят судом справедливым и не преступают установленных границ.

Поскольку заповедь о чистоте семейной жизни так важна, то нет ни одного еврея, который имел бы право освободить себя от нее. Если он не исполняет остальные заповеди, он приносит вред только себе, но уклоняясь от исполнения этой заповеди, он вредит и своим детям. Даже если назавтра он раскается и вернется к соблюдению законов Торы, все равно он не сможет отмыть дочиста потомство свое, порожденное в грехе, отмеченное печатью скверны, которую уже невозможно снять.

Не нужно быть пророком, достаточно только посмотреть на все, что происходит вокруг, на все, что носится в воздухе, и увидеть молодое поколение — ищущее и размышляющее, идущее по пути веры в Тору их отцов и предков. Увидеть это — долг отцов и матерей детей, рождающихся сейчас.

Даже если эта духовная революция не произойдет в течение нескольких дней и не охватит сразу всю массу народа, все равно каждому "передовому" отцу и каждой "передовой" матери следует побеспокоиться уже сейчас о будущем благополучии своего потомства и не подрезать ему крылья раньше, чем оно появится на свет — а вдруг эти крылья ему все-таки понадобятся? А вдруг дети их будут из числа тех, кто всей душой своей устремится обратно, под сень крыльев Шхины, и тогда вред, который нанесли родители, причинит им много страдании? А вдруг?

Если дети будут так считать — смогут ли родители переубедить их? Если в детях, родители которых не верят в Тору и заповеди, когда-нибудь произойдет духовный переворот, и они увидят весь мир вокруг себя, словно мрак непроглядный и узнают, что с самого рождения своего были лишены чистоты, то что тогда они скажут своим родителям? — "Вы испортили нас навсегда!" Что смогут ответить им мать и отец? Чем смогут они облегчить их страдания?

Дети отцов и матерей прежних поколений, рождавших свое потомство в святости и чистоте, даже если они потом ушли с пути своих отцов и отреклись от их Торы, не могли предъявить никаких претензий, вопрошая: почему вы лишили нас свободы выбора и навредили нам?

Наоборот, все они единогласно признавали, что их родители оставили им в наследство такие духовные приобретения, которыми достойно гордиться.

Если вдруг отцы и матери, порождающие свое потомство без соблюдения чистоты и тем самым лишающие их всякой свободы выбора, завтра, охваченные новым духом, придут, чтобы прилепиться к Всевышнему и заповедям Его, то смогут ли они найти хоть какое-то оправдание тому, что лишили своих детей свободного выбора? Ведь они сторонники свободомыслия, так почему же сами допускают такое насилие над личностью, отрицая возможность мыслить иначе, чем они? Почему же они своих собственных детей с самого момента рождения заковывают в кандалы, которые те будут вынуждены нести на себе до конца дней?

Родительская жалость распространяется даже на детей-упрямцев и детей-преступников, но неужели на детей б-гобоязненных она не распространяется? Можно ли сказать, что в этом случае иссякает отцовская и материнская любовь к собственным детям? Неужели родители, далекие от религии, не имеют чувства жалости и сострадания к своим детям, придерживающимся Торы и заповедей, и как только их дети приходят к этому, в глазах родителей ничего не стоит уже страдание, губящее душу детей их, и в сердцах их не возникает и тени сочувствия? Но ведь ни один человек, сотворенный по образу и подобию Всевышнего, не может быть заподозрен в подобном зверстве по отношению к его собственным детям — ни один человек, даже ушедший от веры и пути своих отцов!

Зарождается новая жизнь

Человек удостоился подняться выше всех остальных созданий только ради того бремени, которое он один несет на своих плечах. С самого момента своего сотворения человек отличался от прочих творений, и отличие это — страдание и труд, известные только ему одному. Все живые существа спариваются, зачинают своих детенышей и рождают их, не страдая, человек же - единственный среди всех, кто приходит в мир в тяжелых муках. Сколько переживаний, сколько страданий должна вынести женщина, чтобы найти достойного супруга, чтобы забеременеть, еще больше - чтобы выносить ребенка, и еще — чтобы родить его! Но и после того, как все это уже пройдено, страдания, причиняемые детьми, еще не закончились! Зачем же все это? Затем, что рождение человека воздействует на весь мир.

Если рождается бык, или овца, или коза — что проку миру в том, что они сейчас родились, и родились именно от этой матери? А что бы мир потерял, если бы они не родились вовсе? Если кто-нибудь из животных, из зверей, из птиц не производит на свет потомства, то сколько есть в мире других, им подобных, рожающих своих детенышей в изобилии! И все они похожи друг на друга, и никто из них ни в чем не превосходит остальных, поэтому оказывается, что мир обеспечен ими постоянно, и рождение каждого из них ничего не изменяет в мире. Совсем не так человек. Даже если мир будет полон людьми, все равно рождение каждого нового ребенка ожидается всеми с нетерпением, потому что никто не знает, кем может стать этот ребенок. Когда женщина бесплодна, то все страдают от этого, потому что никто не знает, сколь великое благо отнимается этим у мира. Сара, Ривка, Ра-хель и Хана сначала были бесплодными, и если бы они затем не родили, что сталось бы с миром без тех, кого эти матери произвели на свет? Вот поэтому рождение ребенка происходит в муках, и поэтому оно воздействует на весь мир.

Еще одно отличие поставил Всевышний между женщиной и ее потомством и всеми остальными живыми существами с их потомством. Кровь женщины, которой дана задача порождать новую жизнь, вечно обновляется и освежается, каждую минуту она создается вновь в теле ее, чтобы ребенок, которого она родит, тоже был свежим и цветущим. Видел ли кто-нибудь когда-нибудь животное, зверя или птицу, выпускающих из родника своего кровь, кровь менструации? Это явление существует только и лишь у одного человека, потому что кровь менструации предназначается для самой высокой цели в мире — сотворения и создания новой формы, "по образу и подобию" Самого Всевышнего. Если удостаивается эта кровь войти в члены ребенка, то она достигает своего предназначения, поднимаясь до уровня целого человека; если нет — она более ни к чему не годна и становится отбросами в утробе той, которая была предназначена стать матерью человека. Если однажды кровь эта испортилась, то более уже никогда невозможно ее очистить и вновь поднять до уровня ее первоначального предназначения. Поэтому не остается ничего другого, как выбросить ее наружу, чтобы на место ее пришла новая кровь, чистая и свежая. И когда она выходит наружу, то это уже скверна, мерзость. Потому что такова уж природа всего возвышен- ново — едва оно теряет свою возвышенность, как портится, становясь скверным и мерзким.

"Месяц этот для вас..."

"Месяц этот для вас" — еще раньше, чем вывести сынов Израиля из Египта, намекнул им Всевышний, что не зайдет солнце их царства раньше, чем через 30 поколений... Как в месяце 30 дней, так и царство ваше просуществует 30 поколений. Первого нисана начинает сиять луна, и все 15 дней диск ее становится все полнее и полнее. А от 15-го дня до 30-го свет ее все убывает и убывает, пока на 30-й день луна становится вообще невидимой. Так же и Израиль: 15 поколений от Авралами до Шломо рос Израиль и светил все ярче и ярче, и когда явился Шломо - диск луны стал полным, и далее свет Израиля стал все более и более убывать (15 поколений)... Явился Цидкия^у - исчез свет луны совсем (Шмот раба, 15).

Обновление — чудесное свойство, которое отличает Израиль от всех остальных народов. Поэтому дано Израилю вести счет по месяцу, а не по солнцу, благословлять его обновление и благословляться, самому обновляясь.

Все народы мира ведут счет времени по солнцу, которое остается всегда неизменным, а Израиль отсчитывает время по месяцу, который уменьшается, увеличивается, но непрерывно обновляется.

Именно свойство к постоянному обновлению, данное Израилю, и только оно сохраняет его в мире, гарантирует его вечность. Мы видим, что все народы земли поднимаются по ступенькам дней, пока не достигают своей вершины, а как только достигают ее, падают вниз и более уже не в состоянии подняться, и так исчезают полностью. Однако Израиль не похож на другие народы.

Пятнадцать поколений — от Аврагама до Шломо — Израиль поднимался все выше, пятнадцать поколений — от Рехавама до Цидкиягу — сходил все ниже и ниже, пока не оказался на самой нижней ступеньке, а его враги шумели все сильнее, его ненавистники хотели уничтожить его, чтобы не упоминалось более имя "Израиль"! Казалось, свет Израиля погас совсем, но вот - новое рождение, словно новое рождение месяца! Свет Израиля засветил вновь, и светит все ярче и ярче. Светит в рассеянии, и светит в стране его, и непрестанно обновляется. И даже если затеняется, то все равно совсем не гаснет никогда. Обновление месяца является знаком для Израиля, что светоч его не погаснет никогда, и в будущем он вновь обновится и помолодеет, словно феникс. Месяц этот — для вас, эта обновляемость - ваша мощь и краса навеки!

Ту же самую способность к обновлению, которую Всевышний заложил в природу Израиля, в самую душу народа, Он вложил и в тело женщины. Она обновляется непрестанно, из месяца в месяц, подобно свету луны.

Она обновляется и в самой главной силе своей, силе плодотворения, и в любви своей юности, и в чувстве к ней ее мужа.

Еврейская женщина хранит законы о чистоте, отдаляется от мужа в то время, когда надо ей от него отдаляться, и очищается тогда, когда должна очиститься. Она мила и желанна своему мужу всегда точно так же, как в тот день, когда она стояла под свадебным балдахином. Ее жизнь с мужем — всегда жизнь в любви и уважении. Никогда не насытятся они друг другом и не станут противны друг другу. Оградой из лилий отгораживаются они друг от друга в запретное время, и в течение всего этого времени уходит от них телесный жар, а вместо него приходит душевный жар — жар покорения своего йецер гора боязнью греха. Потому что нет для души большего наслаждения, чем ощущение полной власти над йецер гара — когда он совершенно бессилен против нее. Когда человек порабощен своим йецер гара, все дни его полны раскаяния, стыда и отвращения к самому себе; но когда человек - господин своего йецер гара, душа его облачается в гордость и силу, блеск и великолепие, и все дни его полны ощущения удовлетворения и радости от сознания своей уверенности и безопасности.

Не зря так завидуют все народы Израилю, тому, как властвует каждый еврей над своим йецер гара, и тому, как благодаря этому Израиль непрестанно обновляется, завидуют качествам, которые есть только у одного Израиля и более ни у кого — ни у одного народа, ни у одного племени. Лучшие среди сынов народов мира пели за это хвалу Израилю и превозносили его именно за это, а самые дальновидные из его врагов понимали и знали, что не смогут одолеть Израиль прежде, чем оторвут его от этого корня, из которого получает он жизнь.

Среди всех народов древности не было таких "мудрецов на зло", как греки. Они тоже открыли, что корень всей жизни Израиля - в его силе обновления, в том, что он освящает месяцы и сам уподобляется им. Поэтому они хотели искоренить в Израиле исполнение этих заповедей. Они запретили евреям освящать начала месяцев, запретили воздержание от близости с женщиной во время месячных, намереваясь тем самым подрубить ствол еврейской нации.

Чистота творения в дни творения

Было уже сказано о том, что заповеди Торы не нуждаются в объяснениях их смысла для того, чтобы их исполнять: достаточно того, что они — распоряжения Творца. Более того: именно потому, что смысл их остался неизвестным, они дороги еще больше тем, кто их исполняет. Точно так же обстоит дело в отношении очищения в водах миквы. Смысл этого Тора не разъясняет, но это нисколько не умаляет значимости и ценности этой заповеди. Однако очищение в микве намекает на то, что человеку, выходящему из состояния нечистоты и поднимающемуся до чистоты, дается возможность достичь такой ступени, на которой очищение его будет абсолютно полным, и нечистота будет снята с него настолько, словно он только что, сейчас, был сотворен на свет и никогда еще вообще не воспринимал никакой скверны.

Когда Всевышний сотворил небеса и землю, но еще не завершил всего дела Творения, земля была погружена в воду, и весь мир выглядел, как "вода в воде", над которыми веял дух, ниспосланный Б-гом, пока не приказал Всевышний: "Пусть соберутся все воды под небесами в одно место - и покажется суша!" Тогда и земля, и все, что на ней, были чисты и незатронуты никаким пятном, никаким грехом, никакой скверной.

И теперь, когда очищающийся спускается в воды, оставшиеся на поверхности земли по повелению Творца -воды родника, или воды, собравшиеся вместе после того, как пали с небес дождем, в низину, как диктует воде ее природа — стремиться вниз, или в воды, стекшиеся в резервуар, сделанный так, как предписал Творец, — в миквуу и он погружается весь, целиком, в эти воды, охватывающие его полностью со всех сторон, так, что ни один волосок не остается снаружи, тогда весь мир очищающегося человека становится для него таким же, как в начале Творения, "вода в воде".

Потом он выходит из воды, обновленный и очищенный, в мир, который тоже стал для него обновленным и очищенным, и вся прошлая скверна слетела с него. Это — полное, абсолютное обновление!

Поэтому любая вода в мире, которая была начерпана — воды ванны или бани — не очищает, и даже первозданные воды родника или дождя — если они не покрывают все тело человека целиком сразу, не очищают. Единственное, что очищает, — воды миквы.

Дочери Израиля во всех поколениях самоотверженно соблюдали закон семейной чистоты и все заповеди, связанные с ним. Женщины Израиля, жившие в местах, где не было настоящих микв, очищающих от скверны, считали делом совсем нетрудным провести целые дни в пути, в скитаниях, чтобы добраться до места, где есть настоящая еврейская миква, и очиститься. А в тех заброшенных уголках, где никогда и не бывало микв, они иной раз подвергали опасности свою жизнь, совершая омовение в море или в реке. И много раз случалось, что, не находя иного пути к очищению, праведные матери в Израиле делали прорубь во льду, покрывавшем в зимние дни воды рек, и окунались в ледяную воду! А в случаях, когда обстоятельства полностью исключали возможность какого бы то ни было кашерного омовения, супругам представлялось совершенно естественным на долгое время отказаться от наслаждения их совместной жизнью, чтобы не совершить промаха и не преступить заповедь даже один-единственный раз в жизни!

Вот — матери твои, Израиль, вот — наши матери! Да будут они благословенны в глазах наших за то, что дали нам жизнь и поддержали существование наше. Потому что если бы не они, если бы не их самоотверженность, упаси Б-г, давно бы не осталось следа и памяти от нашего народа, меньшего из всех народов и ненавистного для всех их. Это они дали Израилю вечную жизнь.

Поэтому каждая дочь Израиля, к какому бы кругу общества она ни принадлежала, хранит и тщательно исполняет все законы о чистоте, во всех их деталях. Дочь Израиля уважает законы Торы и выполняет их с гордостью в сердце, она не обращает внимания на насмешки - пусть сами насмешники устыдятся! - и остается верной своему героизму и своей праведности.

Это о дочери Израиля, охотно и радостно исполняющей законы о чистоте, как повелела ей Тора и как научили ее мудрецы Торы, это о ней и всех ей подобных говорит Писание:

"И храните, и исполняйте, ибо она — ваша мудрость и разумение ваше в глазах народов, которые услышат о всех этих законах и скажут: лишь один есть мудрый народ и разумный - великий этот народ!"

С каких пор жена запретна для своего мужа

1. Женщина, из "родника" которой вышла капелька крови, пусть даже крошечная, как зернышко горчицы, в период менструации, или не в период менструации, и даже когда она беременна или кормит грудью, называется нида (букв "отдаленная") и запрещена для своего мужа под угрозой наказания карет — истребления души, как сказано в Торе: "А муж, что ляжет с женщиной в период ее нездоровья...- и истребятся оба они из среды народа своего" (Вайикра, 20:18). И она не становится вновь разрешенной ему ранее, чем очистится как полагается по закону (как будет разъяснено далее).

2. Любые пятна, найденные на одежде и похожие на кровь — светлые, темные и даже черные, розовые или другого цве.та, тяготеющего к красному, делают женщину нечистой. Выделения, в которых невозможно обнаружить ничего красноватого, — чисты, но если есть сомнение в том, содержится ли в них нечто красноватое, необходимо обратиться к компетентному раввину.

3. Женщина, почувствовавшая, что "родник" ее открылся, как это обычно происходит в начале менструации, или что происходит выделение из него чего-то влажного без ощущения, что "родник" открывается, должна немедленно произвести проверку, и если она обнаружила, что выделения чистого цвета, то она чиста. Если же она произвела проверку и не нашла ничего, или между ощущением и проверкой прошло продолжительное время, и проверка обнаружила чистые выделения, или не обнаружила ничего, — в подобных случаях необходимо обратиться к раввину.

4. Беременная женщина, по истечении трех полных месяцев беременности почувствовавшаяся, что ее "родник" открылся, или что из него выделяется что-то жидкое, должна немедленно произвести проверку; если она ничего не нашла или нашла чистые выделения, то она остается в своей чистоте.

5. Если чистая женщина нашла на теле, или на нижнем белье, или на простыне постели пятно цвета крови, или оно похоже на кровь, золотистого цвета или цвета воска, она должна обратиться к раввину.

6. Если женщина обнаружила кровь в моче, она должна обратиться к раввину.

7. Женщина, обнаружившая выделения крови после того, как она сдала медицинские анализы, должна обратиться к раввину.

8. По приходу дня и поры суток* когда у женщины, как правило, начинается менструация, ее муж обязан отдалиться от нее на всю пору суток, даже если она еще не обнаружила выделения крови, не нашла никакого подозрительного пятна и не почувствовала ни открытия "родника", ни выделения чего-то влажного. В какой день должен муж отдалиться от своей жены, в какой день следует ожидать прихода месячных? Это определяется четырьмя способами. Вот они: а) если три предыдущих начала месячных попадали на один и тот же день еврейского месяца, когда снова приходит этот день в четвертый раз, жена запрещена для мужа всю соответствующую пору суток, так как можно с уверенностью предсказать, что в этот день менструация начнется опять; б) если месячные пришли несколько раз через равные промежутки, то после четвертого раза (то есть, когда уже три раза образовывались равные промежутки между ними) можно с уверенностью предсказать, что месячные придут снова через то же самое число дней, и потому в соответствующий день в течение всей той поры суток, когда начинались предыдущие менструации, жена запретна для своего мужа; в) если обнаружено, что расстояние во времени между началами менструации меняется регулярно — например, в первый раз оно составляло 28 дней, во второй — 29, в третий - 30, в четвертый — 31, то установился регулярно-прогрессирующий цикл (именно после 4-х наблюдений удлинения промежутка между месячными), и когда приходит в следующий раз 32-й день после начала предыдущей менструации, в этот день женщина запретна для своего мужа. В точности то же самое — если у женщины выявляется регулярно - регрессирующий цикл — то есть, после первого промежутка между началом месячных в 31 день последовали промежутки в 30, 29 и 28 дней .когда приходит 27-й день после начала предыдущей менструации, она должна отдалиться от своего супруга; г) в трех случаях при начале менструации женщина заметила, что испытывает одни и те же ощущения (например, на нее напала зевота или отрыжка, или она чувствовала тяжесть во всем теле, или слабость, дрожь в коленях, или тошноту и т.п.) ; после того как три раза в начале менструации повторились все эти ощущения, или часть их, при повторении того же самого можно с уверенностью ожидать нового начала месячных, и женщина обязана отдалиться сразу же от своего мужа на всю соответствующую пору суток.

* "Пора суток" — это или день, или ночь, когда у женщины регулярно начинается менструация. "День" - это время от восхода солнца до его захода, "ночь" - от захода солнца до его восхода.

Что значит - "пора суток"? Это значит, что если три предыдущих начала месячных были днем (в промежуток времени от начала восхода солнца до его заката), она ожидает прихода месячных днем и должна отдалиться от мужа на весь день; если же три предыдущих начала месячных пришлись на ночь (в промежуток времени от захода солнца до его восхода), она ожидает следующего начала месячных также ночью и должна отдалиться от мужа на всю ночь.

Есть авторитетное мнение, что начало запрета близости

— это пора суток, предществующая той, когда ожидается менструация, то есть: если менструация ожидается днем

— то запрет начинается с начала предыдущей ночи и продолжается затем весь день, если менструация ожидается ночью - запрет начинается с начала предыдущего дня и продолжается всю ночь. Тот, кто ведет себя таким образом — да будет благословен!

9. Женщина всегда обязана считаться с вероятностью регулярного повторения начала менструации и отдаляться от мужа в соответствующий день и соответствующую пору суток, пока трижды не случится, что менструация начнется не в ожидаемый день и не в ожидаемую пору суток: тогда можно с уверенностью считать, что у нее нет регулярных месячных, и она должна вести себя так, как будет сказано в следующем параграфе.

10. Если у женщины нет регулярного месячного цикла, или он был у нее ранее, но изменился и пока еще не определен, или промежуток между началами менструации меняется в пределах 3—4 дней, то есть, женщина примерно знает, когда начнется менструация, но она то опаздывает, то начинается раньше, или если в промежутке между менструациями она один-два раза неожиданно находила кровь - во всех этих случаях она не должна сама определять, как вести свою семейную жизнь, но обратиться к авторитетному раввину, и он укажет ей, когда следует отдаляться от мужа и когда начинать счет "семи чистых дней".

11. Женщина с регулярным месячным циклом или без него, отдалившаяся от своего мужа в определенную пору суток, когда она ожидает начала месячных, согласно указанию раввина, не должна отдаляться от мужа после того, к^к эта пора суток прошла, а месячные не начались: она проверяет себя еще раз и становится разрешенной для него.

12. Женщина, ставшая нидой согласно тому, что сказано выше, не становится автоматически разрешенной для мужа по истечении даже очень большого времени, где бы она ни купалась и чем бы она ни мылась - до тех пор, пока она не очистится так, как предписывает Галаха. Вот порядок очищения: 1) естественное прекращение выделения крови и окончание срока нечистоты; 2) "граница чистоты"; 3) счет "семи чистых дней";

4) ежедневные проверки в течение "семи чистых дней";

5) погружение в воды, пригодные, согласно Торе, для очищения в них. Вот пять непременных условий очищения, детали которых будут разъяснены ниже.

Срок нечистоты

1. Когда женщина обнаруживает выделение крови, или ощущает выделение чего-то жидкого и затем, проверив себя, находит кровь, или обнаруживает нечистое пятно* и оскверняется, она отсчитывает "пять нечистых дней", независимо от того, сколько времени в действительности продолжалось выделение крови (есть мнение, что в случае выделения крови отсчитывают шесть дней, а только в случае нахождения нечистого пятна - пять дней). Если же выделение крови продолжается дольше, то окончание срока нечистоты определяется прекращением выделения крови.

2. Первый день менструации определяется независимо от того, в какой момент его она началась - часть дня считается за целый день; даже если менструация началась перед самым заходом солнца, после его захода заканчивается первый день менструации из пяти "нечистых дней", и после него отсчитывается еще четыре дня, и, в случае прекращения выделения крови, делается "граница чистоты".

* Пятно: если без ощущения влажных выделений и без проверки себя на одежде найдено пятно цвета, тяготеющего к цвету крови, то молодой женщине лучше всего обратиться к компетентному специалисту, который укажет ей, в чем различие между чистыми и нечистыми пятнами.

"Граница чистоты"

1. По истечении "нечистых дней" (пяти или более) наступает необходимость отсчитать "семь чистых дней" до погружения в микву, однако к их отсчету нельзя приступить, не сделав "границы чистоты".

2. Что такое — "граница чистоты"? В конце пятого дня после начала месячных, или в конце того дня, когда выделение крови прекратилось (если оно продолжалось больше пяти дней), незадолго до захода солнца женщина тщательно подмывается теплой водой (еще более желательно вымыться целиком), а затем надевает чистое белое белье (если нет белого белья, можно одеть любое другое, но без пятен). Она берет немного чистой белой ваты или чистую белую тряпочку из старого и потому мягкого материала и вводит ее во влагалище так далеко, как достает ее палец, а затем, осторожно поворачивая эту вату или тряпочку, прикасается к стенкам влагалища, стараясь, чтобы ни один участок не остался пропущенным. Затем она рассматривает эту вату или тряпочку при свете дня, исследуя, нет ли на ней пятна крови. Если вата или тряпочка оказываются совершенно чистыми, значит "граница чистоты" удалась, и после захода солнца женщина начинает счет "семи чистых дней".

3. Если проверка была произведена недостаточно тщательно — тряпочка не была введена достаточно глубоко, или не была там повернута так, чтобы проверить все стороны — в тот же вечер нельзя произвести вторичную проверку, необходимо подождать до завтра, чтобы перед самым заходом солнца повторить все и, если "граница чистоты" будет сделана, начать затем счет "семи чистых дней".

4. Если на вате или тряпочке, извлеченной из влагалища, найдено пятно, еще не все потеряно: она может снова подмыться и сделать повторную проверку с другим куском ваты или с другой тряпочкой, и если теперь никакого пятна найдено не будет, "граница чистоты" считается сделанной и начинается счет "семи чистых дней".

5. Есть очень похвальный обычай: после того, как женщина делает "границу чистоты", она закладывает в самую глубь влагалища чистую белую тряпочку (старую, много раз стиранную и потому мягкую), и оставляет ее там до самой ночи, затем вынимает и кладет в надежное место, а наутро при свете дня внимательно проверяет, нет ли на ней каких-нибудь следов крови.

6. После произведения "границы чистоты" все постельные принадлежности надо сменить на белые, только что выстиранные. Если это невозможно, необходимо очень внимательно проверить старые, нет ли на них подозрительного пятна.

"Семь чистых дней"

1. После того, как была произведена "граница чистоты" по всем правилам, женщина считает "семь чистых дней", вернее семь суток, так как то, что здесь называется "день", подразумевает в себе и ночь, и день. Часть дня между "границей чистоты" и заходом солнца считается за целый день, и, таким образом "семь чистых дней" заканчиваются на седьмой день вместе с заходом солнца.

2. Каждый день из "семи чистых дней" женщина обязана производить тщательную проверку - такую же, как при совершении "границы чистоты" — дважды в день, утром и вечером, перед заходом солнца. Тряпочку или вату, которой делается проверка, осматривают только при свете дня.

3. Если в первый и седьмой день из "семи чистых дней" проверки не были сделаны или если одна из этих проверок была сделана небрежно, то счет "семи чистых дней" оказывается под сомнением. В таких случаях необходимо проконсультироваться с раввином. Однако же остальные проверки - дважды в течение каждого из остальных пяти дней - не столь важны и если они не были сделаны с необходимой тщательностью, или если по забывчивости одна из них оказалась пропущена, счет "семи чистых дней" считается действительным, но, повторяем, только тогда, когда в первый и седьмой день из них все проверки были произведены по всем правилам.

4. "Семь чистых дней" должны быть семью днями подряд, без перерывов. Поэтому, если в один из этих дней была обнаружена кровь или найдено пятно, весь счет отменяется; но в этом случае не нужно снова ждать пять "нечистых дней", как во время месячных, но сразу же после прекращения кровотечения - в тот же день, перед самым заходом солнца можно сделать новую "границу чистоты" и снова начать счет "семи чистых дней".

5. Если день "границы чистоты" приходится на субботу или праздник или Йом-Кипур, женщина подмывается холодной водой, или теплой, но нагретой со вчерашнего дня, и подмывается голой рукой, без применения чего бы то ни было, впитывающего в себя воду, чтобы не нарушить запрет выжимания жидкости, действующий в эти дни.

6. "Граница чистоты" производится даже в период "семи траурных дней" после смерти близкого родственника.

Погружение в микву

Женщина, успешно завершившая счет "семи чистых дней", продолжает быть строго-настрого запрещенной для своего мужа, пока не очистится так, как предписывает Тора. Пусть она мылась в ванне, принимала душ, купалась в бассейне и т.п., пусть даже она окунулась в микву, но без соблюдения всех правил, касающихся этого - она не стала чистой. Только погружение в воды мыквы, совершенное при тщательном соблюдении всех соответствующих законов, способно вывести женщину из состояния нечистоты.

Процедура омовения в микве выполняется в следующем порядке:

1. В конце седьмого дня из "семи чистых дней" женщина приходит в помещение миквы, снимает с себя кольца, вынимает серьги из ушей, извлекает изо рта вставные зубы (которые можно вынуть) и все тому подобное. Она обстригает ногти рук и ног и тщательно моет все свое тело, в особенности те его части, где обычно скапливается пот и грязь. Она прочищает нос и уши, пупок и промежутки между пальцами, чистит зубы и прополаскивает рот, моет голову (однако не рекомендуется использовать при этом много мыла) и тщательно расчесывает голову - так, чтобы не осталось ни одного волоска, запутавшегося и слипшегося с другим — и на голове, и во всех частях тела, где растут волосы. Она делает все это не торопясь вплоть до наступления настоящей ночи (у сефардов принято — и обычай этот достоин всяческих похвал - что перед погружением в микву женщина сбривает все волосы на теле).

После наступления ночи и окончания подготовки к погружению в микву женщина еще раз тщательно осматривает все свое тело, проверяя, не осталось ли чего-нибудь еще, что может преградить воде доступ к какому-нибудь участку тела, и будучи еще мокрой после мытья, спускается в микву. Между мытьем тела и погружением в микву нельзя ничего есть, и, если путь от ванной до миквы она проходит босиком, перед погружением следует еще раз осмотреть ступни ног, полностью ли они чисты. Теперь она входит в воду миквы.

Когда она заходит в воду настолько, что вода достигает уровня сердца, она погружается в воду, наклоняясь вперед свободным и непринужденным движением, так, как она склонилась бы над колыбелью ребенка, и вода должна покрыть ее полностью, так, чтобы ни один волосок не остался плавать на поверхности.

Положение тела в воде во время погружения должно быть таким, чтобы вода могла свободно проникать в любые складки ее тела и в каждое укромное место на ее теле; поэтому рот не следует ни сжимать, ни открывать больше обычного, но следует держать губы в естественном, свободном положении; глаза также не следует зажмуривать; руки не нужно сжимать в кулаки, ноги не нужно плотно прижимать ни одну к другой, ни к телу, руки и ноги должны быть в свободном, естественном положении, как во время ходьбы: руки - слегка отодвинуты от тела, ноги — немного раздвинуты. Нельзя совершать омовение в микве ни выпрямившись "по стойке смирно", ни сидя скорчившись, но, как было сказано, в свободном полусогбенном положении.

После того, как женщина наклонилась таким образом в воде и оказалась вся, целиком, вместе со всеми волосами, погруженной в воду один раз, она снова выпрямляется, поднимая голову над водой, обнимает себя обеими руками ниже уровня сердца, а глаза поднимает вверх, и, все еще находясь в воде, произносит благословение: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам погружение в воду", и сразу же после этого снова погружается в воду точно так же, как в первый раз, и после этого становится полностью чистой.

2. Необходимо, чтобы взрослая еврейка стояла в это время у миквы и наблюдала за тем, чтобы погружение в воду производилось по всем правилам, и чтобы на поверхности воды не оставалось ни одного волоска.

3. Погружение в воды миквы считается недействительным в следующих случаях: если женщина погрузилась в микву сразу же по истечении "семи чистых дней", не дождавшись наступления настоящей ночи (когда на небе показались звезды средней величины), или если она перед погружением не вымылась так, как описано выше; если на ее теле осталось что-либо, преграждающее к нему свободный доступ воды — пусть даже это будут два волоска, слипшиеся вместе; если она вымылась, но не проверила всего своего тела, не осталось ли на нем чего-то, что могло бы помешать доступу воды, пусть даже она это сделала после погружения и ничего не нашла; если она не расчесала волосы перед погружением, или расчесала их в сухом состоянии, а затем вымылась и спустилась в микву; если во время погружения она плотно сжала рот, сильно зажмурила глаза, прижала пальцы рук или ног друг к другу, сжала руки в кулаки; если при погружении в воду какая-нибудь часть ее тела осталась вне воды, даже если всего один волосок остался на поверхности воды; если она погрузилась в воду, выпрямившись "по стойке смирно", или в сидячем положении, или скорчившись; если во время погружения волосы попали ей в рот.

4. Если муж находится в том же городе, где и жена, то женщина не имеет права переносить свое очищение на более поздний срок, но обязана совершить погружение в микву сразу же после истечения "семи чистых дней" так, как описано выше. Точно так же муж не имеет права куда-нибудь уехать из дома в ту ночь, когда его жена должна очиститься, кроме тех случаев, когда в этом есть очень большая нужда.

5. В стесненных обстоятельствах, или в случае, когда муж отсутствует в их городе, женщина может перенести свое очищение на какой-то другой день. Однако времени погружения в микву это не меняет: его следует произвести вечером, после того, как на небе появляются звезды средней величины. Но все же лучше и более правильно, если женщина очистится в надлежащий срок, даже если ее мужа нет в городе.

6. Если женщина не совершила погружения в микву на исходе седьмого дня и хочет сделать это в восьмой день или еще позже, она ни в коем случае не должна задерживаться с этим до наступления ночи, но должна тайком совершить погружение днем и утаить это от своего
мужа до ночи.

7. Очень правильный Обычай не есть мяса в день погружения, потому что мясо обладает способностью застревать в зубах и может преградить свободный доступ воде. Однако в субботу и праздник можно есть мясо, как всегда в эти дни, только перед погружением следует тщательно вычистить и промыть зубы.

8. Заповедь исполняется самым похвальным образом, если женщина начинает мыться еще до захода солнца и продолжает это дело вплоть до наступления настоящей ночи, а затем, сразу же после мытья, совершает погружение. Однако же, когда это невозможно, женщина может мыться и ночью, только делать это следует не торопясь, а затем совершить погружение.

9. Если время погружения приходится уже на субботу или праздник, мыться следует именно днем — потому что в субботу и праздники это не разрешается.

10. Даже в канун субботы нельзя торопиться с мытьем всего тела для того, чтобы успеть сбегать домой и зажечь субботние свечи, а потом вернуться снова и совершить погружение после наступления ночи. Лучше сказать мужу, чтобы он зажег свечи вместо нее, а самой тщательно, не торопясь, вымыться и спокойно посидеть в помещении миквы до наступления ночи, и тогда совершить погружение.

.11. Можно зажечь субботние свечи еще задолго по захода солнца перед уходом в микву для мытья и погружения, но перед этим нужно поставить следующее условие: "Я не принимаю на себя святость субботы до тех пор, пока не настанет ее время". После этого женщина произносит обычное благословение на зажигание субботних свечей, идет в микву и моется так, как полагается уже после зажигания субботних свечей. Нужно только взять для этого случая свечи большего размера, чем обычно, чтобы они горели дольше, до окончания вечерней трапезы.

12. Если время погружения в микву пришлось на исход субботы, вымыться следует еще накануне субботы, а перед погружением на исходе субботы необходимо особо тщательно проверить все тело. И хорошо снова вымыться горячей водой перед погружением.

13. Желательно, чтобы женщина мылась в самом помещении миквы перед погружением. Если же она вымылась в другом месте, следует принести с собой в микву расческу и перед погружением тщательно расчесать волосы.

14. Если волосы у женщины длинны, или если некому стоять над миквоп во время ее погружения и следить, чтобы волосы ее не остались на поверхности воды, следует заправить волосы под сеточку, только нужно проследить, чтобы она сидела на голове свободно, не сжимая шевелюру.

15. Если необходимо, чтобы женщину во время погружения поддерживали, другая женщина должна прежде окунуть свои руки в воды миквы и поддерживать ту, что совершает погружение, свободно, не прижимая своих рук к ее телу.

16. После погружения, все еще находясь в помещении миквы, нельзя мыться снова горячей водой ни в ванне, ни под душем, ни каким-либо другим способом. Но дома это можно сделать.

17. После погружения в микву следует остерегаться встречи с нечистым животным, и очень хорошо, если первым встретившимся будет чистый человек; поэтому женщина, совершившая погружение ранее, при встрече с женщиной, выходящей из миквы, слегка прикасается к ней рукой, что означает: моя чистая подруга — первое существо, которое я встретила после моего очищения.

У евреек из сефардских и восточных общин есть обычай, выходя из помещения миквы, устремлять свои глаза к небесам.

18. Обычай скромности и целомудрия — возможно тщательнее скрывать, когда совершается погружение, и не говорить об этом никому, кроме мужа.

19. О следующих вещах следует спрашивать компетентного раввина, как поступить, чтобы погружение было совершено правильно: если женщина постоянно делает маникюр и отпускает длинные ногти; если в одном из зубов есть временная пломба; если в медицинских целях она носит кольцо внутри влагалища; если на коже есть прыщи, волдыри или раны; если, вернувшись из миквы после погружения, она обнаружила на теле что-то, что могло преградить воде свободный доступ к этому участку тела.

Во всех этих случаях и подобных им, при появлении малейшего сомнения в правильности производимого погружения женщина не имеет права сама определять закон, но обязана обратиться с вопросом к раввину.

Об отдалении в период менструации

Женщина, которая стала нечистой, даже если выделение крови уже прекратилось, и она уже сделала "границу чистоты", и отсчитала "семь чистых дней", и вымылась во всех водах мира, все-таки пока она не совершила погружения в микве так, как предписывается, она запретна для мужа под страхом наказания карет - уничтожения души. "И к женщине, отчужденной нечистотой своею, не приближайся" (Вайикра, 18:19) - это означает, что всякая близость с ней запрещена.

Вот некоторое из того, что перечисляли мудрецы наши относительно закона об отдалении жены от своего мужа в тот период, когда она нечиста.

Они не должны касаться друг друга и передавать что-либо из рук в руки непосредственно, тем более им нельзя лежать вместе в одной кровати, пусть даже каждый из них будет одет. Точно также она должна избегать любого проявления близости, говорящего об их любви и симпатии друг к другу.

Он не должен смотреть на те части ее тела, которые обычно бывают скрыты под одеждой, не должен шутить с ней и вообще проявлять легкомыслие в своем отношении к ней, как в речах, так и тем более в действиях.

Если они едят вместе за одним столом, без посторонних, следует изменить что-либо в сервировке стола или в обхождении супругов друг с другом, чтобы это напоминало о положении в данное время.

Он не должен доедать или допивать за ней у нее на глазах, разве что это было переложено или перелито в другую посуду или после нее из той же посуды ел уже кто-то другой и оставил.

Ему нельзя спать на ее постели и даже сидеть на ней, даже если она этого не видит.

Жена не должна стелить мужу постель у него на глазах, но если он этого не видит, можно. Она также не должна лежать на постели, принадлежащей мужу, когда он это видит.

Если один из супругов болен, нужно, чтобы кто-нибудь другой ухаживал за ним, однако же, если это невозможно, принято относиться снисходительно к тому, чтобы один из супругов ухаживал за другим.

Тот, кто соблюдает перечисленные выше правила, достоин всяческих похвал. О чем здесь идет речь? О ситуации, когда женщина обнаружила выделение крови и еще не совершила погружения в микву, однако же, когда она отдаляется от мужа в ожидании прихода месячных, всякие проявления любви и симпатии, кроме половой близости, не запрещаются, но тот, кто избегает и их тоже в такое время, заслуживает того, чтобы называться святым.

Беременность, рождение и кормление ребенка

1. По прошествии трех первых месяцев беременности считается, что выделение крови крайне маловероятно, и женщина разрешена своему мужу в течение всего периода беременности без предварительных проверок, в том числе и в те дни, когда ранее у нее начинались месячные, без опасения. То же относится и к кормящей матери в течение всего периода кормления.

2. Если в период беременности или кормления женщина обнаружила выделения крови или нашла подозрительное пятно, она считается нидой со всеми связанными с этим последствиями. Чтобы знать, когда в следующий раз она обязана отдалиться от своего мужа из-за опасения повторного начала месячных, она должна проконсультироваться с раввином.

3. По прошествии периода беременности и кормления ребенка следует опасаться начала месячных в те же периоды времени, что и до начала беременности.

4. Беременная или кормящая женщина, почувствовавшая, что "родник" ее открылся, или что из него выделяется что-то жидкое, проверившая себя и ничего не нашедшая, продолжает считаться чистой (как сказано в разделе "С каких пор жена запретна для своего мужа", 4).

5. Роженица считается нидой; если родился мальчик, нечистота ее продолжается семь дней, и если кровотечение прекратилось, она может произвести "границу чистоты", отсчитать "семь чистых дней", совершить погружение в микву и тогда она чиста; если родилась девочка, роженица нечиста четырнадцать дней, после чего, если кровотечение прекратилось, она делает "границу чистоты", отсчитывает семь чистых дней совершает погружение и очищается. Точно так же она ведет себя в случае выкидыша зародыша мужского или женского пола.

6. Если после погружения она обнаружила опять выделение крови, — она нечиста, как обычная женщина над а.

Что обязана выполнять невеста

1. После того, как день свадьбы назначен, невеста — будь она уже привычная к периодам своих менструаций, или еще совсем юная, у которой ни разу не было месячных, или, наоборот, пожилая женщина, у которой уже прекратились менструации - в любом случае она делает "границу чистоты" (желательно, чтобы ею руководила опытная замужняя женщина), отсчитывает "семь чистых дней" и погружается в микву. Для того, чтобы погружение было произведено в ночь накануне свадьбы, не следует его отдалять от окончания "семи чистых дней" дальше, чем на четыре дня.

2. Перед свадьбой невесте разрешается произвести погружение днем, и именно в восьмой день после начала счета "чистых дней", или позже. Если совершенно необходимо произвести погружение на седьмой день, посреди дня, следует обратиться с вопросом к раввину.

3. Если после того, как невеста сделала "границу чистоты", отсчитала "семь чистых дней" и сделала погружение в микву, свадьба была перенесена на другой день, или если о перенесении дня свадьбы стало известно посреди счета "семи чистых дней", необходимо обратиться к раввину с вопросом: как вести себя невесте в этом случае.

4. Невеста, не произведшая погружения перед свадьбой или обнаружившая выделение крови после погружения, - нида в полном смысле слова и до своего очищения не может находиться наедине со своим мужем даже днем.

5. Кровь, выделяющаяся при разрывании девственной пленки, приравнена нашими мудрецами к крови менструации. Поэтому тот, кто женится на девственнице, обязан отдалиться от нее немедленно после завершения первого полового акта и относиться к ней так же, как к ниде даже в том случае, когда на деле выделения крови не обнаружено. Разница лишь в том, что в период месячных женщина отсчитывает пять дней до "границы чистоты", а невеста — только четыре дня, нечистых из-за крови, выделившейся при потере девственности (есть обычай отсчитывать пять дней и в этом последнем случае тоже). Затем она делает "границу чистоты" и считает "семь чистых дней".

6. Если после "границы чистоты" или погружения она снова обнаружила кровь, она ждет, когда кровотечение совершенно прекратится, снова делает "границу чистоты", отсчитывает "семь чистых дней" и погружается в микву (как сказано выше в разделе "Семь чистых дней", 4).

7. Взявший себе в жены девственницу - и она чиста -исполняет заповедь, овладевая ею в первую брачную ночь, и заканчивает половой акт, несмотря на то, что это может сопровождаться достаточно сильным кровотечением. Немедленно после исполнения этой заповеди он обязан отдалиться от своей жены как от ниды.

 

Untitled Document
ТЫ И ТВОЙ ДОМ
The Jew and His Home
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация
 


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.