Глава 1 - Величие брака

Прежде Адам был сотворен из земного праха, а Хава была сотворена из самого Адама; но ныне и далее - "по образу Нашему и подобию " ни мужчина без женщины и ни женщина без мужчины, и ни оба они - без Шхи-ны... (Брейшит раба, 22).

Отделяющий Израиль от других народов

Совершенно различно смотрят на существо брака евреи и прочие народы мира. В глазах неевреев брачный союз возможен, но вовсе не необходим,
и более того: бытует точка зрения, что в целом супружеская жизнь - нечто постыдное, и если их мудрецы вообще разрешают вступать в брак, то единственно лишь из снисхождения к слабости человека, который не может обуздать свою природу и навсегда отказаться от супружеской жизни. Недаром почетными титулами "святого" и "чистого" у них награждаются те, кто в течение всей своей жизни избегают женщин.

Совершенно не так у евреев. Брак - отнюдь не уступка природе, не снисхождение к человеческой слабости, но Б-жественная заповедь, почетный долг и величайшее благо. Напротив: полное отречение от супружества и рождения детей рассматривается еврейской традицией как нарушение строжайшего запрета. Единственный, кто может быть оправдан, это "тот, душа которого неудержимо жаждет Торы, и кто предан ей до самозабвения, как бен Азай, посвятивший Торе все дни своей жизни и не взявший себе жены; на таком человеке нет вины, и то при условии, что его йецер гара (дурное начало) никогда не одерживает над ним верх..."
(Рамбам, Законы о браке, 16,3).

Тора нам заповедала: "Плодитесь и размножайтесь!" Какую заповедь Всевышний поставил на первое место среди 613 заповедей Торы,
какую Он сообщил человеку раньше всех? — "Плодитесь и размножайтесь!"

Разве может быть что-либо недостойное или порочное в заповеди, с которой начинается перечисление всех добрых дел, возложенных на Израиль?
И тем более, что Всевышний Сам свидетельствует о ее совершенстве и красоте, записав это в Тору и приказав исполнять. Заповедь эта — начало всех начал и первооснова самого существования мира.

В третий день Творения Всевышний сотворил растительный мир и наделил его плодородием, сказав: "Да покроется зеленым покровом земля - травою, родящей семя, древом плодовым, приносящим плоды...".В пятый день Творения Всевышний сотворил "птиц крылатых" ивсе, что живет под водою,
и благословил их: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, а птица пусть множится на земле". В шестой день — сотворил все, что населяет землю, и человека: И сказал им Всесильный: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю!" Все растения — и деревья, и травы, все животные — и звери, и птицы, все-все живое объято благословением Всевышнего: "Плодитесь и размножайтесь" . Потому что нет ничего прекраснее, великолепнее и чудеснее непостижимой способности к непрестанному возобновлению Так какую же хвалу, какую славу воздать человеку, венцу всего Творения, когда он, выполняя Б-жественное благословение, плодится и размножается?

Откуда в человеке это стремление к продолжению своего рода? —
Из чистого источника, воли Творца, Которому желанны дела человеческие, Который хочет, чтобы человек продолжал существовать. "Вселенная милостью строится", а самая величайшая милость, которую Творец оказал Своим созданиям — в том, что Он не довел до полного завершения Свое дело Творения, но немного работы оставил для них, чтобы они довели его до конца и тем самым оказались полноправными Его соучастниками. И так говорит Тора: в субботу Всевышний почил от всякого дела, которое Он "сотворил для работы" — для работы человека. И Всевышний щедро одарил создание Своих рук, возвысил его, поставив его "чуть-чуть ниже ангелов",
и дал ему силу производить на свет потомство и творить новые миры (потому что каждый человек - это целый мир). Вот поэтому-то Он внедрил в Свои создания эту бесконечную волю к созиданию, творчеству, любовь к каждому только что родившемуся на свет ребенку, к каждой только что появившейся на свет твари - позаботиться, вырастить, умножить - чтобы самое существование мира зиждилось на делах населяющих его созданий. Отсюда мы видим, сколь высокое и чистое происхождение имеет стремление человека к продолжению своего рода: оно - воля Творца и краеугольный камень вселенной.

Более того: отсюда проистекают и наполняют весь мир стремление к добру, милосердию, любовь и сострадание... И в чем они проявляются во всей своей полноте и красе?

- В отношении Творца к Своему творению, в отношении родителей к своим детям...

И все же, несмотря на то, что интимная жизнь человека - это чистый родник
и Б-жественное благословение, в человеке есть сила, способная загрязнить этот родник и благословение обратить в проклятие. Когда же эта сила выходит на волю? - Когда вместо того, чтобы дать жизнь своему потомству
в чистоте и святости, человек бессмысленно и эгоистично стремится только
к минутному удовольствию, унижая самого себя, роняя в грязь свое достоинство. Это все равно, как если бы, найдя сладкий плод, он съел его кожуру, а содержимое - выбросил. Сколько душ погрязли в несчастной семейной жизни, которую сами же супруги и сделали такой, унизив ее и втоптав в грязь! Сколько бед и несчастий заполнили мир, сколько мерзости
и грязи из-за этого стало всеобщим достоянием! И все же, несмотря на то,
что отравляющий свой чистый родник приносит горе самому себе и своим близким, остальные родники остаются в своей чистоте и первозданной свежести - такими, какими создал их Всевышний, и благословенны те,
кто пьет из них!

Истинно сказано: у кого душа чиста — у того и семейная жизнь чиста» и она приносит ему радость, почет и счастье. И наоборот: тому, у кого душа загрязнена, семейная жизнь приносит лишь стыд и позор.

"Нехорошо человеку быть одному"

Когда человек живет один - это нехорошо. Хорошо -когда у него есть жена. Потому что тот, кто устраняется от исполнения заповеди своего Творца быть плодородным и умножать свое потомство, становится соучастником всего плохого, что совершается в мире. И наоборот: тот, кто эту заповедь исполняет, становится соучастником всего доброго, что только происходит в мире. Воля такого человека чиста, как родник, его душевные силы — источник, изливающий любовь, жалость, святость и милосердие. поскольку весь мир продолжает существовать только благодаря этой заповеди, мудрецы наши, благословенна их память, сказали, что проклятие "нехватка всего" имеет в виду того, у кого нет жены. Даже если он воображает, что захватил в свои руки все добро, что есть в мире, в действительности же нет
у него ничего. Даже того, что есть у него, в действительности он не имеет, потому что над всем его добром властвует зло, и в конечном счете оно все погубит и уничтожит. Что за радость в таком наслаждении, которое служит приманкой в капкане смерти? Поэтому уже сейчас — он лишен всего. Напротив, человек, живущий нормальной семейной жизнью, богаче всех на свете — даже если, на первый взгляд, он сильно нуждается. Потому что у него добро имеет полную власть над всем нехорошим, что еще есть у него,
и в конечном счете оно, это добро, выведет его на путь истины, на путь жизни и совершенного блага. Такова уж природа человека: даже тяжкий труд ему в радость, если в результате он получает свой хлеб и средства к жизни. Но если навстречу ему идет смерть со своею косой, то корми его хоть яствами с царского стола — и те ему покажутся пресными и безвкусными.

Сказал раби Эльазар: Человек, у которого нет жены, — не человек,
как сказано: "Мужчиной и женщиной сотворил их — и назвал их: человек" (Йевамот, 63а). Почему Тора говорит, что Всевышний назвал "их" (во множественном числе - мужчину и женщину) "человеком" (в единственном числе)? Чтобы мы знали, что только тот называется "человек", у кого есть жена. Потому что когда Всевышний сотворил человека - Он сотворил его совершенным; затем Всевышний забрал у него часть тела, лишив его тем самым на время совершенства, и сделал из этой части женщину и заповедал им вновь соединяться "в единую плоть": находят они друг друга - восстанавливается первоначальное совершенство, и они вновь называются "человек", как вначале.

Потому-то Всевышний и сделал женщину из уже сотворенного ранее человека, а не создал ее отдельно, самостоятельным, индивидуальным творением: чтобы ее воссоединение с исконной частью было полным, истинным и естественным, чтобы мужчина и женщина были словно двумя саженцами, растущими из единого корня, которые невозможно разделить и рассадить - этого здесь ,а этого там, чтобы единство стало их природой, сущностью и самим их именем. Поэтому тот, кто решается увековечить раскол между двумя частями неразрывного целого и отрекается от семейной жизни, должен знать, что тем самым он отбывает себя от своего корня, своей первозданной природы, отвергает собственную сущность и теряет свое имя. Хотя внешность у него человеческая, но он не человек, потому что каждое творение имеет то имя, которое соответствует его сущности, независимо от внешнего облика, а человек - творение рук . Самого Всевышнего — само его звание и есть его предназначение: порождать на свет потомство и создавать новые миры.

Славные еврейские обычаи

Учили в йешиве ради Ишмаэля: до двадцати лет Всевышний все ждет и высматривает: когда же этот человек женится наконец! (Кидушин, 296).

И если ему минует двадцать и он все еще не женат, он преступает и отвергает заповедь Торы (Ромбам, Законы о браке, 15).

"Благо мужу, несущему смолоду бремя" - бремя Торы, бремя семейной жизни, бремя работы... (Мидраш Эйха,3).

Поскольку так велика эта заповедь — начало и первооснова всех заповедей, дающая человеку радость и благословение, добро и Тору, защиту и мир, и возвращающая его к его корню и совершенству - евреи, народ Всевышнего, имеют обычай, исполняя ее, устраивать веселый праздник и пир в радости и ликовании от того, что удостоились выполнить заповедь их Творца. Празднуют они свое собственное бракосочетание, радуясь чистой и священной радостью мицвы, и веселятся вдвойне и более, празднуя бракосочетание сыновей и дочерей своих; и среди торжества и веселья молятся они Всевышнему о том, чтобы Он удостоил их видеть внуков и правнуков до скончания дней своих.

Когда рождается сын или дочь, по еврейскому обычаю родителям желают, чтобы они удостоились привести новорожденного "к Торе, к хупе, свадебному балдахину и к добрым делам". Главная забота еврейских родителей — устроить семейную жизнь своих детей. Заботливые и праведные матери имели обычай заготавливать все, что будет нужно для свадьбы и домашнего хозяйства, задолго до дня бракосочетания их дочерей. Что значит "задолго"? -Вскоре после их рождения.

В прежние времена в среде благочестивых евреев было заведено выдавать замуж своих дочерей и женить своих сыновей, пока они еще совсем молоды и после их свадьбы брать на себя все материальные заботы молодой семьи вплоть до того времени, когда они уже смогут сами себя обеспечить. И обычай этот неукоснительно выполнялся даже теми, кто сам жил в нужде и лишении. Родители брали на себя все тяготы дополнительных расходов - только бы вовремя выдать замуж дочерей и женить сыновей! Обычай этот яснее ясного свидетельствует о том, что в глазах евреев семейная жизнь — дело святое и праведное, и им предпочтительней взять на себя любое бремя, любые тяготы, только бы приобщить своих детей к этому священному делу одним годом раньше! Потому что тот, кто вовремя женит своих детей, спасает их от недостойных поступков и недостойных мыслей, от всего, что смущает душу человека и готовит ему западню.

Зачем нужно было давать специальную заповедь в Торе, зачем нужно было мудрецам так много говорить, восхваляя жизнь в браке? Неужто и без этого
в мире не было бы ни свадеб, ни семейной жизни? — Да, верно. Но именно для того и существует Тора и мудрецы наши дают нам столько наставлений
и предостережений, чтобы еврей, вступающий в брак, отдавал себе полный отчет, что он вступает в новую жизнь, жизнь в мире заповедей и чистоты,
в великолепном и прекрасном мире полного согласия и благости, в мире, где и человек, и все Творение достигают своего совершенства, и чтобы он осознал, что исполняет Б-жественную заповедь, а не что-либо, зависящее только от его желания или нежелания. Вступающий в брак с полным пониманием того, насколько важный и значительный поступок он совершает, получает все величие, которое брачная жизнь должна дать человеку.

Наши мудрецы о браке

Каждый, у кого нет жены, живет без радости, без благословения, без добра, без Торы, без защиты, без мира (Йевамот, 626).

Что значит: "без радости"? - Только тогда, когда его завтра светло... человек в радости; этот же — его завтра представляется ему беспросветным мраком.

Что значит: "без благословения"? - Только тогда, когда человек сеет, - на нем почиет благословение; этот же - уничтожает свое семя.

Что значит: "без добра"? - Только тогда, когда у человека есть будущее, - есть у него добро; этот же — сам губит свое будущее.

Что значит: "без Торы"? - Ведь вся суть Торы заключается в том, чтобы быть инструментом обновления мира в руке того, кто занимается ею, подобно тому, как была она инструментом в руке Всевышнего, Который ею сотворил весь мир; этот же — рушит и свой мир, и мир своих потомков.

Что значит: "без защиты"? — Нет у человека иной опоры, щита и прикрытия против злых ветров и дурных созданий, кроме дома его; дом — его крепость, семья защищает его, словно броня. Этот же — во власти любых ветров, любых дурных побуждений, которые играют им, словно ветер мякиной.

Что значит: "без мира"? — Только тогда человек находится в мире с самим собой и со всем, что окружает его, когда семейная жизнь его счастлива и благодатна. Этот же — сравнивает свой удел с уделом других, там - благословение, любовь и согласие, а у него — все наоборот, так неужели мир поселится в его сердце? Вся жизнь его проходит в зависти, злобе и раздражении, и, так же как отношения его с другими людьми полны изъянов, так и сам он не в ладу со своим сердцем.

Сказал Рава: Берущий в жены женщину должен обратить внимание на ее братьев... сыновья большей частью похожи на братьев матери
(Бава батра, 110а).

Каждый, кто женится на достойной женщине, словно исполняет всю Тору от начала и до конца, и ему говорит Писание: "Жена твоя - словно цветущая виноградная лоза" (Ялкут Шимони, Рут, 603).

Тот, кто берет жену ради исполнения Б-жьей заповеди, воспитывает детей, спасающих Израиль в час беды (Тана двей Элиягу зута,3).

Мужчина может найти себе жену только с помощью Всевышнего: иногда он находит свою нареченную, иногда она находит его (Брейшит раба, 68).

Сказал Рав: "За сорок дней до сформирования плода в небесах объявляют: такая-то предназначается такому-то..." (Сота, 2а).

Что это означает: "Только ведь тень — Адама сыны, обман — человека сыны, взвесить ли на весах - они словно тень все вместе" (Тегилим, 62:10)? Обычно говорят: "Такой-то берет за себя такую-то", но "только ведь тень — Адама сыны" (то есть, вовсе не он ее себе выбрал); или: "Такая-то выходит за такого-то", но "обман — человека сыны" (потому что вовсе не по своему свободному выбору идет она за него), "они словно тень все вместе"! Сказал раби Хия: Еще раньше, чем они "словно тень" [Нечто бесплотное, нематериальное] в утробе матери [Всевышний уже предназначает их друг другу и решает] "они — вместе"! (Вайикра раба, 29).

Про того, кто вовремя женит своих сыновей и выдает замуж своих дочерей, говорит Писание: "... И познаешь, что шатер твой — мир*' (Йевамот, 626).

Приобретение жены - начало всех приобретений
(Книга Бен-Сиры).

Нет забора - потравится виноградник, нет жены -скитайся бездомным
(Книга Бен-Сиры).

Основное о браке

1. Мужчина обязан взять себе жену ради того, чтобы плодиться и размножаться. Тот, кто устраняется от этого, все равно что проливает кровь, из-за него в мире становится меньше людей (сотворенных по Б-жественному "образу и подобию"), и тем самым он наносит урон присутствию в мире
"Б-жественного образа", из-за него Шхина уходит от Израиля.

2. С какого времени эта обязанность вступает в силу? - Когда человеку исполняется 18 лет. Во всяком случае не следует оттягивать вступление в брак далее, чем до двадцатого года жизни. Однако тому, кто занят изучением Торы, посвящает этому все свое время и боится, что необходимость содержать семью помешает его учению, такому разрешается дополнительная отсрочка, однако не слишком большая.

3. Каждый должен стараться взять себе достойную жену из достойной семьи. Есть три характерных признака у народа Израиля: стыдливость, сострадательность и готовность к бескорыстной помощи. А от того, у кого нет этих качеств, следует удаляться.

4. Ради возможности продолжать изучение Торы и ради женитьбы, если нет другого выхода, продают свиток Торы.

5. Когену запрещено жениться на разведенной и на той, которая прошла церемонию халица. Даже вернуть свою собственную жену после того, как он развелся с нею, запрещено. Левит и простой еврей ("исраэль") может вернуть свою разведенную жену, но при условии, что после их развода она не выходила замуж за другого.

6. Разведенная или овдовевшая женщина обязана выждать 90 дней, прежде, чем вступать в новый брак (причем день развода или смерти мужа и день новой свадьбы не входят в число этих 90 дней).

7. Если вдова или разведенная беременна или кормит ребенка, она не может выйти замуж ранее, чем ребенку исполнится два года.

8. Нельзя справлять свадьбу в субботу, в праздник, в холь Гамоэд, в период общественного траура (как например, в период между праздниками Песах и Шаву-от, или между 17 тамуза и 9 ава), во время семидневного траура после смерти ближайшего родственника жениха или невесты.


 

Untitled Document
ТЫ И ТВОЙ ДОМ
The Jew and His Home
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация
 


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.