Когда я беседовал с Бен-Гурионом в его рабочем кабинете,
этот отец-основатель Израиля, мудрый, крутой старик
с пышной седой шевелюрой мечтателя и тяжелым подбородком
генерала, сказал мне:
- Вам, американским евреям, выпало на долю жить так,
как евреи еще никогда не жили. Вы у себя в стране -
не пришельцы; или по крайней мере вы - такие же пришельцы,
как и все остальные американцы: ведь Америка - страна
иммигрантов. Вы - равноправные члены общества, и вас
ждет завидное будущее. Но как вы сумеете сохранить свою
еврейскую сущность?
Почти машинально я ответил:
- С помощью религии.
Старый социалист взглянул на меня искоса с загадочной
улыбкой и положил руку на книгу в коричневом переплете.
- Я держу Танах у себя на письменном столе и еще в тумбочке
у кровати. Израиль станет страной, построенной по заветам
Танаха. Это я могу вам обещать. А что до религии...
Тут все - великая тайна.
Бен-Гурион пожал плечами, и в глазах у него появилось
отрешенное и, как мне показалось, озабоченное выражение.
Мы заговорили о чем-то другом.
В этом разговоре блеснул для меня луч света, который
помог мне разобраться в своей собственной странной жизни.
Хотя я - ортодоксальный еврей, соблюдающий все обряды
нашей веры, я никогда не притязал на непогрешимость
в религиозных вопросах. Я всегда считал для себя невозможным
присоединить свой голос к хору обличении, которые обрушиваются
на головы реформистов, консерваторов и сионистов-атеистов;
и во всех своих - может быть, даже чересчур многочисленных
- публичных выступлениях я никогда не клеймил ассимиляторов.
Мне близки слова Теннисона:
В сомненьи честном - больше веры,
Чем в половине всех доктрин.
Возможно, мои друзья-евреи, когда я у них в гостях отказываюсь
от приготовленной ими пищи, считают меня фанатиком;
но я у них в гостях чувствую себя как дома. Я понял
их сомнения, а вот они не сумели понять моей убежденности.
Еще в юности мне было суждено достичь того, о чем мечтают
многие американцы: своими собственными усилиями я добился
теплого места под солнцем, на меня лился поток долларов,
у меня была роскошная квартира на верхнем этаже одного
из нью-йоркских небоскребов, то и дело я совершал наезды
в Голливуд, я вращался в обществе прекрасных женщин
- и все это тогда, когда мне не стукнуло еще и двадцати
четырех лет. Ничего выдающегося я не совершил: просто
я писал текстовые заготовки для знаменитого радиофельетониста
Фреда Аллена; но это было золотое дно. А я мечтал о
чем-то большем - мечтал стать прославленным романистом
или драматургом (как Ноэл Эрмен, герой моего романа
"Марджори Морнингстар"), мечтал идти от успеха
к успеху. Но, ведя довольно обычную благоустроенную
жизнь автора-невидимки, работающего в бизнесе развлечении,
и одновременно предаваясь довольно обычным юношеским
грезам о славе, я в то же время чувствовал, как все
это зыбко и эфемерно. Я не был ни пресыщенным, ни мятежным.
Но в глубине души я сам не верил - не мог поверить,
- что шумная популярность плюс случайные удовольствия
добавят к моей жизни что-то весомое. Все это оставляло
в стороне мою сущность. Люди, которые гонятся за удовольствиями,
деньгами и успехом и не ставят перед собою никаких других
целей, - это взаимозаменяемые шифры, только и всего.
Удовольствия, деньги и успех оставляли в стороне моего
деда - самого колоритного человека, какого я знал, -
оставляли в стороне большинство серьезных книг, которые
я прочел. И вот я снова взялся за книги - после того,
как, окончив колледж, совсем было их забросил, чтобы
бездумно погрузиться в мышиную возню погони за богатством.
Не делая для себя никаких далеко идущих выводов, я по
доброй воле избрал жизнь стороннего наблюдателя.
Я поставил все свое земное существование на одну карту:
на ней значилось, что быть евреем - это не тривиальная
случайность, чреватая кучей неудобств и неприятностей,
но великое счастье моей жизни, и что лучший способ по-настоящему
быть евреем - это быть им в традиционном, классическом
смысле слова. Я совершил интеллектуальный прыжок, трамплином
для которого послужили мои тогдашние чтения и размышления.
В то время я был весь пропитан Вебленом, Ницше, Марксом,
Шоу, Дьюи, Достоевским и так далее. И тем не менее я
пошел на риск, сказав себе: "А вдруг я ошибаюсь?"
И вот, идя на риск и ставя на одну карту свое сознательное
существование, я неожиданно узнал об иудаизме такие
вещи, которые нельзя узнать никаким другим способом.
Не сделай я этого опыта, вера навек так бы и осталась
для меня книгой за семью печатями - или, может быть,
всего лишь сладостным воспоминанием о беспечном детстве.
Есть немало вещей, которые можно узнать, только попытавшись
их сделать.
Вот кое-что из того, что я тогда понял. Я понял, что
можно соблюдать законы Моисея - и в то же время вести
нормальную светскую жизнь. Да, иудаизм чинит нам в этом
помехи - как интеллектуальные, так и практические, однако
несмотря на все это он предлагает нам взамен радость,
осмысленное существование и множество удовольствий.
Для детей, родившихся евреями и получивших правильное
религиозное образование, иудаизм, без сомнения, является
источником интеллектуального здоровья и душевной силы.
И, кроме того, я глубоко убежден, что только благодаря
законам Моисея евреи сумели выжить и пережить долгие
века страданий и гнета - независимо от того, имеет ли
это для вас какое-либо значение или нет.
Говоря о детях, я хотел бы остановиться на этом вопросе
чуть подробнее. Некоторые люди, я слышал, не хотят давать
своим детям познания в иудаизме, объясняя свою позицию
таким образом:
- Мы не хотим нашего ребенка ни к чему принуждать. Когда
он вырастет, он сам решит, что ему нужно.
Однако то, что делают такие родители, - это ведь самое
что ни на есть серьезное принуждение, которому они могут
подвергнуть своего ребенка. Они принуждают его всю жизнь
оправдывать собственное невежество. Какой взрослый человек
пойдет и сядет в классе среди школьников изучать ивритский
алфавит. Тору и еврейские обычаи? Нет ничего проще,
чем отказаться от религиозного обучения, как отлично
известно многим из моих читателей. Восполнять то, что
упущено в детстве, - это все равно что карабкаться на
Эверест. Подобным родителям должно было бы хоть изредка
закрадываться в голову сомнение, и им следовало бы иной
раз спросить себя:
- А вдруг я ошибаюсь? И если я действительно ошибаюсь,
то не нелепо ли заранее цементировать в ребенке мой
отказ от религии?
К тому моменту, когда я понял, что иудаизм мне нужен,
он был уже мне преподан - как арифметика, как география,
как многие познания, преподанные мне задолго до того
времени, когда у меня возник интерес к этим познаниям
или необходимость в них.
Позвольте мне высказать предположение, что слова "а
вдруг я ошибаюсь" - это слова, которые, как воздух,
нужны людям нашего века, - идет ли речь об иудаизме
или о чем угодно другом. Вокруг нас кишат легковесные
истины. Но где тяжелые сомнения? Повторять, как попка,
агностические афоризмы последних двух столетий - это
вовсе не значит сомневаться, это значит всего лишь повторять
вызубренный школьный урок. Я ощущаю в себе способность
сомневаться. Это - мое единственное интеллектуальное
преимущество, помимо умения писать, обеспечивающего
мне хлеб насущный. Когда мне было двадцать четыре года,
я усомнился в том, что бизнес развлечений, которому
на моих глазах многие одаренные люди слепо посвящали
свою жизнь, преследует какие-то серьезные цели; по мне,
это означало только еще больше денег, более грандиозные
проекты, новые удовольствия, новые планы - и так до
самой смерти. Зеленым юнцом, студентом колледжа я усомнился
в правильности столь популярной тогда натуралистической
теории - за пятнадцать лет до того, как экзистенциалисты,
сделав то же самое, произвели в обществе такой фурор
(и через сто лет после того, как серьезные философы
в тиши своих кабинетов опровергли натуралистическое
кредо). И я отказался от всего этого, дабы избрать то,
что мне казалось истинным.
- Иудаизм как мудрость, как источник еврейской сущности,
как средство, помогающее евреям выжить, - это я приемлю!
- сказал мне один из моих добрых друзей-скептиков. ~
Откажись от сверхъестественного Б-га, и мы - единомышленники.
Его логика взята из книг. Он - неисправимый натуралист.
Натурализм зиждется на двух догмах: во-первых, природа
есть единственная книга откровений, книга идеальной
гармонии и идеального порядка, и надо лишь научиться
эту книгу читать;
во-вторых, эта книга возникла благодаря случайному стечению
обстоятельств, ее никто не писал.
Если бы нашелся чудак, который взял бы экземпляр, скажем,
"Истории Тома Джонса, найденыша" и стал бы
утверждать, что эту книгу никто не писал, что она возникла,
словно случайно выросший и принявший случайные формы
лес, - такой чудак, наверно, столкнулся бы с некоторым
недоверием к своей персоне. Но коль скоро вселенная
- это куда более сложное, прекрасное и впечатляющее
создание, чем "История Тома Джонса", то подобное
же недоверие снова и снова приводило в разные эпохи
к отказу от натуралистических доктрин, приписывающих
сотворение природы случайным обстоятельствам. Этот довод
- что в основе творения неизбежно был замысел - древен
как мир. Его приводили еще с тех самых пор, как люди
научились мыслить. Но не менее древен взгляд на природу
как на нечто, возникшее в результате стечения случайных
обстоятельств. И сколько стоит мир, столько длится спор
между сторонниками этих теорий, хотя время от времени
одна сторона погружается в задумчивое молчание.
Несомненно, именно натурализм, торжествовавший в течение
последних двух столетий, породил современную науку со
всеми ее победами и опасностями. Рациональное рассуждение,
точный анализ, уверенность в том, что в основе разрозненных
случайностей лежат четкие законы, замена религиозных
объяснений углубленными раздумьями и тщательными экспериментами,
решимость все на свете подвергать исследованию и ничего
не принимать на веру - эти интеллектуальные принципы
создали тот мир, в котором мы живем. Человечество не
может от них отказаться и пойти назад - это было бы
чистейшим безумием. Наука - главное орудие, с помощью
которого мы способны покончить с нуждой и болезнями
и предотвратить уничтожение природы. Конечно, открытие
новых сил создает новые опасности - иной раз совершенно
устрашающие. Но едва ли мы улучшим нашу жизнь и обеспечим
себе безопасность, если откажемся пользоваться нашим
обогатившимся разумом.
Но ведут ли научные открытия в конечном итоге к ниспровержению
или к утверждению Б-га - это еще большой вопрос, который
предстоит решать как ученым, так и философам. В отличие
от религии, наука не ищет Г-сподних истин. Она, однако,
с неколебимой верой ищет какую-то истину и какую-то
гармонию во всем многообразии красок и звуков окружающего
нас мира. И в этих поисках, невзирая на все свои парадоксы
и нераскрытые тайны, она добилась поразительных успехов.
Для некоторых глубоких и трезвых умов Б-г остается "гипотезой,
в которой нет необходимости"; для других умов,
не менее глубоких и трезвых, существование такой всепроникающей
истины и гармонии - и прежде всего сама возможность
истины - подразумевает существование кого-то, кто изрекает
эту истину - то есть Б-га, который придал извечной ночи
и хаосу завершенный вид и продолжает этот вид сохранять.
Однако довод, согласно которому в основе творения неизбежно
лежал замысел, есть лишь формальное доказательство существования
Б-га, и этот довод довольно редко приходится слышать
с тех пор, как Юм и Кант опутали его логическими хитросплетениями.
Все произошло строго по правилам философской игры. Мыслители
доказали, что с точки зрения формальной логики довод
о наличии замысла вовсе не подтверждает того, что это
был замысел одного благого Творца или даже нескольких.
Наличие замысла в создании вселенной, особенно учитывая,
что она далеко не совершенна, может равным образом служить
и вполне логичным доказательством того, во что верили
язычники, то есть того, что мир был создан и доныне
управляется множеством могущественных, но чудаковатых
и нерадивых демонов. Кант блестяще проанализировал,
каким образом разум накладывает отпечаток видимости
замысла на вселенную, которую мы никогда не сможем увидеть
и узнать такой, как она есть. Мыслительная деятельность
подчиняется определенным категориям - так же, как и
чувственный опыт. То, что мы считаем замыслом, - в определенной
(но неведомо какой) степени творение нашего собственного
разума. Мы никогда не постигнем "вещь в себе".
Кант все объяснил толково и убедительно, по крайней
мере так воспринял его сочинения мир. Я не могу описать
в одном коротком опровергающем абзаце, как воспринимает
рассуждения Канта верующий человек. Внешняя схема примерно
такова: религиозный мыслитель каким-то внутренним наитием
ощущает во вселенной наличие великого замысла Б-жьего,
и такого мыслителя нельзя разуверить самыми убедительными
доводами. Это ощущение пронизывает книги Псалмов, Иова,
Исайи, оно нередко возникает при чтении стихов великих
поэтов, и в ту или иную минуту жизни оно появляется
у большинства людей. И когда оно появляется, человек
часто склонен задавать себе вопрос: "Верую я или
нет?" Но такого ощущения еще недостаточно, чтобы,
воодушевившись, схватить агностика за пуговицу и переубедить
его разумными аргументами.
Безусловно, взгляд на вселенную как на исправно действующую
машину столь же устарел, как и представление о том,
что земля - плоская. Наличие в строении вселенной Б-жьего
замысла. нельзя доказать логически. В новой экзистенциалистской
философии подвизаются как мыслители глубоко верующие,
так и завзятые атеисты. Возникла новая - интересная
и крайне неустойчивая ситуация. Смущенный разум кричит:
"Ничто полностью не истинно, и все дозволено!"
И, по-моему, если чей-то крик возвышается над разноголосицей
яростных споров, то этот крик исходит из университетских
рощ.
И под словом "все" действительно подразумевается
"все". Вы получите высочайшее интеллектуальное
дозволение даже веровать в Б-га Моисеева - при условии,
что ваша вера обусловлена "экзистенциальным выбором",
а не является всего лишь эхом наивных суеверий вашего
дедушки. Точно так же платье, которое выглядит, как
платье моей бабушки, сшитое в 1925 году, может быть
либо старой ветошью, найденной на чердаке, либо последним
криком моды. Все зависит от подробностей стиля.
Сейчас Б-г Моисеев, каким его представляли себе наши
предки, стал очень напоминать современного Б-га природы
- единую созидающую и объединяющую силу, - с одной только
разницей:
Моисей говорил, что мир был сотворен не слепым, все
перемалывающим компьютером, но мыслящим Творцом, который
питает интерес к людям, любит их и в моменты откровения
высказывает свою волю по поводу дел людских. Это - не
формальный спор; это - учение. Те, кто следуют за Моисеем,
- иудеи, мусульмане, христиане - верят, что Создатель
открыл Моисею истину на благо людей.
Каждому, кто прожил на свете лет двадцать, отлично известно,
какие обвинения выдвигаются против Б-га Моисеева. Эти
обвинения навеки обобщены в Книге Иова, которая, впрочем,
не дала на них ответа. Земля вращается во всей своей
красе и сообразно непреложному закону; Орион - величественное
зрелище; лошадь - чудо созидательного мастерства. Однако
умирают невинные дети, в мире полно стихийных и случайных
(на первый взгляд) бедствий, и страдает праведный Иов.
Чтобы быть твердым в своей вере, еврею нужно впитать
в себя не только Моисея, но и Иова. Вольтер и все великие
рационалисты взяли Иова на вооружение, чтобы сокрушить
теологию, которая стала тюрьмой для любознательного
разума. Но вот средневековая теология повержена - а
учение Моисея живет. Вы можете не соглашаться с онтологическими
доводами; вам кажется неубедительной мысль Рамбама о
том, что зла в мире попросту нет. Но Тора существовала
до Рамбама и пережила его.
Давайте обдумаем точку зрения Вольтера, согласно которой
человечество столь немногочисленно и столь незаметно
в бескрайней тьме пространства и времени, и столь недолго
суждено ему копошиться на поверхности нашего крошечного
земного шарика, что просто смешно было бы думать, будто
Б-гу есть какое-то дело до людей. В основе этого образного
довода лежит сравнение объемов. Но если вы подумаете
о том, что объемы имеют значение лишь для нас, но не
для Б-га - ибо имей они для него значение, он был бы
всего лишь весьма объемистым существом, но отнюдь не
вселенской силой, - то от вольтеровского аргумента ничего
не останется. Конечно, мы недолговечны, и мир наш -
крошечный. Но для Б-га, если он существует, звезда Альфа
Орион ничуть не больше.
"Все создал Он хорошо и своевременно, - говорит
Екклесиаст, - и дал им /постичь/ мир в их сердцах, однако
не может человек постичь творимое Б-гом с начала и до
конца". То, что люди сейчас смотрят в телескопы
и в микроскопы, подтверждает эту мысль.
После того как в течение трех веков людям кружила голову
свобода, дарованная Коперником, наука вдруг снова замкнула
нас в "птоломееву темницу" - правда, более
просторную, чем, раньше, - и на этот раз выбросила прочь
ключи. Нам отсюда уже не выбраться. Мы знаем теперь,
как наша сферическая темница выглядит: это - не догадки
и гипотезы, а установленный факт, и любой человек с
высшим образованием, если только он правильно возьмется
за дело, сможет объяснить все это на двух страницах.
Мы живем внутри небольшой кристаллической сферы. Радиус
сферы ограничен скоростью света; а ведь она - всего
лишь черепаший шаг применительно к тем расстояниям,
которые нужно прошагать. Но тем не менее скорость света
есть наивысшая возможная скорость: а помножьте-ка ее
на срок человеческой жизни. Колумбовы путешествия на
ракетах могут в конце концов помочь нам достичь ближайших
звезд. Эти звезды - конец пути, прозрачная граница небес.
А за ней, дальше, сфера за сферой, простираются угодья,
тянущиеся на сотни миллионов световых лет.
Что там находится? Бесконечность, нагромождение случайностей,
"природа" или Б-г Моисеев? Выбирайте сами.
Вход свободный, и игра никогда не кончится.
Но непреступимые границы лежат не только за пределами
нашего закрытого, круглого, хрустального неба. Такие
же границы - повсюду вокруг нас. Их более чем достаточно
даже в стакане воды - столько, что по сравнению с ним
само мироздание может показаться детской игрушкой. Ученые
говорят, что точность измерения не бесконечна: какая-то
мелкая мера становится пределом, дальше которого точное
измерение перестает существовать как возможный научный
факт. Однако ведь и за этим пределом действуют какие-то
силы, происходят какие-то процессы, совершаются какие-то
перемены, о которых мы можем только догадываться. В
своей множественности они подпадают под некие усреднения,
которые мы называем законами. Но неумолимые удары наблюдаемых
причин и следствий по мере продвижения все дальше и
дальше теряют свое значение и остаются в памяти лишь
как интересные, но ненужные подробности истории прошлого
века, вроде решений правительства президента Гранта.
И над всем нависает тайна вида. Дарвин показал, каким
образом виды изменяются и приспосабливаются. Но как
возникает сам вид - в мертвой и в живой материи, - мы
сказать не можем. А наиболее неразрешимая, наиболее
всеобъемлющая загадка - это причина неизменности видов.
"Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною...".
Именно этого и следовало бы ожидать, если бы законом
мира было стечение случайных обстоятельств. Что же произошло?
Парадокс существования никем не разрешен. Примите одну
часть парадокса - и вы придете к догматам о природе
как о сплетении случайностей. Примите другую систему
- и (если вы еврей) в конце пути вас будет, возможно,
ждать Законодатель. Он встретит вас с улыбкой и обнимет,
как обнял бы мой дед.
- Где ты так задержался? - спросит он.
И вы сядете и начнете вместе изучать Тору.
Но вы можете возразить:
- Будьте добры, оставьте меня в покое. Вам правится
манипулировать словами и читать книжки, и это довело
вас до того, что вы решили жить по Закону Моисееву.
Что ж, на здоровье! Но я - человек занятой. Я как раз
собираюсь переезжать в свой новый дом. Это очень красивый
дом, но он влетел мне в копеечку, я по уши в долгах,
и мне теперь придется больше работать. У меня растут
сыновья и дочери, и я их очень люблю, хотя они, по-моему,
немного глуповаты. Я бы непрочь дать им кое-какие познания
в иудаизме, но я также непрочь дать им еще много, много
всего, о чем, увы, не может быть и речи. Я, в общем,
довольно счастлив, я доволен тем, что имею, я живу полной
жизнью. Так что вы идите себе подобру-поздорову своей
дорогой, а я пойду своей. Разумно?
Разумно. Еще одно слово, и я закончу свою книгу.
В нацистских лагерях смерти еврейские врачи, издатели,
бизнесмены, музыканты, писатели, артисты - цвет немецкого
еврейства - начинали вдруг читать Танах или даже изучать
иврит. Почему? Они хотели, прежде чем на них опустится
тьма, понять, кто они такие и почему им суждено погибнуть.
В тех Соединенных Штатах, в которых мы живем, не будет
лагерей смерти. Конечно, история - это фантасмагория,
и мало ли что может случиться! Однако прежде чем в Белом
Доме воссядет какой-то новый Гитлер, придется уничтожить
нашу нынешнюю цивилизацию. В Америке евреям грозит уничтожение
совсем другого рода. Это - угроза приятно исчезнуть,
уехав вдаль по широкой современной автостраде за рулем
мощного, длинного автомобиля, в котором на заднем сиденье
лежат клюшки для гольфа. "Мистер Абрамсон ушел
из дому утром, плотно позавтракав, в полном здравии
и хорошем настроении, и с тех пор его никто не видел.
Уходя он сказал, что сыграет партию в гольф, а потом
поедет к себе в контору". Разумеется, мистер Абрамсон
не умрет. Когда рассеется амнезия, он станет мистером
Адамсоном, и к нему приедут жена и дети, и все будет
в порядке. Но еврейский вопрос в Соединенных Штатах
будет решен.
Если бы так случилось - а я ни на минуту не верю, что
так случится, - то было бы подобное решение по нутру
всем американским евреям? И хотят ли Соединенные Штаты,
чтобы в них исчезло колено Авраамово?
Гитлер был уникумом. Его попытка уничтожить евреев не
была случайностью, не была она и безумной выходкой маньяка.
Нет, это был венец его деятельности. Гитлер сам смотрел
на себя как на апостола, призванного претворить в жизнь
теорию пророка Фридриха Ницше, провозгласившего: "Б-г
мертв!" Ницше еще в прошлом веке отлично понимал,
к чему должны привести его идеи. Он предсказал - и в
своем сознании пережил - ужасы нашего века. Может быть,
именно то, что он первым их увидел, свело его с ума.
Сейчас мы привыкли воспринимать такие вещи без особых
эмоций: узнав о них, мы продолжаем преспокойно заниматься
своими делами. То решение проблем, которое предвидел
Ницше, было захватывающим и диким, как его безумные
видения. Он провозгласил, что "смерть" еврейского
Б-га (и, следовательно, христианства тоже) будет необходимым
шагом, который должно сделать человечество, дабы достичь
высшего существования - когда власть возьмет в свои
руки сверхчеловек, не знающий Б-га. Ницше хотел под
корень подрубить то, что он считал обреченным обществом
и обреченной нравственностью. И он проделал эффектную
и страшную работу.
Он проделал ее пером. А Гитлер претворил ницшеанские
идеи в действия. Безумный политический дух, поднявшее
бурю ничтожество, Гитлер двинулся по тропе, которую
ему указал Ницше, - двинулся, пародируя и проституируя
его идеи, топя их в крови, но следуя их общим контурам,
подобно тому как тайфун следует контурам кривых атмосферного
давления, нанесенным на барометрическую карту. Погибло
шесть миллионов евреев. Такова была дань нигилизма своей
собственной картине еврейского Б-га. В течение всей
человеческой истории чудесное выживание евреев воспринималось
как свидетельство того, что есть Б-г во вселенной. Если
Б-га нет, то это можно доказать лишь одним способом:
убить всех евреев - и тем запечатлеть в сердцах людей
смерть еврейского Б-га. Это была логика безумия; но
с его, Гитлера, позиций, трудно было бы найти более
рациональный аргумент.
Гитлер исчез, оставив позади себя развалины, могилы,
разрушенные крематории и обезумевших людей. Как он был
крутящимся вихрем, так и исчез подобно крутящемуся вихрю,
и даже могилы после него не осталось. Он не сумел убить
всех евреев. Если мы -действительно свидетельство того,
что Б-г жив, значит Б-г жив.
Но кто мы еще такие? Что означает наша долгая история?
Есть ли в ней какой-нибудь смысл для пяти миллионов
американских адамсонов, которые водят машины, смотрят
телевизор, ведут честную жизнь и ничем не выдают своего
славного и страшного происхождения, - и еще для трех
миллионов израильских адамсонов, говорящих на иврите,
тоже имеющих машины и телевизоры и не помнящих ни слов
Исайи, ни синайских скрижалей? Ради этого ли наши предки
в течение двух тысячелетий сносили удары судьбы и все-таки
выжили?
Что до меня, то я верю: наша история не бессмысленна,
а нигилизм - это всего лишь галлюцинация слабых. Б-г
жив, и мы. Его народ, избраны жить Его именем и Его
Законом - и дожить до того дня, когда Г-сподь будет
един и имя Его едино. Либо мы - ничто, либо мы-люди,
рассеянные по земле и назначенные судьбой достичь высот
и глубин человеческого опыта. Мы живем. И мы живем в
такую эпоху, когда мы можем вдохнуть воздух свободы
и восстановить свои истощенные силы.
- Мы избраны, но для чего? - спросил меня капитан израильского
лайнера, и на губах его зазмеилась горькая усмешка,
выдававшая его прошлое (он был беженцем из нацистской
Германии) . - Избраны для того, чтобы страдать?
Да, и для этого тоже. Такова истина, которую мы знаем.
Это было не то избрание, о котором
попросил бы хоть один народ на земле (по крайней мере
до сего дня никто пока не просил о подобном избрании).
Евреи произошли от Авраама. Познание Б-га было у них
в крови. На Синае они сказали "да", ибо ничего
другого они и сказать не могли, - и начались для них
века истории, в которых было больше тьмы, чем света,
больше крови, чем зеленой листвы. Но эта история - их
имя, их значение и их слава.
Бен-Гурион обладал всей мудростью величия, и память
о нем будет жить, ибо он привел евреев к тому дню, когда
они снова подняли свой флаг на своей земле. Ему не нужно
было делать выбора между своим социализмом и Законом
Моисеевым. Социальная справедливость - это закон Торы
и великий клич пророков. В наш промышленный век забвение
социальной справедливости противоречит практическому
общему праву. И выше всех этих вопросов - столь же жгуче
современная и волнующая нас, как они, -возвышается та
религия, которая создала сионизм, воспитала Бен-Гуриона
и стала жизнью, красотой и славой нашего народа. Кем
бы мы были, как не ничтожнейшим из народов, если бы
не наш Закон?
Я вовсе не пропагандирую здесь какой-либо один вид иудаизма.
На всех его путях сейчас царит хаос и смятение - но
Тора стоит. В сердцах большинства евреев гнездится инстинкт,
побуждающий их сохранять в себе свое еврейство. Об этом
инстинкте я и говорю, и его славлю. Несколько десятилетий
тому назад многим людям казалось, что этого инстинкта
нужно стыдиться. Это не было рациональным ощущением.
Б-г был мертв. Но теперь -после того как безбожие взбесилось
и сделало попытку всех нас убить - мы имеем право снова
думать. И я говорю своим еврейским братьям: зов предков
в наших сердцах - не создание воображения, и он не ведет
нас прочь с верного пути. Это - зов нашего самого глубокого,
самого истинного, самого лучшего "я". Глупец
тот, кто его стыдится. В нем - наше бессмертие.
Наш старый Дом сотрясают великие перемены. Быстро умирает
эпоха раввинов в черных лапсердаках - ученых аристократов
гетто. Еще до того, как окончится 20-й век. Закон Моисея
окажется в руках молодых людей, которые служат сейчас
капелланами израильской армии и израильского флота или
готовят докторские диссертации в американских университетах.
Они - ничуть не менее религиозные люди, чем то поколение
раввинов, которому они придут на смену; но они примут
новые решения. Причудливая амальгама обычаев гетто и
западных нравов, которой стала жизнь современных евреев,
- это шаг на пути к новому упрочению Закона в твердых
рамках. Путь будет долгим и трудным.
И мы пройдем по нему тем скорее, чем больше будет светлых
умов среди следующих двух или трех поколений верующих
евреев. Вот почему в этой книге я, рискуя наскучить
читателю, снова и снова призывал давать еврейское образование
детям - независимо от того, каких взглядов придерживаются
их родители. Как борющийся народ нуждается в оружии,
так наша вера нуждается сейчас в людях с ясным, критическим
умом. Если такие люди будут устранены от дел веры из-за
недостаточного религиозного образования, великое возрождение
иудаизма потерпит крах.
Ибо уже начался широкий, всенародный референдум о судьбе
иудаизма. Результаты его сформулируют те люди, которые
следуют Закону, - люди, в чьих жизнях он сохраняется.
Свое слово смогут сказать все евреи: ортодоксы, консерваторы,
реформисты, агностики. Но главной силой будут суждения
и дела тех мужчин и женщин, которые составляют сообщество,
живущее по Закону Моисея.
Если я числю себя в этом сообществе, то не потому, что
я блюду Закон безупречно, и не потому, что я не чувствую
на себе тяжести тех ограничений, из-за которых столько
людей примкнуло к неортодоксальным течениям или ассимилировалось.
Я остаюсь в этом сообществе потому, что всем своим существом,
всеми своими костями и мышцами чувствую: лишь Закон
дал и даст возможность евреям выжить. И только поэтому
я не пошел к консерваторам или к реформистам. Их доктрины
предлагают приятный компромисс тем людям, которые ищут
для себя более легкой жизни, чем жизнь по Закону, -
или тем, которые не получили достаточного еврейского
образования, но все же они хотят ощутить у себя на губах
вкус иудаизма. Но еврейское образование молодежи губительно
для этих доктрин. Они - доктрины на час. А Закон рассчитан
на вечность. Сионизм без Моисея, по-моему, долго не
продержится. Наш народ сумел сохранить себе жизнь, но
остается вопрос: ради чего? Ответ на этот вопрос я нахожу
только в Танахе - и, по-моему, невозможно найти более
блистательный ответ.
Суть вопроса - это главная истина: в чем же все-таки
сила еврейского народа? Еще сто лет - и вердикт будет
вынесен. Но мы, которым не дано прожить сто лет, должны
уже сегодня сделать свой выбор и действовать. Наши дети
ждут от нас ответа: что им делать, куда им идти? Завтра
нас не станет, и они будут семьей Авраамовой.
Моя рука опускается. Задача, которая требовала Эзры,
нашла лишь мое слабое перо. Я сделал все, что в моих
силах, чтобы рассказать своим братьям о том, как велик
и благороден наш Закон, - столь же велик и благороден,
сколь и в те дни, когда он был нам дан.
"Это Б-г мой, восхвалю красу Его; Он Б-г отца моего,
превознесу Его".
|