Путеводитель по Тишрей
(PDF) (Tishrei Guide)
В Талмуде, в трактате Рош-Гашана, говорится, что в
Рош-Гашана на небесах раскрывают три книги. В первую
вписывают имена праведников, которым даруется жизнь
в наступающем году, во вторую – имена нечестивцев,
приговоренных к смерти, а в третью книгу вписываются
имена «средних» – тех, кто имеет на своем счету
и хорошие, и дурные дела, и вынесение приговора им откладывается
с Рош-Гашана до Йом-Кипура. Так что от них самих зависит,
удастся ли им совершить должное покаяние и тем самым
заслужить добрый приговор.
Сказано в книге пророка Йешаягу: «Ищите Г-спода тогда,
когда Он доступен, взывайте к Нему тогда, когда Он близок!
Да оставит нечестивец свой путь, человек неправедный
– мысли свои и вернется к Г-споду, и Тот помилует
его; пусть вернется к нашему Б-гу, ибо Он велик в прощении».
Мудрецы наши объясняют, что это сказано о Десяти днях
покаяния: Вс-вышний всегда близок к нам (ведь сказано:
«Полна вся земля славой Его»), но в эти дни –
особенно. Принято в эти дни прибавлять к «Шахарит» и
к «Минхе» молитву «Авину, малкейну».
На следующий день после Рош-Гашана – Пост Гедальи.
3 тишрей – это день убийства Гедальи бен Ахикама[1],
который был наместником вавилонского царя в Стране Израиля
после того, как был разрушен Первый Храм, а народ изгнан
в Вавилонию. Убийство это привело к тому, что немногочисленные
евреи, оставшиеся в стране, окончательно потеряли над
нею власть.
В книге пророка Зхарьи этот пост называется «постом
седьмого месяца» (потому что, как было сказано, согласно
Торе месяц тишрей – седьмой месяц года). Если
Рош-Гашана выпадает на четверг и пятницу, то Пост Гедальи
переносится на ближайшее воскресенье (потому что за
исключением Йом-Кипура в субботу не постятся). Пост
начинается с рассветом и заканчивается с наступлением
ночи. В утренней «Шмонэ-эсрэ» хазан прибавляет молитву
«Анейну» («Ответь нам»); когда из «арон кодеш» вынимают
свиток Торы, все произносят «13 образов Б-жественного
милосердия» (как в Рош-Гашана) и читают тот отрывок,
который обычно читают в пост. Во время «Минхи» «Анейну»
произносит вся община в благословении «Внимающий молитве».
Суббота между Рош-Гашана и Йом-Кипуром называется Шабат
шува – по первому слову «гафтары», которую
читают в этот день: «Вернись, Израиль, [Шува, Исраэль...]
к Г-споду, Б-гу твоему – ибо спотыкаешься
ты в грехах своих». Называют эту субботу также Шабат
тшува, «Суббота покаяния» – потому что приходится
она на Десять дней покаяния.
Принято, чтобы раввин общины в эту субботу выступил
в синагоге, призывая народ к покаянию.
Тшува, «возвращение-покаяние», включает в себя
три момента: признание, раскаяние, отречение от греха,
исповедь и принятие решения на будущее.
Прежде всего каждый из нас должен признать, что
он грешен. Ни в коем случае нельзя обманывать себя -как
сказано в книге пророка Ирмеягу (2:35) от имени Вс-вышнего,
обращающегося к общине Израиля: «Ты говоришь: я –
чиста, ведь отвратился гнев Его от меня! Так вот Я сужусь
с тобою за то, что говоришь ты: я не грешила!»
Мы должны раскаяться в том, что совершили, и
отречься от этого. Нельзя уподобляться окунающемуся
в «миквэ», чтобы очиститься от ритуальной нечистоты,
и в то же время держащему в руке шерец -источник
нечистоты. Но и этого еще недостаточно: необходимо еще
исповедаться пред Вс-вышним о совершенных грехах,
ибо исповедь – это одна из заповедей Торы.
Для того, чтобы сделать покаяние полным, нужно еще
принять на себя обязанности на будущее: никогда
более не повторять дурных поступков. Силу, необходимую
для тшувы – для раскаяния и исправления
совершенных грехов, – дал нам, в Своей великой
милости, Сам Вс-вышний, «наставляющий грешников на истинный
путь» – позволяющий им открыть новую, чистую страницу
своей жизни.
[1]
Гедалья бен Ахикам – фактический правитель Иудеи
в течение двух месяцев после разрушения Первого Храма,
назначенный царем Вавилона Навуходоносором. Был убит
Ишмаэлем бен Нетаньей, родственником царей Иудеи, которого
соседние народы подстрекали к восстанию против Вавилона.
После этого события последние жители Иудеи – и
в их числе пророк Ирмеягу – бежали в Египет, и
в результате в Иудее были уничтожены последние следы
еврейской государственности.
|