Родители, дающие жизнь ребенку, должны осознавать свою
ответственность за него. Их обязанность - не только
обеспечить ему уход, окружить любовью и заботой, но
и воспитать из него достойного человека. Нет ничего
важнее этой задачи.
Родившееся дитя не несет никакого греха, его душа чиста.
В ежедневной утренней молитве мы говорим: "Б-г
мой, душа, которую Ты даровал мне, чиста. Ты сотворил
ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня..." Слова
Торы: "Благословен ты при входе..." (Дварим,
28:6) Талмуд толкует как "...при входе твоем
в мир", то есть при появлении на свет. Только потом,
гораздо позже, накапливается зло и отягощает душу человеческую.
Какими будут первые годы жизни ребенка, зависит от его
родителей.
Выбор имени - дело очень важное: человек и его имя составляют
одно неразрывное целое. Достаточно сказать, что Всевышний
вывел евреев из Египта также и за то, что они сохранили
свои еврейские имена. Во тьме и скверне египетского
рабства евреи утратили многие духовные ценности, но
они не стеснялись своих еврейских имен - и были спасены.
В еврейской традиции есть ряд правил, касающихся имен.
Перечислим основные из них:
• Существует древний обычай называть детей именами ближайших
родственников: отца, матери, бабки и т.д. Среди ашкеназских
евреев не принято давать ребенку имя человека, который
жив.
• Широко распространен обычай давать детям имена праотцев
еврейского народа, великих цадиков, известных раввинов.
Считается, что заслуги и праведность великого человека
помогают тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному
пути.
• Часто отец дает сыну имя человека, у которого учился
Торе.
• В последние столетия распространился обычай давать
ребенку двойное имя. Есть целый ряд устоявшихся "пар":
Йегуда-Лейб, Моше-Хаим, Цви-Гирш, Менахем-Мендл и т.д.
Часто один из компонентов двойного имени - ивритское
имя, второй - идишистское; они связаны либо по смыслу
(например, Цви-Гирш: цви - "олень" на иврите,
гирш - на идише, Арье-Лейб: арье - "лев" на
иврите, лейб - на идише), либо по звуковой схожести
(например, Эфраим-Фишл, Менахем-Мендл, Йегошуа-Гешл).
В древности двойных имен не давали, разве что тяжело
заболевшему добавляли второе имя. Начиная с эпохи средних
веков этим именем обычно бывает Хаим или Хай (у сефардов
и восточных евреев), т.е. "жизнь", "жив".
Мальчику дают имя во время обряда обрезания, девочке-в
синагоге, обычно в первую субботу после рождения, когда
отца вызывают к Торе и читают молитву о ниспослании
здоровья матери и новорожденной.
Имя, которое вписывают в брачный контракт, под которым
человека вызывают к Торе и т.п., должно быть полным.
Оно состоит из собственного имени и имени отца. Например:
Ицхак бен (сын) Аврайм или Дина бат (дочь) Яаков. Если
отец происходит из коганым или левиим, к имени сына
добавляют соответственно гакоген или галеви.
Наречение ребенка не является неким мистическим ритуалом,
посредством которого он приобщается к иудаизму. Другими
словами, еврейское имя само по себе не делает человека
евреем. И наоборот, отсутствие такого имени вовсе не
означает, что человек не является евреем. Принадлежность
к нашему народу определяется совсем другими факторами.
"...Да будет у вас обрезан каждый мужчина. Обрезайте
крайнюю плоть вашу. И будет это знаком завета между
Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан
у вас... каждый младенец мужского пола... Душа того,
кто не обрежет край плоти своей, истребится из народа
своего, ибо он нарушил завет Мой" (Брейшит,
17:10-14). Каждому отцу надлежит исполнить это
предписание Торы и обрезать своего сына на восьмой день
после рождения - самому либо поручив это от своего имени
другому лицу.
Ритуал обрезания называется на иврите брит-мила ("завет
обрезания"), а специалист, исполняющий его, - могель.
Могелем может быть лишь благочестивый еврей, который
обязан знать правила обрезания, изложенные в "Шулхан
арухе", и соблюдать современные правила асептики.
С религиозной точки зрения нельзя оправдать практикуемый
иногда обычай приглашать хирурга для совершения обрезания
в присутствии раввина, читающего благословения и молитвы,
которыми сопровождается обряд. Врач может в высшей степени
квалифицированно сделать эту операцию, но он не правомочен
исполнить завет обрезания, поскольку религиозное значение
обрезания определяется не только чтением молитв, но
и строгим соблюдением всех предписаний Торы. Обрезание
- не дань причудам старшего поколения, а закон, который
евреи соблюдают на протяжении тысячелетий. И дело не
в том, что брит-мила считается полезным с гигиенической
и медицинской точек зрения обрядом (хотя это так и есть),
но прежде всего в том, что он знаменует собой вечный
союз между Всевышним и еврейским народом. Только выполненный
достойным могелем, он сохраняет свой смысл.
Обрезание делают на восьмой день после рождения, даже
если это суббота или Йом-Кипур. Таким образом, если
ребенок родился в понедельник, обрезание делают в следующий
понедельник, если ребенок увидел свет в субботу, обряд
должен быть выполнен в следующую субботу. Брит-мила
проводят только днем, желательно в утренние часы.
Отложить обрезание можно только тогда, когда ребенок
болен, слаб, родился недоношенным или, по мнению медиков,
обрезание чревато опасностями.
Во время ритуала отец ребенка произносит благословение
:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ
ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕГАХНИСО БИВРИТО
ШЕПЬ АВРАГАМ АВИНУ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ,
ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ПРИОБЩИТЬ
ЕГО К СОЮЗУ АВРАГАМА, ОТЦА НАШЕГО!
После этого все присутствующие говорят:
КЕШЕМ ШЕНИХНАС ЛАБРИТ, КЕН ЙИКАНЕС
ЛЕТОРА УЛЕХУПА УЛЕМААСИМ ТОВИМ!
ТАК ЖЕ, КАК ПРИОБЩИЛСЯ ОН К СОЮЗУ, - ПУСТЬ ПРИДЕТ ОН
К ТОРЕ, К ХУПЕ И К ДОБРЫМ ДЕЛАМ!
Человек, который держит младенца во время обрезания,
называется сандак. Держать ребенка при исполнении обряда
обрезания считается почетной миссией. Желательно, хотя
и не обязательно, чтобы при обрезании присутствовал
миньян (десять мужчин, включая отца ребенка и могеля).
Подобно другим радостным событиям, брит-мила следует
отметить праздничным застольем, которое в этом случае
приобретает характер религиозного торжества (сеудат-мицва).
Если ребенок родился обрезанным или если обрезание имело
место раньше восьмого дня, практикуется символическое
обрезание: ребенку делают легкий укол, чтобы выступила
капля крови. Этот обряд называется гатафат дам брит.
Каждый еврей, который не является ни когеном, ни леви,
обязан выкупить своего сына, если тот - первый ребенок
у матери, отец которой тоже не является ни когеном,
ни леви. Обряд этот называется пидьон га6ен - "выкуп
сына". Первоначально предполагалось, что первенцы
составят сословие священников: "Ибо все первенцы
у сынов Израиля - Мои... В тот день, когда Я поразил
всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе"
(Бемидбар, 8:17). Но из-за
греха, который совершили сыны Израиля, сотворив себе
золотого тельца, когда первенцы оказались недостойными
отправлять б-гослужение и только колено Леви сохранило
чистоту, Всевышний избрал левиим, Агарона и его потомков,
для замены первенцев на службе при скинии: "...отдели
левиим от сынов Израиля, чтобы левиим были Моими...
вместо всех первенцев из сынов Израиля..." (Бемидбар,8:14,16).
Освобождение первенцев от пожизненной службы Всевышнему
осуществлялось посредством выкупа, который передавали
коганим: "...первенец... должен быть выкуплен...
а выкуп за них... пять шекелей серебра..." (Бемидбар,
18:15,16) .
Если первенец появился на свет в результате кесарева
сечения, пидьон габен не делают.
Пидьон габен не делают, если первенец родился в результате
второй беременности, при том. что первая закончилась
выкидышем на четвертом месяце или позже. Если выкидыш
произошел в течение первых 40 дней беременности, родившегося
впоследствии сына следует выкупить. Обряд проводят и
тогда, когда у матери, родившей первенца, в прошлом
был выкидыш после сорокового дня беременности, но а
плоде еще нельзя узнать черты будущего человека (т.е.
до начала четвертого месяца). В этом случае при проведении
обряда отец не произносит благословения, Во всех сложных
ситуациях подобного рода следует обращаться за советом
к раввину.
Церемония выкупа должна быть проведена на тридцать первый
день после рождения сына. Если ритуал был исполнен раньше,
он считается недействительным и должен быть повторен.
Пидьон габен не делают в субботу, праздники и посты,
Если тридцать первый день после рождения приходится
на один из таких дней, обряд переносят и проводят сразу
же после окончания субботы, праздника или поста.
Обязанность выкупить ребенка возлагается на отца. Если
отец не сделал этого в надлежащее время, он должен совершить
обряд до того, как сыну исполнится тринадцать лет. После
этого сын сам может выкупить себя.
Для совершения церемонии необходим коген. Даже самый
выдающийся ученый-раввин, если он не коген, не может
в ней участвовать. Лучше, однако, воспользоваться услугами
такого когена, который отличается благочестием и хорошо
знаком с процедурой обряда.
Для ритуала нужно приобрести пять серебряных монет местной
валюты, содержащих вместе не менее ста двух граммов
серебра (в Израиле используют специальные монеты, выпускаемые
для этой цели Государственным банком) .
Сама по себе церемония проста. Отец предстает со своим
сыном перед когеном и объявляет, что сын - первенец
у своей матери. Коген спрашивает: "Что ты выберешь:
отдать сына мне или выкупить?" Отец отвечает: "Выкупить".
Затем, держа в руке пять серебряных монет, отец произносит
благословение:
БАРУХ АТА, АДОНОЙ, ЭЛОГЕЙНУ, МЕЛЕХ
"ГАОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ ПИДЬОН
ГАБЕН!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ,
ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ДАВШИЙ НАМ ЗАПОВЕДЬ
О ВЫКУПЕ СЫНА!
Затем отец произносит благословение "Шегехеяну"
и вручает выкуп когену, который обводит рукой с деньгами
голову ребенка, говоря: "Принимаю это взамен..."
Далее коген, отложив деньги в сторону, воздевает руки
над головой ребенка и благословляет
|