Сказано в конце трактата Йома: "Есть три вида
искупления, и каждое из них связано с покаянием"
Все это сказано об искуплении и о прощении греха -
после полного покаяния человеку совсем прощается, что
он нарушил веление Короля. И не напоминают ему этого
даже частично в день [Небесного] Суда, и не наказывают
его за это, да сохранит Всевышний, в мире грядущем,
и он совершенно в том мире не судим. И все же для того,
чтобы стать угодным Всевышнему и принятым и любимым
Им, благословенным, как прежде, до совершения греха
О совершающем многократно один и тот же грех мнения
последних учителей учения "Мусар" разделились.
Некоторые утверждают, что [в таком случае] нужно поститься
положенное за этот грех количество постов много раз,
столько, сколько раз был совершен грех.
Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления
и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано
выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата
Звахим, - жертвоприношение "ола" [называется]
даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный
Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния
и самое в ней основное - возвращение ко Всевышнему истинно
и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного
объяснения.
Проистечение Б-жественной души и ее нисхождение в этот
мир для облечения в тело человека имеет начало во внутренней
части и источнике речи, то есть высшего дыхания, подразумеваемого
в нижней букве "гей", как указывалось выше.
И как сказано: "И вдохнул в его ноздри душу жизни,
и стал человек живой душой", "Тот, кто выдыхает
с силой, и т. д."
Но так было в те времена, когда еврейский народ находился
на высокой ступени, когда в Храме Шхина пребывала в
народе. Тогда евреи получали жизненную силу тела только
через Б-жественную душу, от внутренней части изобилия,
уделяемого Эйн Софом, благословен Он, через имя Гавайе,
благословен Он, как об этом говорилось выше.
Но в подлинном и прямом пути к нижнему покаянию [возвращению]
буквы "гей", как уже говорилось, - два основных
аспекта. Один из них - пробуждать в себе высшее сочувствие
из источника милосердия по отношению к духу своему [нешама]
и к своей Б-жественной душе [нефеш], которая "пала
с высокой крыши" - подлинной жизни, благословен
Он, - "в глубокую яму", - и это чертоги нечистоты
и стороны "ситра ахра", [а также] и по отношению
к ее [души] источнику в источнике жизни, а это имя Гавайе,
благословен Он, и как написано: "И возвратится
ко Всевышнему, и Он смилостивится над ним"
И углубившись мысленно во все сказанное, человек может
молить действительно из глубины души: "По великому
милосердию Твоему сотри мои грехи и т. д.". Ибо
тогда в сердце его в самом деле укоренится великое сострадание
по отношению к Б-жественному в его душе и наверху, как
говорилось выше. И этим он пробудит высшее милосердие
из тринадцати атрибутов милосердия, проистекающих от
высшего желания Его, благословен Он, на которое указывает
острие буквы "йод" и которое намного выше
категории воздействия букв имени Гавайи.
И объясняется это согласно сказанному в книге "Зогар"
и в "Тикуним" и еще в нескольких местах. Бина
- это верхнее покаяние, а "мать сидит на птенцах
и т. д.". Это значит, что когда человек размышляет
о величии Всевышнего очень углубленно и порождает духом
понимания своего глубоко укорененные в душе интеллектуальные
любовь и страх, как написано: "И ты будешь любить
Всевышнего, Б-га твоего", ибо "Он - твоя жизнь
и т. д.", и не довольствуется лишь естественной,
скрытой [в глубине души] любовью и т. д., а также страхом,
и трепетом, и стеснением и т. д., как известно, - тогда
это [состояние] называется "мать сидит на своих
птенцах и т. д.".
Такое верхнее покаяние - единение духа с духом через
изучение Торы и помощь нуждающимся - это проистечение
[Б-жественного влияния] сверху вниз, чтобы слово Всевышнего
действительно было в его устах, и как написано: "И
Я вложу слова Мои в твои уста'', а "правая рука
Его обнимает меня" - помощь нуждающимся, ибо Хесед
[милосердие] - правая рука и т. д. Однако нижний человек
должен идти от ступени к ступени снизу вверх к верхнему
покаянию и единению духа с духом
О том, что смирение в сердце - это нижнее покаяние,
как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем,
и то и другое вместе, уже говорилось в первой части
книги "Тания", в конце главы 34. И написано
в священной книге "Зогар": "Радость в
сердце, с одной стороны, и т. д.".
А смысл радости при физических страданиях в том, что
она - великое, необычайно действенное благо для грешной
души, способное очистить ее в этом мире и избавить от
очищения в аду (а особенно в эти поколения, когда нет
возможности совершать количество постов, установленное
раби Ицхаком Лурией, благословенна его память, для покаяния,
чтобы очистить душу и избавить ее от очищения в аду).
|