Четыре дня в году напоминают о разрушении Иерусалимского
Храма и соответствуют четырем этапам этого бедствия.
Эти дни: Десятое тевета, Семнадцатое тамуза, Девятое
ава и Пост Гедальи (3 тишрей).
Десятого
тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор)
начал осаду Иерусалима. Так сказано об этом в Священном
Писании: «И было: на девятом году своего царствования,
в десятом месяце, в десятый день месяца пришел Невухаднецар,
царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим,
и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг
него осадный вал. И попал город в осаду до двенадцатого
года правления царя Цидкиягу. В девятый день месяца
голод в городе стал невыносим, и не было хлеба у народа...»
Более полугода продолжалась осада Иерусалима, и 17-го
тамуза была пробита городская стена. Три недели спустя,
во второй половине дня 9-го ава был подожжен Храм. Это
означало окончательную потерю еврейским народом своей
независимости и власти над своей страной, крушение всех
надежд и уничтожение духовного центра народа. Девятого
ава началось изгнание народа Израиля.
Как именно мы должны отмечать посты, установили пророки,
жившие в эпоху разрушения Храма. В 127-й главе книги
Тегилим прекрасно передаются чувства изгнанников из
Сиона: «На реках вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая
Сион...» В то же время эта небольшая глава является
источником многих законов, касающихся проведения поста.
Выполняя эти законы, евреи на протяжении многих столетий
выражали свою скорбь о разрушенном Храме.
Десятого тевета постятся от рассвета до наступления
ночи. Даже если этот день выпадает на пятницу -мы постимся,
потому что сказано в Священном Писании: «...в тот самый
день». Постится даже жених в течение «семи дней пира»
после свадьбы, потому что сказано: «Неужели не поставлю
я Иерусалим во главе веселья моего?!»
В «Шахарит» мы читаем «слихот», специально предназначенные
для этого поста, а также молитву «Авину, малкейну»,
включающую моления, связанные со всеобщим постом.
В этот день в синагоге читают Тору и в «Шахарит», и
в «Минху». К Торе вызывают трех человек и читают о том,
как Моше-рабейну молился за весь народ, умоляя Вс-вышнего
простить Израилю грех сооружения золотого тельца. Этот
отрывок из Торы читают в каждый пост: мы надеемся получить
от Вс-вышнего ответ, подобный тому, которого удостоился
Моше: «Простил Я. как ты простил».
После чтения Торы в «Минху» читают «гафтару», предназначенную
для дня поста, из книги пророка Йешаягу: «Ищите Г-спода
тогда, когда Он доступен, взывайте к Нему, когда Он
близок!».
В «Шмонэ-эсрэ» добавляют вставку «Анейну» – «Ответь
нам, Г-сподь, ответь нам в день поста нашего!..» В «Шахарит»
эту вставку читает хазан, повторяя молитву, но в «Минху»
ее произносят все молящиеся в той части молитвы, которая
читается шепотом. В устах хазана «Анейну» становится
отдельным, дополнительным благословением, заканчивающимся
так: «Благословен Ты, Г-сподь, отвечающий народу Своему,
Израилю, в час беды!»
В нашем поколении, поколении Катастрофы и возрождения,
Десятое тевета получило еще один смысл. Сразу же после
создания государства Израиль Главный раввинат постановил,
что этот день будет Днем всеобщего «Кадиша» –
днем поминовения жертв Катастрофы, дата гибели которых
неизвестна. Очень многие из шести миллионов наших братьев,
да отомстит Г-сподь за их кровь, погибли жестокой, мучительной
смертью, и дата их гибели неизвестна, потому что не
осталось свидетелей их смерти. Десятого тевета зажигают
нер нешама, поминальную свечу, произносят «Кадиш»
и учат Мишну во имя душ этих мучеников.
Большая символика заключена в соединении двух этих
трагических событий – начала крушения Первого
Храма и попыткой полного уничтожения Дома Израиля в
нашем поколении. В этот день мы выражаем свою надежду
на то, что Катастрофа европейского еврейства завершает
страшную эпоху в истории нашего народа, начавшуюся с
разрушения Первого Храма. Как и в прочие посты, мы выражаем
нашу надежду на то, что сбудутся слова пророка Зхарьи:
«Так сказал Г-сподь воинств: Пост четвертого месяца
[т. е. Семнадцатое тамуза], и пост пятого месяца
[Девятое ава], и пост седьмого месяца [3
тишрей, Пост Гедальи], и пост десятого месяца [Десятое
тевета] превратятся для Дома Йегуды в дни радости и
веселья, в дни праздников...» Мы молимся о том, чтобы
это пророчество сбылось в наши дни.
Говоря о Дне всеобщего «Кадиша», следует отметить,
что решением израильского парламента, Кнесета, 27 нисана
объявлено Днем Катастрофы и героизма. В этот день, в
1943 году, восстание в Варшавском гетто, поднятое горсткой
еврейских храбрецов, было окончательно подавлено силами
нацистских убийц. Это решение Кнесета отнюдь не противоречит
решению Главного раввината, напротив, одно дополняет
другое, подчеркивая аспект героической борьбы и беззаветной
отваги европейского еврейства в годы Катастрофы и духовное
величие миллионов людей, боровшихся за сохранение своего
Б-жественного образа и подобия, своей жизнью и смертью
освящая Имя Вс-вышнего.
|