"...Сеет справедливость, взращивает спасение.
."[1].
Почему, говоря о помощи нуждающимся, употребляют слово
"посев'', как. например, написано в Танахе: "Помогайте
нуждающимся [так, будто] вы засеваете [поле] для себя[2]
– станет ясным, если понять сказанное нашими
учителями, благословенна их память: «Раби Эльазар давал
бедняку мелкую монету и [лишь] затем приступал к молитве,
ибо написано: "В награду за помощь нуждающимся
удостоюсь созерцать Твой лик"[3]».
Это означает, что человек открывает для себя суть Б-жественного
света во время молитвы при концентрации мыслей и внимания
[на смысле произносимого] – каждый
в соответствии со своим духовным уровнем; происходит
это лишь благодаря милосердию "и доброте Всевышнего,
изливающимся из высших миров в физический мир,
– для тех, кто трепещет пред величием Его"[4].
Иными словами, свет Эйн Соф Всевышнего, благословен
Он[5],
озаряющий высшие миры своим ослепительным сиянием, раскрывает
населяющим их духовным образованиям величие и могущество
[Творца], и те ощущают всем своим существом полную зависимость
от Источника их жизни, осознают, что они –
ничто по сравнению с Ним, и полностью растворяются в
свете [Творца], благословен Он. Эти [духовные образования]
– не что иное как "дворцы"[6]
с наполняющими их ангелами и душами, чьи имена перечислены
.в святой книге "Зогар" в соответствии с их
иерархией; на это же намекает порядок молитв, установленный
для нас мудрецами Великого Собрания[7].
Из высших миров нисходит в наш мир благодатный свет
и озаряет тех, кто трепещет пред Всевышним, размышляет
над значением имени Его и хочет служить Ему всем сердцем
посредством молитвы, как написано: "...И Г-сподь
осветит окружающий меня мрак"[8].
Нисхождение этого сияния в наш физический мир и определяется
как милосердие Всевышнего, которое сравнивается [в книге
"Зогар"] с водным потоком, низвергающимся
с высот.
Известно, что в высших мирах проявляются и такие качества
Всевышнего как суровость и сдержанность, необходимые
для того, чтобы ограничить и скрыть благодатный свет
Его от низших [миров]. Пробуждение того или иного качества
Всевышнего зависит лишь от самого человека. Если он
помогает окружающим, наделяя их всем жизненно необходимым
и делая им добро, он вызывает тем самым аналогичное
отношение к себе Всевышнего; как сказали наши учители,
благословенна их память: "Той же меркой, какой
меряет человек, измеряют и его самого"[9].
На первый взгляд воздаяние, которое он получает, несоизмеримо
с его поступком: за щедрость человека в этом мире ему,
казалось бы, положены блага мира грядущего, а не такой
щедрый подарок еще при его жизни, как свет Самого Творца,
ибо свет этот озаряет людей и рассеивает темноту вокруг
них во время молитвы – служения Всевышнему
всем сердцем. Получить такую награду означает, как известно,
– удостоиться максимального приближения
души к ее Первоисточнику еще при жизни человека[10],
что превосходит все блага, уготованные ей в грядущем
мире. Как сказали наши учители, благословенна их память:
"Один час покаяния и добрых дел в этот мире прекрасней
всей жизни в раю..."[11],
о чем подробно говорится в другом месте, –
ибо рай – лишь сияние и отсвет [Шхины][12].
[Несоизмеримость поступка и воздаяния за него можно
объяснить с помощью следующей аналогии.] Зерновые и
деревья вырастают из посаженных в землю семян и косточек
плодов. Колосья, а также стволы деревьев и их плоды
по сути своей и по материальной структуре абсолютно
не похожи на семена и косточки, [из которых они выросли]:
материальная структура семени и косточки не является
непосредственной основой структуры растения и плода,
ибо растительная ткань семени и косточки, их плоть разлагается
в почве и гниет. Благодаря способности обновлять растительный
мир, [которой Всевышний наделил] землю, выходят на ее
поверхность колосья и деревья, приносящие плоды; но
чтобы эта способность реализовалась, необходимо прежде
всего опустить в землю семена или косточки, и те сгниют
там, вернув свою жизненную силу источнику, из которого
в свое время ее получили, – силу воспроизводства,
– и растворившись в нем. Возвращение этой
силы к источнику побуждает его реализовать заложенную
в нем потенцию к обновлению растительного мира, стимулируя
рост колосьев, [получивших] из семени [свой генетический
код], – однако в каждом из них уже
не одно зерно, а много; то же верно и по отношению к
плодовым деревьям. Материальная структура и качество
плодов тоже во много раз превосходят материальную структуру
и качество косточки, посаженной в землю. Это верно и
в отношении плодовых овощных культур, таких, как огурцы[13],
но в отличие от зерновых, плоды которых –
семена, – плоды овощных культур и
их семена – не одно и то же, семена
находятся внутри плодов. [Различие между] таким плодом
и его семенем подобно [различию между] косточкой плодового
дерева и его плодом. Это количественное и качественное
различие между плодом и семенем объясняется тем, что
источником и основой жизненной энергии, благодаря которой
появляются плоды, является не семя, а сила обновления
растительного мира, [дарованная Творцом] земле и несущая
жизнь приносящим плоды растениям и деревьям. Задача
же посаженных в землю косточек заключается лишь в том,
чтобы инициировать потенцию, заложенную в нее, [- подобно
тому, как человек своей активностью в нижнем мире вызывает
процессы в высших, духовных мирах]. Эта активность называется
в трудах раби Иц-хака Лурии, благословенна его память,
"всплеск маим нуквшл".
И в полном соответствии с этим сравнением все виды
помощи нуждающимся в среде еврейского народа влияют
на высшие миры, являясь своего рода "всплесками
маим нуквшл,", [вызывающими излияние из
высших миров доброты Творца]. В высших мирах находится
источник всех еврейских душ, названный в книге "Зогар"
"собранием Израиля", а также "последней
стадией в процессе рождения [душ]"[14];
в Талмуде же этот духовный уровень называется "Шхиной".
В этом источнике душ соединяются все [десять] свойств
Святого [Творца], благословен Он, главное из которых
– доброта, и составляют с этим источником
единую сущность. [Добрые дела человека] вызывают доброту
Самого Всевышнего, находящую свое выражение в излучении
Его света с тем, чтобы излить его в нижние миры и осветить
души евреев, которым откроются величие и могущество
[Творца] хотя бы во время молитвы. Несмотря на то, что
"величие Его непостижимо"[15]
до такой степени, что все – ничто
по сравнению с Ним, все же "в той степени, в какой
проявляется величие Его, проявляется и Его кротость"[16]
[- в том, что Он позволяет людям постичь Его и спускается
со Своих высот до уровня, доступного человеческому постижению],
"подобно изливающемуся водному потоку"[17].
Об этом написано: "Во мраке сияет свет [Всевышнего]
для прямодушных; [в этом награда человеку за то, что
он] милосерден, милостив и праведен"[18].
Если человек милосерден, милостив и праведен и от всей
души помогает нуждающимся, то этим он открывает путь
для излияния света Всевышнего в свою душу, которая облачена
в пребывающую во мраке плоть, [названную в Кабале] "кожей
Змея". Превращение темноты в свет и называется
спасением, и слова "взращивающий спасение"
говорят именно об этом, ибо спасение это "произрастает"
из помощи нуждающимся, являющейся, [образно говоря],
семенем, посеянным в [той субстанции высших миров, которая
служит] духовным аналогом земного шара[19].
Эта "земля желанная" и есть "собрание
Израиля", Шхина – присутствие
[Создателя] в сотворенных Им мирах [в качестве Царя],
дарующего им жизнь, как сказано: "Царская власть
Твоя распространяется на все миры..."[20].
Самые же богатые всходы приносит помощь нуждающимся,
живущим в нашей Святой Земле, которая в физическом мире
прямо связ-ана со Шхиной; посеянное здесь сразу же прорастает
в "земле желанной", что на Небесах, и нет
никаких препятствий и преград этому росту, ибо ничто
не в состоянии прервать связь между [верхней и нижней]
"землями жизни"[21],
так как врата Небес[22]
находятся над Храмовой горой, ничего подобного за пределами
[Эрец-Исраэль] не существует. Разумный да поймет сказанное.
[1]
Слова из благословения перед "Шма"
в утренней молитве.
[2]
По Гошеа, 10:12.
[3]
Бава батра, Юа. По Тегилим, 17:15. См. Тания,
часть 4, посл. 32. Слово бецедек из вышеприведенного
стиха Раши комментирует двояко: 1) "в заслугу за
мое милосердие", которое человек проявил, оказывая
помощь нуждающимся; 2) "по Твоему милосердию".
Автор трактует в этом послании слова1 стиха по обоим
комментариям. Внук автора, третий Любавич-ский Ребе,
известный под именем Цемах-Цедек. отмечает, что под
словом "лик", согласно Кабале, подразумевается
высший интеллект, который открывается в интеллекте молящегося.
[4]
По Тегилим, 103:17.
[5]
Раби Леви-Ицхак Шнеерсон, отец последнего Любавичского
Ребе, поясняет, что существует разница между понятиями
ор Эйн Соф, барух Гу ("бесконечный свет
Эйн Соф [-Всевышнего], благословен Он") и ор
Гавайе Эйн Соф, барух гу ("свет Всевышнего
Эйн Соф, благословен он"). Под вторым термином
подразумевается не бесконечный свет Творца, абсолютно
трансцендентный мирозданию, а тот свет, который нисходит
в сфирот и воплощается в них. Причем все слова, составляющие
этот термин, указывают на этапы его воплощения в сфирот,
от высших к низшим, и на его отражение от низших и возвращение
в источник.
[6]
См. прим. 14 к посл. 5.
[7]
Совет, состоявший из 120-ти мудрецов и пророков
и руководивший еврейским народом в начальный период
эпохи Второго Храма. Эти люди составили канонические
тексты основных молитв и благословений и способствовали
интенсивному изучению Устной Торы. Согласно преданию,
они зашифровали в текстах составленных ими молитв тайны
Б-жественного и мироздания.
[8]
По Шмуэль II, 22:29.
[9]
Мегила, 126; Сангедрин, 90а.
[10]
В терминологии хасидизма такое приближение души
к ее Первоисточнику называется тшува илаа –
"возвращение к Высшему". Душе открывается
ее Б-жественный источник, который, тем не менее, она
не в состоянии постичь и в раю.
[11]
Авот, 4:17.
[12]
См. Тания. часть 4, посл. 1 и прим. 13 и 14 там
же.
[13]
В современном иврите соответствующее слово означает
кабачки, однако здесь, очевидно, имеются в виду огурцы
– овощи того же семейства тыквенных. В тех
местах, где жил автор, огурцы были распространены, кабачки
– нет.
[14]
Души образованы из элементов всех сфирот, но
лишь благодаря генеративным свойствам сфиры Малхут души
становятся отдельными духовными сущностями.
[15]
По Тегилим, 112:4.
[16]
Мегила, 31а.
[17]
Об этом сравнении см. Тания. часть 1. гл. 4.
[18]
По Тегилим, 112:4. См. комм. Раши к этому стиху.
Слово "спасение" из первой цитаты автор, судя
по всему, толкует в этом послании так же, как и в посл.
3 этой части книги.
[19]
Генеративные свойства сфиры Малхут подобны свойству
почвы воспроизводить растительный мир. Согласно учению
хасидизма, многие физические характеристики земного
шара – например, форма, размер и т.
п. – имеют свой духовный аналог в
сфире Малхут.
[20]
По Тегилим, 145:13.
[21]
По Тегилим, 116:9. Подобно тому, как сфира Малхут
– источник жизни творений, Страна Израиля
– духовный источник всех физических благ
на земном шаре.
[22]
См. Брейшит, 28:17.
|