"Шесть дней ты можешь трудиться и делать все работы
свои, день же седьмой - суббота, посвященная Г-споду,
Б-гу твоему; не делай никакой работы... поэтому благословил
Г-сподь седьмой день и освятил его"
(Шмот, 20:9-11). Эти слова
известны всем, кто хоть раз открывал Священное Писание.
Но они ничего не говорят о том, чем была суббота для
еврейского народа на протяжении всей его истории, чем
она является для тех, кто придерживается еврейского
образа жизни. Уже тот факт, что из десяти заповедей
только эта носит характер ритуала, указывает: среди
всех законов, определяющих отношение человека к Б-гу,
этому повелению Сам Творец отдает пальму первенства.
Хотя верующий еврей выполняет много заповедей, к субботе
он питает особое чувство. Во всей Торе нет другой мицвы,
в которой с такой силой выражались бы преданная любовь
и глубокое религиозное чувство.
Суббота - единственное из фундаментальных понятий в
иудаизме, удостоившееся персонификации в литургии. Субботу
еврей называет невестой, она для него воплощение чистоты
и красоты. Ее уподобляют также царице, ибо она - символ
величия. Субботе посвящены прекрасные строки сотен стихов
и песен, которые слагали цари и мудрецы.
Человеку со стороны еврейская суббота может показаться
суровой, аскетической, полной мелочных запретов, лишенной
радости и воодушевления. Для религиозного еврея все
обстоит как раз наоборот. Суббота для него - освобождение
от каждодневных забот, будничных тягот и даже от мирских
удовольствий. Это - день раздумчивого покоя, тихой радости
и духовного возвышения, полный песен и веселья.
Пытаться описать стороннему наблюдателю чувства, владеющие
религиозным евреем в субботу, - то же самое, что пытаться
описать красоту заката слепому. Наблюдать со стороны
празднующих субботу - то же, что глухому смотреть на
тех, кто танцует под музыку скрытого оркестра. Не слыша
музыки, глухой вполне может принять танцующих за помешанных.
Лишь вкусившему в полной мере от субботнего блаженства
откроется она в своей подлинной сущности.
"Драгоценный камень есть у меня, - говорит Всевышний
Израилю, - зовется он субботой". Ни один соблюдающий
субботу еврей не усомнится в этих словах. Можно лишь
пожалеть, что в двадцатом веке так много наших братьев
забыли о величайшей драгоценности своего народа, попав
под влияние новомодных атеистических теорий и занявшись
поисками "научных" путей спасения всего человечества.
Лишь немногие сумели противостоять соблазнам. Большинство
не нашло в себе достаточно душевных сил. И если первое
поколение отказавшихся от субботы еще сохраняло драгоценные
воспоминания о родительском доме, где суббота царила
безраздельно, то их дети и внуки выросли уже без всякого
представления о ней и о ее духе. Возвращаясь к нашей
метафоре, можно сказать, что они оказались глухими и
слепыми к музыке и красоте субботы.
Пострадала не только суббота. Пошатнулся весь еврейский
дом, стал разрушаться весь еврейский уклад жизни. Ибо
суббота - фундамент иудаизма. Герман Вук в книге "Это
Б-г мой" (Нью-Йорк, 1959) заметил :
"С отказа от субботы начинается обычно разрыв с
традицией. И наоборот, через ее соблюдение чаще всего
возвращаются к иудаизму".
Еврейская суббота не только не стала архаичной - она
все еще далеко опережает наше время; она не только не
лишена практического смысла - наоборот, она сегодня
особенно необходима человеку в напряженной, противоречивой,
суматошной современной жизни. Блестящие греки, подарившие
миру культуру, ставшую неотъемлемой частью западной
цивилизации, в свое время насмехались над евреями за
то, что они раз в неделю не работают. Неприспособленными
к труду лентяями называли евреев не варвары, а люди,
труды которых и сегодня изучаются в университетах. Понадобились
столетия, чтобы мир начал постигать все огромное значение
дня отдыха и положил шестидневную рабочую неделю в основу
своей социальной жизни.
Быть может, потребуется еще много столетий, чтобы народы
мира осознали весь смысл и ощутили всю прелесть еврейской
субботы. Даже первые американские пуритане, близко подошедшие
к ритуалу субботы в той строгости, с которой они соблюдали
свой воскресный день отдыха, не смогли приблизиться
к постижению ее духа. Их "суббота", по их
собственному признанию, была печальным, мрачным днем.
Для евреев это день радости.
Далекие от еврейской традиции люди видят в субботе
всего лишь день отдыха, когда запрещена всякая работа.
Это верно лишь отчасти, ибо суббота была задумана как
святой день, отделенный от всех остальных.
Это высшая точка недели, к которой стремятся уже с первого
буднего дня.
С одной стороны, в этот день мы целиком и полностью
отключаемся от внешнего мира, с другой - освящаем его
духовным значением и смыслом.
Он наполнен не суетными, а очищающими стремлениями,
предназначен для отдохновения плоти и освежения души.
Субботний отдых для еврея не просто выходной день.
Тора называет две причины установления субботы, и мы
рассмотрим обе. Первая - это память о сотворении мира:
"...шесть дней созидал Г-сподь небо, землю и море
и все, что их наполняет, а в седьмой день пребывал в
покое. Поэтому благословил Г-сподь седьмой день и освятил
его" (Шмот, 20:11);
"...это знамение вечное [в память о том] , что
шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, а в седьмой
день не работал и пребывал в покое"
(Шмот, 31:17). Вторая причина
- напоминание об Исходе из Египта: "Помни, что
рабом был ты в земле Египетской, но Г-сподь, Б-г твой,
вывел тебя оттуда дланью могучей, рукою простертой"
(Дварим 5:15).
Что поучительного содержится в этом напоминании? И
разве можно сказать: "Б-г пребывал в покое"?
Ведь Он не человек, который устает и нуждается в отдыхе?
Тора сообщает нам, что точно так же, как Всевышний прекратил
сотворение физических объектов в седьмой день, человек
должен в этот день прекратить всякое созидание. Он должен
предоставить всему идти своим путем. Отказываясь от
подобной работы, мы не только славим Б-га, но и следуем
Его примеру. Тем самым мы подтверждаем, что мир не принадлежит
нам, что Всевышний - Хозяин и Творец Вселенной. В этот
день мы не ловим рыбу, не срываем цветы, не поливаем
траву. Это бездействие - проявление нашего уважения
к Г-споду, символ того, что все возвращается к истинному
Владыке.
По Торе, любое конструктивное (или деструктивное) вмешательство
человека в физический мир есть работа. Это помогает
понять, почему даже такие действия, которые не требуют
никаких физических усилий (например, зажигание спички),
считаются трудом. Избегать его в седьмой день и означает
признавать Б-га Творцом Вселенной.
Р.Шимшон-Рефаэль Гирш в своей фундаментальной работе
"Хорев" пишет о смысле субботних законов:
Каким образом человек может продемонстрировать свое
господство на земле? Тем, что он способен использовать
окружающую среду в своих целях: почву, воду, ископаемые,
растения, животных... Он может любую вещь превратить
в орудие, служащее его потребностям. По Б-жьему соизволению
ему дано властвовать на земле шесть дней. Но в седьмой
день Всевышний запретил человеку что-либо переделывать
в природе. Он ничем не может распоряжаться по одному
лишь своему усмотрению, ибо все принадлежит Творцу,
Который разрешил человеку управлять миром только по
Своему желанию. В каждую cубботу мир, так сказать, возвращается
к Б-гу, и человек провозглашает, что он пользуется лишь
дарованной ему на время властью.
Поэтому даже самая малая работа, совершаемая в субботу,
означает отрицание факта, что Б-г является Хозяином
мира. Нарушение субботы означает самонадеянное провозглашение
евреем своей суверенности, отказ от миссии сына Израиля...
С другой стороны, воздержание от работы в субботу является
подтверждением того, что Б-г - Творец мира, что Он уготовил
человеку его место, что Он - законодатель человеческой
жизни. Отказ от работы подтверждает нашу миссию как
сынов Израиля. Следовательно, это знак, символ на все
времена. Суббота - это особое время, выделенное из всего
остального времени. Время, посвященное Всевышнему. В
другие дни человек может забыть) Кто является источником
его могущества. Суббота напоминает ему об этом, обращая
его мысли к Создателю.
Суббота есть также символ союза между Б-гом и евреями.
Ибо если мы рассматриваем самих себя и весь мир как
результат Б-жьего промысла, то мы должны жить по Торе.
Но если мы считаем мир своей собственностью и себя его
хозяевами, тогда этот союз - фикция, а Тора - всего
лишь литературное произведение.
Наконец, суббота - это благословение. Чтя ее, мы обновляем
союз с Б-гом и подтверждаем нашу готовность служить
Ему. И за это Он каждую субботу дарует нам силы для
осуществления этой великой миссии. Еврей, соблюдающий
субботу, чувствует это особое возвышенное состояние.
Наши мудрецы говорили, что в субботу еврею даруется
"дополнительная душа".
Работа, запрещенная в субботу, - это творческое усилие,
это созидание или изменение вешей для удовлетворения
потребностей человека. Под этим не понимается только
чисто физическое действие. Даже если вы напрягали мускулы
весь день, но не произвели ничего нового, ничего не
изменили, то, согласно Галахе, вы не работали. С другой
стороны, если вы, даже не прилагая ни малейших усилий,
произвели хотя бы минимальное изменение в какой-нибудь
вещи, вы тем самым осквернили субботу. Ваши физические
силы принадлежат вашему животному началу; миром же вы
управляете посредством разума. И именно с помощью разума,
как и надлежит мыслящему существу, вы должны в субботу
подчинять себя Всевышнему.
Если суббота, с одной стороны, выражает нашу готовность
служить Всевышнему, то с другой - она напоминает, что
мы не подчинены людям. Она подчеркивает свободу человека,
его души и разума. В связи с этим важно отметить, что
Тора предписывает дать отдых в субботу слугам, наемникам-иноверцам
и даже скоту. Отдыхать в этот день еще в те давние,
"нецивилизованные" времена было у евреев привилегией
не только свободного, полноправного гражданина, но даже
чужестранца, раба и животного.
"Суббота является, таким образом, еженедельно
возобновляемым бунтом против рабства и угнетения, -
писал И.Грюнфельд в книге "Шабат" (Нью-Йорк,
1959). Поднимая вечером в пятницу кубок с вином, еврей
уравнивает в их величии сотворение мира и человеческую
свободу, объявляя тем самым рабство и угнетение смертными
грехами против самих основ мироздания. Следует ли после
этого удивляться, что тираны всех времен всячески препятствовали
Израилю праздновать субботу?"
Но рабство - это не только труд по принуждению, под
неусыпным надзором жестокого надсмотрщика. Задумывались
ли вы когда-нибудь, что сами можете быть неумолимым
надсмотрщиком, что сами способны эксплуатировать себя
так, как никакой хозяин не мучает своих рабов? Вам нужно
закончить работу. Вы спешите, сроки поджимают. Вы обязаны
с кем-то и с чем-то считаться. У вас совещания, заседания,
деловые свидания. Вы должны прибыть в доме, постирать,
сделать закупки, приготовиться к вечернему визиту...
Мы изо дня в день тянем рабскую лямку и воображаем при
этом, будто свободны!
Даже когда современный человек не отправляется в "выходной
день" на работу, чем он занят? Тратит ту же энергию
на развлечения. Он переносит ту же напряженность, тот
же дух конкуренции, ту же суету и нервозность, которые
съедают столько здоровья, из деловой сферы в танцевальный
зал, на спортивную площадку, на автостраду, в свое домашнее
хозяйство. Он полагает, что отдыхает! Действительно,
за этот вид деятельности ему не платят; развлечения
доставляют больше удовольствия, чем работа. Но духовного,
эмоционального и физического отдыха и покоя он не получает.
Как писал в свое время Льюис Мамфорд в книге "Поведение
человека" (Нью-Йорк, 1951): "В нашей западной
цивилизации день отдыха стал теперь еще одним рабочим
днем, который заполнен удовольствиями и пустяковыми
развлечениями, в сущности не очень отличающимися от
рутины рабочей недели, особенно в Америке. Начиная с
просмотра газеты в вагоне метро воскресным утром и кончая
оглушающей скукой автомобильной экскурсии, мы только
и делаем, что суетливо отдыхаем, вместо того, чтобы
полностью прекратить всякую работу и всякие будничные
занятия".
Многие ли из нас, затянутых в круговорот каждодневных
хлопот и забот, способны остановиться и сказать: "Да,
у меня пропасть дел. Но на ближайшие сутки я хочу быть
свободным человеком. Я отвернусь от всей мирской суеты
и не буду заниматься ничем, кроме духовного совершенствования"?
Так еженедельно поступает тот, кто соблюдает субботу.
Над ним нет надсмотрщиков. На двадцать четыре часа он
свободен. Ничто не может нарушить его отдыха, покоя
его души, кроме тех лишь случаев, когда возникает необходимость
спасать человека, когда речь идет о жизни и смерти.
И именно потому, что суббота повторяется каждые семь
дней, еврей видит в ней очистительную паузу. Разум его
просветляется, и обновляется дух. Как было уже сказано,
это состояние достигается за счет того, что, как считают
наши мудрецы, еврей, соблюдающий субботу, получает в
этот день дополнительную душу - нешама йетера.
По мнению великого иерусалимского ученого р.Шломо-Йосефа
Зевина, существуют два вида отдыха. Один - это отдых
от усталости, от труда. Такой отдых лишь дает человеку
возможность возобновить работу. Отдыхает и расслабляется
тело, но нет радости душе. Другой - это отдых после
осуществления какого-либо замысла, достижения поставленной
цели. Так отдыхать можно лишь после того, как работа
полностью завершена. Человек наслаждается плодами своего
труда, своими успехами. Этот вид отдыха доставляет радость
душе. Он приносит глубокое удовлетворение, ощущение
мира и покоя. Субботний отдых относится ко второму типу.
"Шесть дней ты можешь трудиться и делать все работы
свои..." Представьте себе, что после недельного
труда вся ваша работа к субботе завершена. Именно это
ощущает еврей, соблюдающий субботу. И в этом смысл его
свободы, свободы от принуждения.
Писатель Ахад-Гаам (А.Гиндберг, 1856-1927), убежденный
атеист, сказал как-то: "Больше, чем еврейский народ
хранил субботу, суббота хранила еврейский народ".
Царица-суббота помогала даже самым бедным и забитым
евреям подняться над унизительными, зачастую невыносимыми
условиями жизни. Она давала возможность последнему сапожнику
и портному, несмотря на изнурительный труд, выкроить
время на изучение Торы и Талмуда. В субботу каждый бедняк
в любом местечке чувствовал себя царем.
Нет никаких причин полагать, что сегодня жители высокоразвитых,
богатых стран не нуждаются в таком возвышающем душу
отдыхе. В обществе массового потребления человек еще
сильнее страдает от усталости, не только физической,
но и эмоциональной, от стрессовых ситуаций. Не понимать
это - значит закрывать глаза на очевидное. В наше время
люди работают меньше, чем их предки, но гораздо больше
нуждаются в отдыхе души. Пожалуй, каждый из нас мечтает
об идиллических "островах в океане", где можно
обрести мир и покой. Романтическая мечта нашей суматошной
эпохи: бежать на необитаемый остров, захватив все дорогое
сердцу... Между тем, суббота и является как раз таким
"островом" в океане времени, отделенным от
всех прочих дней, тем самым мирным убежищем, к которому
стремится современный человек и которого не может достигнуть.
Но в отличие от "островов в океане" суббота
доступна каждому'
Евреи, которые забывают субботу, - даже на родной земле!
- постепенно теряют свой духовный багаж, свои духовные
ценности. Где бы мы ни жили, суббота по-прежнему играет
решающую роль в сохранении нашей веры и традиций, всего
нашего культурного и национального облика, помогает
нам сохранять стойкость духа и с уверенностью смотреть
в будущее.
Чтобы достойно отметить субботу, ощутить всю ее красоту
и испытать приносимое ею духовное наслаждение, необходимо
приготовиться к ее приходу. Эти приготовления можно
сравнить с приготовлениями к встрече уважаемого и дорогого
гостя. Что делает семья, если к вечеру ожидается почетный
гость?
Глава семьи постарается прийти с работы пораньше, чтобы
успеть привести себя в порядок, сменить костюм.
Жена достанет свое лучшее платье, позаботится, чтобы
дети успели вымыться и переодеться в чистую, красивую
одежду.
Обеденный стол покроют белоснежной скатертью и сервируют
лучшей посудой.
Еду приготовят заранее, и хозяйка постарается, чтобы
блюда были разнообразными, вкусными и красиво оформленными.
Для праздничного обеда приберегут лучшие продукты, вина,
сладости.
Квартира будет тщательно прибрана и украшена.
Все члены семьи постараются закончить свои будничные
дела до прибытия гостя.
Можно также представить себе, что хозяева захотят предупредить
соседей и знакомых не беспокоить их телефонными звонками,
пока у них в доме гость. Было бы не только неуважением
по отношению к гостю, но и беспокойством для всех, если
бы трапеза все время прерывалась.
Субботние свечи
Наступление субботы возвещается зажиганием свечей.
Это обязанность матери семейства. Женщина начинает зажигать
свечи в первую же субботу после замужества. Если в семье
есть несколько замужних женщин, каждая из них обычно
зажигает свои свечи.
Мужчина зажигает субботние свечи в том случае, если
в доме нет женщины, или она не в состоянии выполнить
ритуал, или если он живет один.
Свечи зажигают примерно за двадцать минут до заката.
После захода солнца зажигать свечи нельзя.
Допускается зажигать свечи несколько раньше установленного
срока. Это особенно часто делают летом, когда дни длинные,
и тогда суббота может быть провозглашена на час (или
около того) раньше.
Зажигают не менее двух свечей в честь двух стихов Торы,
где заповедано соблюдать субботу: "Помни день субботний
и чти святость его" (Шмот,
20:8) и "Соблюдай деньсубботнийичтисвятостьего..."
(Дварим,5:12).
В некоторых семьях существует обычай зажигать более
двух свечей или же по одной дополнительной свече в честь
каждого родившегося ребенка. Разрешается зажигать любое
число свечей.
Если не удалось приобрести белые восковые свечи, их
можно заменить свечами любой формы) размера и цвета.
Единственное требование: их должно хватить на время
всей трапезы и на некоторое время после нее.
Можно использовать любые подсвечники, но предпочтительнее
иметь специальные субботние, используемые только для
субботы и праздников.
Хотя обычно благословение предшествует исполнению заповеди,
в данном случае свечи зажигают сначала, а благословение
произносят потом. Причина ясна: благословение возвещает
наступление субботы, после чего зажигать огонь уже нельзя.
Произнося благословение, закрывают глаза или прикрывают
их руками.
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ. МЕЛЕХ ГАОЛАМ,
АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕГАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ШАБАТ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА
ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ
НАМ ЗАЖИГАТЬ СУББОТНИЕ СВЕЧИ
После того, как свечи зажжены, принято приветствовать
друг друга словами "Шабат шалом!"
Свечи нужно зажигать на том столе, за которым будет
совершаться субботняя трапеза. Если это невозможно,
они должны по крайней мере стоять в той же комнате.
В поездках, на курорте, в больнице свечи зажигают в
любом наиболее подходящем для этого месте.
Субботний стол
На столе, накрытом в канун субботы, должны быть: две
неразрезанные субботние халы, покрытые салфеткой (декоративные
салфетки можно купить в магазинах, но неплохо, если
хозяйка дома сделает такую салфетку сама, вышив на ней
узор по собственному вкусу); кубок для "Кидуша".
Вечернее б-гослужение
Вечернее б-гослужение в пятницу называется "Каббалат
шабат" ("встреча субботы"). Как правило,
оно начинается в синагоге вскоре после того, как в домах
зажигают субботние свечи.
Хотя женщины и не обязаны читать эти молитвы, многие
из них молятся (обычно дома, но иногда и в синагоге)
, - чтобы встретить субботу подобающим образом.
Все мужчины в семье, а также дети, после зажигания
свечей отправляются в синагогу. Молитва продолжается
обычно сорок-пятьдесят минут и во многих синагогах сопровождается
хоровым пением.
Для женщины суббота наступает в момент зажигания свечей,
для мужчин - с началом чтения особого субботнего псалма
( "Мизмор шир лейом Лшабат ").
Из-за болезни, плохой погоды или в том случае, если
синагога находится очень далеко, можно в субботний вечер
молиться дома. В этом случае субботние молитвы читают
сразу после зажигания свечей. Все члены семьи должны
молиться хором, как это делается в синагоге. Молитву
"Шмо-нэ-эсрэ" произносят шепотом, стоя лицом
к востоку (в Израиле - обратившись в сторону Иерусалима,
в Иерусалиме - в сторону Стены плача).
"Кидуш" и субботняя трапеза
Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или
помолившись дома), семья собирается за субботним столом,
чтобы спеть традиционный гимн "Шалом алейхем"
Принято, что после этого отец благословляет детей.
Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника.
Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением,
привыкает его уважать. В связи с наблюдающимся падением
родительского авторитета возрождение данного обычая
особенно желательно. Ритуал очень прост. Отец возлагает
обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он
кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья),
произносит:
ЙЕСИМХА ЗЛОГИМ КЕЭФРАИМ ВЕХИМНАШЕ! ДА
УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г ЭФРАИМУ И МЕНАШЕ
Дочери (дочерям) он говорит:
После благословения детей глава семьи делает субботний
"Кидуш" - "освящение субботы", держа
перед собой кубок с вином. Он должен сознавать, что
читает благословение от имени всех членов семьи. Некоторые
делают "Кидуш" стоя, другие - сидя. Допустимо
и то и другое.
Освящение субботы является требованием Торы, в которой
сказано: "Помни день субботний и чти святость его"
(Шмот, 20:8). Если в доме
нет взрослого мужчины, "Кидуш" совершает женщина.
Мудрецы Талмуда постановили, что "Кидуш"
предпочтительнее совершать над кубком вина - традиционным
символом радости и веселья. Если вина нег, соответствующее
благословение читают над субботними ладами.
"":
ЙЕСИМЕХ ЭЛОГИМ КЕСАРА, РИВКА. РАХЕЛЬ
ВЕЛЕА/ ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г САРЕ. РИВКЕ. РАХЕЛИ И ЛЕЕ!
Затем продолжает:
ЙЕВАРЕХЕХА АДОНОЙ ВЕЙИШМЕРЕХА. ЯЭР АДОНОЙ
ПАНАВ ЭЛЕХА ВИХУНЕКА. ЙИСА АДОНОЙ ПАНАВ ЭЛЕХА, ВЕЯСЕМ
ЛЕХА ШАЛОМ!
Да благословит тебя г-сподь и охранит тебя. и будет
благосклонен к тебе г-сподь, и помилует тебя. будет
благоволить к тебе г-сподь и пошлет тебе мир!
И был вечер, и было утро.день шестой. и завершены были
небо и земля со всем воинством их. и закончил б-г на
седьмой день труд свой. которым занимался. и в седьмой
день не совершал он никакой из тех работ, которыми был
занят, и благословил б-г день седьмой, и освятил его.
ибо в этот день не совершал он никакой из работ своих,
которыми занимался прежде и которые намеревался совершить
после того.
Внемлите, господа мои и учители!
Благословен ты. г-сподь, б-г наш, владыка вселенной.
сотворивший плод виноградной лозы!
Благословен ты. г-сподь, б-г наш, владыка вселенной,
освятивший нас своими заповедями. и благоволивший к
нам, и давший нам в наследие, по любви и благосклонности.
святую субботу свою в память о сотворении мира, первый
из святых праздников. напоминающий о выходе из египта,
ибо нас избрал ты и нас освятил среди всех народов.
и святую субботу свою по любви и благосклонности дал
нам в наследие. благословен ты, г-сподь, освящающий
субботу]
В качестве кубка для "Кидуша" можно использовать
любой сосуд, вмещающий не менее 140 граммов вина. Необходимо
только, чтобы он был чистым и целым. Все же принято
приобретать специальный красивый бокал для исполнения
этой заповеди.
Вино должно быть только виноградным и, конечно, кашерным.
Тот, кто не может пить вино, вправе заменить его натуральным
кашерным виноградным соком. Над соком произносят то
же благословение, что и над вином.
"Кидуш" совершает один человек от имени всех
присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать
его для себя.
Когда произносят благословение над вином, халы должны
оставаться накрытыми.
По завершении "Кидуша" все присутствующие
отвечают амен. Глава семьи отпивает вина и отливает
из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако,
сами произносить благословение на вино.
После "Кидуша" все участвующие в трапезе
омывают руки. Делают это с помощью специальной кружки
или любого другого чистого и целого сосуда (стакана,
чашки). Сначала три раза поливают правую, а потом так
же точно -левую руку. Вытирая руки полотенцем, произносят:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ,
АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬНЕТИЛАТ ЯДАИМ:
Благословен ты, Г-сподь Б-г наш, владыка вселенной,
освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать
руки
Немедленно после этого, ничем не отвлекаясь и не разговаривая,
усаживаются за стол. Глава семьи снимает с хал салфетку
и быстро поднимает их, произнося:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ,
ГАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ГААРЕЦ!
Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной,
вырастивший хлеб из земли"
Халу разрезают на части и куски раздают всем членам
семьи, которые не должны сами произносить благословение
над хлебом, если отвечали амен и если глава семьи говорил
от их имени.
Обе халы должны быть целыми, неразрезанными. Они называются
лехем мишнэ и символизируют двойную порцию манны, которую
евреи во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта
собирали в канун субботы. Кроме того, две халы, подобно
двум свечам, напоминают два предписания Торы: "Помни
день субботний..." и "Соблюдай день субботний..."
Если нет хал, их можно заменить булочками или мацой.
Целые хлебы (или пластинки мацы) нужны только для благословения.
Во время трапезы можно употреблять нарезанный хлеб.
Вошло в обычай петь за субботним столом особые песни
- змирот. Эти песни, созданные в основном в средние
века, славят субботний покой и Всевышнего, Который его
нам даровал. Не обязательно ограничиваться теми змирот,
которые имеются в молитвеннике, их выбор в наше время
достаточно широк. Субботние напевы очень разнообразны,
змирот можно петь на разные мелодии.
По окончании трапезы полагается возблагодарить Всевышнего,
как сказано в Торе: "И будешь ты есть, и насытишься,
и благословишь Г-спода, Б-га твоего" (Дварим,
8:10). Послетрапезная молитва ("Биркат гамазон")
в субботу, в отличие от других дней недели, читается
нараспев и не спеша. Даже маленькие дети быстро запоминают
слова этого благословения и охотно присоединяются к
взрослым.
Весьма похвально заниматься в субботу такими делами,
которые услаждают душу и приносят радость, если только
они не нарушают субботние запреты. Неодобряемые Галахой
развлечения не могут быть оправданы тем, что это, мол,
доставляет человеку удовольствие. Поскольку разные люди
радуются самым разным вещам, признание правомочности
таких мотивов ведет к полному разрушению уникального
духа субботы и превращению ее в еще один рутинный "день
отдыха".
Но одно из главных субботних занятий - изучение Торы.
Наши мудрецы говорили: "Суббота и праздники даны
народу Израиля только для того, чтобы он имел возможность
учить Тору". В будни далеко не все могут посвятить
Торе хотя бы несколько часов, но в субботу каждый еврей
имеет достаточно времени для духовного совершенствования
в соответствии со своим уровнем и своими способностями.
Хотя чтение Торы во время утренней субботней молитвы
формально является выполнением этой обязанности, этого,
конечно, недостаточно. Суббота дает идеальную возможность
еженедельно посвятить несколько спокойных и ничем не
нарушаемых часов индивидуальным или групповым занятиям
Торой. Обычно они организуются в синагоге.
Традиция предписывает изучать в субботу соответствующую
главу Торы с комментариями. Кроме того, тот, кто имеет
достаточную подготовку, посвящает время Мишне или Талмуду.
Другие изучают Галаху или различные книги Танаха. Третьи
отдают предпочтение книгам по еврейской истории или
философии. Можно разбирать прочитанное в прошлый раз
или изучать что-то новое. Но каждый еврей, от ученого
до человека, получившего лишь начальное еврейское образование,
должен часть субботнего дня посвятить каким-либо возвышающим
душу занятиям.
В зависимости от времени года и места жительства можно
рекомендовать такие занятия для тех немногих часов досуга,
которые остаются после посещения синагоги, изучения
Торы и субботних трапез:
• чтение;
• обсуждение с детьми того, что они видели и читали
в течение недели:
• прогулка;
• встречи с соседями и друзьями, живущими неподалеку;
• шахматы, шашки и т.п. Детям, которые всю неделю учатся,
такие игры доставят большое удовольствие. Еврей, соблюдающий
субботу, ощущает не скуку от безделья, а удовольствие
от великолепно проведенного праздника и сожаление от
того, что он так быстро прошел.
Утреннее б-гослужение
Утренние субботние молитвы - самые длинные и торжественные
из всех б-гослужений недели. После молитвы "Шаха-рит"
вынимают из ковчега (арон кодеш) свиток Торы и читают
для каждого из семи вызываемых к Торе по одному отрывку
из недельной главы. Потом вызывают восьмого молящегося
для чтения соответствующей главы из книг Пророков (мафтир).
После этого приступают к молитве "Мусаф" ("Дополнительной"),
которая называется так по-тому, что ее не читают в будние
дни. Кроме того, субботняя служба обычно включает в
себя: лекцию раввина или его обращение к верующим; участие
кантора и профессионального хора, что способствует созданию
праздничного настроения; различные церемонии, например,
празднование бар-мицвы. В американских общинах начинают
субботнюю молитву обычно между восемью тридцатью и девятью
часами утра. Она продолжается три-три с половиной часа
- до полудня. В Израиле в большинстве синагог начинают
службу в восемь утра, она длится два-два с половиной
часа (краткость связана не с пропуском каких-либо молитв,
а с тем, что ведут молитву не специально приглашенные
канторы, а сами чле-ны общины, лекции не читаются, а
церемонии сведены до минимума). Многие - и в США и в
Израиле - предпочитают молиться рано утром, сразу после
восхода солнца.
Утренний субботний "Кидуш"
После молитвы, дома или в синагоге, делают "Кидуш".
Он короче, чем "Кидуш" в пятницу перед вечерней
трапезой.
Утренний "Кидуш":
И пусть соблюдают субботу сыны израиля. сделав ее днем
отдыха для всех поколений своих. - таков вечный завет.
она - данный мною сынам израиля вечный знак того, что
шесть дней созидал г-сподь небо и землю, а в седьмой
день не совершал никаких деяний и пребывал в покое.Потому
благословил
Г-сподь седьмой день и освятил его.
Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной,
сотворивший плод виноградной лозы!
Утренний "Кидуш", так же как и вечерний,
предпочтительнее делать над вином, хотя вместо вина
можно употребить любой другой алкогольный напиток. В
таком случае вместо благословения над вином произносят:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ. МЕЛЕХ ГАОЛАМ,
ШЕГА-КОЛЬ НИГЬЕ БИДВАРО!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА
ВСЕЛЕННОЙ, ПО ВОЛЕ КОТОРОГО СУЩЕСТВУЕТ ВСЕ!
До утренней молитвы не завтракают. Перед уходом в синагогу
разрешается выпить стакан сока, чая или кофе.
Три субботние трапезы
В субботу полагается принять участие в трех трапезах
(сеудот). Одну из них устраивают вечером, две других
-днем. Там, где субботняя служба длится все утро, вторая,
главная трапеза совершается около полудня. На третью
трапезу (сеуда шлишит) собираются ближе к вечеру, перед
заходом солнца. Обычно это скромный ужин, за которым,
однако, обязательно едят хлеб. Нередко сеуда шлишит
проводится в синагоге, между молитвами "Мииха"и
"Маарив". Все три трапезы сопровождаются одинаковым
ритуалом: моют руки, произносят благословение над хлебом,
поют субботние песни и пр.
Конец дня
Суббота кончается не с заходом солнца, а с появлением
первых звезд. Ночь наступает, когда на небе видны хотя
бы три звезды. Однако прямые наблюдения давно уже вытеснены
астрометрическими расчетами.
Период между заходом солнца и наступлением темноты
(сумерки) по традиции не считается ни днем, ни ночью.
Это "неопределенное" время, называемое на
иврите бейн еашма-шот - "между светилами",
присоединяют к субботе, дабы избежать возможного ее
нарушения. По тем же соображениями сумерки в пятницу
вечером также относят к субботе.
Длительность сумерек зависит от географической широты
местности. На экваторе темнота наступает почти мгновенно
и также стремительно восходит солнце, но с увеличением
расстояния от экватора время бейн гашмашот увеличивается:
на широте Иерусалима сумерки продолжаются около двадцати
минут, а на широте Нью-Йорка, например, -тридцать-сорок.
Для определения точного времени окончания субботы лучше
всего обратиться к сведущему человеку или свериться
с местным еврейским календарем.
"Гавдала"
Наступление субботы знаменуется "Кидушем",
а завершает ее "Гавдала", что значит "отделение",
"разделение". Этот обряд проводят после вечерней
молитвы, "Маарива", в синагоге или дома. Заключается
он в произнесении особого благословения над вином или
другим напитком и над ароматными травами при свете многофитильной
свечи. Символическое значение ароматных трав состоит
в том, что их приятный запах, по мнению мудрецов, более
услаждающий душу, чем тело, является частичной компенсацией
за утрату "дополнительной души", покидающей
нас с завершением субботы. Что касается света, то поскольку
огонь не разрешается зажигать в субботу, употребить
его впервые после ее завершения следует лишь в религиозных
целях. Зажигание свечи символизирует также первый акт
Творения, знаменовавший первый день недели, когда Всевышнний
сказал: "Да будет свет!"
Если нет вина, его можно заменить другими напитками,
например, пивом, ликером, водкой, соком.
Специальные наборы ароматных трав для "Гавдалы"
. продаются в еврейских магазинах религиозных принадлежностей.
Их обычно держат в красивых коробочках из серебра, бронзы,
хромированной стали или дерева.
Для "Гавдалы" требуется особая витая свеча
с несколькими фитилями. Если приобрести ее не удалось,
можно использовать две обычные свечи, соединив их фитили
в виде перевернутой латинской буквы V так, чтобы пламя
сливалось, образуя подобие факела. Во время чтения "Гавдалы"
свечу обычно дают держать ребенку.
Глава семьи наполняет кубок вином (или другим напитком),
зажигает свечу и, подняв кубок правой рукой, произносит:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ,
БОРЭ ПРИ ГАГАФЕН (ШЕ ГАКОЛЬ НИГЬЕ БИДВАРО)!
Благословен ты, Г-сподь. Б-г наш, Владыка вселенной,
сотворивший плоды виноградной лозы [по воле которого
существует все] !
Затем глава семьи берет коробочку с благовониями и
говорит:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ,
БОРЭ МИНЕЙ БЕСАМИМ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ,
СОЗДАВШИЙ РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОВОНИЯ!
Все нюхают травы в коробочке, передавая ее друг другу.
Теперь, повернувшись лицом к свече, глава семьи говорит
:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ,
БОРЭ МЕОРЕЙ ГАЭШ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ,
СОТВОРИВШИЙ СВЕТ1
Под светом свечи все осматривают руки (по крайней мере
правую), тем самым немедленно "используя"
этот свет, чтобы благословение не прозвучало даром (браха
леватала).
Затем глава семьи снова поднимает кубок и говорит:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ,
ГАМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ, БЕЙН ОР ЛЕХОШЕХ БЕЙН ЙИСРАЭЛЬ
ЛААМИМ, БЕЙН ЙОМ ГАШВИИ ЛЕШЕШЕТ ЙЕМЕЙ ГАМААСЭ! БАРУХ
АТА, АДОНОЙ, ГАМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ!
Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной,
отделяющий будничное от святого, свет от тьмы.
Израиль от других народов, седьмой день от шести дней
творения благословен ты, Г-сподь. отделяющий будничное
от святого!
Это - главные, важнейшие части "Гавдалы".
Кроме них, перед благословением над вином обычно произносят
несколько стихов из Танаха, начинающихся словами "'Гинэ
Эль йешуати... ". Знающие иврит должны включить
в "Гавдалу" также и эти стихи.
Если в семье нет взрослого мужчины, "Тавдалу"
делает женщина.
Если женщину сразу же после окончания субботы ждут
неотложные дела и она не участвовала в церемонии "Гавдалы",
она может произнести краткое благословение:
БАРУХ ГАМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛ!
Благословен отделяющий будничное от святого!
С этого момента суббота для нее формально кончается.
По законам Торы
Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой
бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только
заповеди-запреты: "Не делай никакой работы ни ты,
ни сын твой, ни дочь твоя..." (Шмот,
20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления:
"Шесть дней работай, а в день седьмой от- дыхай..."
(Шмот, 23:12).
Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично
понятию "работа". Под работой обычно подразумевается
либо профессиональная деятельность по роду занятий,
либо значительные физические усилия. Млаха же означает
лишь те занятия, которые запрещены в субботу. Это совер-шенно
особая категория. Если бы Тора запрещала "вообще
работу", то субботний досуг выглядел бы совершенно
разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой,
для другого является отдыхом; то что одному нравится,
другому неприятно; что для одного легко, для другого
тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить
раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику -
передвигать мебель в собственном доме. На самом деле
ни то, ни другое не считается млахой. И наконец, при
таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное
значение.
В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять
категорий занятий, которые считаются млахой. Все они,
как и другие работы, основанные на тех же принципах
или преследующие те же цели, запрещены в субботу по
законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее
актуальны в наше время:
• варка и выпечка, замешивание теста;
• молотьба, помол, просеивание;
• стирка (вручную или машиной);
• вязание, вышивание;
• шитье, склеивание;
• строительство, починка;
• рисование, черчение, писание, стирание написанного;
• стрижка, бритье, маникюр;
• зажигание и тушение огня любыми способами;
• раскрой ткани;
• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;
• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений
(даже комнатных);
• перенос предметов из частных владений в общественные
и наоборот.
Необходимо отметить, что достижения техники, появление
новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования
Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут
отменить законов субботы, как это кажется некоторым
несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский
Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся
условиях. Новые виды деятельности и технические новшества
оцениваются на основе принципов и концепций Письменного
и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно
сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение
Ралахических решений в эпоху электричества и атомной
энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов
в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе:
"И приди... к судье, который будет в те дни...
И будешь поступать по слову его... И точно будешь исполнять
все, что он скажет тебе..." (Дварим,
17:9-11).
По решению мудрецов
Нарушение субботы - тяжкий грех. "...Кто осквернит
ее, тот да будет предан смерти..." - так говорит
Тора (Шмот, 31:14).
Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов
Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного
нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот
(или швут, когда они относятся к законам субботы) ,
столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы,
хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как
менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности,
которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны
с ней, что, в конце концов, приведет к греху.
К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных
мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:
• купля и продажа;
• езда на животных;
• плаванье на лодке;
• игра на музыкальных инструментах;
• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры,
радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают
этот вид деятельности млахой),
• манипуляции любыми предметами, использование которых
запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами,
электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все
они называются мукцэ, то есть "отделенные",
"исключенные" из субботнего обращения;
• свадебные церемонии;
• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного
расстояния (примерно чуть больше километра за черту
города или от того места, где человек проводит субботу
-этот запрет призван оберегать "дух субботы",
не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также
избегать занятий, которые хотя и не являются млахой
и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся
к будничным делам и отвлекают от святости субботнего
дня. Например:
• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);
• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг
и т.д.);
Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть
только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием
горячей пищи.
Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей
состоит в следующем. До наступления субботы лист жести
или алюминия кладут на зажженные и установленные на
среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее
кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят
на плиту вечером в пятницу.
Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях,
но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например,
просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.).
В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что
понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий.
Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное
напоминание (а не резкий окрик) - самое подходящее средство
против забывчивости. Если суббота будет ассоциироваться
в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения,
с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными
лакомствами, застольными песнями, а самое главное -
особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние
запреты воспримутся не как досадные ограничения, но
как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.
Если человек в опасности, не только можно, но и должно
сделать все необходимое для его спасения. Все запреты
отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации,
угрожающей здоровью и жизни человека.
Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу,
обязан делать все, что диктует ему профессиональный
долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит:
"Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать
много суббот" (Йома, 86а).
Знаменитое изречение "суббота для человека, а
не человек для субботы" не может, конечно, служить
оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные
желания за счет отмены или обхода субботних законов.
|