В молитве «Шмонэ-эсрэ» делается вставка, начинающаяся
словами Яале веяво («Да взойдет и проявится...»).
Сутки начинаются с заходом солнца, и поэтому «Яале
веяво» первый раз читают в молитве «Маарив».
Если человек забыл сказать это добавление вечером,
во время молитвы «Маарив», он не должен повторять «Шмонэ-эсрэ»
еще раз – потому что в те времена, когда рош-ходеш
определяли, основываясь на показаниях свидетелей,
в момент молитвы «Маарив» еще не знали, будет ли наступающий
день рош-ходешем, -ведь Сангедрин никогда не
собирался по ночам. Также и в «Биркат гамазон» –
если забы'ли сказать «Яале веяво» – не нужно возвращаться
к началу. Зато молитвы «Шахарит» и «Минха» необходимо
повторить еще раз, если в первый раз забыли упомянуть
«Яале веяво».
В рош-ходеш во время «Шахарит», после молитвы
«Шмонэ-эсрэ», повторенной хазаном, прочитывают сокращенный
вариант «Галеля».
В наших святых книгах сказано, что наши предки придерживались
обычая отмечать рош-ходеш так, как отмечают праздник:
устраивали пышные трапезы, слушали слова Торы из уст
пророка. Поэтому мы тоже отмечаем этот день –
тем, что произносим «Галель», т. е. несколько глав из
Тегилим, прославляющих Вс-вышнего. Заметим, что «Галель»
всегда произносят стоя.
В рош-ходеш к Торе вызывают четырех человек
-вместо трех в будни. Отрывок, который читается в рош-ходеш
(Бемидбар, 28), говорит о жертвоприношениях, совершавщихся
в Храме в этот день: утренний «тамид», послеполуденный
«тамид» и дополнительное жертвоприношение «мусаф».
Перед началом молитвы «Мусаф» мы снимаем «тфилин» –
выражая тем самым праздничный характер этой молитвы.
Как известно, «тфилин» – это знак союза Вс-вышнего
с народом Израиля, но «Мусаф» – это такой же знак.
Поэтому во время молитвы «Мусаф» нет необходимости в
дополнительном знаке. Молитва эта состоит из семи благословений,
центральное из которых посвящено исключительности народа
Израиля, которому Вс-вышний открыл тайну установления
новомесячий – с тех пор, как Он открылся Моше
и Агарону, указав им: «Этот месяц для вас – первый
из месяцев года...»
В молитве «Мусаф» мы просим Вс-вышнего обновить для
нас наступающий месяц к счастью и благу и высказываем
двенадцать пожеланий: «Б-г наш и Б-г наших отцов! Обнови
для нас этот месяц, чтобы он принес нам добро и благословение,
радость и веселье, спасение и утешение, средства к существованию
и пропитание, благополучную жизнь и мир, отпущение грехов
и извинение проступков...» А в високосный год, состоящий
из 13 месяцев, прибавляют еще одно, тринадцатое, пожелание:
«искупление злодеяний».
Когда рош-ходеш приходится на субботу, берут два свитка
Торы. Из первого прочитывают обычную субботнюю главу,
а второй предназначается для мафтира, вызываемого к
Торе последним. В этом случае не прочитывают тот отрывок
из субботней главы, который читают для мафтира обычно,
– но из второго свитка Торы зачитывают слова о
храмовом жертвоприношении в рош-ходеш: «А в дни новомесячий
ваших приносите Г-споду...» (Бемидбар, 28).
И «гафтара» на этот раз отличается от той «гафтары»,
которую читали бы, если бы эта суббота не была также
и рош-ходешем. Это – 66-я глава из книги пророка
Йешаягу: «Так сказал Г-сподь: небо – Мой трон...»
Она выбрана в качестве «гафтары» главным образом из-за
заключительных слов: «И будет: из новомесячья в новомесячье,
из субботы в субботу будет приходить всякая плоть склониться
предо Мною – сказал Г-сподь...»
Если же рош-ходеш приходится на первый день недели,
назавтра после субботы, то и этот факт отражается в
субботней «гафтаре»: вместо той «гафтары», которую читали
бы в обычном случае, теперь зачитывают часть 20-й главы
книги Шмуэль I. Эту «гафтару» называют «Завтра новомесячье»
– по ее первым словам: «И сказал ему Йегонатан:
завтра – новомесячье...»
Рош-ходеш, совпавший с субботой, вызывает также некоторые
изменения в тексте молитвы «Мусаф» – так как теперь
кроме субботних жертвоприношений необходимо упомянуть
в ней и жертвоприношения новомесячья. Поэтому вместо
срединного благословения, начинающегося словами «Ты
установил субботу», произносят другое: «Ты создал Свой
мир в начале времен...», а вместо заключения «освящающий
субботу» говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий
субботу, и Израиль, и дни новомесячий!» Порядок слов
здесь соответствует хронологическому порядку: сначала
Вс-вышний освятил субботу – во время сотворения
мира, когда народа Израиля еще не существовало, потом
был создан народ и лишь потом, даровав ему Тору, Вс-вышний
установил порядок дней новомесячий и освятил их.
Для того, чтобы выявить своеобразное духовное содержание
рош-ходеша и сделать его праздничным днем, воспроизводящим
события, символы и образы личностей, связанных с наступающим
месяцем, раввинатам и учебным заведениям нашей страны
следовало бы серьезно заняться вопросом о программе
этого дня. Пусть это будет день праздника – и
в то же время день подведения итогов прошедшего месяца
и подготовки к новому месяцу. И ведь в самом деле наши
мудрецы составили особую молитву для кануна рош-хо-дсша,
назвав его «Малый Йом-Кипур». Содержание этой молитвы
– мольба о прощении всех проступков, совершенных
за истекший месяц, извлечение надлежащих уроков и принятие
добрых решений накануне нового месяца.
|