Красной нитью через все истории о Ребе проходят рассказы о людях, очутившихся
в нужное время в нужном месте. Кто-то отправляется в дальнее место, и Ребе
просит его что-нибудь сделать там, кого-то встретить, иногда просто посетить
определенное место, не объясняя, что нужно там сделать. Потом выясняется, что
именно в то время нужный человек оказался в нужном месте.
Для каждой души подготовлены разбросанные по всему миру искорки света. Ребе
видит душу и, как счетчик Гейгера, определяет ожидающие ее искорки. Остается
только свести обе стороны, а остальное совершится само собой.
Такого рода истории рассматриваются как учение. Ребе открывает нам чудо
наших собственных жизней – где бы ты ни был, что бы ни делал и когда, в этом
заложен сокровенный замысел.
Предписание всему созданному было сообщено почти сразу: "И Б-г сказал: "Да
будет Свет"".
Цель Творения в том, чтобы весь мир, даже тьма, превратился в свет.
Вначале бесконечный свет наполнил все, и для мира не осталось места. Тогда
свет был сдержан, чтобы в остающейся пустоте можно было сотворить мир.
И мир был создан, и замыслом его стало вернуться к первоначальному свету, при
этом оставшись миром.
Все проблемы мира коренятся в сдерживании света, и наша задача исправить это
положение. Где бы мы ни нашли свет, следует освободить его из клетки, показать
его всем, дать ему сиять в темнейших уголках земли.
Особенно это касается света в нас самих.
Свет дан нам Б-гом не для того, чтобы использовать его среди дня. Он дан,
чтобы совершить что-нибудь, сделать что-то трудное, непознанное. Возьмите свой
свет и преобразите тьму, чтобы и она светила!
Иногда приходишь куда-то, где кажется, что это место вне царства Б-жьего, что
оно слишком грубо для света, и хочется бежать оттуда прочь...
Следует знать, что не существует места вне Б-га, и радоваться своему
предназначению обнаружить Его здесь.
Борьба со злом, когда это необходимо, благородное дело. Но не в этом цель
нашей жизни. Наша задача – принести больше света.
Раньше были цадиким, праведники, которым достаточно было заглянуть в душу
ученика, чтобы увидеть то место в этом мире, где Б-жественные искры ждут эту
душу. Тогда они велели ученику отправится туда и освободить эти искры.
Не много изменилось с тех пор – только восприятие учеников. Если мудрец,
праведник, Ребе благословил тебя на то, чтобы находиться в определенном месте,
тебе следует знать, что ты принадлежишь этому месту и оказался там с важной
целью.
Баал-Шем-Тов учит: "Листок падает с дерева, травинка колышется на ветру,
каждая деталь мира не только получила жизнь и цель в этой жизни, каждое
мгновение ее существования поддерживается Свыше, но и является существенным
компонентом Б-жьего плана, в котором отмечены все мельчайшие детали жизни".
Вдумаемся в это. И в то, как много мелочей в нашей ежедневной жизни.
Сотни лет – быть может, с самого начала Творения – часть этого мира ждет,
чтобы ваша душа очистила и исправила ее.
И ваша душа с момента своего зарождения ждала возможности из мира душ
спуститься в наш мир и выполнить эту задачу.
И ваши шаги были направлены сюда.
И вы теперь здесь.
Баал-Шем-Тов учит, что жизнь каждого состоит из
42 странствий, соответствующих 42 странствиям сынов Израиля в пустыне. Иногда
эти странствия кажутся более приятными, иногда менее. Надо копать глубже и
глубже, чтобы отыскать в них предназначение и добро.
Во всех странствиях в жизни сле
дует быть там, где вы есть. Мы можем миновать что-то на пути, нечто кажущееся
более важным, – но сейчас, именно в этом месте есть цель.
Очищайте время. Каждый день совершайте что-нибудь доброе и прекрасное,
имеющее отношение именно и только к этому дню.
У каждого мгновения два лица.
Мгновение, определенное прошлым, из которого оно вышло, и мгновение,
определенное будущим, к которому оно ведет.
Но и само мгновение обладает собственным значением, целью и жизнью.
Не убивай же мгновение.
Иногда хочется бежать оттуда, где сейчас находишься, в поисках своего
Иерусалима. Где бы вы ни были , что бы ни делали, сделайте это Иерусалимом.
Когда вы бежите от ответственности из одного места в другое, происходит
двойной убыток: вас нет в том месте, где вы должны быть, и находитесь там, где
вам быть не следует.
Молодой учитель, начавший свою педагогическую деятельность в отдаленной
общине и вскоре пожелавший бросить это место, чтобы быть поближе к Ребе,
выслушал от Ребе отповедь:
- Баал-Шем-Тов учил, что душа спускается в этот мир на 70-80 лет лишь для
того, чтобы сделать одолжение другому человеку. Вы там всего несколько месяцев,
успели принести столько добра многим людям – и все, что вам хотелось бы, это
бросить их?!
Если ты видишь, что нужно исправить, и знаешь, как это сделать, значит ты
нашел место в мире, которое Б-г оставил для тебя, чтобы ты мог это осуществить.
Но если ты видишь только, как оно безобразно и неправильно, тебя самого надо
исправлять.
Хасид, понесший крупные убытки, жаловался Ребе Шнеуру-Залману из Ляд на свое
тяжелое положение, свои бесчисленные долги.
- Вы мне рассказываете о ваших нуждах, но о тех, кто нуждается в вас, не
говорите ничего, – заметил Ребе. – Делайте то, чего ждет от вас Б-г, и Он
обеспечит вас тем, что нужно вам.
Хасид, не застав секретаря Ребе, оставил у дверей кабинета письмо,
рассчитывая, что секретарь, когда придет, увидит его. Но еще до прихода
секретаря появился Ребе, увидел письмо и нагнулся, чтобы его поднять. Хасид,
став свидетелем происходящего, обескураженный этим, принялся извиняться за
причиненные хлопоты.
- Разве не это моя работа – всю жизнь поднимать то, что другие оставляют за
собой? – спросил его Ребе.
|