Комплекс законов о дозволенной и недозволенной евреям
пище называется кашрут. Слово кашер, которое переводится
с иврита приблизительно как "подходящий",
"правильный", может относиться к любой вещи,
если она соответствует Галахе. Говорят "кашерная
Тора", "кашерные тфилин", "кашерная
мезуза", "кашерный талит". Это означает,
что они правильно сделаны, удовлетворяют требованиям
еврейских законов и пригодны для ритуала. Добропорядочного
еврея, выполняющего свои обязанности перед Всевышним,
называют адам кашер - "кашерным человеком".
В просторечии "кашерный" значит "правильный",
"верный" (например, "кашерное дело"),
что очень точно передает смысл этого слова. Но чаще
всего этот термин относят именно к пище, и в таком смысле
будем употреблять его и мы.
Верующий еврей соблюдает кашрут не только потому, что
он дорог его сердцу или полезен для здоровья, а потому,
что он является заповедью Всевышнего. Это дисциплина,
которой требует от него религия. Наши мудрецы говорили:
"Человек не должен говорить: "Я не хочу есть
свинину, она мне не нравится", но должен сказать:
"Я бы ел свинину, но Всевышний запретил мне это".
Значение многих необъяснимых законов заключается в их
практическом применении, а не в разгадывании причины
их установления. Тем не менее, еврей никогда не перестанет
пытаться понять замысел Всевышнего. Верующий человек
убежден, что у любого закона есть смысл, пусть и скрытый
пока от него.
Прежде чем начать поиски этого смысла, следует покончить
с очень распространенным убеждением, что законы кашрута
- это всего-навсего древние меры по охране здоровья.
Подобное заблуждение усугубляют не комментированные
переводы Торы, в которых слова "чистый" и
"нечистый" обозначают съедобность того или
иного животного. Свинью можно вырастить в стерильной
камере и зарезать в операционной, но кашерной она от
этого не станет.
Надо отметить, что особое отвращение евреев к свинине
вызвано не тем, что она грязна, а скорее всего тем,
что на протяжении многих веков различные притеснители
заставляли еврея съесть именно это некашерное мясо в
доказательство отречения от своей веры. Многие предпочитали
умереть, но не изменить вере отцов.
То, что Тора запрещает нам есть мясо верблюда, лошади
или зайца, нельзя объяснить гигиеническими требованиями,
- лошадь или заяц не "грязнее" коровы или
козы. Домашняя птица, например, отнюдь не славится чистоплотностью,
но Тора разрешает употреблять ее в пищу.
На иврите "чистые" и "нечистые"
животные называются тагор и тамэ. Эти слова характеризуют
не физическую чистоту илинечистоту, а духовное и моральное
состояние. Тамэ означает ритуально нечистый, оскверненный.
Животные, считающиеся нечистыми, запрещались не только
в пищу, но и для жертвоприношения в Храме. Поэтому тагор
и тамэ нужно понимать в переносном смысле, как мы понимаем
выражения "чистый язык", "нечистый рот",
"грязная душа"...
Некоторые законы кашрута относятся к болезням и повреждениям
органов, превращающими животное в некашерное, но тем
не менее не гигиенические или медицинские соображения
были его основной целью. Несмотря на то, что евреи никогда
не сомневались в утилитарной пользе кашрута (ибо все,
что повелел Всевышний, может быть человеку лишь на пользу),
его основные требования, сложные правила убоя скота
(шхиты), запрет смешивать мясное и молочное - все это
не свидетельствует в пользу теории о "древних мерах
по охране здоровья".
В Торе есть лишь один намек на причины ограничений:
везде, где говорится о кашруте, содержится призыв к
святости. Одиннадцатая глава книги Вайикра, в которой
перечисляются нечистые животные, заканчивается так:
"Ибо Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь же и будьте
святы, как свят Я..." (Вайикра,
11:44). Перечисление нечистых животных в книге
Дварим заканчивается словами: "Ибо ты народ, посвященный
Г-споду, Б-гу твоему. Не вари козленка в молоке матери
его" (Дварим, 14:21).
"И людьми святыми будьте у Меня и мяса зверя, растерзанного
в поле, не ешьте..." - читаем мы в книге Шмот (22:30).
Тора усиливает идею святости, предостерегая против осквернения
- антипода святости, - ибо нечистыми бывают не только
животные, но и люди (Вайикра, 1
:43,44).
Кашрут - весьма широкое понятие в иудаизме, и различие
между пригодными и непригодными в пищу животными - лишь
один из множества его аспектов. Еврей должен уметь отличать
чистое от нечистого не только в еде, но и во всех областях
жизни, в морали и этике. Видеть в кашруте лишь свод
законов питания - значит не понимать и искажать его
смысл.
Как уже говорилось, святость в иудаизме означает не
аскетизм, не отрицание каких-либо земных удовольствий
иди места и вседозволенности. Обжорство и пьянство -
наиболее характерные черты упрямого, вздорно-бунтующего,
неисправимого сына, о котором говорит Тора (Дварим,
21:18-21). Они отвратительны. Отсутствие дисциплины,
стремление удовлетворить любое свое желание считаются
у евреев проявлением слабости и безнравственности. Святость
означала и означает способность управлять своими страстями.
Цель в том, чтобы человек был хозяином своего животного
начала, а не наоборот.
Сопротивление желанию отведать "запретный плод"
требует некоторой тренировки. Такую практику и дает
соблюдение кашрута. Конечно, нельзя гарантировать, что
религиозная дисциплина распространится и на другие сферы
деятельности человека, но она закаляет волю, помогает
не поддаваться искушению удовлетворить сиюминутные желания.
Иудаизм реализует призыв к святости, поднимая основные
потребности человека (еда, питье, половое влечение),
в которых он не отличается от животных, на уровень,
достойный высших созданий Творца. Кашрут - характерный
пример преображения обыденного в святое. То, что ограниченному
уму может показаться не заслуживающим внимания, на самом
деле есть пример возвышения простого физиологического
удовлетворения чувства голода до уровня духовного акта,
в котором еще раз подчеркивается вездесущность Всевышнего
и долг человека служить Ему.
Накрытый стол ассоциируется в еврейской традиции с алтарем
Храма. Талмуд говорит: "Когда стоял Храм, жертвы
очищали человека, теперь [алтарем] стал его стол"
(Хагига, 27а). Вот почему
евреи никогда не сидят на столе, солят первый ломоть
хлеба во время трапезы, как солили дары, приготовленные
для жертвоприношения. Именно поэтому при чтении послетрапезной
молитвы "Биркат гамазон" убирают со стола
все ножи: холодное оружие" символ войны и насилия,
было запрещено держать на жертвеннике - символе мира.
По той же причине мы моем руки перед едой: омовение
- необходимая процедура соблюдения священниками (коганим)
ритуальной чистоты во время жертвоприношения.
За едой, в перерывах между блюдами, евреи должны разговаривать
на возвышенные темы, подчеркивая тем самым священную
символику стола. "Если трое ели вместе и не обменялись
ни словом об учении Торы, они как будто ели от жертвоприношений
язычников... Но если трое за столом говорили о Торе,
то они как будто ели со стола Всевышнего" (Авот,
2:4). Минимальным удовлетворением этого требования
является чтение "Биркат гамазон" после еды.
Освящение стола молитвой, сама процедура трапезы напоминает
нам о присутствии Всевышнего и о служении Ему. Мясо
животных, которых было запрещено приносить на алтарь
Храма, запрещено и в пищу. Законы кашрута - это еще
один пример реализации заповеди Торы: "На всех
путях своих познавай Его" (Мишлей,
3:6).
Однако сказанное выше не объясняет всех запретов, налагаемых
законами кашрута. Являются ли эти законы проявлением
непонятной нам воли Всевышнего? Может быть, можно достигнуть
того же дисциплинарного и духовного воздействия, если
запретное было бы разрешено, а разрешенное - запрещено?
Наши мудрецы видели особый смысл в каждой, даже мельчайшей
детали законов кашрута. Например, запрещение употреблять
кровь, смешивать молочное и мясное рассматривается ими
как способ внушить нам отвращение к кровопролитию и
кровосмешению, заставить нас почувствовать себя на месте
любого другого живого существа. Моральными соображениями
объясняется запрет забивать животное и его детеныша
в один и тот же день. Запрет есть насекомых и пресмыкающихся
основан на стремлении сохранить душу человека в чистоте.
"Нечистая пища окружает душу, мешая расти добродетели",
- писал р. Овадья Сфорно (ок. 1470 - ок. 1550) в комментариях
на книгу Вайикра.
Те, кто выступает против соблюдения правил кашрута,
говорят обычно: "Неважно, что попадает в рот, важно,
что выходит из него". Фактом, однако, остается,
что то, что выходит изо рта, в значительной степени
зависит от того, что туда попадает. При ближайшем рассмотрении
оказывается, что пища влияет на характер людей, на шкалу
их ценностей, на их представление о морали.
Многие "критики" кашрута утверждают, что соблюдение
этих законов отделяет евреев от других народов, так
как усложняет их общение между собой. Но кто знает,
может это и было еще одной причиной, по которой Всевышний
дал нам законы кашрута'1 Мы находим связь между кашрутом
и обособленностью евреев в следующих словах Торы: "Я,
Г-сподь, Б-г ваш, Который избрал вас из всех народов.
Различайте же и вы между скотом чистым и нечистым и
между птицами чистыми и нечистыми..."
(Вайикра, 20:24, 25).
Общеизвестно, что пренебрежение законами кашрута ведет
к быстрой ассимиляции. Можно сравнить кашрут с фундаментом
дома. Сам по себе он еще не дом. На нем нельзя жить.
Но, с другой стороны, дом, построенный без фундамента
или на хлипкой основе, не простоит долго. Так же и кашрут
сам по себе еще не составляет еврейской жизни, но попытка
построить ее без кашрута лишена смысла. Чтобы ни делала
семья - все будет под угрозой разрушения без прочного
фундамента.
Без кашрута невозможны религиозное воспитание и правильное
духовное развитие детей. Родители, не соблюдающие Закон,
но умиляющиеся при виде ребенка, читающего благословение,
могут не обратить внимания, что он благодарит Всевышнего
за пищу, которую Тот запретил есть. Если этот парадокс
не смущает маму и папу, то он наверняка произведет впечатление
на сына или дочь, когда те подрастут. И, скорее всего,
дети не отвергнут запретную еду, а перестанут читать
благословение. И заботы родителей о "сбалансированном"
духовном воспитании пойдут насмарку.
Не лучше и та двойная жизнь, которую ведут определенные
круги "эмансипированных" евреев. Кашерная
еда в семье и некашерная внедома - этот "принцип"
приводит к любопытной ситуации, когда людей больше заботит,
что подается на стол, чем то, что попадает в желудок.
И самое неприятное, что дети хорошо знают цену такому
"домашнему кашруту". Я не хочу называть такое
поведение лицемерием, - все-таки лучше хоть что-то,
чем ничего, - но к каким результатам приводит подобный
подход?
В заключение надо еще раз подчеркнуть, что сам по себе
кашрут не гарантирует святость, но в качестве составной
части еврейского образа жизни он создает предпосылки
для того, чтобы наш народ стал "народом святым",
как предначертал ему Всевышний.
В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора
характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных
евреям в пищу.
Разрешены лишь те млекопитающие, которые имеют раздвоенные
копыта и жуют жвачку. Не обладающие обоими признаками
или имеющие только один из них запрещены (верблюд, свинья,
заяц, барсук). "Чистые" животные: крупный
и мелкий рогатый скот, олени, косули и пр.
Разрешены только те виды рыб, которые имеют плавники
и чешую. То есть нам нельзя есть многие "дары моря",
признающиеся съедобными у других народов: омары, устрицы,
креветки, трепанги, крабы, каракатицы и т.п. Нельзя
употреблять в пищу икру некашерных рыб.
Тора не приводит никаких признаков, по которым можно
было бы отличить разрешенных и запрещенных птиц. Вместо
этого названы двадцать четыре некашерных вида. На основе
этого списка мудрецы Талмуда сформулировали признаки
птиц, запрещенных к употреблению в пищу. Главным образом
это хищники или те, кто поедает падаль: стервятники,
вороны, ястребы, совы, страусы, пеликаны, аисты, цапли
и т.д. К разрешенным птицам традиция относит кур, гусей,
уток, индюков, голубей.
Земноводные, грызуны и насекомые запрещены, так же как
и все существа, "ползающие на чреве", т.е.
пресмыкающиеся.
Все создания, разрешенные к употреблению в пищу, называются
в Торе тагор - чистые. Все некашерные живые существа
называются гало - нечистые, а также шекец - мерзкие
или тоэйва - отвратительные. Однако обычно их характеризуют
термином трефа, как любое мясо (даже кашерного животного),
непригодное в пищу в соответствии с еврейскими законами.
Запрещены также яйца, молоко, икра всех некашерных животных,
птиц и рыб. Единственным исключением является пчелиный
мед, который особо разрешен Торой.
Еврейский свод законов включает также некоторые санитарные
указания. Продукты, которые приносят вред здоровью,
нельзя употреблять в пищу, даже если они разрешены правилами
кашрута. Основанием для этого служит требование Торы:
"Оберегайте жизни ваши..." (Дварим,4:15).
Тора запрещает употреблять мясо животных и птиц, которые
умерли естественной смертью или не были зарезаны особым
способом, называемым шхита '. "Не ешьте никакой
падали..." (Дварим, 14:21);
"...режь [животных] из крупного и мелкого скота
твоего... как я заповедал тебе..." (Дварим.
12:21).
Правила шхиты сохранила для нас Устная Тора, и касаются
они только скота и птицы, но не рыбы: "...мелкий
и крупный скот зарезан для них... рыбы моря собраны
для них..." (Бемидбар, 11:22).
Правила шхиты разработаны таким образом, чтобы животное
страдало минимально и чтобы удалить из мяса как можно
больше крови. Очень острым ножом без малейшей зазубрины
моментально рассекают трахею, пищевод, сонную артерию
и яремную вену. Животное теряет сознание почти мгновенно,
а сам разрез безболезнен (человек, порезавший палец
острой бритвой, чувствует боль лишь секунду-две спустя).
Лучшие психологи, патологоанатомы и другие ученые утверждают,
что еврейский способ забоя животных самый гуманный.
Кроме гуманности, шхита имеет еще одно существенное
преимущество перед любыми другими методами забоя: она
гарантирует полное и быстрое вытекание крови, что является
непременным требованием кашрута. Не вызывает сомнения,
что это требование соответствует современным взглядам
на гигиену питания.
Шохет - не просто еврейский резник. Шохет обязан быть
глубоко религиозным человеком, хорошо знающим законы
шхиты. Он должен отлично разбираться в анатомии и физиологии
животных, сдать сложный экзамен и иметь соответствующий
документ от раввината. Будучи уверены в знаниях и благочестии
шохета, евреи часто приглашают его исполнять и другие
обязанности, особенно в маленьких общинах. Процедура
шхиты детально разработана в Талмуде (трактат
Хулин, 1,2) и кодифицирована в "Шулхан арухе"
(раздел "Йорэ деа", 1:28).
Запрещение крови
Тора запрещает употреблять в пищу кровь даже кашерного
скота и птицы (но не рыб): "Крови же никакой не
ешьте... ни птиц, ни скота - А кто будет есть кровь,
душа того истребится из народа своего" (Вайикра,
7:26,27).
Чтобы не нарушать эту заповедь, кровь нужно удалять
одним из двух способов: либо вымачиванием и солением,
либо обжариванием над огнем или в электропечи.
Если животное или птица были правильно зарезаны, но
их мясо приготовлено не по еврейскому закону, оно становится
некашерным. Так, если во время варки или обжари-вания
без предварительного кашерования из мяса вытекает оставшаяся
после убоя кровь, - все содержимое сковороды или кастрюли
становится некашерным.
Кашерование обжариванием
Нельзя обжаривать мясо на сковороде, кровь должна вытекать
свободно.
Гриль, вертел, решетку, на которых кашеровали мясо,
необходимо прокалить для дальнейшего употребления.
Сырое мясо нужно тщательно вымыть и посолить перед обжариванием.
После того, как мясо прожарено, его нужно промыть три
раза, чтобы удалить кровь. После этого можно готовить
любым способом.
Способ кашерования обжариванием применяют, в основном,
для приготовления печени, которая содержит очень много
крови. Обычное же мясо кашеруют вымачиванием и солением.
Кашерование вымачиванием и солением
Прежде всего мясо тщательно моют в холодной про точной
воде, затем кладут на полчаса в миску с холодно* водой.
Вода должна полностью покрывать мясо, при этом оно смягчается.
Мороженое мясо нельзя солить до тех пор, пока оно не
оттает полностью.
После того, как мясо пробыло в воде полчаса, его густо
солят со всех сторон (птицу внутри и снаружи тушки)
солью средней зернистости. Обычная столовая соль слишком
мелкая и быстро впитывается в мясо, вместо того, чтобы
вытягивать кровь.
Посоленное мясо кладут на наклонную доску, чтобы кровь
могла свободно стекать. Доску, в которой есть отверстия,
нет надобности наклонять.
Мясо должно лежать на доске в течение часа (при особых
обстоятельствах этот срок можно сократить до восемнадцати
минут).
Через час соль нужно тщательно смыть холодной проточной
водой. Теперь мясо можно варить, жарить или печь.
Миску, в которой вымачивают мясо, и доску нельзя использовать
в других целях.
Мясо кашеруют сразу после покупки. Во всяком случае,
не следует откладывать обработку больше чем на семьдесят
два часа с момента шхиты. Если все же кашерование приходится
отложить на более поздний срок, то мясо нужно тщательно
промыть в холодной воде до того, как истекут семьдесят
два часа, чтобы не дать крови свернуться, иначе соление
и вымачивание могут статьнеэффективными.
Если мясо пролежало без промывки и кашерования более
семидесяти двух часов, кровь можно удалить только обжариванием
Если же оно было заморожено, то, по мнению некоторых
авторитетов, его можно кашеровать солением.
Яйцо, обнаруженное внутри курицы, тоже нужно вымочить
и высолить. Но его кладут отдельно от тушки в верхнем
конце наклонной доски. Оно считается мясом, и его нельзя
употреблять в пищу вместе с молочными продуктами.
Мясо, предназначенное для фарша, нужно кашеровать перед
измельчением. Если мясо перемолото до кашерования, есть
его нельзя. Посуда, в которой хранилось это мясо, становится
некашерной.
Запрещается использовать яйцо, если в нем обнаружены
кровяные пятна или сгустки. Перед употреблением нужно
тщательно просматривать и желток, и белок.
Из трижды повторенной заповеди "Не вари козленка
в молоке матери его" (Шмот,
23:19, 34:26; Дварим, 14:21)
Устная Тора выводит запрещение смешивать мясное и молочное,
употреблять в пищу подобную смесь и извлекать из нее
какую-либо выгоду. Еще в древности мудрецы постановили,
что под запрет подпадает также мясо птицы. Таким образом,
любые мясные и молочные продукты нельзя готовить в одной
посуде даже в разное время.
Терминами "мясной" и "молочный"
в галахической литературе обозначают не только мясо
и молоко, но и продукты из них: жиры, концентраты, смеси,
консервы и т.п. Пища, не содержащая ни мясных, ни молочных
ингридиен-тов, называется "нейтральной" -
парвэ. Это все овощи и фрукты, зерновые, кофе, специи,
сахар, соль и т.д., рыба, яйца, искусственные продукты.
Нейтральную пищу можно употреблять и с мясом и с молоком.
Любая посуда, в которой готовили и мясо и молоко, считается
некашерной, так как вбирает в себя частички того и другого
продукта. Поэтому необходимо разделять кухонную утварь,
столовые приборы и столовое белье: по цвету, форме,
размеру или отмечать все это особыми знаками.
Кашерная пища, приготовленная в посуде, которую ранее
использовали и для мясного и для молочного, становится
иекашерной.
После того, как человек ел мясо, должно пройти определенное
время, прежде чем он сможет есть молочные продукты.
(Причина этого заключается в том, что животные жиры
медленно перевариваются; кроме того, кусочки мяса могут
застрять между зубами.) Мнения раввинов о продолжительности
этого периода расходятся. Обычно он колеблется от трех
до шести часов.
Если едят сначала молочные продукты, а потом мясные,
то перерыв необязателен. Нужно лишь прополоскать рот
водой или съесть что-нибудь нейтральное, например, кусочек
хлеба. (Молочные жиры не обладают свойствами мясных,
и молочное не задерживается во рту.) Однако после некоторых
молочных продуктов, например, твердых сыров, нужно делать
такой же перерыв, как после мясных блюд.
Для больного или маленького ребенка можно сократить
перерыв между мясным и молочным до одного часа, но только
в том случае, если приняты меры для тщательной очистки
рта и зубов и прочитано заключительное благословение
(тем самым отмечается, что молочная пища не входит в
ту же трапезу, где подавались мясные блюда).
Нейтральная пища, приготовленная в посуде для мяса,
должна подаваться на стол в "мясных" тарелках.
Ее нельзя есть вместе с молочными продуктами. Однако
она не становится "мясной", и сразу же вслед
за нею можно есть молочные блюда.
"Мясную" и "молочную" посуду не
следует погружать в одну и ту же миску или раковину.
Лучше использовать раковину с двумя отделениями. По
крайней мере, следует класть на дно специальные пластиковые
решетки разного цвета. "Мясную" и "молочную"
посуду можно мыть в одной посудомоечной машине, однако
необходимо иметь две различные подставки. При этом после
мытья "молочной" или "мясной" посуды
нужно пропустить через машину воду в холостом цикле.
Правда, некоторые раввины запрещают мыть "мясную"
и "молочную" посуду в одной машине.
Стоит завести на кухне полотенца, отличающиеся цветом
и рисунком. Это поможет избежать ошибки при вытирании
разной посуды.
Если на стол одновременно подают молочные и мясные блюда
(разным людям, конечно), нужно провести четкую границу
между ними, например, поставив тарелки на разные скатерти.
Употребление с мясом заменителей масла и продуктов растительного
происхождения, имеющих вид и вкус молочных, позволяет
расширить кулинарные возможности хозяйки. В отношении
этих ингридиентов нет галахических запретов. Но во избежание
ошибки следует держать их в фирменной упаковке или в
посуде с надписью "парвэ". Не все "нейтральные"
продукты (например, заменители молока для кофе) действительно
нейтральны с точки зрения Галахи. Некоторые содержат
казеин, получаемый из молока, и прочие добавки. Поэтому
желательно покупать такие продукты в кашерных магазинах
с печатью авторитетного раввинского совета.
Стеклянная посуда не вбирает в себя частиц пищи. Поэтому
не возбраняется использовать ее в случае необходимости
и для молочных и для мясных продуктов. Однако не , следует
превращать это в постоянную практику. Стеклянные стаканы,
бокалы, рюмки можно подавать к любой трапезе. Но готовить
молочные и мясные блюда в одних и тех же кастрюлях из
стекла "пайрекс" нельзя, так как при сильном
нагревании частички продуктов могут остаться в стенках
стеклянной посуды.
Покупая продукты, следует внимательно изучить их состав,
чтобы точно знать, являются они мясными, молочными или
нейтральными. Технология изготовления пищи очень усложнилась
в последние десятилетия, и многие этикетки могут ввести
в заблуждение. Например, моно- и диглицериды или эмульсии
получают как из растительных, так и из животных жиров
(в том числе некашерных). Лактозу делают из молока или
растительной патоки, и она, таким образом, может быть
молочной или нейтральной. В связи с этим особенно важно
приобретать продукты в кашерных магазинах, в упаковках
с печатью авторитетного раввина или религиозной организации.
Запрещенный Торой в пищу седалищный нерв (гид ганаше
на иврите) находится в задней четверти туши. Только
после удаления этого сухожилия и соединенных с ним кровеносных
сосудов мясо можно есть. Не все мясники обладают нужными
знаниями, чтобы производить эту операцию. Только покупая
мясо у надежного еврейского мясника, вы можете быть
уверены, что выполняете все предписания кашрута.
Нельзя использовать жир, называемый на иврите хелев:
"Никакого жира [хелев] воловьего, овечьего и козьего
не ешьте" (Вайикра, 7:23).
Этот жир окружает жизненно важные органы животного и
отличается от разрешенного мышечного и подкожного жира,
который называется на иврите шумам. Тора не объясняет
разницу между этими жирами, но последние биохимические
исследования показали, что они различны по составу.
Тора не разрешает пить вино, которое используется в
обрядах идолопоклонников и называется на иврите яин
несех. Если к вину прикасался язычник, оно становится
запретным на любой стадии изготовления. Даже не принимая
во внимание то обстоятельство, что для евреев запрещен
любой предмет, используемый идолопоклонниками в своих
молениях, дополнительная цель запрета - ограничить праздные
контакты евреев с неевреями. Несмотря на то, что сегодня
не все вина, к приготовлению которых причастны неевреи,
относятся к категории яин несех, законоучители распространили
запрет и на обычные нееврейские вина. Однако, если вино
прокипятить, запрет снимается. Налитки, изготовленные
неевреями не из винограда (например, фруктовые вина,
виски, водку), евреям разрешены.
Любая кашерная пища, которая варилась, пеклась, жарилась
в той же посуде, что и некашерная пища, или в посуде,
используемой и для мясных и для молочных блюд, считается
некашерной, и есть еенельзя.
Любая кашерная пища, приготовленная в кашерной посуде,
но подаваемая в горячем виде в некашерной тарелке, становится
некашерной, и есть ее нельзя. Объяснение этому заключается
в том, что горячая еда вбирает частички запретных продуктов
даже из вымытой некашерной посуды. Мудрецы Талмуда жили
задолго до появления химии как науки, но знали о многих
явлениях, объясненных лишь недавно современными учеными,
в частности о слиянии молекул различных веществ при
нагревании.
Если еда - например, фрукты и овощи, консервированная
кашерная рыба (тунец или лосось), молоко, сливки, масло,
творог, сухие злаковые продукты - подается в холодном
виде в холодной и чистой некашерной посуде, она не вбирает
в себя запретных частиц. Единственное исключение составляют
блюда, содержащие "горячие" ингредиенты, например,
горчицу.
Кофе, чай, горячий шоколад, подаваемые в некашерной
посуде, некоторые раввины разрешают пить, потому что
их обычно приготовляют в посуде, используемой только
для этих напитков и не для чего иного.
Большинство сортов хлеба, выпекаемого неевреями в Европе,
не содержит некашерных ингредиентов. В американский
же хлеб входит шпиг, который делает его некашерным.
Кроме того, в США при выпечке хлеба часто смазывают
противни салом; иногда одни и те же противни используют
для выпечки хлеба со шпигом и без него. Белый хлеб сдабривают
молоком, и он становится молочным продуктом. Пироги,
печенье, бисквиты часто включают в себя животный жир.
Заказывая в некашерном ресторане фруктовый или овощной
салат, следует сначала выяснить, не содержит ли он некашерных
приправ и жира некашерных рыб.
Перечисленные выше послабления - максимально допустимые
для религиозного еврея. Благочестивые люди предпочитают
не пользоваться ими, и в "некашерном" месте
ограничивают себя еще строже. Отправляясь в путь, они
берут еду с собой. К счастью, почти во всех больших
городах Западной Европы и Америки есть кашерные рестораны,
а большинство авиакомпаний представляет по предварительному
заказу кашерную пищу. Религиозному еврею не следует
принимать приглашение на обед в еврейском доме, если
нет уверенности, что там соблюдают кашрут. "Кашерный"
еврей, ограничивающий себя фруктовым салатом, в то время,
как его "некашерные" собраться поглощают трефные
мясо, птицу или рыбу, ставит себя в положение гостя
второго сорта. Семья, которая уделяет так мало внимания
и заботы своему гостю и так безразлична к его чувствам,
что не дает ему возможности принять участие в трапезе
на равных основаниях с остальными, не должна обижаться,
если он отклонит приглашение.
Если по ошибке в кашерную посуду попала некашер-ная
пища или перепутали мясную и молочную посуду, необходимо
ее очистить, кашеровать. Не вся посуда поддается кашерованию.
Эмалированную, глиняную, керамическую, фарфоровую и
фаянсовую посуду кашеровать нельзя; металлическую, деревянную
и, по мнению некоторых авторитетов, пластмассовую -
можно.В каких случаях необходимо кашеровать?
• Если посуда или продукты были горячими в момент соприкосновения.
• Если контакт между ними продолжался более двадцати
четырех часов.
• Если в составе блюд были острые приправы.
Нужно отметить, что законы о смесях кашерного и нека-шерного
очень сложны и требуют глубокого знания Галахи. Во всех
случаях, чтобы избежать ошибки, лучше обратиться к компетентному
раввину.
Существуют два основных способа кашерования: погружение
в кипяток и прокаливание. Все зависит от посуды и от
того, каким образом она была осквернена. Кастрюли, горшки,
миски кашеруют кипятком. Сковороды, противни, решетки
- нагреванием докрасна.
Нельзя кашеровать посуду, имеющую щербины, трещины,
труднодоступные отверстия, так как ее невозможно тщательно
вымыть.
Основные правила кашерования кипячением:
• прежде всего предмет нужно тщательно вымыть;
• перед обработкой им (как и сосудом, куда его будут
опускать) нельзя пользоваться, как минимум, сутки;
• посуду нужно погрузить в кипяток, а затем промыть
холодной водой.
Если посуда настолько велика, что не помещается в другой
сосуд, нужно наполнить ее водой до краев и довести до
кипения, чтобы вода выплескивалась.
Когда посуду кашеруют прокаливанием, нет необходимости
тщательно мыть ее перед этим.
Печи и плиты, на которых готовили некашерную пищу,можно
очистить, тщательно вымыв их и затем нагревая до максимальной
температуры в течение получаса. (Точно так же очищают
их накануне праздника Песах.)
|