Когда я был ребенком, политический радикализм был умеренным. К четырнадцати
годам меня вовлекли в политику с головой. Но как бы много ты ни сделал, всегда
остается классическая дилемма: "Я только один из шести миллиардов! Как и мой
сосед. Кажется просто невероятным, что мы можем что-нибудь существенно
изменить!"
Неважно, что ты видел, сколько можно достичь, что в истории событие за
событием показывает, как один человек может перевернуть весь мир.
Суть во врожденном диссонансе – ум человека как-то не может признать, пока не
получит какое-то объяснение.
Объяснение дал Ребе. Проблема заключалась в том, что я рассматривал лишь
материальный, доступный зрению мир, а не то, что за ним, подобно тому, кто видит
панель контроля, но не мотор.
Конечно, иногда дела вершатся в этом мире, но там, где за делом стоят сердце
и душа, эффект глубже, в метафизических недрах общественного порядка.
И как маленькая кнопка может вызвать глобальную реакцию, так небольшое дело
способно породить потрясающие землю результаты.
Никогда не умаляйте значение простых, чистых, идущих от сердца дел.
Мир изменили не те, кто сдвигал горы, не те, кто совершал революции, и не те,
кто своими деньгами опутал землю.
Диктаторы отстранены, сопротивление подавлено, целые народы преобразились в
результате нескольких прекрасных дел, выполненных горсткой безызвестных
солдат.
В сущности, это Маймонид написал в своем Кодексе: "Каждый должен ощущать себя
так, будто весь мир сохраняет равновесие благодаря ему, и любой его поступок
может отразиться на весах"
Рабби Иегуда а-Носи сказал: "Знай, что над тобою".
Межеричский Магид пояснил: "Знай, что все происходящее наверху исходит от
тебя".
Все, что приходит в этот мир...
... Все созданные миры и все эфемерные существа, обитающие в них, даже миры,
являющиеся только излучениями, без осязаемой сущности, даже миры мысли,
находящиеся вдали от царств бесконечного света, предшествовавшего его
Созданию...
Все это возникло только как результат твоей мысли, мысли земного существа, в
мире, который может быть достигнут в своей чистоте только бесконечно малым
отблеском Б-жественности, приносящей свет туда, где его не может быть.
И так получается, что благодаря одному простому прекрасному делу все эти миры
и ангелы, и царства света освобождаются, возвышаются и обмениваются вспышками
света с нашим низшим миром.
Вот почему все Творение может быть преобразовано одним простым искренним
делом. Никогда не умаляйте мощь света.
Взбираясь вверх, достигнув последнего подъема, вы цепляетесь за любую ветку
или слабый корешок, чтобы подтянуться, добраться до цели.
Точно так же из любой искры света, которая встречается вам, выжмите все, что
возможно.
Стоит вам начать сравнивать хорошие дела, определять, какое из них
значительнее, важнее других, – вы уже становитесь на сомнительный путь.
Ваша работа – выполнять ниспосланное вам, что бы это ни было.
Некоторые полагают, что поступив прекрасно вчера или на прошлой неделе, а то
и несколько лет назад, тем самым выполнили то, что от них требовалось, и Б-г
должен платить им за это до конца их дней.
Нечто подобное денежной ссуде: дали кому-то взаймы в прошлом году, и сегодня
все еще получаете проценты.
Дело в том, что Тора запрещает брать проценты с кого бы то ни было, даже с
Б-га.
Если совершили хороший посту
пок вчера, сделайте сегодня вдвое больше.
Не подавайте милостыни.
Давать милостыню значит раздавать свои деньги, быть добрым. Но кто вам
сказал, что эти деньги ваши? Эти деньги доверены вам, чтобы вы тратили их на
добрые дела и на тех, кто нуждается.
Пересмотрите свои оценки. Делайте не то, что приятно, а то, что верно.
Передайте деньги туда, где они должны быть.
Это мы называем цдока.
***
Не молитесь.
Молиться значит полагать, что существует два бытия, и одно просит что-то у
другого.
Вместо того чтобы молиться, соединитесь. Станьте единым целым с вашим
Создателем. Тогда Божественная энергия пройдет через вас и через ваш мир,
исцеляя больных, неся благословение...
Это мы называем тфила.
***
Не кайтесь.
Раскаяние означает, что вы перестаете быть плохим, становитесь хорошим .
Но ваша суть хороша всегда. Плохое только то, что снаружи. Поэтому вместо
того чтобы каяться, вернитесь, вернитесь к своей сути и к тому, что по праву
принадлежит вам.
Это мы называем тшува.
Наш взгляд на мир во многом отличается от взгляда Создателя. С нашей точки
зрения, всегда кто-то дает и кто-то берет. О чем бы ни шла речь, о знании, любви
или деньгах, всегда одни оказываются наверху, другие – внизу.
Но почему существуют имущие и неимущие? Конечно, в этом часть плана Создателя
– Он хочет, чтобы в Его мире пребывали доброта и возможность давать.
Значит, с точки зрения Создателя, дающий и берущий – единое целое. Тот, кто
берет, на самом деле отдает, а тот, кто дает, – получает. Без всего этого
процесса дающий всегда находился бы в плену своего собственного "я".
Но нет ни "наверху", ни "внизу".
Есть сострадание, удовлетворяющее эго, и есть сострадание, смиряющее его.
Первое сострадание – это чувство жалости к тем, кто ниже тебя.
Сострадание, смиряющее эго, порождено глубоким пониманием порядка вещей. Вы
понимаете, что вы удостоены привилегии помогать вашему ближнему, и по-настоящему
смиренны.
Случается, вы принялись что-то делать с лучшими намерениями, а получается
нечто, по-видимому, противоположное.
Можно не сомневаться – ибо такова вековая традиция – если ваши намерения
хороши, получится только хорошее. Может быть, вы не задумали добра или не
заботились о нем – оно все равно добро.
Тому, кто сделал что-нибудь хорошее, Ребе обычно говорил следующее.
Человек всегда склонен думать, что достиг своей цели только наполовину. Если
вы достигли ста, стремитесь сделать двести. А когда сделаете двести, требуйте от
себя четырехсот.
Таким образом всегда должны возрастать ваши добрые дела.
***
Пришедшего к нему за благословением мэра Хайфы Ребе благословил на
безграничные возможности. Мэр заметил, что его удовлетворит все, что он сможет
сделать. Ребе ответил рассердившись:
– Что же выиграют жители Хайфы, если вы готовы довольствоваться тем, что
сможете?
Пожертвование воздействует не только на того, кому вы даете, но и на вас,
дающего. Поэтому важно не только, много ли, но и как часто вы даете. Каждый акт
жертвования очищает и еще больше возвышает вас.
Прикрепите к стене на видном месте у себя дома ящичек для цдоки и опускайте в
него каждый день несколько монет. Такой же ящичек пусть будет у вас и в
офисе.
Жертвуя на достойное дело, вы по существу даете в долг и гарантом выступает
сам Б-г. Более того, чем больше вы дадите, тем больше получите.
Это не метафора, это легко проверить.
Возможно, чаще всего Ребе говорил:
– Главное, что-нибудь делать!
|