Настоящий том представляет собой попытку охарактеризовать мысль рабби Шнеура
Залмана, а именно созданную им философскую систему Хабада. Эта книга является
дополнением к биографии основателя движения Хабада, написанной тем же автором и
опубликованной ранее.
Основным источником этого сочинения послужила книга рабби Шнеура Залмана
Ликутей Амарим (Тания), признанная классика Хабада, - книга, которая
почитается "Писаным Законом" (Тора шеби-хтав) Хабада. Время от времени в
качестве источников использовались и другие труды рабби Шнеура Залмана. Однако
автор надеется в дальнейшем написать продолжение этой работы о философии рабби
Шнеура Залмана, основанное на изучении, главным образом, двух других его
сочинений – Тора Ор и Ликутей Тора, с тем, чтобы дать более
исчерпывающее исследование вопроса.
Из-за краткости настоящего тома, а также и потому, что в нем очень мало
непосредственных выдержек из трудов рабби Шнеура Залмана, мы предусмотрели
Приложение, содержащее избранные места из книги Тания (Часть 1), которые
имеют прямое отношение к основным сюжетам этой работы. Благодаря этому вдумчивый
читатель получит возможность не только расширить свои знания в рассматриваемых
здесь вопросах, но и сможет ознакомиться со стилем и методом изложения
изучаемого мыслителя.
Немногие люди, чьи имена известны в еврейской истории, особенно же в истории
современности, сумели внести такой значительный вклад в духовное наследие нашего
народа, как рабби Шнеур Залман, основатель Хабада. Его сочинения, охватывающие
весь спектр еврейской мысли – галаху, каббалу, еврейскую философию и этику, –
ставят его в один ряд с наиболее выдающимися духовными гигантами многих
столетий. Тот факт, что система Хабада стала образом жизни для большой части
мирового еврейства и непрерывно завоевывает все новых последователей среди
искателей истины, особенно среди молодежи, служит очевидным свидетельством
жизнеспособности и уместности религиозной философии Хабада в наше время, так же
как это было два столетия назад во время ее зарождения.
Настоящий том может служить лишь общим введением в философию Хабада. Для
более полного и глубокого ее изучения читателю следует обратиться к оригинальным
трудам рабби Шнеура Залмана, а также к "Устному Закону" Хабада, к его обширной
литературе, которая создавалась семью поколениями учителей Хабада, включая и
нынешнего его главу, рабби Менахема Шнеерсона, Любавичского Ребе.
Издание этой работы приурочено к 18 Элула, дню рождения рабби Шнеура Залмана,
а также рабби Исраеля Баал Шем Това, отца общего хасидизма, чье учение стало для
рабби Шнеура Залмана отправной точкой его философии и образом жизни.
В заключение считаю своим долгом выразить благодарность моим уважаемым
коллегам по Центру изучения Хабада за внимательное ознакомление с рукописью и
ценные замечания, моей жене Нетти за помощь при подготовке к изданию и моей
дочери Фриде Шапиро за составление указателя.
18 Элула, 5733 Лонг Бич, Нью-Йорк
ниссан миндель
|