Глава 2 - Свадьба и посвящение
жених подобен царю

Рассказывали о царе Агриппе, что он уступил дорогу невесте - и воздали мудрецы ему хвалу. Спросили его: "Почему ты так сделал?" - Ответил он им: "Я ношу корону целый день -пусть и она для себя на часок полнит корону" (Смахот, 11).

Мудрецы наши возложили царские короны на головы жениха и невесты, сказав: "Жених подобен царю" (Пир-кей дераби Элиэзер, 16), и царь Агриппа уступил дорогу невесте, чтобы "и она для себя на часок получила корону". Не в обычае мудрецов Израиля расточать хвалы более, чем их заслуживают, и возлагать венцы на головы тех, кто этого не достоин. Все, что они говорят и делают, тщательнейшим образом выверено и взвешено. Так почему же они уподобили жениха царю? ~ Чтобы сказать тебе: тот, кто взял себе жену, избавился от проклятья "нехватки всего" и приобрел благословение "всего - во множестве". Пока не было у него жены, всего ему не хватало, теперь же, когда он стоит под свадебным балдахином, он подобен царю: как царь богаче любого из его народа и не испытывает ни в чем нужды, так и жених
в день своей свадьбы обеспечен абсолютно всем и ни в чем не испытывает нужды: "нашел жену - нашел благо".

Каждая еврейская семья подобна царской, отец и мать подобны царю и царице, и когда они стоят под свадебным балдахином — это час их коронации, и с этого часа и далее вся их жизнь посвящена строительству семьи, строительству их маленького царства.

День прощения всех грехов

День, когда еврей и еврейка заключают между собой брачный союз, этот день для них подобен дню Йом-Кипур. Они постятся и раскаиваются в своих грехах, совершенных в дни их юности и до сего дня, и просят простить их, говоря: доныне мы были словно двумя половинками одного тела, отдаленными друг от друга, и не было в наших душах ни мира, ни блага, теперь — мы возвращаемся к первоначальному совершенству, словно в первый день Творения, и становимся "единой плотью"; новая, чистая душа вселяется в заново воссозданное совершенное тело — прости нам, помилуй нас, искупи нам! - И Всевышний дает Свое согласие, и прощает им их грехи,
и открывает новую, чистую страницу в книге их жизни.

Когда жених и невеста стоят под свадебным балдахином, это словно последняя, заключительная молитва Йом-Кипура, "Неила". Сердца переполняют трепет и ликование в преддверии новой жизни, которая вот-вот начнется. В эту минуту определяется путь всей их последующей жизни! Врата, стоявшие до сих пор открытыми, уже закрыты, врата, бывшие до сих пор закрытыми, открылись для них. И сердца возносят горячую молитву: "Открой нам врата в час, когда врата запираются!'*

Церемония бракосочетания начинается. Звучат первые два благословения: одно - над вином, ибо это час веселья, а без вина нет веселья; другое - благословение эйрусин, обручения.

Благословение эйрусин - это, по сути, хвала и благодарение, которые Израиль воздает Всевышнему за то, что Он освятил все стороны жизни Своего народа, что Он очистил его и отделил от всего запретного и наполнил святостью все, что Он ему разрешил. И вот свадебный балдахин, под которым сейчас стоят жених и невеста, чтобы вступить в союз, согласно вере и закону Моше и Израиля, свидетельствует о святости Израиля — и потому так веселятся все присутствующие и благодарят Всевышнего: "Благословен Ты, Г-сподь, освящающий народ Твой Израиль хупой и кидушин !

Когда произносятся благословения, жених и невеста должны представить себе, будто они сами их произносят.

"Кидушин - Эйрусин"

Закончили первые благословения, жених передает невесте кольцо, говоря: "Вот ты посвящаешься мне этим кольцом согласно вере и закону Моше и Израиля". - Согласно вере и закону Моше и Израиля, полученных из уст Самого Всевышнего и скрепленных Его печатью; согласно вере и закону Моше и Израиля, которые освящают вечной святостью всех, кто входит в их союз. И я, жених, освящаю тебя, мою невесту, и ты посвящаешься мне истинно и навечно.

Жених не говорит: "ты замужем за мною", "ты приобретена мною", "ты связана со мною" — но: "ты посвящаешься мне", потому что с этого момента она становится недоступной для всего остального мира, как то, что отдано на нужды святости. И еще: начиная с этого момента и далее они вступают в новую жизнь, жизнь в святости, и все их взаимоотношения регулируются Торой и заповедями согласно вере и закону Моше и Израиля.

В Торе и у пророков мы встречаем иное название — не кидушин (посвящение), но зйрусин (обручение). Употребляя это выражение, пророки Израиля в своих пророчествах уподобляли зйрусин взаимоотношениям Всевышнего и Израиля, сравнивая с обручением тот союз, который Всевышний заключил со Своим народом. Вникая в их речи, глубже понимаешь и суть отношений между мужем и женой и сущность той неразрывной связи, которая соединяет Израиль и его Б-га Всесильного, потому что и то и другое называется одним и тем же словом и обставлено одними и теми же условиями.

Пророк перечисляет семь условий, которые Всевышний поставил, обручаясь с Израилем: семь из них - со Своей стороны, и одно - со стороны Израиля:
"И обручусь Я с тобою навеки, и обручусь Я с тобою по правде, и по закону, по жалости и милосердию, и обручусь Я с тобою верой - и познаешь Б-га" (Тошеа, 2:21, 22). Точно так же — обручение между мужчиной и женщиной имеет семь условий, шесть из них возлагаются на мужчину и одно - на женщину. Они называются так же, и содержание у них одно и то же,
как у небесного "обручения", так и у земного.

Навеки: сейчас, обручаясь со своей невестой, он и не помышляет о возможности в будущем развестись с нею.

По правде: он не намеревается в будущем, возводя на нее поклеп и клевету, выставить ее из своего дома.

По закону: он обязуется поступать с ней согласно закону, даже если она погрешит против него.

По жалости: он берет на себя обещание обходиться с ней не как суровый судья, но мягко и снисходительно.

Милосердию: он не будет дожидаться, пока жена попросит у него то, что ей необходимо, но ранее, чем она вымолвит свою просьбу, обеспечит ее всем, что ей требуется, словно чуткий отец, отвечающий своему ребенку раньше, чем тот позовет его.

Верой: он не будет выказывать своей жене нежность и ласку, втайне думая о другой, но будет честным и искренним.

Вот шесть условий, которые обязуется выполнять муж.

Только одно условие ставится женщине, чтобы ее посвящение мужу было истинным, чтобы ее обручение с ним было свободно от обмана:
и познаешь Б-га.

И познаешь Б-га... Женщина не нуждается в том, чтобы ее обязывали выполнять то, что обязан выполнять ее супруг; сама природа женщины такова, что она хранит верность своему мужу, и самой душе ее свойственны жалость, сострадание, правдивость и справедливость. Но в чем ее необходимо предостеречь более, чем мужчину, так это в том, что Б-г ее Всесильный требует от нее, и Б-жий страх должен быть на ней постоянно,
и она не должна бояться мужа более, чем Всевышнего. Это качество - боязнь совершить грех — более отличает именно женщину, и если бы не оно, их дому грозила бы опасность развалиться. Сердце мужчины по природе более жестко, чем сердце женщины, и бури, которые, случается, бушуют в нем, способны сокрушить те стены, что ставят предел его устремлениям, и основы, на которых эти стены стоят, основы, на которых зиждется его дом, - святость и чистоту. И вот тут именно женщина — только она может удержать его от греха той силой, которую ей придает естественная боязнь совершить грех, свойственная ей более, чем мужчине. Даже в минуты, когда ее йецер гара бушует и кипит, она в состоянии превозмочь его. И если женщина бережет эту силу, данную ей, и пользуется ею в тот момент, когда это нужно, — выполняется то непременное условие, которое обеспечивает надежность и безопасность постройки ее дома.

Еврей, обручающийся со своею невестой, и еврейка, принимающая кидушин своего мужа, говорящего ей: "Вот ты посвящаешься мне... согласно вере и закону Моше и Израиля" - оба они охвачены одним и тем же чувством, оба проникнуты одним и тем же настроением: чтобы их кидушин были истинными и вечными, праведными и законными, во взаимных снисхождении, милости и соучастии, и над всем этим — познание Всевышнего и страх Б-жий.

Ктуба

Ктуба еврейской женщины - удостоверение ее почетного положения и свидетельство отличия Израиля от всех остальных народов.

После обручения читают ктубу - документ, имеющий юридическую силу,
в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене, гарантия верности, преданности и надежности.

Основной текст ктубы, дополнения к нему и даже его стиль очень древние. Суть ее содержания направлена на то, чтобы обеспечить и укрепить положение женщины в доме ее мужа, ее особые права, превосходящие права мужа, для того, чтобы возможность развода не была слишком легкой
в его глазах.

В те времена, когда у евреев была учреждена к туба, весь мир был погружен во мрак: в глазах всех народов женщина была собственностью мужчины, единственное предназначение которой — услуживать ему.

С распространением христианства положение женщины не улучшилось, а, наоборот, стало еще более шатким, так как один из основополагающих тезисов христианства - учение о воздержании от женщины, источника греха. Каждый, кто намерен очиститься от грехов, обязан, согласно этому учению, навсегда и полностью удалиться от женщины. Однако та природа, которую Творец внедрил в Свои создания, оказалась сильнее христианских догм, и вопреки им подавляющее большинство христиан воздавали женщине ту честь, которая ей полагается, чем вызвали яростный, гнев своих священнослужителей против всего женского пола вообще, не скупившихся
на всевозможные позорные и жестокие клички и давших, в конечном счете, женщине прозвание "дщерь дьявола".

Поэтому учреждение мудрецами Израиля ктубы кроме того, что права жены
и ее почетное положение хозяйки еврейского дома были превосходно определены и четко зафиксированы, сыграло также роль нового отличия Израиля от прочих народов мира. Отнюдь не "дщерь дьявола", но сердце и душа семьи, не "источник скверны", но домашний родник чистоты и святости, не рабыня и не прислуга, но богатство семьи. И так сказали мудрецы: "Мужчина обязан почитать свою жену более, чем самого себя"
(Йевамот, 626).

Перевод текста ктубы

Такого-то дня недели и такого-то числа такого-то месяца в такой-то год по сотворению мира согласно летоисчислению, принятому здесь в таком-то городе.

Свидетельствуем, что такой-то, сын такого-то, сказал девице такой-то, дочери такого-то: "Будь мне женой согласно вере и закону Моше и Израиля - а я буду работать, [чтобы зарабатывать на нужды дома] и почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде. И я даю тебе дар — двести серебряных монет, как полагается девицам согласно Торе, и пропитание твое, и одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется в мире".

И эта девица, госпожа такая-то, согласилась стать его женой. И вот то приданое, которое она принесла ему с собой из дома отца своего: в золоте, серебре, украшениях, одеждах, постельном белье - всего столько-то и столько-то.

И соизволил жених, раби такой-то, добавить ей за это треть вышеупомянутого дара в сумме столько-то и столько-то, итого — столько-то
и столько-то.

И так сказал раби такой-то, жених: "Ответственность за эту ктубу и за прибавку к этой ктубе, за приданое и за прибавку к приданому я принял на себя и на моих наследников после меня: выплатить из всего лучшего и красивого, что есть в моем имуществе, а также из всего того, что я приобрел под небесами, и из того, что я приобрету в будущем, как недвижимого, так и движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой кту бы и прибавки к этой ктубе, и даже этот плащ на моих плечах — залог выплаты этого как при моей жизни, так и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и до века".

Ответственность за эту ктубу и за прибавку к этой ктубе принял на себя раби такой-то, жених, со всей строгостью подобных документов (ктуба и прибавка к ктубе), как заведено относительно дочерей Израиля и выполнено согласно постановлению мудрецов наших, благословенной памяти: не как асмахта*и не как бланк документа**

* Асмахта - не вполне искреннее обязательство, данное в расчете на благоприятное стечение обстоятельств, которые, однако же, в действительности складываются иначе.

** Бланк документа - написанный ради тренировки

И мы приняли киньян* на это от раби такого-то, жениха, для госпожи такой-то, невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, - вещью, пригодной для совершения киньяна; и все это твердо и непоколебимо.

Семь свадебных благословений

После чтения ктубы (причем двое свидетелей, достойных быть таковыми согласно закону Торы, утверждают ее своими подписями) читают "семь благословений": первое — над вином, потому что без вина нет веселья; второе — на сотворение мира, потому что в эту минуту для новобрачных весь мир вокруг обновляется; третье — на создание человека, словно он создан сейчас, сию минуту; четвертое благословение — на супружескую пару, которую Всевышний соединяет в одно целое; пятое — на Сион и Иерусалим, которым Всевышний даст в будущем утешение и радость — потому что мы обязаны ставить Иерусалим во главу всякой радости нашей; шестое - благодарность за то веселье, которое Всевышний дарит жениху и невесте, и молитва о том, чтобы это веселье было полным; седьмое благословение - благодарность Всевышнему за то, что Он дал нам отраду в нашем земном бытии» подарив нам радость и веселье жениха и невесты, любовь и братство, мир и дружбу.

· Киньян — здесь процедура, которая по закону Торы придает юридическую силу заключенному союзу.

Мы уже говорили о семи условиях обручения между мужчиной и женщиной: навеки, по правде, по закону, по жалости, по милосердию, верою и познанием Всевышнего. Семь благословений завершают обручение. Вероятно, между ними есть взаимное соответствие, но наиболее ясно и заметно оно - между шестым из семи условий эйрусин и шестым брачным благословением. Шестое условие: "...и обручусь Я с тобою верой". В отношениях супругов это значит, что муж обещает, радуя свою жену, никогда втайне не помышлять о другой женщине. А шестое благословение во время бракосочетания звучит так: "Порадуй весельем возлюбленных милых, как созданье Свое веселил Ты в Ган-Эдене встарь...". Благословение не говорит: "как веселил Ты АвраГама с Сарой, Ицхака с Ривкой, Яакова с Леей", но - "как созданье Свое веселил Ты в Ган-Эдене", имея в виду Адама и Хаву. Почему же оно заглядывает так далеко назад, обнимая столь многое? В этих словах подразумевается вот что: пусть радость и веселье новобрачной четы будут такими же совершенными и полными, неомраченными присутствием никакого другого мужчины и никакой другой женщины, словно радость и веселье Адама и Хавы в момент их бракосочетания, когда во всем мире не было ни одного мужчины и ни одной женщины, кроме них, их глаза, их сердца и их помыслы были устремлены только друг на друга.

И не только кидушин Адама и Хавы, но все кидушин евреев и вся их семейная жизнь, из поколения в поколение должны быть точно такими: жена составляет весь мир своего мужа, а он — весь мир своей жены, и никто чужой не омрачит их радости!

День свадьбы - законы и обычаи

1. Жених и невеста должны поститься в день свадьбы (а у сефардских евреев постится один жених), чтобы в день бракосочетания голова была ясной. Для них это день благоволения Всевышнего и прощения всех грехов, когда им приличествует очищать свои мысли, обращать сердца свои к Небесам и молиться о том, чтобы Шхина Всевышнего всегда была с ними.

2. Читая молитву минха, жених и невеста говорят дополнение анейну ("Ответь нам"), как обычно в день поста. Пост их продолжается вплоть до окончания обручения, но если свадьба происходит поздно вечером, им можно чем-нибудь подкрепиться после того, как на небе появятся звезды. Есть общины, в которых не принято говорить анейну в день свадьбы.

3. Если день свадьбы выпал на Новомесячье или на следующий день после праздника Шавуот, на 15 ава, на 15 швата, на Хануку или на Шушан-Пурим, тогда не постятся, однако пить и есть больше обычного в этот день не следует. Только если свадьба происходит в первый день месяца нисан - принято поститься.

4. Устанавливают свадебный балдахин и совершают обручение только в присутствии десяти взрослых евреев; руководить обручением должен авторитетный раввин, знаток законов, связанных с браком. Свидетелями обручения могут быть только те, кто пригоден для этого согласно законам Торы, при условии, что они не состоят в родстве ни с женихом, ни с невестой.

5. Немедленно после окончания бракосочетания жених разбивает стеклянный сосуд, чтобы напомнить о разрушении Храма, потому что память
о Иерусалиме должна присутствовать в каждый день нашей радости, и жених произносит: "Если я забуду тебя, Иерусалим, — пусть отсохнет правая рука моя!"

6. Сразу же после свадьбы жених и невеста уединяются в отдельной комнате и проводят там некоторое время одни: этот факт должен быть засвидетельствован достойными свидетелями.

7. Категорически запрещено мужу находиться наедине со своей женой без ктубы, поэтому необходимо строго предупредить новобрачных и их родных, чтобы сразу же после написания ктубы ее отдали невесте или ближайшим родственникам, которые положат ктубу в надежном месте, чтобы она не пропала. Если же обнаружилось, что ктуба пропала, необходимо немедленно обратиться к раввину и написать новую ктубу. Хороший обычай принят в общинах Эрец-Исраэль: в день свадьбы ктубу пишут в двух экземплярах, один из которых постоянно хранится в общине, и если другой экземпляр пропадет, супруги могут жить вместе то время, которое требуется для написания ктубы.

Словно в момент дарования торы

Как происходило самое первое в истории человека бракосочетание?
Так рассказывают об этом мудрецы наши Мидраше.

"Сотворив Хаву, Всевышний нарядил ее гак, как наряжают невест — двадцатью четырьмя украшениями, и установил для нее десять свадебных балдахинов - один внутри другого, стенки их были из золота, а полотнища, раскинутые на них, расшиты золотыми нитями; драгоценные камни и жемчуг украшали балдахины, а их деревянные части сверкали на солнце. Всевышний привел Хаву и Адама под свадебные балдахины, обручил их в радости и веселии и ангелам тоже приказал: "Придите, будем веселить жениха и невесту!" Ангелы танцевали перед молодоженами, играли, пели и дарили подарки из всего самого драгоценного, что есть в мире. А Всевышний Сам прочитал свадебные благословения".

Но не только у Адама и Хавы - у каждой еврейской пары, в чистоте и святости приходящих под свадебный балдахин в намерении построить новый прочный еврейский дом, во время их бракосочетания присутствует Шхина,
и ангелы небесные спускаются к ним и радуются их радостью, слушают благословения, которыми благословляют жениха и невесту, и отвечают на них: Амен, да будет на это воля Всевышнего!

Свадебные обычаи напоминают нам о даровании Торы. Невесту вводят под свадебный балдахин к жениху подобно тому, как трактуют мудрецы наши слова Торы "и стали они под горою", то есть Всевышний опрокинул на евреев гору Синай и покрыл их ею, словно свадебным балдахином невесту.

Двое провожатых сопровождают жениха и невесту подобно тому, как трактуют наши мудрецы слова Торы "и выступил из мириад Святости", иными словами, мириады ангелов сопровождали Всевышнего и Общину Израиля во время их обручения при даровании Торы.

После завершения кидушин разбивают стеклянный стакан в память о первых Скрижалях, разбитых вскоре после дарования Торы, чтобы жених и невеста обратили свое сердце на тщательное соблюдение союза, который они только что заключили между собой.

А почему сопровождающие жениха и невесту держат в руках две свечи?
В этом заключается великий намек. Слово нер ("свеча") образует число 250, если сложить числовые значения составляющих его букв. В теле мужчины — 248 членов, в теле женщины — 252, так что ему не хватает двух единиц до числа, обозначающего "свечу", а у нее - две лишние. Это означает, что все время, пока он один и она одна, ни его, ни ее свеча не горят. Но после свадьбы то, чего не хватает одному, восполняет другой, и оба они становятся словно две свечи, которые будут гореть всегда.

Во многих общинах принято ставить свадебный балдахин под открытым небом, усеянным звездами, ради доброго знака и для того, чтобы сказать жениху и невесте: "Таким да будет ваше потомство", словно звезды небесные.

Семь дней пира

И так постановили мудрецы, что каждый, берущий в жены девственницу, будет веселиться с нею семь дней. Он не занимается ни своей работой, ни какими бы то ни было делами вне дома - но только ест, и пьет» и веселится (Рамбам, Законы о браке, 10).

Счастлива та пара, которая уже имеет собственное жилище, и как только получила его, оно наполнилось весельем! С момента входа под свадебный балдахин и до конца семи дней пусть жених забудет о своей работе и всех своих делах! Пусть он будет свободен от всех забот на одну неделю — ради праздника своего дома! Сейчас не веселье отступает перед делами, но, наоборот, они отступают перед весельем. Оно - сейчас самое главное дело,
а все остальное существует лишь постольку, поскольку оно служит и поддерживает веселье. Вам незачем больше идти куда-то, чтобы найти радость и удовольствие у других людей, теперь в вашем доме праздник!

Более того: веселье жениха и невесты — это такое богатство, которым можно поделиться и с другими. Воздвигли себе дом, "место вашего пребывания",
и веселитесь в нем, пригласите гостей и поделитесь с ними вашей радостью. Всякий новый гость, который до сих пор не видел вашей радости, своим приходом обновляет ее. А во время трапезы, сидя за столом, ваши гости благословят вас "семью благословениями", как тогда, когда вы стояли под свадебным балдахином. По сравнению с теми эти "семь благословений" имеют преимущество: теперь, благословляя молодую пару, прибавляют слова "в Чьей обители - праздник" (имея в виду Всевышнего). Этим намекают, что настоящий праздник может быть только в доме, и еще: так говорят, чтобы сделать молодым их дом более милым, чем какое бы то ни было другое место в мире. Чтобы придать этому благословению особое значение, его ставят на первое место, раньше всех остальных благословений.

Празднуйте ваши "семь дней пира" в вашем доме и в домах ваших близких,
и пусть эта радость поселится навеки в "вашей обители"!

Обычай, которому следуют другие народы, немедленно после свадьбы уезжать из своего дома на месяц в "свадебное путешествие", обычай не похвальный. Даже в самом приятном путешествии есть привкус скитальчества, изгнания, и нет в нем душевной радости. Разве может быть настоящая радость без настоящего покоя? А разве может быть настоящий покой где-нибудь, кроме дома? Нет веселья, кроме веселья там, где спокойно, и нет покоя, кроме как у себя дома.

Иные народы, придерживающиеся этого обычая, имеют на то свои причины. Они не ощущают в бракосочетании никакой святости, и потому те из них,
у кого душа более чувствительна, в первые дни после свадьбы лишаются душевного покоя, ощущая словно какую-то тошноту, какое-то отвращение, будто их душа лишилась былой чистоты. Покой и рассудительность — это не то, что им приятно в эти дни. Вот потому-то они и пускаются путешествовать — чтобы в скитаниях и странствиях отвлечь ум дорожными тяготами и удовольствиями от перемены мест и смены впечатлений. В эти дни они не ищут покоя, но, напротив, избегают его — чтобы не оставить сердцу досуга для раздумий. "Медовый месяц", "свадебное путешествие" — это должно облегчить им тягости перехода к новому душевному состоянию, пока новый образ жизни не станет более привычным, и душа немного успокоится.
Так ведут себя сыны других народов. Стоит ли нам, евреям, перенимать их обычаи?

Все евреи - святы, и в бракосочетании они находят новый подъем и новую святость. Прежде сердце не имело покоя, а душа настоящей чистоты, теперь же сердце успокоилось, а душа очистилась. Есть ли что-либо приятнее этого!? Так зачем же путать эту радость с какими-то поездками и странствиями? Что может быть прекраснее для еврея, сына Израиля, чем веселиться на празднике в своем доме, в покое, мире и истинной радости!

"И буду жить среди них"

Раби Акива истолковывает заповедь Творца, данную Им мужчине и женщине: "и будут единой плотью". Приглядимся к тому, как выглядят на священном языке два слова - "муж" и "жена" . Если из первого забрать букву "йод" , а из второго "Рей" , то оставшиеся буквы в обоих словах образуют одно и то же слово ("огонь"). Это означает, что в каждом мужчине сокрыт "огонь пожирающий", в каждой женщине таится "жгучий огонь", и когда мужчина и женщина соединяются вместе, то соединяются два вида огня,
и если за ним не следить как следует и не стеречь его, вмиг вспыхнет страшное пламя, способное опустошить и уничтожить их мир. Если оно,
не дай Б-г, уже разгорелось, потушить его нет возможности, ибо "вся жизнь приходит в мир лишь благодаря огню". С другой стороны, оставить его полыхать тоже невозможно, ибо "все зло приходит в мир лишь от огня".
Что же сделал Всевышний? Одну из букв Своего Имени - * — Он отдал мужчине, а другую букву Своего Имени — Он отдал женщине . Таким образом огонь, заключенный в мужчине и женщине, остался таким, каким он был — в полной своей силе и мощи, но теперь, когда мужчина и женщина соединяются вместе и буквы Б-жьего Имени вновь соединяются вместе, Шхина покоится между ними. Дела вековечные...

Всюду, где присутствует Шхина, огонь светит, но не пожирает, греет, но не сжигает. Поэтому, если супруги ведут себя достойно и не заставляют своими поступками Шхину уйти от них, Она присутствует между ними, все их дела отмечены благословением, и супруги своими деяниями и тем потомством, что они производят на свет, становятся "партнерами*' Всевышнего в деле Творения. Но если, не дай Б-г, они ведут себя недостойно, то сами прогоняют от себя Шхину (потому что Шхина не присутствует нигде, кроме того места,
в котором царит мир), и тогда они лишаются всех творческих, животворящих сил, им не остается ничего, кроме огня, который их сжигает.

Еврейский дом - это святилище, в котором присутствует Шхина. Жители дома подобно священникам (коганим) ежедневно и во всякое время возносят Небесам жертвоприношения. Прекрасные жертвы, из самого лучшего и дорогого - из плоти и крови самих приносящих жертву, и они возносятся к небесам, вызывая милость и благословение...

Вы хотите узнать точнее, что за жертвы приносят в еврейском доме, в котором почиет Шхина? Вот они.

Муж и жена превозмогают в себе "огонь пожирающий и жгучий", заключенный в них, оказывают милость друг другу и всячески стараются друг друга поддерживать, а скрытый в них огонь они раздувают только дозволенным образом: ради исполнения заповеди и продолжения существования мира, воздвигая чистое и святое потомство. С любовью и удовольствием они несут весь груз забот и тягот воспитания детей, общения с соседями, помощи бедным - жертвы, столь желанные Небесам. И Всевышнему они дороги как никакие другие. Такой дом - самое настоящее святилище, истинный храм, и он заслуживает того, чтобы в нем родился будущий избавитель Израиля!

В древних книгах объясняется, почему брачный документ мудрецы назвали ктуба (хотя, по сути дела, это обычное долговое обязательство или перечисление обязанностей мужа по отношению к его жене). Ему присвоили особое имя, чтобы тем самым выделить из массы прочих деловых бумаг и документов: вместо слова ЛГО ("документ") слово ПЗ1Ю (ктуба), чтобы в само название этого свидетельства истинного и вечного союза, заключенного между супругами, вставить две буквы Б-жьего Имени - ("вав") и ("Гей"). Теперь супруги воссоздают полностью все Имя Всевышнего, все четыре буквы: в муже , в жене, и — в ктубе , и в каждом еврейском доме присутствует Имя Всевышнего, во всей его полноте.

 

Untitled Document
ТЫ И ТВОЙ ДОМ
The Jew and His Home
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация
 


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.