После того, как Онкелос, племянник римского императора
принял. иудаизм, император дважды посылал отряд легионеров,
чтобы арестовать его, но тот увлек их учением Торы,
и они тоже приняли иудаизм. В третий раз послал император
отряд легионеров и запретил им вступать с Онкелосом
в разговоры. Схватили они Онкелоса и повели, но, выходя
из дома, взглянул он на мезузу, прикрепленную у входа,
положил на нее руку и улыбнулся. Тогда спросили легионеры,чему
он улыбнулся, ответил Онкелос: В мире ведется, что император
сидит внутри своего дворца, а слуги охраняют его снаружи;
однако же Святой, благословенно Имя Его, охраняет снаружи
своих слуг, находящихся внутри дома, как сказано:"Б-г
охраняет тебя при твоем выходе и при твоем входе отныне
и во веки веков." Перешли в иудаизм и эти легионеры,
и более император не посылал за Онкелосом солдат.
(Авода зара, На).
Мезуза у входа в еврейский дом, словно изображение
короны у входа в царский дворец.
Есть на свете такие богачи, которые хотя не цари и
не царские дети, но строят себе дворцы, чертоги и палаты,
красивее которых нет ничего в мире. Так же есть цари,
которые не кичатся своим богатством и живут во дворцах,
столь же простых, как жилища простых людей. Один дворец,
и другой дворец; один дворец красив, и другой дворец
красив; один дворец доставляет радость своим строителям,
и другой дворец доставляет радость своим строителям...
Так в чем же различие между жилищем царей и жилищем
простого человека? Изображение короны — вот что указывает
всякому, кто имеет глаза, что это за дом и кто в нем
живет.
Дом простого человека предназначен лишь для отдыха
своих обитателей, для их удовольствия и является их
гордостью. Царский же дворец предназначен для того,
чтобы все им любовались и гордились, он должен быть
обителью справедливости и правосудия, приютом милосердия
и сострадания, прекрасным чертогом, из которого исходят
правда и справедливость, мудрость и знание, для всех
в равной степени.
Так же дом еврея отличается от всех остальных домов
тем, что на нем почиет Б-жественная Шхина. Рождаются
в нем сыновья и дочери для высокого предназначения,
для Торы и добрых дел. Обиход его и дела, что предпринимаются
в нем, проникнуты правдой и справедливостью. Пища и
питье подаются в нем ради милосердия и сострадания.
Обо всем этом свидетельствует мезуза, прикрепленная
у входа в еврейский дом. Она свидетельствует о том,
что в этом доме присутствует Всесильный; .обитатели
этого дома не кичливы и не говорят, что сила их рук
принесла им все это достояние, но Б-г их Всесильный
дал им силу приобрести все это добро.
Тот, Кто поселил Имя Свое в этом доме, да поселит между
обитателями его любовь и братство, мир и дружбу;
Тот, Кто поселил Имя Свое в этом доме, да охранит обитателей
его от греха и от бедствий.
Для евреев, рассеянных и разбросанных между чужими
народами, мезуза - это знак, подающий сигнал каждому
брату, приходящему издалека. Странник-еврей, приходящий
издалека и ищущий себе друга, родного человека, защитника,
брата -и спасителя, едва завидит мезузу, прикрепленную
у входа в дом, сразу же оживает, утешается и преисполняется
радости: здесь я нашел того, кого искала душа моя!
Мезуза — это полоска пергамента, на котором написан
отрывок из Торы. Обитатель дома, на косяке которого
прикреплена мезуза, свидетельствует о себе: Я принял
на себя иго заповедей; если будут исполнять их, любить
Всевышнего и служить Ему всем сердцем моим и всей душой
моею, буду вдосталь пользоваться всеми благами земли
и благословением Небес. Но если соблазнит меня мое сердце
на служение иным божествам, будет задержано благословение
свыше, и опустошится земля, и извергнет тех, кто живет
на ней. Но я не причиню себе этого: я буду хранить в
сердце своем Б-жьи заповеди , дабы не уклоняться от
них ни вправо, ни влево, и навяжу их в знак на руку
мою и в память — меж глазами моими, и буду учить их
детей моих, чтобы говорить о них, сидя в доме моем,
и идя дорогою, и ложась, и вставая, и напишу их на косяках
дома моего и на воротах моих, дабы умножились дни мои
и дни детей моих на земле, которую поклялся Всевышний
отдать праотцам моим и нам, как дни небес над землею
— навеки!
Все это написано на листке пергамента, мезузе, которая
прикреплена у входа в дом еврея. Это и есть почетный
венец, которым еврей увенчан, и это же его свидетельство,
обращенное ко всем, кто приходит в его дом и ко всем,
кто проходит мимо.
Мезуза охраняет дома сынов Израиля от всякой беды,
от врага и ненавистника. Несмотря на это, еврей никогда
не смешивает главное с второстепенным. Вовсе не ради
охраны самого себя он прикрепляет мезузу к косяку двери
своего дома: разве может он взять столь великую заповедь,
заповедь о единстве Всевышнего, о любви к Нему и служении
Ему, и превратить ее в талисман ради собственной выгоды
и безопасности? Разве можно закрыть глаза на главное
и заботиться лишь о том, чтобы получить пользу и удовольствие
от суетности этого мира?
О том, ради чего прикрепляет еврей мезузу к косяку
своего дома, говорит Рамбам:
Следует очень внимательно относиться к заповеди мезузы,
ибо соблюдать ее обязаны все и постоянно: каждый раз,
входя и выходя из дому, человек наталкивается взглядом
на это провозглашение Единства Всевышнего и вспоминает
свою любовь к Нему, и пробуждается от духовного сна
в суетности этого мира и своих заблуждений, и познает,
что нет ничего вечного, кроме знания Оплота всех миров
— и тогда сразу же он укрепляется в вере и идет далее
только по пути праведности. Сказали мудрецы: "Каждый,
у кого есть тфилин на голове и на руке, и цицит на одежде,
и мезуза при входе, наверняка воздержится от греха",
потому что у него есть многие вещи, напоминающие ему
об этом, и они охраняют его от греха, как сказано: "Со
всех сторон охраняет ангел Б-жий тех, кто боится Б-га,
и спасет их" (Рамбам, Законы
о мезузе, 5).
1. Каждая дверь в каждом доме, ведущая в него, или
в отдельную комнату, или на балкон, или на террасу или
веранду, как в жилом доме, так и в учреждении, в мастерской
и на фабрике, а также двери, ведущие в погреб, кладовую
и на крышу дома, на общие лестницы, ворота во двор и
городские ворота, через которые входят и выходят (пусть
даже только изредка), если они имеют два косяка с обеих
сторон и притолоку сверху, обязаны иметь мезузу.
2. К двери, ведущей в помещение, использующееся не
самым почетным образом (в ванную, туалет и т.п.), не
нужно прибивать мезузу.
3. Вход в погреб или на крышу, косяки которого не стоят
вертикально к плоскости земли, но горизонтальны, свободен
от мезузы.
4. Навес на крыше или барак, сооруженный на время,
который в будущем будет снят, свободен от мезузы.
5. Во вновь построенном доме сначала следует навесить
створки дверей, а затем уже прикрепить мезузы.
6. Как прикрепляют меззу! Собственно мезузу то есть
пергамент с написанными на нем отрывками из Торы, скатывают
рулоном от конца к началу, обертывают бумагой или закладывают
в специальный футляр, произносят благословение: "Благословен
Ты, Б-г наш Всесильный, царь мира, Который освятил нас
Своими заповедями и заповедал нам прикреплять мезузу"
— а затем прибивают ее гвоздями к косяку двери, находящемуся
по правую руку входящего в дом.
7. Надо быть осторожным, чтобы гвозди не пробили саму
мезузу, их следует провести сквозь бумагу или в специальные
отверстия в футляре мезузы.
8. Тот, кто прикрепляет сразу несколько мезуз в одном
доме, произносит благословение только один раз, и оно
относится ко всем мезузам.
9. Место прикрепления мезузы на косяке находится в
начале верхней трети его высоты, справа от входящего
в дом, и вблизи части косяка, обращенной наружу. Мезузу
прикрепляют наклонно, по диагонали: ее верхняя часть
должна быть наклоненной в сторону дома, а нижняя наружу.
10. Если вход имеет очень большую высоту, то мезузу
прикрепляют на уровне плеча человека среднего роста.
11. Если мезузу прикрепили ниже верхней трети высоты
обычного косяка или ниже уровня плеча человека среднего
роста в случае очень высокого косяка, если мезузу просто
подвесили, не прикрепив ее прочно, или прикрепили по
левую сторону входящего в дом - это все равно, что ее
не прикрепили вовсе, ее следует снять и прикрепить снова
как полагается.
12. Тот, кто живет в квартире (пусть даже она не принадлежит
ему, а снимается им внаем и т.п.), обязан прикрепить
мезузы всюду, где полагается, потому что исполнение
этой заповеди возложено не на хозяина квартиры, а на
того, кто в ней живет.
13. Поселившийся в новой квартире обязан прикрепить
мезузы сразу же по истечении первых тридцати дней, а
в Стране Израиля немедленно после переезда на новую
квартиру, потому что всякое жилье в Стране Израиля считается
постоянным с того момента, как человек поселяется в
нем.
14. Выезжающий из квартиры, если он знает, что на его
месте поселится еврей, не имеет права снимать мезузы
и брать их с собой; если он не желает терпеть убытка,
новый жилец обязан ему заплатить за мезузы. Если же
известно, что новый жилец нееврей, то мезузы надо взять
с собой, чтобы им не было нанесено никакого оскорбления.
15. Один раз в три года необходимо давать мезузы на
проверку знатоку этого дела: надо проверить, не испортились
ли они настолько, что стали негодными.
16. Комната, площадь которой не достигает 4x4 локтя
(около 2 м2), не нуждается в мезузе.
|