Нет человека в Израиле, кто бы не знал Любавичского
Ребе. Имя Рабби Менахема Мендела Шнеерсона, его известность,
давно перешагнули границы религиозного еврейства. Его
75-летие в прошлом году праздновал весь еврейский мир
и, конечно, Израиль. Книга Поздравлений Любавичскому
Ребе побывала в больших и малых городах, в кнесете и
кибуцах, у политиков и общественных деятелей. И неожиданно
выяснилась любопытная подробность: руководители Израиля
и оппозиция, люди разных партий и взглядов, часто яростные,
непримиримые противники – объединились в преклонении
перед святым именем Любавичского Ребе.
От правых до крайне левых (исключая коммунистов) как
один подписали поздравления в Бруклин. А мэры всех израильских
городов передали делегации, уезжавшей в Америку, символические
городские ключи с пожеланиями, чтобы Любавичский Ребе
был хранителем еврейского государства.
Имя Рабби Менахема Мендела Шнеерсона, его известность,
давно перешагнули за границы еврейского мира. 75-летие
Ребе отметила официальная Америка, а многие главы иных
государств прислали личные поздравления. Президенту
Картеру, пригласившему юбиляра в Белый Дом, Ребе ответил
вежливым отказом: его добровольное обязательство не
покидать границ Бруклина одинаково относится к Израилю
и Америке, однако Ребе не удалось избежать пышной, хотя
и заочной, церемонии. В Вашингтоне впервые в истории
в помещении Сената США был сервирован строго кошерный
стол для сенаторов и конгрессменов 35 штатов Америки
и пятисот высокопоставленных гостей. Ветеран Сената
и бывший вице-президент США Хьюберт Хемфри, председательствовавший
на этом вечере, сказал: «Мы привыкли, что в этом городе,
в этом здании, обычно чествуют нас, но сегодня нарушим
традицию. Мы собрались здесь, чтобы приветствовать главу
Движения Хабад – раввина Менахема Мендела Шнеерсона,
а в его лице – все Любавичское Движение, обогатившее
американский народ крепкой и глубокой Верой!»
Изменяются моды, уходят поветрия, но суть человечества
не меняется. «Чуть-чуть поскреби атеиста, – говорит
поговорка, – и обнаружишь верующего». Все нравственное,
что есть или осталось в людях, благодарно откликается
при слове Вера. Все нравственное в Соединенных Штатах
Америки, где религия всегда была цементом общества,
приветствует миссию Любавичского Движения и помогает
ему словом и делом. В государственных школах Америки,
например, час в неделю преподают основы Иудаизма. В
поддержку одной из важнейших кампаний Ребе – о еврейском
воспитании в духе Торы – Хьюберт Хемфри внес в Сенат
США резолюцию, прокламирующую 1977-ой как «год еврейского
воспитания». Аналогичная резолюция была внесена и в
Конгресс, а годом раньше Абрахам Бим, тогдашний мэр
Нью-Йорка, провозгласил 1976-1977 годы посвященными
еврейскому воспитанию в неофициальной столице Америки.
В приводимой здесь прокламации Бим выражает уверенность,
что кампания, начатая Ребе, укрепит морально-этические
устои всех жителей Нью-Йорка...
Одна из самых привлекательных черт в Любавичском Движении
– его глубокая человечность и человеческое обаяние его
духовного лидера. Ребе не относится к той категории
абстрактных вождей, что являют себя последователям и
единомышленникам только с высокой трибуны. Ребе – близкий
друг и наставник каждого хасида, настолько близкий,
ежедневно доступный, в любую минуту открытый для встречи,
что не посвященному в это трудно поверить. Десятки,
порой более сотни людей входят в дверь кабинета на Истерн
Парквей в дни приемов Любавичского Ребе, а те, кто не
может по каким-то причинам приехать, общаются с Ребе
в письмах или – в случае крайней необходимости – звонят
ему из Касабланки, Мадрида, Иоганесбурга, Сингапура...
Хасиды считают абсолютно естественным советоваться с
Ребе о каждом элементарно важном событии своей жизни.
В письмах, получаемых Ребе, и вопросах, задаваемых ему
на приемах, не только философские откровения в Торе,
но обычные трудности и проблемы повседневной жизни простых
людей: поменять ли квартиру, как воспитывать ребенка,
соглашаться или не соглашаться на операцию, и как относится
Ребе, например, к соблазнительному, однако спорному
предложению перейти на другую работу... Любые возмущения,
даже легкая зыбь, пробежавшая по океану Движения Хабад,
немедленно подкатывается к дверям кабинета Ребе.
Каждое утро к дому номер 770 на Истерн Парквей подъезжает
почтовый фургон, и в маленькую комнатку, гордо именуемую
канцелярией Ребе, заносят мешки с почтой. Как подсчитали
любители арифметики, Ребе в среднем получает двести
писем в день и посылает ответы в 70 стран мира. Что
в этих письмах – проблемы мироздания или вопрос о целесообразности
переезда в другой город – никто не знает. Ребе сам вскрывает
письма и сам отвечает каждому: своим посланцам на всех
континентах, книгоиздателям и авторам, педагогам и мыслителям,
любавичским и иным организациям, руководителям общественных
и политических движений. Но львиная доля его переписки
– с простыми людьми по их частным делам. Можно изумляться,
откуда у Ребе время ответить каждому, причем очень часто
на его родном языке, но всеобщее преклонение перед ним
вызывает не количество, а содержание: мудрость и глубина
советов.
Получить письмо Ребе, побывать у него на приеме или
услышать его выступление – это огромное, для некоторых
– поворотное событие жизни. Скромные традиционные собрания
хасидов – или «фарбрейнген» на идиш – благодаря выступлениям
Ребе стали явлением необычайным. «Когда говорит Ребе,
его слушает вся планета». Это не только образное выражение:
выступления Ребе транслируются по специальной коммуникационной
связи во все любавичские центры мира. Блестящая эрудиция,
великолепная осведомленность, чувство «пульса» мирового
еврейства, своеобычная, всякий раз оригинальная точка
зрения, свободная и увлекательная манера изложения –
никогда по бумажке! – завораживают слушателей. Удивительно
ли, что в дни фарбрейнген Ребе в Любавичскую синагогу
приезжают издалека не только хасиды, но даже и люди,
далекие от религии; мудрено ли, что просторный зал синагоги
не вмещает собравшихся, и опоздавшие слушают Ребе через
динамики в соседних комнатах синагоги, и даже здесь
переполнено и «яблоку негде упасть». Более пяти тысяч
человек собирают порой фарбрейнген Ребе, и в этой огромной
толпе между строго одетыми хасидами можно увидеть светлый
пиджак университетского профессора, франтоватую шляпу
с пером модного художника, роскошный костюм бизнесмена
или рваную куртку и длинные волосы хиппи, напряженно
внимающего мыслям Ребе.
|