Девятого дня еврейского месяца Ав 3338 года (по нееврейскому
летосчислению – 422 г. до новой эры) был разрушен первый
Иерусалимский Бет-Амикдаш – священный Храм нашего народа.
490 лет спустя, в 3828 году (68 г. по н.л.), в день
девятого Ава римляне сожгли второй Храм и изгнали евреев
из земли Израиля.
Так
сбывалось предопределенное свыше, записанное в священной
Торе. 9-го Ава евреи, покинувшие Египет, взроптали на
Б-га. Вернувшиеся в этот день разведчики будущей земли
израильской сказали: этой страной завладеть невозможно.
Напуганные евреи усомнились в Милости Б-га, и Он наказал
«поколение пустыни». Ни одному из них не суждено было
ступить на Израильскую землю.
Горести и беды подстерегали с той поры евреев на 9-е
Ава. Несчастья начинались в трехнедельный промежуток
между 17 Тамуза (например, вавилонское войско ворвалось
в Иерусалим) и заканчивались в траурный девятый день
месяца Ав.
Крепость Бейтар – последний оплот Бар-Кохбы – пала
девятого Ава. В тот же день, за три года до восстания
Бар-Кохбы, по приказу римского наместника была распахана
земля Иерусалима, что и послужило причиной восстания.
Девятый день месяца Ав 5050 (1290) года – начало массового
изгнания евреев из Англии.
Тот же день 5066 (1306) года – выселение их из Франции.
9 Ава 5252 (1492) года триста тысяч евреев были вынуждены
покинуть Испанию.
Во время второй мировой войны на девятое Ава падают
особо жестокие акции гитлеровцев в гетто.
Но величайшие бедствия в истории еврейского народа,
выпавшие на это число, – разрушение первого и второго
иерусалимских Храмов. Неизгладимым воспоминанием, незаживающей
раной остались эти события в народной памяти. Их невозможно
забыть, они послужили началом тысячелетнего изгнания,
которое продолжается и поныне.
Немного истории...
Одна из глав Торы[1] подробно рассказывает историю разведчиков
земли ханаанской, посланных Моше разузнать: «Земля –
какова она? И народ, проживающий на ней, – могуч ли
он или слаб? Малочислен ли он или многочислен? И земля,
на которой он живет, – хороша она или плоха, и в каких
городах он живет: в открытых или укрепленных..?»
Вернувшись после сорокадневных странствий, разведчики
рассказали о хорошо укрепленных ханаанских городах,
о людях-гигантах, населяющих их, принесли и показали
огромные плоды ханаанской земли. Они утверждали: «Не
можем мы пойти на тот народ, ибо он сильнее нас». Их
слова потрясли евреев. «И зарыдало все общество громким
голосом, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше
и Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община:
лучше умерли бы мы в земле египетской или в пустыне
этой умерли бы... И предлагали друг другу: назначим
предводителя и возвратимся в Египет... И сказал Б-г
Моше: доколе срамить будет Меня этот народ и доколе
не уверятся во Мне при всех знамениях, которые Я совершил...
уничтожу его и произведу от тебя народ многочисленнее
и сильнее его...»
Лишь молитва Моше смягчила кару. «И сказал Б-г: простил
Я по слову твоему. Однако... все эти люди, видевшие
славу Мою и знамения Мои... и испытывали Меня уже десять
раз и не внимали голосу Моему, не увидят земли, которую
Я клятвенно обещал... Дети же ваши, о которых вы говорили...
их введу Я, и они узнают землю, которую вы презрели...
Сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет... По числу
дней, в которые вы осматривали землю...»
День, когда возвратились разведчики, а евреи предались
напрасному плачу и стенаниям, стал впоследствии днем
плача для многих поколений. День этот – девятое Ава...
Около двух с половиной тысячелетий назад Невухаднецор,
царь Вавилонский, разгромил своего главного врага –
Египет. Воодушевленный победой, он отправился завоевывать
окружавшие его царство большие и малые страны. Огромное
вавилонское войско легко покорило раздробленную Иудею,
и Невухаднецор обложил ее тяжкой данью.
Страна застонала от гнета непомерных налогов. И Цидкияу
– последний царь Иудеи – нарушил клятву верности правителю
халдеев, тайно объединившись с поверженным Египтом.
Криком отчаяния был союз с вероломными египтянами и
обреченное на гибель восстание Иудеи в 3336 году после
с.м.
То было горькое время для земли Израиля. В стране царили
идолопоклонство, безнравственность, кровопролитие. Напрасно
взывал к равнодушным пророк Ирмияу, предвещая падение
Иудеи, Иерусалима и Храма. Люди не слушали его, а разгневанный
зловещими предсказаниями Цидкияу велел схватить пророка
и посадить в тюрьму.
Но заточение мудреца не изменило пророчеств. Войска
Невухаднецора захватили страну и окружили столицу. После
долгой осады в 3338 году, когда от голода и болезней
погибло большинство защитников, город был захвачен.
На седьмой день месяца Ав началось планомерное разрушение
непокорного Иерусалима. Солдаты вавилонского войска
снесли высокие городские стены, разрушили царский дворец
и другие постройки. Девятого Ава запылал священный Бет-Амикдаш.
Добычей победителей стали удивительные золотые и серебряные
изделия, поставленные царем Шеломо (Соломоном) в святом
здании. Всех жителей Иудеи, оставшихся в живых после
кровавого разгрома, угнали в рабство.
Так пало 450-летнее еврейское царство, так перестали
существовать величественный город и Святой Храм, так
Б-г наказал Свой народ, оставивший Его и Его законы.
На землю Израиля опустилась глубокая ночь.
Через семьдесят лет, как и было предсказано, евреи
вернулись из вавилонского плена. Страна и город лежали
в развалинах. С воодушевлением приступили они к восстановлению
Иерусалима и строительству нового Храма. На это понадобились
годы, но в блеске и величии поднялся второй Бет-Амикдаш.
Минули столетия. Войска завоевателей с огнем и мечом
проходили по Иудее, но священный Храм стоял нерушимо.
Так было до римской тирании, до поры кровавого ига.
Корыстные и бесчеловечные наместники Рима облагали Иудею
непосильными поборами, без суда, в назидание непокорным
устраивали массовые казни. Тысячи людей бежали в горы
и леса. Они мстили за насилия и убийства, подстерегали
и уничтожали отряды римских войск, а прокураторы Рима
в отместку казнили виновных и невиновных.
Разрозненные вспышки гнева переросли наконец в массовое
восстание. И Римская империя, уставшая от непрерывной
войны с непокорной Иудеей, решила уничтожить ее навсегда.
В трагические дни Иудея оказалась ослабленной внутренними
раздорами, беспричинной враждой среди евреев. Брат поднялся
на брата, шла жестокая борьба за власть, страна раскололась
на три враждебные партии. Всеобщее восстание против
римлян было одновременно началом гражданской войны в
Иудее. Евреи убивали друг друга, упрощая тем самым задачу
римского войска.
Без особого труда римляне захватили стратегически важный
район Галилеи, затем очистили страну от еврейских отрядов,
заняли все крупные города и крепости. В руках повстанцев
остался Иерусалим, намертво зажатый в кольце легионов.
Великий город казался неприступным. От внешнего врага
его защищали три мощные зубчатые стены, но за ними продолжалась
война трех враждующих партий, и раздор между евреями
обрек Иерусалим на гибель.
К несчастью, римская армия была хорошо вооружена баллистами
и таранными орудиями, а начальник ее – сын римского
императора Тит – оказался неплохим полководцем. С помощью
разведчиков он узнал о плохо защищенных участках городских
стен и бросил туда осадные машины.
Застучали тараны, полетели огромные камни, и мужество
защитников, их отчаянные вылазки против десятикратных
сил врага ничего не могли изменить. Была пробита первая
брешь, тяжелые стенобитные орудия продвинулись к следующей
стене, и мерные удары таранных машин начали отбивать
последние часы Иерусалима.
Но вторая стена не поддавалась. Римляне столкнулись
с великим мужеством еврейских воинов. (О чем свидетельствуют
и враги евреев – римские историки.) Невероятная стойкость
защитников вынудила Тита отказаться от надежды на быстрый
успех и прибегнуть к затяжной осаде. Если огромное войско
с тысячью осадных машин не может добиться успеха, тогда,
решил Тит, он возьмет этот город измором. Инженерный
корпус римлян поставил вокруг Иерусалима плотную ограду,
отрезая евреям любые связи с внешним миром. Римский
полководец знал, что во время междоусобной войны были
уничтожены главные запасы продовольствия.
Стена вокруг Иерусалима обрекла город на медленную
смерть. И все же, когда Тит предложил защитникам сложить
оружие, вожди восстания ответили единодушным отказом.
Голод убивал людей. Богатые предлагали состояния за
меру пшеницы, ежедневно умирали сотни, а отчаявшиеся
в поисках еды уходили тайком из города на окрестные
поля. Эти одиночки становились легкой добычей легионеров,
и по приказу Тита их распинали на крестах. По свидетельству
историка Иосифа Флавия, присутствовавшего при осаде
Иерусалима, однажды утром защитники города увидели более
пяти тысяч таких крестов. Как рассказывает тот же Флавий,
среди римлян ходили слухи, что евреи проглатывают свое
золото, и легионеры убивали пойманных на месте, вспаривая
им животы... Голод, страдания и болезни не могли сломить
боевой дух Иерусалима, но сказывался постепенный упадок
сил.
Семнадцатого Тамуза была окончательно пробита вторая
стена, и легионеры ворвались в город.
Каждый шаг победы давался им тяжким боем, и разъяренный
Тит, махнув рукой на богатства Иерусалима, приказал
уничтожить его огнем.
Пылающие факелы прокладывали дорогу римскому войску.
Девятого Ава легионеры пробились ко второму Храму,
осквернили его и сожгли дотла. От второго Бет-Амикдаш
– гордого Дома Б-га, остался лишь пепел и прочная Западная
Стена: знаменитая Стена Плача. День девятого Ава закончился
беспощадной резней – убивали раненых, беспомощных женщин,
стариков и детей...
Так пал гордый Иерусалим, так был разрушен Храм второй.
А через несколько лет, когда римляне окончательно изгнали
евреев из Иудеи и распахали плугом иерусалимскую землю,
– сбылось последнее пророчество Ирмияу: «Цион саде техареш»
– «Сион будет вспахан, как поле» (Ирмияу, 26:18).
В падении первого Храма были виновны сами евреи. Они
отступились от Б-га, от заповедей священной Торы, предались
идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию. Перед
гибелью второго Бет-Амикдаш они изучали Тору и соблюдали
ее законы, но поддались беспричинной вражде. В глазах
Б-га это тяжкий грех, которому нет прощения: он равен
идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию вместе
взятым.
Законы и обычаи
Нельзя относиться к соблюдению поста формально. Отказ
от еды и питья – дело второстепенное, внешнее, внутренний
смысл поста в ином. Это время задуматься над своими
поступками и с чистым сердцем обратиться к Б-гу (в чем,
собственно, и заключается суть семнадцатого Тамуза и
девятого Ава).
Траур по разрушению Храма продолжается три недели до
девятого Ава. Пост на 17-ое Тамуза (от восхода солнца
до наступления темноты) начинает время скорби, «дни
теснин», когда не принято веселиться, устраивать свадьбы
и празднества, покупать и надевать новую одежду, есть
первые фрукты этого года и стричь волосы, нельзя слушать
музыку, ибо левиты не поют больше в Храме. Глубокий
трехнедельный траур – дань памяти печальным событиям,
на тысячелетия лишившим евреев свободы и независимости.
К началу месяца Ав траур и грусть усиливаются, чем
ближе девятое, тем суровее скорбные обычаи. С первого
дня месяца Ав не едят мясо и не пьют вино – в память
о днях, когда прекратились жертвоприношения и перестали
проливать вино на алтарь Храма. Не купаются в море и
не стирают белье, но в субботние дни траур не соблюдается
– можно есть мясо и пить вино.
Суббота, предшествующая девятому Ава, называется Шаббат
Хазон – «Суббота видения», потому что в этот день после
чтения Торы в синагогах читают главу из книги пророка
Исайи, которая начинается словами Хазон Йешаяху – «Видение
Исайи». В этой главе пророк сурово порицает еврейский
народ за совершенные им преступления, влекущие за собой
изгнание, и предсказывает грядущее освобождение. Заканчивается
глава словами: «Сион искупится законом и его пленники
– благотворителностью».
Вершина траура – девятое Ава. Накануне, до захода солнца,
– последняя трапеза, обычно на низких скамейках, когда
едят хлеб и – в знак траура – слегка посыпанное пеплом
крутое яйцо. (Если канун девятого Ава суббота – последнюю
трапезу не соблюдают.) С заходом солнца начинается пост,
а с наступлением ночи евреи идут в синагогу. Там полумрак
и необычная тишина, потому что в этот день все говорят
вполголоса, как разговаривают в доме, где лежит покойник.
Снят занавес со шкафа, в котором хранятся свитки Торы,
люди не приветствуют друг друга, не пожимают рук, не
улыбаются. После вечерней молитвы они садятся на низкие
скамейки или на пол и слушают горестную песнь о Иерусалиме
из книги «Эйха», а затем читают поэтические отрывки
из «Кинот», полные скорби о разрушении Храма и бедствиях,
постигших после этого наш народ. Темноту в синагоге
чуть рассеивают слабые огоньки свечей, и молящиеся походят
на странников без крова и отечества.
Запреты дня девятого Ава особенно строги. В этот день
не умываются, а утром моют только пальцы и протирают
ими глаза. Нельзя смеяться, веселиться, надевать кожаную
обувь. Утреннюю молитву совершают без талеса и тефиллин,
как делают, если мертвый еще не похоронен, ибо талес
и тефиллин – символ красоты и великолепия. Их надевают
лишь во время предвечерней молитвы Минха.
После утренней молитвы снова читают «Кинот»,
учат книги «Иов» и «Эйха» и те места в Талмуде, где
рассказывается о разрушении Иерусалима. До полудня не
сидят на стульях – лишь на низких скамейках.
С наступлением темноты, с появлением звезд, пост прекращается,
но до полудня десятого Ава не пьют вино и не едят мясо,
не стригутся и не стирают белье. Эти последние часы
траура – память о догоравшем 10-го Ава Бет-Амикдаш.
«Из теснин воззвал я к Б-гу...»
Из посланий Любавичского Ребе Робби Менахем М. Шнеерсона
Дни наших постов, как и наши праздники, не только напоминают
о давно минувших днях. Они имеют также глубоко поучительный,
всегда актуальный смысл. Наши посты и праздники никогда
не «устаревают».
17-е Тамуза и 9-е Ава связаны с трагическими событиями
в истории еврейского народа. 17-го Тамуза был захвачен
врагами Иерусалим, а 9-го Ава – разрушен святой Иерусалимский
Храм и народ уведен в изгнание.
В эти дни мы неизбежно задумываемся над причинами,
приведшими к этим несчастьям. 17-го Тамуза народ Израиля
совершил тяжкий грех служения золотому тельцу. Из-за
этого Моше разбил Скрижали, на которых были записаны
Десять Заповедей. 9-е Ава – день, когда народ проявил
недостаток веры в Б-га, получив неверный отчет разведчиков
о Священной Земле. В этой критической ситуации евреи
не осознали, что Б-г, Создатель Мира, способен выполнить
свою волю независимо от обстоятельств.
Мы должны понимать, что наше благополучие зависит от
приверженности Торе и ее заповедям. «Я – Б-г, Всесильный
твой... да не будет у тебя других богов». Каждый из
нас должен постоянно помнить: Б-г – единственный властелин
земли и неба, лишь Он посылает нам благополучие, когда
мы того заслуживаем.
Мы живем в тревожном и яростном мире, особенно если
вспомнить последние события, касающиеся евреев. И хотя
мы знаем: все в этом мире управляется Создателем Вселенной
и «сердца королей и министров в руке Б-га», однако следует
прикладывать и собственные усилия, создавая тем самым
«одеяние», в которое нисходит благоволение Б-га, как
Он пожелал и как сказано: «И благословит тебя Б-г, Всесильный
твой, во всех твоих поступках». Отсюда встает основное,
и оно необходимо немедленно – нужно усилить связь со
Всевышним, «Стражем Израиля», а это зависит от каждого.
Обязанность и высокая честь, дарованная каждому еврею,
– усилить в меру сил и способностей изучение Торы и
особо тщательно исполнять Его заветы. И делать все от
нас зависящее, чтобы как можно большее число евреев
учили Тору и соблюдали заповеди.
Если это будет исполнено, усилится наша связь со Всевышним
и мы увидим воочию, что «не дремлет и не спит Страж
Израиля». Тогда «падет на них страх и боязнь», и устрашатся
враги Израиля и будут остерегаться евреев.
Об этом говорится – очень ясно и точно – в Великой
Книге нашего народа, которая служит повседневным путеводителем
каждого еврея: «Если вы по уставам Моим будете поступать
и заповеди Мои будете соблюдать... водворю Я мир в стране...
и буду ходить среди вас... и буду вести вас с поднятой
головою».
Соблюдение Мицвот должно приносить ощущение радости,
поскольку сказано: «Служите Б-гу с радостью». Исполнение
Его заповедей не должно и не может приводить к унынию,
наоборот, оно должно создавать живой и светлый настрой
и крепить надежду евреев на полную безопасность.
Следует подчеркнуть, что «не дремлет и не спит Страж
Израиля», – это не праздный разговор о надеждах на безопасность
для успокоения евреев, а твердая убежденность в охране
Стражем Израиля всех евреев – и на Святой Земле, и в
диаспоре.
Есть немало скептиков, которые говорят: каким это образом
мои личные действия коснутся всех евреев? Разве может
один человек сотворить великое – спасти и себя, и многих?
Следует напоминать им закон Рамбама: «Каждый еврей
должен постоянно думать, что половина у него достоинств,
а половина провинностей. Также и в целом мире – половина
заслуг и половина вины... Если исполнил он одну только
мицву, то сразу перевесил и себя, и весь мир в сторону
заслуг и тем самым посодействовал себе и другим в избавлении
и спасении».
Закон Рамбама безупречен для каждого: одной только
мицвой, выраженной действием, словом, мыслью или даже
побуждением к ней ближнего, – еврей приносит спасение
и избавление себе и всему миру.
Если мы будем жить по этим принципам, мы можем уверенно
ожидать исполнения предсказания пророка Захарии: «Пост
четвертого месяца (Тамуз) и пост пятого месяца (Ав)...
станут для евреев днями веселья и радости» (Захария,
8:19).
И да исполнится в каждом из нас сказанное: «Из теснин
воззвал я к Б-гу, ответь мне простором, Б-же!» – простором
во всех отношениях, и обратятся дни эти в радость и
веселье – с пришествием праведного Мошиаха в самом ближайшем
будущем.
Published and Copyrighted 1978
by
Friends of Refugees of Eastern Europe
1383 President Street, Brooklyn, N. Y. 11213
Telephone: (718) 467-0860; Fax: (718) 467-2146
|