Предисловие составителя

[1] оно же послание всем нашим верным собратьям, да хранит вас Всевышний

Вас, мужи, призываю. Слушайте меня, ревнители справедливости, искатели Всевышнего, и Б-г услышит вас от малого до великого, всех наших верных собратьев в этой стране и в соседних с нею. Каждый, где бы он ни был, да пребывает в мире и жизни вечной, коей нет конца. Амен! Да будет воля Его.

Известно, и все говорят об этом, все наши верные собратья, что слышать слова поучения - совсем не то, что видеть и читать написанное в книге.
И в самом деле, читатель читает по-своему, согласно своей способ-ности понять и охватить разумом то, что перед ним. Если же его разум и разумение смущены и в служении Всевышнему он бродит в потемках, он с трудом различит благодатный свет, который скрыт в книгах, хотя он сладок для взора и целителен для души.

Кроме того, книги поучительного содержания, опирающиеся на доводы человеческого разума, несом-ненно приносят неодинаковую для всех пользу, ибо не все умы и суждения равны друг другу, и разум одного не тронут и не пробуждается тем, что трогает разум другого. И сказали наши мудрецы [2] по поводу благословения "Тот, Кто знает тайное", вспоминая о 600 000 евреев [3] , что разум одного не подобен разуму другого. То же [говорит] и Рамбан, благословенна его память, в книге "Войны [Б-га]" по поводу комментария "Сифри", где упоминается Йегошуа, названный "муж, в котором есть дух" [4] , что объясняется как "который способен стать на уровень духа каждого" и т. д.

Даже те книги поучительного характера, основание которых глубочайше свято, как, например, мидраши наших мудрецов, да будет благословенна их память, в которых говорит дух святости и слова Его в их словах, - и ведь Тора едина с Б-гом, да будет Он благословен, а с ней связаны все 600 000 [душ] всего в целом еврейского народа, и каждая в отдельности также, вплоть до "искры", пребывающей в самых ничтожных и незначительных людях нашего народа Израиля, - все связаны с Торой, а Тора связывает их со Всевышним, как известно из сказанного в книге "Зогар, - и это [лишь] общая связь, объединяющая весь Израиль. [Что касается индивидуумов],
то хотя Тора дана для того, чтобы быть истолкованной и в общем и в деталях каждой еврейской душой, коренящейся в ней, однако не каждый удостаивается знать то особое место в Торе, которое связано именно с ним.

Даже в законах о запрещенном и дозволенном, рас-крытых нам и нашим потомкам, мы находим и видим совершенно крайние расхождения у танаим и амораим, однако и "те и другие [мнения] - слова Б-га [Элоким] живого" [5] . Форма множественного числа [имени Эло-ким] указывает на то, что Б-г - источник жизни душ еврейского народа, который подразделяется на три общие линии - правую, левую и среднюю, то есть на линию Хесед, линию Гвура и т. д [6] . Те души, которые коренятся в линии Хесед, склонны к смягчению и облегчению решений и т. д., как известно.
И тем более это должно быть в тех случаях, когда речь вдет о том, что скрыто [и принадлежит] Всевышнему Б-гу, как, например, любовь и страх по отношению к Нему в уме и в сердце каждого человека в соответствии с его спо-собностями и восприимчивостью сердца, как объясняет книга "3oгap" [7] выражение: "Известен муж ее у врат городских и т. д." [8] .

Однако я обращаюсь к тем, кто знает меня, к каж-дому из наших верных собратьев, живущих в этой стране и в соседних с нею странах, с кем часто говорил, кто открывал мне тайны сердца и разума в том, что касается служения Всевышнему, связанного с сердцем человека [9] .
Их пусть достигнет слово мое, да заменит язык перо писца в этих писаниях, которые названы "Ликутей амарим" ["Сборник высказываний"] и собра-ны из книг и поучений наставников величайшей святости - души их пребывают в Эдене, и славны они у нас. Кое-что написано понятными для ученых наме-ками в священных посланиях наших учителей [10] в Святой Стране, да будет она в скором времени вновь отстроена и да вернется слава ее уже в наши дни. Амен! Кое-что я слышал из их уст, когда они еще были здесь с нами. Все они представляют собой ответы на многие вопросы, с которыми постоянно обращаются и ищут совета верные наши собратья, живущие в нашей стране, каждый на своем уровне, чтобы помочь себе в служении Всевышнему, - а нет времени и возможности каждому дать ответ в отдельности; кроме того, сказанное забывается, и поэтому я записал ответы на все эти вопросы, чтобы запечатлеть их письменно, и для каждого они будут указанием и памяткой, всегда перед его глазами, и он не должен будет добиваться прийти ко мне для беседы наедине. В них он найдет покой своей душе и истинный совет в отношении всех своих вопросов, затрудняющих служение Всевышнему. Сердце его будет верно и надежно во Всевышнем, Который завершит за нас все наши дела. Тот же, кому будет трудно понять и найти совет для себя в этих писаниях, пусть обратится к великим, живущим в его го-роде, и они наставят его. Я же прошу их не замыкаться в молчании, не проявлять ложное смирение и скромность, упаси Б-же. Известно, как велика кара для тех, кто отказывает в духовной пище, и как велико возна-граждение щедрых. И сказали наши мудрецы [11] , ком-ментируя стих "Освещает очи обоих Всевышний" [12] : ибо осветит им лик Свой Всевышний - свет лика жи-вого Б-га. И дарующий жизнь да оживит нас и да удо-стоит дней, "когда уже не будет надобности друг друга поучать... ибо все познают Меня и т. д." [13] , "ибо на-полнится земля знанием Б-га и т. д." [14] . Амен! Да будет воля Его.

И так как названные писания распространились среди верных наших собратьев, как уже говорилось выше, в многочисленных копиях, переписанных самы-ми разными писцами, то с умножением этих копий умножились ошибки неимоверно. Потому благородные мужи, упомянутые выше, побуждаемые великоду-шием, взяли на себя весь труд и расходы, чтобы на-печатать названные выше писания, очистив их от всех дополнений и ошибок переписчиков и основательно проверив. И я желаю успеха вершителям доброго дела.

И так как в законе "Проклят нарушающий предел другого" [15] слово "проклят" имеет в виду не только проклятие, но и херем [16] , упаси, Б-же, и т. д., то, по обычаю Иудеи и по закону [17] ,
я воздвигаю великую преграду для всех печатников, дабы не печатали упомянутые выше писания ни сами, ни с чьей-либо помощью без разрешения [лиц], указанных выше, в течение пяти лет со дня, когда закончится их напечатание.

И будет благо тем, кто услышит, и будут благосло-венны на добрые дни.

Таковы слова собравшего упомянутый "Сборник высказываний".

  К предисловию составителя

[1]   Автор считает себя всего лишь компилятором.

[2]   Брахот, 58а.

[3]   Число вышедших из Египта. Гмара говорит о чуде принятия
Торы целым народом, ибо такое множество людей, каждый из которых представляет собой совершенно своеобразный мир, со своими суждениями, восприятием и желаниями, не может прийти к единому мнению.

[4]   Бемидбар, 27:18.

[5]   Эйрувин, 136.

[6]    Третья категория - Тиферет. См. Тания, часть 4, поел. 15.

[7]   Зогар, часть 1, стр. 103а,б.

[8]   Мишлей, 31:23.

[9]   Таанит, 2а. Ср. предисловие р. Бахьи к книге Ховот галевавот.

[10]   Раби Шнеур-Залман считал более старших учеников
р. Дова-Бера из Межирича (он был самым младшим) своими учителями,
а особенно р. Мендла Городокера.

[11]   Тмура, 76а.

[12]   Мишлей, 29:13.

[13]   Ирмеягу, 31:33.

[14]   Йешаягу, 11:9.

[15]   Дварим, 27:17.

[16]   Вид отлучения. См. Швуот, З6а.
С тем, кто подвергся херему, запрещено общаться.

[17]   Кидушин, 6а.

Untitled Document
Тания-Tanya
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.