Случайный вопрос
Как-то холодным ноябрьским вечером один из моих друзей-евреев,
по натуре скептик, очень далекий от веры и не соблюдающий
никаких еврейских обрядов и к тому же, я должен добавить,
превосходный человек, обладающий острым и пытливым умом,
смущаясь, как бы невзначай, спросил меня:
- Послушай, тебе это, может быть, покажется странным,
но не посоветуешь ли ты мне, что почитать о Хануке?
Сыну моему неплохо бы узнать об иудаизме чуть-чуть больше,
чем он знает. - Лукаво улыбнувшись, мой друг добавил:
- Сам понимаешь, это не потому, что я вдруг поверил
в Б-га, а просто для общего развития.
Очень и очень не часто случается, что литератор, будь
он хоть плодовит-расплодовит, садится сочинять книгу,
чтобы ответить на чей-то случайный вопрос; но в данном
случае, боюсь, именно так и случилось, разумеется, книга
эта давно уже созрела у меня в голове и просилась на
бумагу; просьба моего друга лишь подтолкнула меня к
решению этой задачи. Уже много лет мне хотелось написать
о том, как я понимаю еврейскую веру.
Иудаизм всегда живо интересовал меня. Он - неотъемлемая
часть моей жизни и жизни моей семьи. Мой старший сын,
которому восемь лет, читает Танах на иврите, он знает
все обычаи и законы еврейского народа. Так уж мы живем.
Мне кажется, что, обладая некоторыми познаниями в иудаизме,
я могу использовать свой скромный писательский дар для
того, чтобы поделиться с читателем этими познаниями,
не впадая в утомительные подробности и не докучая ему
своими не всегда проверенными умозаключениями.
На свете очень много евреев, которые, хотя и не придерживаются
религиозных догматов, хотели бы тем не менее побольше
узнать о своей религии.
Среди неевреев также есть немало людей, которым было
бы интересно почитать о том, что представляет собой
вера евреев. Литературы на эту тему очень много, но
все это очень трудная для понимания и очень "ученая"
литература, и большая часть ее - не на английском языке,
поэтому обыкновенный, неискушенный читатель в страхе
и недоумении может отшатнуться от этого книжного изобилия,
не зная, с чего начать. Этому-то читателю я и предлагаю
свою книгу в качестве популярного начального пособия.
Разумеется, то, что одному человеку представляется минимальной
популярной информацией, другому покажется океаном подробностей,
в котором он может утонуть.
Я старался придерживаться некоторой золотой середины.
Если эту книгу доведется взять в руки серьезному ученому,
то он, я надеюсь, не будет считать меня невеждой только
потому, что очень о многом я в своей книге умолчал,
и не подумает, что того, о чем я не пишу, я просто не
знаю. Много времени при создании этой книги потратил
я именно на то, чтобы сократить то, что я знаю. Я ставил
перед собой задачу написать небольшую книгу о предмете,
который охватывает чуть ли не всю человеческую историю,
о котором написаны сотни книг, который связан с древнейшими
проблемами человеческого существования и в то же время
вызывает яростные споры в связи со злободневными событиями
нашего времени. Такое начинание требовало самодисциплины
и самоограничения.
Б-г
Какой смысл говорить о религии с человеком, который
твердо убежден, что Б-га нет. Такого человека моя книга
будет только раздражать, и ничего интересного она ему
не скажет. Переубедить такого человека я не в силах,
да и не собираюсь этого делать. Однако мне кажется,
что агностицизм, если он превращается в догму, которая
сама себе затыкает уши, сковывает человеческий разум
ничуть не меньше, чем любое суеверие. Никто еще не привел
исчерпывающих и неопровержимых доказательств существования
Б-га. Наш мир был бы довольно курьезным творением, если
бы Б-га можно было увидеть воочию так же, как в театре
мы можем увидеть драматурга, который раскланивается
перед публикой после премьеры своей пьесы. Сама вселенная,
вся совокупность гармонично устроенных миров - вот что
заставляет нас предполагать, что у всего этого великолепия
должен быть создатель. Человеческая жизнь полна страданий
и скорби, и она неизбежно заканчивается страшной смертью:
по мнению атеистов, это опровергает мысль о существовании
Б-га. По-моему, утверждать что-нибудь о Б-ге, то есть
утверждать, что Он существует или что Он не существует,
утверждать, что мы можем или не можем Его познать, -
это значит блуждать в кромешной темноте.
Нередко утверждают, что вера в Б-га есть некое подобие
костыля для людей слабых и полных страха. Столь же нелепо,
на мой взгляд, полагать, что неверие в Б-га есть нечто
вроде костыля для безнравственных и невежественных.
Мне обычно стоит большого усилия не улыбаться, когда
в моем присутствии человек, который в своем знакомстве
с религией не пошел дальше, скажем, милой популярной
книжки типа "Человек и его боги", с жаром
начинает мне доказывать, что, дескать, хорошо, когда
люди веруют в Б-га, если это приносит им утешение в
жизни.
Вера - это не утешение для простых и немудреных людей
(хотя она также и это к вящей ее славе); вера - это
твердая интеллектуальная позиция, которой придерживались
на протяжении многих веков лучшие умы человечества,
каждый
на свой лад. Мы живем в эпоху, когда атеизм уже сто
лет как сделался модой. Эта мода порождает поток рационалистической
литературы, который изливается на нас
из клубов популярной книги, а также издательств, выпускающих
книги в бумажных обложках. Однако уже одно то, что рационалистический
взгляд на Б-га так популярен, могло вызвать у серьезного
человека сомнение в истинности этого взгляда. Овцы остаются
овцами: прыгают ли они через изгородь или сгрудились
в загоне.
Серен Кьеркегор, который сто лет назад, казалось, пытался
пробить кулаками каменную стену, поставлен теперь в
авангард современной философской мысли. Глубоко религиозные
книги Серена Кьеркегора, которые в его время никто не
хотел читать, остались такими же, изменилось лишь направление,
в котором движется авангард. Становится все более ясно,
что, - если уж говорить о костылях, - Фрейд может быть
костылем, Маркс может быть костылем, рационализм может
быть костылем, а уж атеизм может быть просто парой железных
протезов. Никто из нас не претендует на то, что у нас
есть ответ на все вопросы. Однако в стране, где все
дороги в рытвинах и ухабах, тот, кто твердо убежден,
что он-то уж не хромает, в действительности и есть самый
жалкий калека.
Я хотел бы в меру своих способностей высказать свое
понимание еврейского Б-га. Надеюсь, что картина, которую
я здесь нарисую, представит читателю Б-га таким, каким
Его видели древние евреи. Я знаю, что способен описать
повседневную жизнь нашей религии, однако рука моя дрогнет,
когда я дойду до богословия. Я пишу для тех людей, которые,
по крайней мере, готовы задуматься о существовании Б-га,
не сковывая себя заранее заданными догмами, и которые
хотели бы кое-что узнать о том, как Б-га понимают евреи.
Точка зрения автора
Автор книги об еврейской религии просто обязан стать
на какую-то одну сторону баррикады. Сам предмет таков,
что делает невозможным холодное и беспристрастное рассмотрение
всех существующих точек зрения. Писать что-то об еврейской
религии - это уже означает занять ту или иную позицию.
В том, что еврейский народ сумел выжить, видна рука
провидения - в этом я глубоко убежден. Верю я также
и в то, что ключом к тому, что мы выжили, был Закон
Моисея. Многие евреи, твердо осознающие свою принадлежность
к еврейскому народу, все же не согласятся с моей точкой
зрения. Если моя книга сумеет привлечь к себе внимание,
то она, безусловно, станет предметом споров. Моя задача
не в том, чтобы высказать истину в последней инстанции,
а в том, чтобы пробудить интерес к иудаизму. Те, кто
станут публично спорить
с моими воззрениями, - как бы яростно они на меня ни
нападали, - будут служить той же самой цели.
Есть люди - их немало, и они отнюдь не дураки, - которые
искренне полагают, что ассимиляция евреев есть единственное
разумное решение еврейского вопроса. Автор этой книги
стоит на другом полюсе. Я уверен в том, что наша судьба
- жить, и выжить, и сохранить свою древнюю и вечно юную
самобытность до того благословенного дня, когда Г-сподь
будет един и имя Его будет едино на всей земле. Я полагаю,
что уничтожение еврейской культуры и еврейской веры
было бы неизмеримой трагедией.
Задача
Сегодня в Соединенных Штатах Америки евреи живут как
свободные и равноправные граждане: того положения, которое
они занимают, и тех благ, которыми они пользуются, они,
пожалуй, не имели за всю свою долгую историю. В Израиле
евреи ступают по своей земле как свободные люди, и этому
зримому чуду до сих пор не перестают поражаться пытливые
умы. А там, за железным занавесом, у евреев есть формальное
социалистическое равенство, за которое они вынуждены
были заплатить потерей своей культуры. Гигантские изменения
в жизни общества, свидетелем которых человечество было
в течение последнего столетия, способствовали тому,
что стала гаснуть еврейская мысль, и евреи стали все
хуже и хуже знать свои собственные духовные ценности.
Такое случалось и раньше, в эпохи бурных общественных
потрясений. В книгах Эзры и Нехемии, родившихся в вавилонском
плену, описано еврейское общество, которое, на первый
взгляд, было ближе к духовному самоуничтожению, чем
наше. К счастью, в тех странах, где мы свободны, уже
видны ростки нашего возрождения - возрождения через
познание своих духовных ценностей. Я питаю надежду,
что моя книга также ее служит свою скромную службу и
будет одним из многих простых орудий, которые помогут
восстановить нашу культуру.
Небольшое отступление по поводу стиля: если где-нибудь
в этой книге я позволю себе пошутить, то это отнюдь
не будет означать, что в данном случае я менее серьезен.
Злоупотреблять ученой терминологией для того, чтобы
доказать, что речь идет о вещах весомых и важных, -
это значит оказывать читателю медвежью услугу. Я решил
изъясняться как можно проще и понятнее, и я положил
немало труда, стремясь придать моей книге простоту и
ясность.
|