[Я пишу эти строки, чтобы] пробудить [в вас] любовь
к сокровищу, которым мы обладаем, –
к Святой Земле. Тоска по Стране Израиля издавна заложена
в наших сердцах. Пусть эта извечная любовь горит [еще
ярче], подобно пылающим углям, в самых глубинах ваших
душ и сердец, как будто именно сегодня Всевышний вложил
ее в них и пробудил в вас добрую волю [для оказания
помощи жителям нашей страны][1].
Когда евреи щедрой рукой, от всего сердца помогают беднякам,
они становятся достойными благ Всевышнего. Из года в
год следует увеличивать поддержку жителей Страны Израиля,
да возрастет в ваших сердцах любовь к этим [людям]
– только такое отношение к ним будет соответствовать
отношению к Святой Земле Того, Кто проявляется по отношению
к ней в Своем качестве кодеш гаэльон [- "высшая
святость", – которое присуще
сфире Хохма][2].
Свет этой высшей святости постоянно озаряет нашу святую
страну, и яркость его все время возрастает за счет притока
все новой и новой энергии, как написано: "...Взор
Г-спода, Б-га твоего, постоянно направлен на нее
– с начала года и до конца года"[3].
Смысл слов Торы "до конца года" непонятен
на первый взгляд[4].
Ведь по окончании очередного года наступает следующий
год, и здесь, казалось бы, больше подходит слово "вечно".
Он станет ясен, если мы обратимся к написанному [в
книге Мишлей]: "Свет мудрости Е-спода –
основа существования мира..."[5].
Основным фактором в образовании сфиры Малхут, аналогом
которой в физическом • мире является земной шар[6],
является сфира Хохма[7].
Сфира Малхут питает жизненной энергией все мироздание,
[и пророки называют ее "Страна Жизни"]. Основой
существования [Страны Израиля], "земли желанной"[8],
напрямую связанной со сфирой Малхут и называемой так
же, как и она, "земля, на которой оживут [мертвые]"[9],
являются эманация и свет сфиры Хохма –
ибо в ней сконцентрирована энергия, несущая жизнь всем
творениям. Как написано: "...[Сфира] Хохма оживит
тех, кто [станет] обладателем ее [жизненной энергии]"[10].
Сияние и эманация сфиры Хохма ежегодно открывают мирам
ее аспекты и наделяют создания новой жизненной энергией,
ибо Всевышний, благословен Он, и Его Хохма составляют
абсолютное единство, при котором Хохма –
это и есть Его сияние, а Творец, благословен Он,
– носитель бесконечного света –
Эйн Соф. Качественные характеристики и количественные
параметры света и жизненной энергии, потенциал которых
– в сфире Хохма, могут изменяться бесконечно
– по мере раскрытия в этом свете и в этой
энергии величия и могущества Творца; и нет границы,
нет предела Его абсолютному совершенству, [воплощенному
в свете Его]. Каждый год [из бесконечного света Всевышнего
изливается дополнительная энергия, обновляющая источник
жизненной силы миров] – сфиру Хохма,
[из которой, в свою очередь], нисходит поток нового,
не известного до тех пор мирам света, предназначенного
духовной субстанции, являющейся в высших мирах аналогом
земного шара. Ежегодно в канун Рош-Гашана[11],
когда Луна скрыта от жителей Земли[12],
тот свет, что год назад был дарован им, возвращается
в свой источник; а во время праздника Рош-f ашана [евреи]
трубят в шофар[13]и
читают особые молитвы, в результате чего в мир привлекается
новый горний свет из более глубоких аспектов сфиры Хохма.
Он озаряет [сфиру Малхут – ] высший
аналог земного шара – и "обитателей
его" – заложенные в этой субстанции
созидательные силы, обеспечивающие существование высших
и низших миров. Силы же эти сфира Малхут получает от
Эйн Соф – бесконечного света Всевышнего,
благословен Он; а облачением этому свету может служить
[лишь] сфира Хохма [вследствие ее способности воспринять
его сущность], как написано: "Источник жизни [миров
– сфира Хохма – ] неотделим
от сути Твоей; [благодаря этой сфире] Твой свет становится
доступным для нас"[14].
(И как известно тем, кто постиг тайны мудрости, в каждый
праздник Рош-f ашана происходит несира [- букв,
"удаление": существование сфирот, управляющих
мирами, и самих этих миров поначалу как бы теряет смысл
для Творца], но с течением дня вновь обретает его
– и на более глубоком уровне, –
после чего сфира Малхут получает новый "мозг":
[энергию, позволяющую ей управлять всеми процессами,
происходящими в мирах].) Процесс обновления жизненной
энергии происходит ежедневно и в микромире –
человеческой душе. Во время утренней молитвы –
"Шахарит" – человек тоже
как бы получает новый "мозг": новую духовную
энергию, проявляющуюся, главным образом, в его интеллекте.
В макромире этот процесс происходил и будет происходить
на протяжении всех шести тысяч лет существования мира
физического.
Теперь становится понятным смысл приведенных выше слов
Торы: "...Взор Г-спода, Б-га твоего, постоянно
направлен на нее...". "Взор" Всевышнего
– антропоморфизм, обозначающий здесь эманацию
и сияние света сфиры Хохма; поэтому мудрецы называются
"глазами общины"[15],
и по той же причине [сказано в Талмуде, что] воздух
Эрец-Исраэль способствует интеллектуальным прозрениям[16].
Несмотря на то, что эманация и сияние сфиры Хохма проявляются
перманентно, .их качественные характеристики и количественные
параметры постоянно изменяются со времен создания Вселенной:
каждый год в миры изливается новый горний свет, а тот
свет% который стал достоянием мира в предыдущий
Рош-f ашана, возвращается в свой источник в канун очередного
праздника. Поэтому и написано: "Взор Г-спода, Б-ra
твоего, постоянно направлен на нее –
с начала года и до конца года"; [именно "с
начала года и до конца года", а не "вечно"].
В слове мерейшит ["с начала года"]
отсутствует буква "алеф"; в неполном написании
его содержится намек на отсутствие света, который в
ночь праздника Рош-f ашана возвращается в свой источник.
А наутро, после того, как протрубят в шофар, в
миры опускается новый свет, исходящий из более глубоких
аспектов сфиры Хохма, которые до тех пор никогда еще
не раскрывались. Свет этот изначально вбирают в себя
"страны жизни": верхняя [- сфира Малхут
– ] и нижняя [- Эрец-Исраэль]; он присутствует
в них в скрытой форме, но в течение года передается
всем мирам в виде жизненной энергии. Однако выявление
в них этого света зависит от поступков людей, их заслуг,
а также от того, насколько искренне они возвращаются
ко Всевышнему в "Десять дней раскаяния"[17].
Разумный да поймет сказанное.
[1]
За новое дело люди берутся обычно с большим воодушевлением,
чем за дело привычное, рутинное. В книгу Тания это послание
вошло с купюрами. В книге писем автора, изданной в 1985
году изд-вом "Кегот" в Нью-Йорке, приводится
еще один отрывок из него. В нем Алтер Ребе приводит
комментарий наших учителей к словам "...и будут
эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня..."
(Дварим, 6:6), – гласящий, что слова
Торы должны ежедневно восприниматься человеком с таким
воодушевлением, будто только сегодня он услышал их из
уст Всевышнего на Синае, Алтер Ребе поясняет, что эти
слова справедливы и в отношении заповеди оказывать помощь
жителям Эрец-Исраэль.
[2]
См. прим. 11 к посл. 13 в четвертой части этой
книги. Хохма определяется как кодеш гаэльон, ибо
слово кодеш означает "трансцендентный".
Причем существует различие между словом кодеш ("святость")
и кадош ("святой"); последнее в грамматической
форме прилагательного указывает на те аспекты Б-жественного,
которые трансцендентны лишь относительно каких-либо
миров, а не всего мироздания. Кодеш в форме существительного
– главного члена предложения или, по выражению
книги Зогар, "самостоятельного" слова
– указывает на тот аспект Всевышнего, который
трансцендентен всему мирозданию. Всеведение Творца,
Его абсолютное знание, которое и есть высший аспект
сфиры Хохма, было присуще Ему и до сотворения миров.
Его знание охватывало все мироздание и все процессы
в нем и до его появления. Даже если бы не были Им сотворены
миры, Хохма была бы все равно присуща Ему, в отличие
от других Его свойств, таких, как рахум ("милосердный")
или ханун ("милост-ливый") –
их существование связано с мирозданием, ибо без творения
эти Его свойства не могут найти выражения. Слова рахум
и ханун по своей грамматической форме являются
особыми страдательными причастиями, т. к. эти свойства
вызваны существованием творений. Автор пишет об этом
в своей книге Ликутей Тора, гл. Бемидбар, стр. 93а.
[3]
ПоДварим, 11:12.
[4]
В связи с этой цитатой возникают два вопроса:
тот, который приводится в послании, и другой –
ведь сказано, что "Взор Г-спода, Б-ra твоего, постоянно
направлен на нее...", почему же нужно еще добавлять
"с начала года... и до конца года"? Ответ
на второй вопрос автор не дает прямым текстом; очевидно,
он полагает, что это станет ясным из ответа на первый.
[5]
По Мишлей, 3:19.
[6]
См. прим. 19 к посл. 8 в четвертой части этой
книги.
[7]
См. посл. 5 в этой части книги. Сфира Хохма
– замысел Творца, а сфира Малхут реализует
этот замысел. Согласно учению Хабада, критерием глубины
и величия замысла является возможность его реализации.
И в нашем мире ценность научной теории или открытия
состоит именно в этом.
[8]
По Малахи, 3:12.
[9]
По словам наших мудрецов, мертвые вернутся к
жизни в будущем лишь в Эрец-Исраэль, а кости похороненных
за ее пределами вынуждены будут переместиться по подземным
переходам в пределы Святой земли (см. Мидраш Раба к
Брейшит, 96:5, Ктубот, Ilia и комм. Раши там же).
[10]
По Когелет, 7:12. См. Тания, часть 1, гл. 18.
[11]
Новый год, букв. "Главный [день] года".
[12]
См. Рош-Гашана, 8а. Согласно Кабале и учению
Хабада, Луна в определенном аспекте –
физический аналог сфиры Малхут. Сокрытие Луны указывает
на то, что внутренние аспекты сфиры Малхут не проявляются
в мирах и Б-жественный свет – содержание
этой сфиры – удаляется в свой высший
источник, возвращается к Творцу. Иными словами, Всевышний
как бы пересматривает Свое решение о сотворении мироздания.
Он оценивает, насколько поступки людей соответствуют
Его замыслу и цели, которую Он поставил, создав универсум.
[13]
Бараний рог. Трубить в шофар –
главная заповедь, которую предписано
исполнять в Рош-Гашана (см. Ваикра, 23:23,24). В Кабале
и учении Хаба-да подробно объясняется духовное и мистическое
значение этой заповеди.
[14]
По Тегилим, 36:10.
[15]
См. Бемидбар, 15.24. Интеллектуальное созерцание
– одна из высших форм проявления аналога
сферы Хохма в душе человека.
[16]
См. Бава батра, 1586
[17]
Эти десять дней начинаются с Рош-Гашана и кончаются
в Йом-Кипур – день, когда Всевышний
прощает грехи и очищает от них людей. Чтобы удостоиться
прощения, необходимо покаяние. Число 10 указывает, согласно
Кабале, на некую целостность, завершенность, поэтому
на это и отводится десять дней
|