Глава 9 Синагога

"И они выстроят Мне святилище, чтобы Я мог обитать среди них" [Шмот, 25 8]

Синагога - это любое помещение, предназначенное для Общественной молитвы, что всегда было и остается ее главным назначением. Однако во всем Талмуде только один раз (Гитан, 396) синагога названа бейт тфила - "домом молитвы". С глубокой древности и по сей день она, как правило, называется бейт-кнесет, что буквально означает "дом собрания". "Синагога" и есть греческий перевод этого словосочетания. Само название подчеркивает, что функции синагоги гораздо шире функции помещения для общественной молитвы.

Вначале остановимся на роли синагоги как центра религиозного образования (главным образом, взрослых). Недаром название бейт-мидраш ("дом учения") стало почти синонимом названия бейт-кнесет. Синагога и бейт-мидраш могут находиться в одном помещении или в разных, соединенных коридором Нам заповедано учить Тору всю жизнь, эта заповедь важней нашей обязанности молиться. Поэтому многие отрывки из Танаха, Мишны, Талмуда входят в состав молитв. Кроме того, существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по тем или иным галахическим проблемам. Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам, после утренней или дневной молитвы, в синагогах собираются обычно группы для изучения Торы.

Часто, как и в далеком прошлом, при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог и при каждой две школы - начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Писание, а в бейт-талмуд - Мишну.

По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный "Шулхан арух", сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться этими книгами. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку.

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов: в синагоге не-редко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.

Когда-то в синагоге заседал бейт-дин - местный раввинский суд. Правление синагоги располагало фондами для помощи нуждающимся, предоставляло ссуды, устраивало на ночлег приезжих.

Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее микдаш меат - "малое святилище" (Мегила, 29а). Это заключение основано на сказанном у пророка (Йехезкеля 11:16): "...Я рассеял их по странам, и стал Я с ними в малом святилище". В книге Псалмов мы читаем: "Всевышний находится в общине Б-га..." (Тегилим, 82:1), что трактуется как присутствие Шхины, Б-жественной эманации, в синагогах.

Святость синагоги определяется ее назначением: это помещение, где евреи собираются для молитв, изучения Торы и решения вопросов управления общиной. Синагога служит общине, она всего лишь "инструмент" еврейской веры.

Синагоги абсолютно автономны. Любая группа евреев, желающих иметь свой дом молитвы, может организовать синагогу. Каждая синагога независима и управляется избираемыми руководителями (правлением). В свободных странах существуют, как правило, национальные ассоциации, объединяющие большинство синагог, но и они организованы на добровольных началах и не могут влиять на те или иные решения местных общин.

Постановления раввинов общин по всем галахическим проблемам считаются обязательными для членов этих общий. Стиль же некоторых обрядов диктуется исключительно желанием большинства членов общины. Таким образом, в синагогах, формально принадлежащих к одному объединению, порядок молитв может в определенных деталях отличаться.

Молитва в синагоге

Очень важно молиться именно в синагоге - стоит приложить все усилия, чтобы посещать ее регулярно

Не стоит брать с собой маленьких детей, которые не умеют еще молиться, если они мешают молящимся

Приходить в синагогу надо в скромной одежде

Принято занимать в синагоге одно и то же постоянное место.

Обычно в синагогах собираются на общественную молитву два раза в день - утром и вечером. Как правило, в будни "Минху" молятся незадолго до "Маарива", ближе к вечеру. В субботу и праздники "Минху" могут молиться значительно раньше, днем. Поэтому новичку следует ознакомиться с распорядком служб в местной синагоге.

Многие столетия рассеяния привели к небольшим отклонениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия не противоречат Галахе и придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран.

На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности - ашкеназская и сефардская, - различия между которыми касаются также порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие "Сефардское еврейство" включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам. Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов - хасидов и нехасидов, Причем хасидский вариант (мусах) молитвы много заимствовал из сефардской традиции и даже называется "Нусах Сфарад", т.е. "Испанский вариант" Близок к нему и "Нусах Гаари", принятый у любавичских хасидов.

Оборудование синагоги

Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена. К обязательному оборудованию синагоги относятся:

• арон кодеш - шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле - в сторону Иерусалима); он прикрыт занавесом, называемым паро-хет;

• нер-тамид - вечный огонь, лампа, которую помещают выше и немного впереди арон кодеш. Она должна постоянно гореть, символизируя заповедь: "...возжигать вечный огонь... перед парохет, который перед скрижалями..." (Шмот, 27:20-21);

• бима - возвышение, по традиции располагающееся перед арон кодеш. На биме стоит стол, на который кладут свиток Торы во время чтения недельных глав;

• в ашкеназских синагогах между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр - амуд, около которого ведет молитву хазан.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражами, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Отделение для женщин (эзрат-нашим) устраивали в синагогах еще в глубокой древности. Было оно и в Иерусалимском Храме. Иногда для женщин отводится балкон, иногда - боковой или задний придел.

Персонал синагоги

Раввин

Это - религиозный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. В наши дни синагога является центром, вокруг которого создаются общины в диаспоре, поэтому раввины являются главами соответствующих общин, что накладывает на них ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно, главная их задача как и в прежние века - служить духовными руководителями и разрешать возникающие галахические вопросы.
Хазан

Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, - шлиях цибур, что дословно означает "посланник общины". Большие богатые общины содержат постоянного хазана. как правило, он ведет молитву только в субботу и праздники. В зависимости от нужд общины хазан может выполнять и другие обязанности, если он имеет соответствующие образование и квалификацию. Однако в будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен отвечать определенным требованиям:

• он должен быть скромным, достойным и почтенным человеком, строго соблюдающим заповеди, ведь он является представителем общины перед Небесным Судом;

• хазан должен обладать хорошим голосом; но ни в коем случае нельзя избирать хазаном недостойного человека только потому, что у него приятный голос;

• хазан должен быть достаточно образованным человеком и, как минимум, понимать смысл молитв;

• он должен принимать участие в делах общины. Если невозможно найти хазана, отвечающего всем этим требованиям, должен быть выбран наиболее достойный по своим качествам человек. Пусть лучше хазаном будет юноша, хорошо знающий молитвы, но не имеющий слуха, чем невежда с приятным голосом. Однако постоянным хазаном не назначают людей моложе двадцати лет, а также неженатых.
Шамаш

Шамаш - синагогальный служка, на котором лежит множество обязанностей. В принципе, он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества. Но нередко он выполняет функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.
Габай

Габай или парнас - это руководитель общины, своего рода "административный директор". Обычно синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

Роль когена

Коганим - это священнослужители Израиля, потомки Агарона-первосвященника по отцовской линии (поэтому когеном может быть только сын когена). Во время сорокалетних странствий сынов Израиля по пустыне коганим приносили жертвы в Скинии Завета, после поселения в Эрец-Исраэль и строительства Храма вели службу в Храме. При распределении земли в Стране Израиля колено Леви, к которому относятся коганим, не получило доли, но, с другой стороны, Тора обязала остальных евреев поддерживать коганим (и левиим), отделяя в их пользу часть урожая. Во времена Храма коганим кроме исполнения своей главной функции - ведения службы в Храме - были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в Храме. С разрушением Храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту свою обязанность. В наше время коганим продолжают соблюдать часть запретов, которые налагает на них Тора. Так, когену запрещено жениться на разведенной или входить в помещение, где лежит мертвый. Обязанности коганим в наше время тоже весьма ограничены: они совершают выкуп первенцев и благословляют народ. Об этом впечатляющем обряде мы расскажем более подробно.

"И Всевышний говорил Моше: Скажи Агарону и сыновьям его: так благословляйте сынов Израиля: "Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Г-сподь, и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир." Так да произнесут они Имя Мое над сынами Израиля, и Я благословлю их (Бемидбар, 6:22-27). Из этих слов Торы ясно, что на самом деле народ благословляет Сам Всевышний, а коганим являются лишь посредниками между Ним и народом Израиля. Благословление исходит от Творца, и только Он дает ему силу исполниться. Коганим - это лишь "каналы", по которым благословение нисходит на Израиль. Так же, как для любого еврея обязательно соблюдение всех предписывающих заповедей, таких, как употребление мацы в Песах, пребывание в суке в Сукот, возложение тфилин, так для колена обязателен обряд благословения. Этот обряд называется на иврите "Несиат капайим" ("воздевание рук"). Коген, благословляющий народ, сам будет благословен, как сказано: "И Я благословлю благословляющих тебя" (Брейшит, 12:3). Коген, отказывающийся участвовать в этом ритуале, нарушает заповедь Торы, правда, лишь в том случае, если он присутствует в синагоге во время благословения. Поэтому коганим, утратившие свой статус или по личным причинам не желающие совершить обряд, обычно выходят из синагоги до того момента, когда нужно взойти на биму. Коген не может произносить благословение, если:

• он преступил законы, установленные для коганим, например, женился на разведенной;

• он - халаль, то есть рожден в браке, который его отец как коген не имел права заключать;

• он совершил убийство (пусть даже понес за него наказание) ;

• он имеет физический изъян, обращающий на себя внимание окружающих.

Нарушение других законов, кроме упомянутых выше, не может лишить когена его статуса и не препятствует ему совершить обряд благословения (так же, как еврею, не соблюдающему субботу, не запрещено накладывать тфилин, сидеть в суке или есть мацу в Песах). Из этого следует, что коген, не исполняющий каких-либо заповедей и чувствующий себя поэтому недостойным благословлять народ, не может быть освобожден от своих обязанностей, даже если настаивает на этом.

В диаспоре коганим благословляют народ в праздники и в Йом-Кипур. В Стране Израиля этот ритуал проводят каждый день во время утренней молитвы (а в дни общественных постов - и во время "Минхи"). В некоторых местах Эрец-Исраэль это благословение произносят только по субботам

Когену запрещено пить вино или другие возбуждающие напитки перед благословением.

Коген не совершает благословения, если пребывает в трауре по своему отцу, матери или другим родственникам (если в синагоге нет другого когена, пребывающий в трауре не первую неделю все же может совершить обряд).

Прежде, чем подняться на биму, коген должен омыть руки. При этом он не произносит никакого благословения. Лить воду на руки когена должен леви. Если среди присутствующих нет левиим, это может сделать любой первенец. Если в синагоге нет и первенцев, когену никто не помогает.

Так как когену было запрещено входить в Храм в обуви, мудрецы установили правило, по которому он не может подниматься обутым на биму. Обувь нужно снять (по крайней мере расстегнуть или расшнуровать) до омовения рук, чтобы не пришлось дотрагиваться до нее после. Коген должен быть в носках либо в суконных, резиновых или пластиковых тапочках, но не совсем босым.

Поднимаясь на биму, коганим должны повернуться в сторону арон кодеш. Когда хазан либо один из молящихся обращаегся к ним: "Коганим!", коганим все вместе про-иносят благословение:

БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БИКДУШАТО ШЕПЬ АГАРОН...

Благословен ты Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной освятивший нас святостью Агарона...

В это время, покрыв голову талитом (чтобы сосредоточиться) , коганим поднимают руки на высоту плеч и, соеденив особым образом пальцы (см. рисунок), поворачиваются лицом к молящимся, завершая благословение словами:

...ВЕЦИВАНУ ЛЕВАРЕХ ЭТ АМО ЙИСРАЭЛЬ БЕАГАВА!


...и повелевший нам благословлять твой народ Израиль, с любовью!

Затем коганим произносят слова благословения:

''Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Г-сподь, и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир".

Когда коганим благословляют народ, нельзя разговаривать и отвлекаться. После каждой части благословения, после слов "...и охранит тебя", "...и помилует тебя", "...и пошлет тебе мир", молящиеся отвечают амен.

Благословлять нужно достаточно громко, чтобы слышали все. Однако коганим не должны чрезмерно повышать голос.

Молящиеся стоят лицом к коганим, когда те произносят благословение. Однако глаза молящихся должны быть опущены в знак уважения и смирения.

Во время обряда нельзя стоять за спиной коганим. Талмуд указывает, что люди, стоящие за коганим, не получают благословения.

Коген, впервые поднимающийся для благословения, должен предварительно посоветоваться с опытными когеном или раввином.

Если среди молящихся нет коганим, хазан, повторяя "Шмонэ-эсрэ", включает в нее все благословение коганим в виде цитаты из Торы.

Если хазан - коген и среди молящихся нет других коганим, он поднимается на биму и благословляет народ.

Когена первым вызывают к Торе, он часто ведет послетрапезную молитву "Биркат гамазон" и т.п.

 

Untitled Document
Быть евреем
To be a Jew
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация
 


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.