Существует нить, цепь из душ, объединенных общей миссией, – каждая дополняет
то, что не доделала другая.
Семь поколений, двести лет назад, жил основатель династии Шнеерсонов рабби
Шнеур-Залман из Ляд. Великий мыслитель обладал уникальной способностью облекать
в слова то, что другие чувствовали в глубине души. В написанной им книге,
классическом труде, известном под названием "Тания", он объяснил, каким образом
не существует ничего, кроме Б-га.
Он говорил, что каждая деталь бытия создается ежесекундно особой силой,
которую Б-г вкладывает в нее. Если силу, оживляющую что-либо, удалить, это
просто перестанет существовать. По сути, окажется, что она никогда и не
существовала, исчезнет и ее прошлое, поскольку время – тоже творение.
Это означает, что все происходящее исходит Свыше. Что Б-га может найти кто
угодно, где угодно, когда угодно, в чем угодно. Что величайшее из чудес – не
расступление вод Красного моря и не остановка солнца в небе, а сам факт того,
что мы продолжаем существовать. Ибо в каждый момент мы создаемся заново, нечто
из ничего.
Все эти идеи причинили рабби Шнеуру-Залману множество неприятностей. Многие
сочли кощунственным утверждать, что Б-га можно найти везде. Ребе же настаивал на
том, что в глубине души евреи всегда в это верили, но не могли выразить словами.
Все свои слова он подкреплял цитатами из Талмуда и каббалы.
Постепенно даже те, кто придерживались иных мнений, согласились с его
взглядами. Теперь это кажется простым и очевидным: конечно, Б-г везде. Трудно
поверить, что когда-то эти идеи казались крамольными.
Существование – это величайшее из всех чудес: каждый момент все вновь
приходит в бытие из абсолютной пустоты. В общем, сущность всего – ничто, из
которого оно возникает.
Почему кажется невероятным, что ничто ведет себя как ничто? Почему легче
принять существование мира, чем поверить в чудеса?
Мы слишком серьезно воспринимаем законы природы. Считаем, что мир существует
так же, как существует Творец.
Чудо есть состояние знания, которое утверждает: "Наша реальность – лишь
отблеск Высшей Реальности. В этой Высшей Истине мира нет, нет ничего, кроме
Него".
Мир на святом языке – олам, место сокрытия. Он представляется независимым от
Творца, другими словами, миром – только благодаря сокрытию истины.
Чтобы понять, что мы есть для Творца:
Подумайте о луче света, проникшем в солнечный день через ваше окно,
представьте себе, как свет существует в своем источнике – солнце. Так и космос –
ничто, поглощенное своим источником, Высшим Светом.
Представьте себе вселенную как поток сознательной мысли. И представьте себе,
как одна мысль существует в месте своего рождения, в глубинах Б-жественного
Подсознания, месте, предшествующем словам, понятиям, где есть только Один.
Мы, творения, не можем увидеть своими глазами Источник, мы видим мир. Но для
Источника нет бытия, нет сущности, только Бесконечный Свет.
Да, мы здесь. Но в Высшей Реальности нет ничего, кроме Него.
Когда отец любит дитя,
Он склоняется над ним с такой любовью, оставляет свою речь, чтобы говорить с
ним его речью, оставляет свое место, чтобы играть в его игры, оставляет весь
свой мир и всю свою зрелость 30-, 40-летнего или того больше, чтобы быть
взволнованным, искренне взволнованным тем, что волнует ребенка, реагировать так
же, как реагирует он, жить вместе с ним в его мире всем своим существом...
Но он, отец, не ребенок. Он взрослый человек, даже когда играет с ребенком.
Именно будучи действительно взрослым, он может позволить себе быть ребенком,
оставаясь взрослым.
Б-г чувствует нашу боль и нашу радость. Он живет с нами в нашем мире. Однако
Он бесконечен, удален от всего, даже пребывая в нашем мире.
Б-г – не есть Природа.
Но Природа Б-жественна.
Когда Б-г совершает чудо, это происходит так, чтобы мы потом вгляделись в
естественный ход событий и сказали: "Я понял, это не совсем так, как это
кажется. И это тоже чудо".
Б-г – не нечто в Высшем мире, чего нельзя достичь. Он не из эфира, который
нельзя потрогать.
Б-г – "Тот, Который Есть" – Он здесь сейчас, везде, во всякой вещи и во всех
мирах, в том числе и там, где мы живем.
Вы не видите Его только потому, что Он хочет, чтобы вы Его искали.
Жизнь – это игра в прятки. Б-г прячется, а мы ищем.
Родители играют в прятки со своими детьми, в этом заложен принципиальный
аспект развития ребенка. Он должен понять, что нечто существует, даже когда он
его не видит, что мир не ограничен его субъективным восприятием, что есть нечто,
абсолютно существующее – независимо от того, знаете вы это или нет.
Всю нашу жизнь во всем мире Б-г играет с людьми в одну и ту же игру. Он
открывается в чудесах, затем прячется за спину Природы. Постепенно мы начинаем
вглядываться в Природу, чтобы в ней найти Его.
Чудо Хануки в том, что масло, которому следовало бы гореть один день, горело
восемь дней.
Одни говорят: "Масло сгорало, но чудесным образом появлялось на следующий
день".
Другие говорят: "Масло в реальности не горело. Чудом было пламя".
Теорий много...
Почему мы хотим ограничить Б-га нашей логикой? Ведь можно сказать и так:
"Пламя исходило от горящего масла, но масло не сгорало!"
...
Б-г может все. Даже, как говорится, продеть слона в ушко иголки. Как? Сделать
слона маленьким? Или расширить ушко иголки? Ни того, ни другого. Слон останется
большим, а ушко иголки маленьким. И Он проденет слона в ушко иголки. Нелогично?
Конечно, но ведь логика не что иное, как одно из Его творений. Кто создал
логику, тот вправе и пренебречь ею.
...
Когда мир был создан, появилось два света: свет бескрайней энергии,
заряжающий все вещи и дающий им бытие, но превосходящий их и не задерживающийся
в них; свет, проникающий в вещи, оживляющий их, но ограничиваемый ими и
тускнеющий из-за них.
Первый свет – полное выражение того, что "нет ничего, кроме Него". И именно
от Него исходят чудеса, события, лишающие мир всякого значения.
Второй свет – выражение того, что Б-г желает, чтобы мир существовал, и в этом
природа естественного хода событий: элементы мира ведут себя так, будто
управляются сами собой.
Но Б-г не хочет, чтобы в мире существовали две силы – сила-Природа и
сверхъестественный ход событий. И два света управляются Им в гармонии,
показывая, что оба они происходят из одного Источника.
Как Он это делает? Притупляет чудеса, чтобы они отвечали естественному
порядку? Или изменяет природу вещей, чтобы они смирились с чудом? Ни то,
ни другое. Естественный порядок подчиняется своим законам, вещи остаются теми
же. Но чудеса высшего порядка совершаются. Слон входит в ушко иголки,
бесконечное – в конечное.
Невозможно? Посадите росток и наблюдайте за тем, как он растет. Сейте добрые
дела и созерцайте чудеса, которые за этим последуют.
Видеть, как вода превращается в кровь, как расступаются воды моря, а волны
встают двумя стенами, как Иеошуа бен Нун заставляет солнце остановиться, как
законы природы полностью отменяются...
Значило видеть бесконечные силы, не оставляющие места для нашего конечного
мира.
Видеть сотворенные Б-гом чудеса через призму природы в нашей повседневной
жизни значит видеть, что бесконечное умещается в конечном. Стало быть, Он
поистине и конечен, и бесконечен.
Существуют два типа чудес: те, что вне природы, и "облаченные" в природу.
Превращение вод Нила в кровь – чудо вне природы. Победа Маккавеев над греческим
войском "одета" в природу – они должны были сражаться, чтобы победить.
Оба типа чудес необходимы.
Если бы нам пришлось видеть лишь чудеса вне природы, мы решили бы, что Б-г
может сделать все, что захочет, но для этого Он должен нарушить законы. Мы
решили бы, что Б-г вне природы, а не в ней.
Наблюдая только чудеса, облаченные в природу, мы пришли бы к выводу, что Б-г
– Хозяин всего происходящего в природе, но ограничен ею.
И мы знаем: Б-г и внутри, и вне природы одновременно. И нет ничего, кроме
Него.
Чудеса бывают явными, ломающими законы природы, словно те ничего не значат;
такие чудеса и глупец увидит.
Есть чудеса, требующие некоторого размышления, чтобы понять: да, произошло
нечто необычное. Но бывают чудеса настолько великие, настолько невероятные, что
их постигает только Б-г. Такие чудеса творятся постоянно, каждое мгновение.
Мир непредсказуем. Детерминизм, учение о закономерности и причинной
обусловленности всех событий и явлений, есть не что иное, как искусственный
пережиток XIX века. Все, что мы можем сказать, – существуют некоторые не слишком
строгие правила, по которым Б-г обычно играет.
Падение коммунистических режимов в Восточной Европе – род чудес, не имеющих
прецедента в истории. Никогда еще подобные социальные перемены, касающиеся
такого количества людей, не происходили практически бескровно.
Происходившее в недавнем прошлом в Ираке также относится к несомненным
чудесам. Те самые "скады", ракеты, от которых погибло бесчисленное количество
иракцев, беспомощно падали на Святую землю. Солдаты и офицеры союзников видели в
своей победе явное чудо.
Другие чудеса требуют размышлений, результатом которых станет понимание, что
это чудеса, что произошло нечто помимо законов природы. Но, по крайней мере,
открытые чудеса следует видеть.
А люди еще спрашивают: "Где сегодня чудеса?"
Веди жизнь выше ограничений природы, и Б-г позаботится о чудесах.
Для глупца все, что невозможно объяснить, не существует. Мудрец знает – и
существующее нельзя объяснить.
|