Хинух котон
"Воспитывай отрока согласно пути его - и, даже
состарившись, не отступит от него". Так как написано
"согласно пути его", ясно, что это не самый
истинный путь, а если так, в чем же его достоинство,
что, "даже состарившись, не отступит от него"?
Известно, что страх и любовь - корни и основы служения
Всевышнему. Страх - корень и основа [исполнения веления]
"Избегай зла...", а любовь - исполнения [веления]
"...и твори добро" и всех позитивных заповедей,
как написанных в Торе, так и установленных нашими мудрецами,
как это будет объяснено в своем месте.
Глава 1
"И познай сегодня, и тверди сердцу своему, что
Гавайе есть Элоким - [Б-г есть
Всесильный] в небесах наверху и на земле внизу, нет
более". И нужно понять: неужели ты можешь вообразить
себе Б-га пребывающим в воде под землей, и необходимо
столь настойчиво отрицать это: "И тверди сердцу
своему"? Сказано: "Навеки, Б-же, слово Твое
стоит в небесах". Баал-Шем-Тов, благословенна его
память, так комментирует это: слова и буквы Твоего речения:
"Да будет твердь небесная посреди вод и т. д."
навеки стоят в небосводе и облечены во все небеса навеки,
оживляя их, как написано: "И слово Б-га нашего
восстанет навеки", и "Слова Его живы и сущи
навеки и т. д."
Глава 2
Из изложенного [следует] ответ заблуждающимся и [выясняется],
в чем коренится ошибка тех, кто отрицает Б-жественное
Провидение по отношению к отдельным творениям, а также
знамения и чудеса, о которых рассказывает Тора Их ошибка
- в проведении ложной аналогии.
В творимом постоянно должна действовать сила Творящего
для оживления и поддержания его существования, и это
- "буквы речи" Десяти речений, которыми творения
созданы.
Глава 3
Каждое творение, ощущающее себя существующим, на самом
деле оказывается полным отсутствием и небытием по отношению
к творящей силе и "дыханию уст" в творимом,
постоянно его создающими и вызывающими к существованию
из совершенного небытия.
Можно себе представить это на примере солнечного света,
освещающего Землю и ее обитателей.
Глава 4
"Ибо солнце и щит Гавайе Элоким"
Смысл имени Гавайе
Жизненная сила скрыта в теле творения, и [кажется],
будто тело существует самостоятельно, как будто оно
не есть распространение жизненной силы и духовности
- такое же, как распространение солнечного излучения
и света, - а некая сама по себе существующая вещь. Но
в действительности оно существует не само по себе, а
подобно распространению исходящего от Солнца света.
Глава 5
"Вначале возникла мысль создать мир судом, увидел
Б-г, что [так] мир не устоит, и присоединил к суду милосердие",
то есть - раскрытие Б-жества через праведников, знамения
и чудеса, упомянутые в Торе.
Глава 6
Элоким - имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение
[Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает
со словом гатева ["природа"], ибо это
имя скрывает свет, который наверху и который творит
и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует
и происходит естественным образом. Имя Элоким - щит
и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет
и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и
творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям,
отчего последние перестали бы существовать.
Глава 7
И таким образом становится понятным утверждение священной
книги "Зогар" о том, что "Слушай, Израиль"
- верхнее единство, а "Благословенно имя славы
царства Его навеки" - нижнее единство.
Глава 8
И как писал Рамбам, благословенной памяти, что у Всевышнего,
благословен Он, суть и сущность и знание Его - все абсолютно
едино, все - простое единство, а ни в коей мере не сложное,
точно так же это и в отношении всех атрибутов Всевышнего,
благословен Он, и всех Его святых имен и эпитетов, которыми
Его называли пророки и мудрецы, благословенной памяти,
-Милостивый, Милосердный, Творящий благо и подобные
им.
Глава 9
Но по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень
мудрости - которая [во всех творениях] есть начало мысли
и основа ее - у Него она завершение действия.
Глава 10
Но все же, так как "Тора говорит языком людей",
"чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять",
мудрецам истины дозволено говорить о сфирот, пользуясь
сравнением. И они назвали их "светами", чтобы
с помощью такого сравнения мы поняли отчасти суть единства
Всевышнего, благословен Он, и Его атрибутов.
Глава 11
И Десять речений также называются "речениями"
только по отношению к сотворенному.
Глава 12
Творения делятся на виды общие и частные с помощью
изменений сочетаний, смен и подстановок букв, как говорилось
выше. Ибо каждая буква - продолжение особой частной
жизнетворности и силы, а когда много букв соединяется
вместе, чтобы стать словом, то, кроме множества [разных]
видов сил и жизнетворности, продолженных согласно числу
букв в слове, есть еще их все превосходящее проистечение
высшей силы и общей жизнетворности, которая содержит
в себе все виды частных сил и жизнетворности букв, равнозначима
им и их превосходит.
|