"Пепел и золото"
Прошло десять лет после того, как я написал книгу "Это
Б-г мой". И вот я снова берусь за свое "слабое
перо", чтобы написать несколько слов об этом десятилетии.
С тех пор, как в 70 году новой эры пал Иерусалим, еврейский
народ не вступал в столь насыщенную событиями эпоху,
как наша. За последние десять лет произошло знаменательное
(я бы сказал, чудеснее) событие - Шестидневная война.
Мы все ощущаем на себе последствия этой великой победы.
Никто не знает, чем все это кончится. Но эта война оказала
совершенно магическое воздействие на мировое еврейство.
В течение многих веков мы сумели выжить в изгнании,
в рассеянии благодаря бесценному сокровищу народному
- сокровищу, которое было темой книги "Это Б-г
мой", - нашей вере. Со дня падения Иерусалима и
вплоть до Французской революции - тысячу семьсот лет
- нас всех объединяла верность Б-гу наших предков и
мощной культурной традиции, ядром которой был Моисеев
Закон. Эта традиция, запечатленная в Талмуде, была объединяющим
центром, который сплачивал разбросанный по земле народ
Израиля. Она сохраняла нам жизнь, сближала нас, отделенных
друг от друга морями и континентами. После Французской
революции постепенное ослабление и разрушение прежде
незыблемых устоев подточило основы религии. Иудаизм
не избежал общей участи. В 19-ом веке еврейская традиция
была поколеблена и в большой степени утратила свою роль
объединяющего центра всех евреев. Этот кризис нашего
времени я описал в главе "Современность".
Почти двести лет наш народ пытается решить вопрос, как
жить дальше, ибо нет у него прежней единой основы существования.
И вот теперь, по-моему, мы ее нашли. После того как
четверть века еврейство находилось в состоянии опасной
неустойчивости и неуверенности, вызванной гитлеровскими
зверствами, центром притяжения всего еврейского народа
стало государство Израиль. Как мне представляется, евреи
интуитивно пришли к постижению того, что Израиль - наше
сердце и что Израиль должен жить. И в общенациональном
порыве, после двух столетий раскола и разброда, из-за
которых отчасти нас и постигла недавняя катастрофа,
евреи теперь снова едины.
Уничтожив европейских евреев, нацисты до глубины души
потрясли наш ни на кого не похожий, рассеянный по свету
народ. Не будь этого, диаспора могла в течение двух
или трех поколений зачахнуть и тихо угаснуть. Но теперь
она будет жить. Провидение дало нам новое сердце, снова
пересаженное туда, где оно билось в древности. Гром
Шестидневной войны отозвался в сердце народа, и он снова
воспрял и оправился от удара, нанесенного ему гитлеровской
резней.
Но теперь, как и прежде, есть среди нас равнодушные
и есть среди нас ассимилированные. На правом фланге
наши антисионисты столь напуганы перспективой обвинения
в "двойной преданности", что они все еще шумно
отрекаются от Израиля и провозглашают себя чистыми французами,
чистыми американцами или чистыми австралийцами еврейского
происхождения. А на левом фланге крикливые кучки людей
клеймят Израиль, называя его милитаристским агрессором;
эти люди патологически глухи к повторяемым уже двадцать
лет клятвам арабских лидеров, которые грозят уничтожить
еврейское государство, обратить его в пепел. Правое
меньшинство и левое меньшинство бегут в разных направлениях
от живого центра нашего народа. И те и другие невелики
числом, но зато не по числу горласты.
Но у нас - у всех остальных евреев - этот объединяющий
центр находится в глубине сердца. Когда я писал книгу
"Это Б-г мой", евреи все еще спотыкались в
темноте, опустившейся на иудейскую веру, они все еще
не пришли в себя после нацистской бойни. Сейчас мы уже
не в темноте, и мы более не спотыкаемся. Мы смотрим
на наших братьев в Израиле, ища у них поддержки и надежды,
и большинство из нас молится Б-гу - по-разному, но молится,
- прося Его осенить Своей благодатью Израиль, третье
еврейское государство на Святой Земле.
Сионизм духовного центра
В этом смысле сионизм - некогда партийный клич в
еврействе - за последние десять лет приобрел территориальный
центр. Но это - не сионизм Герцля, призывавшего переселить
в Палестину всех евреев мира (эта сионистская доктрина
все еще живет, но не она сплачивает еврейство). Семьдесят
лет тому назад великий противник Герцля - Ахад Гаам
-предсказал, что еврейское государство станет духовным
центром возродившейся диаспоры. За то, что его предложение
было слишком умеренным, Ахад Гаам подвергся нападкам
и поношениям со стороны более радикальных сионистов.
А сейчас оказалось, что Ахад Гаам был пророком. Возвращение
всех евреев в Святую Землю остается мессианским видением,
однако Израиль уже стал нашим духовным центром. После
Шестидневной войны иммиграция в Израиль увеличилась.
Из одной только Америки в Израиль переезжает от тысячи
до четырех тысяч человек в год. Молодежь, искатели приключений,
вдохновленные - их всех притягивает золотой Иерусалим,
как магнит. Однако пока иммиграция остается уделом избранных,
а не массовым явлением.
Сионисты, при всех своих изгибах и загибах, сумели ухватить
самую суть проблемы еврейского народа. Они предвидели
резню в Европе и призвали европейских евреев искать
спасения в Палестине. Политические деятели всех стран
старались заглушить отчаянный призыв сионистов.
Когда небо уже потемнело и налетели первые порывы тайфуна,
нерешительность и покорство удержали многих евреев в
Европе. Немногие из них сумели, всем смертям назло,
добраться до берегов Святой Земли и избежать гибели.
В некотором смысле Израиль - это Варшавское гетто, восставшее
вовремя и потому не уничтоженное. Сионизм сумел спасти
остатки европейского еврейства, и в этом - его горькое
историческое торжество.
Однако опасности, угрожающие еврейскому народу, все
еще столь велики, что нам - даже самым неверующим из
нас - остается надеяться лишь на новые чудеса. Окруженный
врагами Израиль почти чудом выиграл три войны, в которых
по всем законам истории он должен был бы погибнуть;
однако его враги все еще вооружаются, на границах все
еще вспыхивают схватки, и арабские лидеры все еще клянутся
утопить еврейское государство в крови.
Советское еврейство страдает в культурном удушье: это
-- бескровная резня, в которой выживает тело, но еврей
перестает быть евреем. Нынешние лидеры великого русского
народа, одержимые странной, злобной манией, не разрешают
трем миллионам советских евреев поставить памятник над
Бабьим Яром, ходить в еврейские школы и читать еврейские
книги и журналы - и в то же время они не дают эмигрировать
в Израиль тем евреям, которые хотят остаться евреями.
То, что евреи России, столь пострадавшие от нацистов,
поставлены теперь перед такой жестокой дилеммой - это
позор в глазах всего мира и пятно на чести русского
народа. Все люди доброй воли надеются, что недалек тот
день, когда этой вопиющей несправедливости будет положен
конец. А между тем для безмолвного и беспомощного советского
еврейства само существование Израиля остается немеркнущим
маяком надежды.
Под защитой самого сильного на земле демократического
государства американские евреи чувствуют себя в безопасности.
Но постоянное давление, вынуждающее человека быть "таким,
как все", медленно разъедает наше духовное наследие.
И поэтому для нас Израиль тоже остается животворным
источником культуры духа И - для верующих - веры.
Что дает нам вера
Ну, и что дает нам вера?
- Послушай, - сказал мне на пляже Файер-Айленда один
мой знакомый, которого я встретил после десятилетнего
перерыва (а за это время все опасности, о которых я
здесь пишу, обострились, и за десять лет до нашей встречи
я написал книгу "Это Б-г мой"). - Послушай,
ты все еще верующий?
Сейчас - как и во всей своей книге - я утверждаю, что
придерживался и придерживаюсь нашего Закона в годы могучих
перемен, сотрясающих еврейство, в годы опасностей и
чудес. Я вижу, что наш образ жизни меняется, как изменился
он, когда мы ушли из Египта в пустыню, и когда после
блужданий в пустыне зажили оседло под рукою Судей, и
когда Судей сменили Цари, и когда пал первый Храм, и
когда пал второй Храм, и когда мы на долгие века рассеялись
по земле. Иудаизм очень устойчив, и в то же время он
отлично умеет применяться к обстоятельствам. Какие новые
формы он примет и какие новые учения возникнут в третьем
еврейском государстве, какой глас Б-жий раздастся теперь
из Иерусалима, я предсказать не могу. Но я верю, что
и в новую эпоху нашей истории огненным столпом нашим
остается Тора, как была она им и в прежние эпохи - в
том числе и в эпохи такого же упадка веры, какой мы
наблюдаем сейчас, и в эпохи куда более страшные и бурные.
В одном я уверен: появление нового объединяющего центра
приведет к культурному возрождению. Некоторое время
назад упадок дошел до предела. Для нового поколения
выучить иврит или даже идиш уже не будет проблемой,
если у человека нормальные умственные способности. Само
по себе изучение иврита никоим образом не означает возврата
к вере. Но если в диаспоре возродится иврит, как он
возродился в Израиле, наши святые книги перестанут казаться
евреям китайской грамотой. Мне трудно представить, что
мессия придет в ближайшем будущем. Но я вижу своими
глазами, как сплачивается рассеянный некогда народ,
как он черпает из кладезя своей мудрости. А ведь главное
богатство евреев сейчас, как и всегда, - это их духовное
наследие.
Но на пути к Б-гу современная мысль и некоторые прискорбные
свойства нашего времени воздвигли преграду не менее
грозную, чем та, что стояла перед Иовом. Я хорошо это
знаю. На некоторые трудные вопросы никогда нельзя будет
дать иного ответа, чем тот, который дал страдающий Иов:
"А я знаю. Искупитель мой жив"
Джамбатиста Вито, великий философ истории, считал, что
еврейский народ - это исключение из закона неизбежного
упадка народов. По мнению Вито, секрет живучести евреев
- в том, что они обладают истинным словом Б-га: это
не облегчает им страданий во время катаклизмов истории,
но позволяет пережить их. И это Б-г мой.
Израиль был обителью Б-га в древние времена. Верующие
верят, что избавление близко, и сколько бы времени ни
прошло до его осуществления, историческая миссия евреев
заключается уже не только в том, чтобы выжить, - как
было почти две тысячи лет, - но и в том, чтобы трудиться
ради восстановления Сиона, которому предстоит стать
достойным обиталищем для Князя Мира.
Евреи - это что-то вроде народа-лоцмана. Весь мир как
будто бы приближается ко дню страшного суда, когда люди
- в том числе, может быть, уже родившиеся младенцы -
вступят либо в золотой век, либо в век пепла. У нас.
евреев, уже был свой век пепла - но мы выжили. Преодолевая
все преграды и опасности, встававшие на нашем пути,
мы достигли золотого Иерусалима, и мы отстраиваем его.
Это - чудо истории, которое может вселить надежду во
всех людей земли.
14 ноября 1969 года (4 кислева 5730 года) Вашингтон
|