Накануне второй мировой войны подавляющее большинство
Любавичских хасидов оставалось в славянских странах.
В первые послевоенные годы их общины уже не были редкостью
в Европе и Северной Америке. Сегодня Любавичское Движение,
в шутку называют «империей, над которой никогда не заходит
солнце». На всех континентах, практически в каждом из
государств, поднявших флаги над Организацией Объединенных
Наций, можно встретить Любавичского хасида. В арабских
странах, даже в Уганде, «прославленной» антиеврейским
угоном в Энтебе, даже и на далеком Тайване... В любую
точку земного шара, где только живут евреи – а где не
живут евреи! – приходят посланцы Любавичского Ребе с
великой заповедью: «любовь еврея к еврею». Любавичское
Движение, Движение Хабад – не партия, любавичские хасиды
не состоят на учете и не выплачивают членские взносы.
Несколько лет назад Еврейский Всемирный Конгресс назвал
примерное число хабадников – полмиллиона. Но Движение
потому и Движение, что ширится, живет. Хабаду не нужна
статистика, Движение не видит смысла в переписи «распространения
потоков наружу».
Это слова Исраэля Баал-Шем-Това, предсказавшего полное
освобождение нашего народа в день, когда учение хасидизма
окончательно распространится среди народа Книги. Девиз
Баал-Шем-Това дополнен призывом нашего Ребе: «Распространяйся
на Запад и на Восток, на Север и на Юг»[1],
распространяйся и среди евреев, не знающих слова по-еврейски,
со дня рождения в глаза не видевших Тору и поколения
назад оставивших еврейские обычаи.
Что притягивает к Движению, что влекло и влечет разбросанных
по всей планете евреев к духовному сердцу Хабада на
Истерн Парквей в Нью-Йорке? Принятие хасидута не дает
никаких.материальных благ, скорее, наоборот, призывает
к взаимопомощи и пожертвованиям. Так что же?
XX век – необычайный век, он век небывалого расцвета
материальной культуры и невероятного духовного кризиса.
Двадцатый век шагает в двадцать первый по осколкам духовных
ценностей, по сброшенным в грязь идеалам. Расшатанный
и потерянный мир, хищник и прагматист, цинично смеющийся
над порядочным, честным, добрым. Он безумен и безнравственен,
он готовит новых убийц – Адольфа и Хмельницкого... надежной
гаванью, единственным укрытием от него остается религия
наших отцов. Стоит ли удивляться возвращению нерелигиозных
евреев к благополучию и добру, к духовным и нравственным
ценностям – вечным и неколебимым, выдержавшим проверку
тысячелетий.
Любавичское Движение – не секта, учение хасидизма целиком
в еврейской религии и заповедях Торы; его своеобразие,
если выразить его кратко, в высоко вознесенной заповеди:
«Любовь еврея к еврею». Отсюда проистекают солидарность
и дружба Любавичских хасидов, и это слово – единение!
– магнитом притягивает в Движение и евреев, разбросанных
по всем концам земли, и растерянных, потерявших нравственные
ориентиры...
В Мористауне, штат Нью-Джерзи, есть Любавичская Иешива,
куда принимают только взрослых, уже закончивших колледжи
юношей из нерелигиозных семей, вернувшихся в еврейство,
подчас вопреки желанию родителей. Сюда приходят ищущие
и здесь находят себя потерявшиеся в джунглях современной
цивилизации. Воспитанные вне еврейских традиций, они
пытались верить в чужих богов, молились бесчеловечным
идолам и подчинялись случайным кумирам. Длинноволосые
и неряшливые, разуверившиеся и циничные, они все ниже
опускались на дно, пока не блеснул перед ними луч хасидизма.
И они подчинились зову еврейского сердца.
Эти взрослые интеллигентные люди выпускают газету,
в которой с предельной искренностью изливают душу. Газета
так и называется – «Душа».
Пишет студент:
– В колледже я был анархистом, потом увлекся йогой.
Надоело. Махнул на все рукой и отправился бродить по
миру. В Израиле, у Стены Плача, ко мне подошел длиннобородый
еврей и предложил надеть тефиллин. Я удивился, мы разговорились,
и этот разговор продолжается уже два года моей учебой
в Иешиве.
Другой:
– Занятия в Иешиве построены совсем иначе, чем в колледже.
Там тебя силком переделывают по стандартной программе,
и ты уже не тот, кто есть на самом деле. Здесь, в Иешиве,
нас учат быть самими собой, помогают найти свое призвание,
то главное душевное богатство, которое делает твою дальнейшую
жизнь и радостной, и полной.
Третий после колледжа подрабатывал водителем такси.
Случайный пассажир попросил отвезти его на Истерн Парквей
к Любавичской синагоге.
– Он прочел на табличке водителя мою фамилию, понял,
что я еврей, и заговорил как бы сам с собой, но достаточно
громко. Сегодня я знаю – он говорил о самых простых
вещах, но для меня они звучали свежо и ново. Я понял
главное: где-то рядом, совсем близко, находится особый
мир, в котором слово «еврей», ощущение, что ты еврей,
– приносит счастье.
Еще один:
– Я даже и не знал, как прекрасен мир еврейской религии.
В моей реформистской школе нас этому никогда не учили...
Какое горькое признание и одновременно горький упрек
в адрес реформистских синагог, куда отколовшиеся от
еврейства евреи заходят по дороге к полной ассимиляции.
Их собственные дети, лишенные еврейского воспитания,
повзрослев и поумнев, вынуждены самостоятельно искать
и «открывать Америку» полнокровной религии и еврейского
образа жизни.
Никто, повторяем, не занимается статистикой этих ищущих
и вернувшихся в еврейство, но, должно быть, число их
достаточно велико. Тому свидетельство – и весьма красноречивое
– яростное выступление президента раббаев-реформистов
США, который обрушил на Любавичского Ребе град упреков.
Формальное обвинение – дескать, Любавич оторван «от
бурного течения американской жизни». Главное, крик души
президента – уход детей реформистов к еврейской религии
во всей ее полноте вносит в семьи раскол и создает проблему
отцов и детей.
Да, эта проблема, говоря словами президента, «серьезна
и опасна», поскольку подтверждает крах концепции облегченной
религии. В хаотичном и раздробленном обществе происходит
неизбежная поляризация, положительное устремляется в
одну сторону, отрицательное – в другую; и реформистам,
сидящим между двух стульев, грозит неизбежный раскол:
либо в ассимиляцию, либо в подлинную религию – третьего
не дано.
Есть отчего беспокоиться раббаям-реформистам, но сомнительно,
чтобы подобная проблема отцов и детей всерьез волновала
реформистов-родителей. Конечно, весьма неожиданно, если
взрослые, получившие образование дети начинают задавать
глубокие философско-религиозные вопросы, на которые
отец не в состоянии ответить и вынужден, чтобы не потерять
лицо, углубляться в давно забытые книги. Но трудно представить
себе родителей, всерьез огорченных тем, что сын забросил
наркотики или игру в кровавый марксизм и благоговейно
зажигает ханукальные свечи...
В студенческом фольклоре учащихся Иешив бытует веселая
притча о не слишком праведном еврее, который вдруг обнаружил,
что не осталось у него на субботу иной еды, кроме хазер
(ветчины). «Пойду-ка я к раввину, – надумал хитроумный
еврей, – пусть прочтет он над нею брохо (благословение)
и станет хазер кошерной едой».
Так он и сделал. Пришел к ортодоксальному раввину и
сказал:
– Рабби, у меня на субботу нет ничего, кроме хазер,
произнеси, прошу, над нею брохо, чтобы она
превратилась в кошер.
– А что такое хазер? – недоуменно спросил
раввин.
Пришлось идти к раббаю-реформисту. Тот спокойно взял
в руки хазер, выслушал просьбу и только спросил:
– А что такое брохо?
[1] Тора, Брейшит
28, 14.
|