Поскольку еврейский Закон не рассматривает детей как
собственность родителей, не существует понятия о передаче
права на ребенка какому-либо другому лицу. Отношения
между родителями и детьми считаются нерушимыми. Вместе
с тем признается идея духовного отцовства: "Воспитывающий
чужого ребенка - все равно, что родитель его"
(Мегила, 13а; Сангедрин, 196).
Усыновить сироту или ребенка, настоящие родители которого
либо не хотят, либо неспособны выполнять свои обязанности,
- благородный акт милосердия.
Усыновление еврейского ребенка не меняет его статуса
как когена, леви или первенца. Если известно, что настоящий
отец ребенка - коген или леви, ребенок сохраняет этот
статус даже в том случае, когда приемный отец не является
ни когеном, ни леви. И наоборот, если приемный отец
- коген или леви, этот статус усыновленному ребенку
не передается. Если усыновленный ребенок - первенец
у родной матери и ему надлежит пройти обряд выкупа,
приемные родители обязаны подготовить для этого все
необходимое.
В силу тесной духовной связи, которая возникает между
приемными родителями и усыновленным ребенком, он может
получить новое имя.
Независимо от времени усыновления ребенка, о котором
известно, что он рожден еврейкой, важно выяснить следующие
обстоятельства: если это мальчик, то был ли он первенцем,
была ли его мать дочерью когена или леви; еврей ли его
родной отец, и если да, не принадлежит ли он к коганим
или левиим; не были ли усыновлены (удочерены) его братья
или сестры, и если да, то где они находятся.
Усыновленные дети обязаны воздавать положенные почести
умершим приемным родителям. Траурный обряд должен выполняться
так же строго, как если бы последние были их настоящими
родителями.
Согласно еврейскому Закону, ребенок, рожденный не еврейкой
(независимо от национальности отца), не является евреем.
Юридическая процедура усыновления такого ребенка не
делает его автоматически евреем.
Для того, чтобы ребенок нееврейского происхождения стал
евреем, он должен пройти установленный ритуал перехода
в еврейство - гиюр. Даже если нееврей в детстве воспитывался
как еврей и неукоснительно соблюдает все предписания
еврейской религии, он не считается евреем до тех пор,
пока не пройдет гиюр.
Гиюр должен производиться религиозным судом (бейт-дином),
состоящим из трех компетентных раввинов. Бейт-дин собирается
с этой целью только после соответствующей просьбы со
стороны приемных родителей, при этом у бейт-дина должна
быть уверенность в том, что ребенок будет воспитываться
в духе Торы.
Ритуал перехода в еврейство, когда речь идет о мальчике,
заключается в следующем:
• ребенок должен пройти обряд обрезания;
• как только ребенку исполняется год, его окунают в
микву.
Ритуал гиюра девочки сводится только к окунанию в микву.
В обоих случаях после окунания в микву ребенку дают
еврейское имя.
После формального акта гиюра родители должны серьезно
заняться воспитанием и еврейским образованием ребенка,
чтобы вырастить из него б-гобоязненного и преданного
Всевышнему еврея.
Если гиюр проведен правильно, приемный ребенок должен
выполнять все обязанности и пользоваться всеми правами,
предусмотренными еврейским законодательством. Однако,
до достижения ребенком совершеннолетия, т.е. до 13 лет,
гиюр является "условным". В тринадцать лет
ребенок имеет право заявить, что он не хочет быть евреем,
и тогда гиюр считается недействительным. Если же ребенок
этого не делает, он считается таким же сыном Израиля,
как любой еврей по рождению.
Переход в еврейство взрослых основывается на тех же
принципах, что и гиюр детей, за исключением того, что
еще до гиюра взрослый должен изучить основы еврейского
Закона, утвердить себя в вере и проявить искреннее,
идущее от ума и сердца стремление соблюдать заповеди.
Без этих требований ритуал гиюра оборачивается фарсом,
бессмысленной процедурой. Истинный прозелит (гер цедек)
- тот, кто безоговорочно принимает на себя бремя заповедей.
Время, необходимое взрослому для подготовки к переходу
в иудаизм, зависит от общеобразовательного уровня человека,
его желания и настойчивости. Обычно на это уходит не
менее шести месяцев, чаще всего год или больше. Приняв
иудаизм, новообращенный становится полноправным сыном
еврейского народа, его принимают как равного. Гер цедек,
получивший еврейское имя, зовет себя сыном праотца нашего
Аврагама.
|