Первоначально эта глава называлась "После жизни". Но автор наткнулся на ответ
Ребе студенту, спросившему, что такое "После жизни". Ребе сказал, что такого
понятия нет: жизнь не кончается, она продолжается в высшей форме.
Мы не говорим, что некто "пойдет на небо". Мы говорим, что это "дитя
грядущего мира". Небо – это не место, куда вы идете. Это нечто такое, что вы
несете с собой.
Рабби Йоханан бен Заккай, мудрец Талмуда, который плакал на смертном одре,
объяснил своим ученикам, почему он плачет:
– Я не знаю, по какой дороге меня возьмут.
Вероятно, он раньше не задумывался над этим.
Некоторые люди постоянно беспокоятся, что с ними произойдет в конце. Рабби
Йоханан был слишком занят мыслями о том, что надо делать теперь и здесь. До
самого последнего момента...
Все в Ребе было чистейшей добротой. Даже его представление об аде
(по-еврейски "геином") было добрым и великодушным, насколько это возможно.
Люди неверно представляют себе Ад. На самом деле – это нематериальное место,
где есть все, что и в нашем мире, но существует оно бесконечно. Так, за чем бы
вы ни гнались в нашем мире, вы будете гнаться и в бесконечности.
Это Ад.
Эпоха "После жизни" – очень разумное, естественное следствие хода вещей. В
конце концов ничто не исчезает, даже тело только преобразуется в землю. Но ничто
не теряется.
Личность также никогда не теряется – она возвращается к своему источнику.
Если душа во время своего пребывания здесь привязывается к материальному
миру, должно быть мучительно отрываться, чтобы вернуться назад. Если же она
только странник, постоянно связанный со своим источником, возвращение домой –
только блаженство.
Как учит Баал-Шем-Тов, в Небесном суде никто не может судить вас за то, что
вы делали, пребывая на земле. Как это происходит? Вам показывают чью-то жизнь –
все ее достижения и все провалы, верные решения и дурные поступки – потом
спрашивают: "Так что следует сделать с этим человеком?" Вам надо вынести свой
вердикт, который принимается, после чего выясняется, что этот некто – вы.
Конечно, тот, кто склонен судить других не очень строго, определенно выиграет.
Лучше уже сейчас учесть это.
|