Ибо предназначил Я его на то, что: бы он заповедал
детям своим и дому своему после себя соблюдать путь
Б-га: творить милость и справедливость... (Брейшит,
18:19).
Тора учит нас, что все милости и добрые дела, которые
может сделать человек за всю свою жизнь, — ничто по
сравнению с воспитанием сыновей и дочерей, чтобы они
"соблюдали путь Б-га: творить милость и справедливость".
Тора дана людям только ради жизни, и мир сотворен только
ради жизни. Даже после того, как был совершен первый
грех и в мир была приведена смерть, и в конце концов
каждый человек умирает, он все-таки остается жить в
своем потомстве. Но все это происходит лишь в том случае,
если отец наделяет свое потомство жизненной энергией,
когда сила отца проявляет себя в его детях.
Если же дети отдаляются от пути отца, он умирает совсем
и окончательно. Даже если он воодушевил других, чтобы
те шли по его пути, других, которых не породил он, его
сила не проявится в них после его смерти в такой степени,
как она может проявить себя в его детях. Кончится все
тем, что его последователи сойдут с его пути, исчезнет
и память о нем. Из всех "душ, которые сделали"
Авра-Гам и Сара, жена его, то есть, из всех людей, которые
они привлекли ко Всевышнему в Уре Халдейском, в Харане,
в Арам-Нагараим и в Египте, никто не остался в качестве
продолжателя дела АвраГама, кроме Ицхака, Яакова и их
потомства.
Правда, о человеке, которому Всевышний не дал потомства
— но человек этот старается выполнить как можно больше
заповедей и добрых дел, исполняя союз со Всевышним,
трудится, обучая потомков АвраГама, Ицхака и Яакова
Торе, — Писание говорит: "И дам Я им в доме Моем
и среди стен Моих вечную память, лучше сыновей и дочерей;
вечное имя Я дам им, которое никогда не исчезнет"
(ЙешаяГу, 56:5). Мудрецы
же наши говорили еще: "Каждому, кто обучает Торе
сына товарища своего, Писание засчитывает, будто он
его родил" (Сангедрин, 196).
Потомство Аврагама, Ицхака и Яакова не похоже на все
остальные народы, их наследие — Тора, и она приобретается
ими из уст всех, кто их учит, пусть даже это не их родители.
Поэтому, если человек старается выполнить как можно
больше заповедей и сделать как можно больше добрых дел,
это его заслуга, а человеку, который приводит других
к выполнению заповедей и совершению добрых дел, их заслуги
засчитываются как его заслуга, ибо от него они зависят.
Но тот, кто наставляет своих сыновей и дочерей на истинный
путь, остается жив сам и дает жизнь своим детям. Эта
заповедь превосходит все остальные, ибо сказано о заповедях:
"И живи в них". "Живи" -это первое
условие выполнения заповедей.
Вот что заповедал Аврагам своим детям: "Храните
путь Всевышнего, делая милость и справедливость, и вместе
с вами буду жить и я тоже!". Потому что каждый,
кто воспитывает сына-праведника, словно никогда не умирает.
Заповедь о воспитании относится и к мужчинам, и к женщинам,
к взрослым и молодым, к юношам и детям. Как только человек
рождается, сразу открываются перед ним две книги: книга
жизни и книга воспитания. Дети постарше идут в дом учения,
учат Тору и набираются мудрости у всех, кто их учит;
дети помладше идут в хедер и учат Тору, книги пророков
и другие книги Священного Писания, приучаются к исполнению
заповедей. Совсем маленьких отец и мать обучают азбуке,
учат их произносить слова "Тора, которую заповедал
нам Моше, — наследие общины Яакова" и благословения,
учат их читать "Шма, Исраэль"... Но где же
воспитание совсем маленьких?
Мы уже говорили, что в Израиле начало всякого блага
— от женщины, матери. Так же и начало воспитания — от
матери. Воспитание для младенца - это любовь, которую
мать щедро изливает на него, кормя его грудью.
Мать младенца и есть тот источник, который дает ему
заряд жизненной энергии на всю жизнь - одновременно
и для тела, и для души. Эту любовь нельзя поменять ни
на что в мире!
Ребенок посвящен Торе, еще находясь в утробе матери,
а когда он появляется на свет, то слышит из уст старших
детей молитву "Шма Исраэль". Во всех еврейских
общинах во всем мире распространен следующий обычай.
В течении семи дней между рождением ребенка и его обрезанием
в дом роженицы приходят ученики из хедера и громко читают
первый раздел "Шма": "Слушай, Израиль,
Б-г наш Всесильный, Б-г наш - един! И люби Б-га Всесильного
твоего..." И маленький еврей слушает...
Даже если позже этот еврей выбросит из своего сердца
эти слова и приложит все усилия, чтобы совсем освободить
себя от Торы, он не сможет это сделать. Потому что слова,
которые слышал он и которые слышали его отцы, постоянно
будут звучать в его ушах и в конце концов их сила проявит
себя в этом еврее, или в его детях, или в детях его
детей!
Всю свою жизнь молилась Всевышнему Хана, жена Эльканы,
чтобы Он дал ей сына. Вот что рассказывает нам Писание
о том, что было после того, как Всевышний услышал ее
просьбу: "И кормила грудью своего сына до того
времени, когда отлучают ребенка от груди и повела его
с собой... и привела его в Дом Б-га, в Шило.., и сказала:
"...Об этом ребенке молилась я и отдаю его Б-гу
на всю жизнь..." (Шмуэль 1,
1:23- 28).
Молитва, которую произнесла Хана, отдавая Всевышнему
своего сына, это источник, из которого весь Израиль
во всех поколениях узнает, как и в каком порядке следует
молиться. Молитва Ханы — это молитва всей общины Израиля,
потому что нет у Израиля другой молитвы, более высокой,
чем молитва Ханы - матери, говорящей о ее любви к сыну,
когда она посвящает его Торе.
Эту молитву Ханы мы читаем в качестве Рафтары в праздник
Рош-Гашана, — в тот день, когда был создан мир. Потому
что нечем миру устоять на суде перед Судьей всей земли,
кроме того, что сыновья и дочери получают надлежащее
воспитание, приучаясь делать милость и справедливость.
Если бы ни это, весь мир вернулся бы в хаос. Но что
поддерживает его существование? Воспи- тание молодежи.
С чего же начинается это воспитание? С Торы, согласно
которой мать воспитывает своего маленького сына, как
Хана в свое время и как праведные женщины во всех поколениях,
которые растаются со своими детьми, посылая их изучать
Тору.
"О раби Йегошуа бен Ханании говорят: Счастлива
та, кто родила его!" (Авот,2).
Почему так говорили о нем? Потому что его мать приносила
колыбель, в которой он лежал, в дом учения, чтобы его
уши впитывали слова Торы еще с самого раннего возраста.
Так когда же начинается воспитание человека? Когда
он лежит в колыбели и питается молоком матери.
"Так скажи дому Яакова" - в этих словах Торы
имеются в виду женщины. "...И поведай сынам Израиля"
— здесь имеются в виду мужчины... Почему Моше должен
был обратиться сначала к женщинам? Потому что они более
проворны в исполнении заповедей. Другое толкование:
чтобы они приводили своих детей к Торе (Шмот
раба,28).
Когда ребенок начинает говорить, отец должен разговаривать
с ним на священном языке и учить его Торе. Какой Торе?
Сказал рав Гамнуна: "Тора, которую заповедал нам
Моше, — наследие общины Яакова" - ее словами надо
учить ребенка говорить. То есть, это должно быть началом
его речи, первые слова, выходящие из уст ребенка, должны
быть словами Торы, а не пустыми речами (Сифри,
Экев).
Вся Тора, которую ребенок получает от отца, матери
и остальных своих учителей, все воспитание, которое
родители дают своим сыновьям и дочерям, не пропадает
втуне, но оставляет неизгладимый след, пусть даже не
сразу, но спустя некоторое время. Однако, никогда не
может быть полной гарантии, что подросток спасется от
распущенности, провалов и греха. Даже если душа мальчика
и сердце его стремятся следовать "учению матери
и морали отца", его подстерегают многочисленные
ловушки, тяжелые испытания, которые преподносит ему
жизнь. "Учение матери и мораль отца" не всегда
помогают ему устоять в испытаниях, он может и споткнуться.
А один провал влечет за собой другой, и если бы Всевышний
не помогал ему, он не смог бы избежать греха. Что же
дает основание родителям надеяться, что их учение не
пропадет для детей даром? На это есть только один ответ:
родители, учащие своих детей творить милость и справедливость,
сами должны вести себя так, как они учат. Если они говорят
своим детям: "делайте так-то", то сами не
должны поступать иначе. Дела и жизнь родителей должны
быть хорошим примером для детей.
Был ли на свете праведник более великий, чем Йосеф?
Когда в испытание ему подослана была к нему жена его
господина, ни Тора, которую он учил от своего отца,
ни его повеления, ни его учение не могли бы спасти его
от греха. Всего этого было недостаточно для Йосефа,
чтобы с честью пройти испытание. Что же помогло ему?
Образ его отца, Яакова, который возник перед ним в тот
момент. Дела отца и образ его жизни имеют большее значение
для воспитания детей, чем учение, поучения и все повеления
отца.
О родителях, которые учат своих детей добрым путям,
а сами не идут по ним, Писание говорит: "И мудрость
бедняка презренна". Ваши дети могли бы с уважением
относиться1 к вашей мудрости и вашим урокам, но вы собственными
руками все испортили!
"Почитай отца своего и мать свою" — эта заповедь
дана не одним только детям, она относится в равной степени
и к самим родителям. Каким образом? Раньше мужчина не
был обязан так почитать самого себя; теперь, когда он
произвел на свет детей и стал отцом, он должен почитать
того отца, что в нем самом. Так же и женщина, пока не
родила, не была обязана так почитать саму себя; теперь,
когда она стала матерью детей, она должна почитать мать,
ту мать, что в ней самой!
И нет большего почитания, которое можно проявить по
отношению к отцу или матери, чем то, которое они сами
проявляют, ведя себя так, как они хотят, чтобы юли себя
их дети.
Даже если человек будет изо всех своих сил стараться,
чтобы его дети шли по доброму пути, он все равно должен
молиться о помощи Небес, чтобы благословение почило
на его делах. Тем не менее, ни на мгновение он не освобождается
от обязанности прилагать все усилия к правильному воспитанию
детей. Однако, иной раз человек действует из самых хороших
побуждений, а результат его действий оказывается отрицательным.
Почему? Потому что этот человек не знает, какими путями
ему следует идти, и некому его научить.
Поэтому мы должны быть благодарны каждому, кто осветил
перед нами путь истины в великом деле воспитания детей.
Существует много правил в науке о воспитании, но достаточно
тех нескольких, которые сформулировали наши мудрецы,
чтобы они дали ключ к изучению остальных. Всякий, кто
идет по этой дороге, всегда видит в своих делах признак
благословления.
Не должен человек говорить ребенку, что он даст ему
что-нибудь, а потом не выполнит обещания, потому что
это учит ребенка лгать. Это учит нас тому, что основа
хорошего воспитания — истина. Стоит убрать этот фундамент
— и все здание рухнет. Чего бы стоило все наследие наших
отцов, все доброе, что они оставили нам во владение,
если бы не этот фундамент истины? Если бы, упаси Б-г,
мы нашли в наших отцах что-нибудь позорное, ложное,
наше сердце отказалось бы верить и во все остальное,
что они оставили нам, потому что как проверить нам -что
истинно из их слов, а что ложно? Но нам известно, что
наши предки шли на самопожертвование ради сохранения
истины во всей ее полноте, чтобы ничего не было убавлено
от нее, и ничего не было прибавлено.
Это доброе наследие отличается тем, что мы передаем
его нашим детям в точности таким же, каким сами получили
его от наших предков, безупречным. Чтобы знал юноша,
чтобы знала девушка, что из уст отца и матери никогда
не выйдет слово лжи. Ни относительно вещей незначительных,
ни денежных вопросов, ни — тем более в отношении вопросов,
имеющих отношение к духовному, религии и вере! Всякая
ложь дурна, а тем более та, с помощью которой должна
быть достигнута истина.
Не должен человек выделять одного сына среди других
сыновей, как то сделал Яаков, дав Йосефу две меры шелка
сверх того, что дал другим своим сыновьям. Братья стали
завидовать Йосефу, это повлекло за собой другие события,
и в результате наши отцы спустились в Египет. Отсюда
мы должны сделать вывод, что отношение отца к своим
детям должно определяться разумом, а не чувствами. Если
у человека много детей, он обязан со всеми обращаться
одинаково приветливо, даже если один из них более дорог
ему, если он умнее всех, понятливее всех, лучше и красивее
всех остальных детей. Тем более, если один из сыновей
отличается от остальных в худшую сторону своим внешним
видом, умом и всем остальным, не имеет права отец выделять
его и относиться к нему хуже, чем к остальным детям.
Если отец видит, что один из его сыновей не желает
воспринимать его воспитания и вредит своим братьям,
если отец старается склонить этого сына в лучшую сторону
и не может — он имеет право прогнать его из своего дома,
чтобы это зло не затронуло других. Так сделал Аврагам,
отослав из своего дома Ишмаэля, своего сына. Тем не
менее, все время, пока он не отослал из дома плохого
сына, он не должен выделять его среди всех остальных
детей.
Так же, если отец видит, что один из его сыновей -готовый
сосуд для восприятия благословения Торы, мудрости и
знания более, чем все остальные его сыновья, и все пути
этого сына прямы и честны, и он хорошо относится к своим
братьям, этот отец может — и даже обязан — учить этого
сына более, чем других детей, обратить на него внимание
и открыть ему свои тайны более, чем другим братьям.
Потому что для того и сделал Все вышний его широким
и открытым сосудом, чтобы вошло в него больше мудрости,
чем в остальных братьев-. Так поступил Яаков с Йосефом,
который родился у неге на старости лет и был более одарен,
чем другие сыновья и сердце его было открыто для знания
тайн мудрости которыми владел Яаков. Все тайны, всякую
мудрость скрытую от глаз, передал Яаков своему сыну
Йосефу v не был наказан за это. Так должно и так приличествует
делать. Яаков учил Йосефа больше, чем остальных своих
детей, только тому, к чему Йосеф был более восприим
-чив, чем остальные его братья, и потому это не вызывало
зависти.
Впрочем, если отец хочет поделить между детьми остальные
блага, которые касаются жизни тела, а не жизни души,
он не имеет права различать между ними, убавляя от одного
и прибавляя другому. Материальные блага для всех равны,
и все одинаково достойны получить и поровну. Даже если
один из них умом и делами заслужи; больше других, нельзя
выделять его, давая награду за праведность. Отец не
имеет права отмерять детям награду за их дела согласно
тому, что видят его глаза. Он обязан только воспитывать
их, — каждого по мере его возможности воспринимать учение.
Один Всевышний знает, как наградить Свои создания по
справедливости, человек не может этого знать. Истинная
награда — это та, что дается за муки и страдания в глубине
сердца, а не за таланты и способности, которые видны
всем, даже не за множество совершаемых добрых дел. Один
человек совершает много дел, вкладывая в это мало труда,
а другой делает мало, затрачивая на это очень много
труда, и только его сердце знает об этом. Тот, Кто проверяет
все сердца и которому известно все, что лежит на совести
людей, только Он знает это.
Йосеф был любимцем Яакова и сыном Рахели, любимой жены
Яакова, и все-таки невозможно обнаружить за все семнадцать
лет, в течение которых все дети Яакова жили вместе,
чтобы Яаков выделял Йосефа среди других своих детей,
кроме того единственного случая, когда он сделал Йосефу
рубашку из шелка, стоившего всего-навсего два шекеля,
а другим своим детям этого не сделал. Но и это сделал
он, руководствуясь разумом, и для этого у него было
много оснований, и все они были правильны, но смотрите,
что получилось из этого! Этот пример учит нас, насколько
надо быть осторожным, чтобы не вызвать зависти между
детьми даже пустячным делом, сделанным якобы по справедливости.
Страшна зависть, возникающая в семье, она уничтожает
все результаты тяжкого труда.
Раби Шимон бен Эльазар говорит: Ребенок и женщина таковы,
что с ними надо обращаться по принципу "левая рука
отталкивает, а правая притягивает" (Сота
47а).
В Л оде произошла такая история: один мальчик убежал
из школы. Увидел его отец и показал ему на ухо, чтобы
напугать. Ребенок очень испугался, бросился в колодец
и погиб. Другой случай произошел в Бней-Браке, когда
однажды в субботу один ребенок разбил кувшин, и показал
ему отец на ухо. Ребенок очень испугался, бросился в
колодец и погиб. Об этом сказали наши мудрецы: "...Или
накажи его немедленно или молчи!" (Смихот,
2).
Из этих примеров следует, что тяжелая рука или запугивание
тяжестью своей руки — дурное качество в воспитателе.
Вредит оно наверняка а будет ли от этого польза, — непонятно.
Более того, запугивание наказанием хуже самого наказания.
И царь Шломо тоже сказал: "Воспитывай мальчика
согласно его пути, и даже в старости не свернет он с
него" (Мишлей, 22:6).
Это означает, что ребенок должен получить такое воспитание,
которое поможет ему идти по верному пути в течение всей
жизни. Знай, что настанет время, когда сын выйдет из-под
твоей власти и освободится от страха перед тобой. Если
твое воспитание будет основано только на страхе, то
завтра, когда исчезнет в нем страх перед тобой, исчезнет
и воспитание. Но если ты будешь воспитывать его с терпением
и лаской, то даже когда он состарится, твое воспитание
не уйдет от него, более того, с течением времени он
будет проникаться им все больше и больше.
Пища питает не только тело человека,,но и его душу.
Поэтому человеку следует выбирать такую пищу, которая
делает тело более здоровым, и ею он должен кормить своих
детей, когда они еще маленькие.
Не следует употреблять слишком большое количество лакомств,
потому что они услаждают тело и балуют душу, но не следует
кормить детей и чересчур грубой пищей, поскольку она
делает грубыми силы тела и более темными силы души.
Следует придерживаться золотой середины. Так же следует
приучать детей есть в определенное время. Они не должны
есть на ходу, лежа или стоя, но сидя за столом.
Нет в воспитании ничего лучшего, чем приучать сына
и дочь, пока они еще маленькие, к чистоте тела, чистоте
одежды и ко всему красивому. Нужно следить за тем, чтобы
речь детей и манеры их поведения были красивыми, чтобы
они были вежливы друг к другу, а тем более с другими,
чтобы их поведение за столом, их одежда и все их тело
были в порядке и чистыми. Наши мудрецы сказали так:
"Внешняя одежда воздействует на одежду внутреннюю".
Горе людям, которые жалеют своих детей больше, чем
нужно, и горе их детям! Пока их дети еще маленькие,
их родители думают: "Они еще маленькие, им нужно
дать то, что они хотят, а когда вырастут, то сами поймут,
что такое зло, и выберут добро". Это приводит к
тому, что дети растут совсем без воспитания. Когда они
вырастут, и даже когда состарятся, они не изменят своей
глупости. Если же кто-нибудь вздумает их упрекнуть,
когда они уже станут взрослыми, они отвергнут упреки
и еще прибавят к тем проступкам, которые уже совершили.
Поэтому родители должны приучать детей слушаться их
и вообще старших, чтобы дети не нарушали порядок, говоря:
"Мы играем". Так сказал Шломо в мудрости своей:
"Жалеющий розгу ненавидит своего сына" (Мишлей,
13:24).
Если ребенок провинился, его следует отругать и спустя
короткое время уже проявить к нему приветливость, не
напоминая о его вине слишком часто.
Не следует преувеличивать его грех, но сказать: если
бы ты знал, как плохо поступил, наверняка ты бы не сделал
этого, а теперь, когда ты знаешь, остерегись на будущее
и больше этого не делай.
Человек должен показывать своим маленьким детям, какого
почета заслуживают те, кто исполняют заповеди и идут
по правильному пути. Так же им следует говорить о наказаниях,
постигающих нечестивцев, и о страданиях и стыде их близких.
Тем не менее, не следует слишком увлекаться отрицательными
примерами, а больше рассказывать о славе тех, кто выполняет
заповеди. Детская душа очень впечатлительна, и то, что
дети видят и слышат, производит на них сильное впечатление,
поэтому отрицательный пример всегда опасен: невозможно
знать, какие последствия это вызовет в будущем.
Хорошо тому, кто с детства приучен нести бремя определенных
обязанностей. Нужно приучать своих детей, пока они еще
маленькие, выполнять домашние обязанности, даже если
в доме много домочадцев и слуг. Нет ничего лучше, чем
приучать ребенка проявлять милосердие ко всем созданиям
— к человеку и к животному, быть чувствительным к страданию
любого создания и готовым придти ему на помощь. Счастлив
человек, который с детства привычен обслуживать гостей,
помогать бедным и тем, кто попал в беду, и стоять перед
ними словно раб перед господином.
Человек должен предостеречь своих детей от поступков
и слов, которые могут привести в замешательство другого,
от злословия и сплетен друг о друге, от доносов.
Не следует выслушивать от детей злословие, а надо как
следует выругать ребенка, если тот пришел с доносом.
Сказал Рейш-Лакиш от имени учеников раби Йегуды-ганаси;
Мир продолжает существовать только благодаря словам
Торы, исходящим из уст детей
(Шабат, 1196).
Каждый еврей может рассматривать свой дом как Храм,
своих детей как
Б-жий народ, а себя как когена, стоящего между Всевышним
и Его народом, делающего жертвоприношения, приближающего
Его сынов к Торе и вводящего их под крылья Шхины. Сказали
мудрецы: "Не отрывают детей от учения даже для
строительства Храма" (Шабат,
1196). Разрушен Храм - мир существует только
благодаря словам Торы, выходящим из уст детей. Если,
не дай Б-г уста малых детей не будут произносить слова
Торы, — весь мир опустошится. И еще: когда Храм существует,
и большая часть еврейского народа грешит, то меньшая
его часть, праведники, не могут сохранить Храм и спасти
его от разрушения. Но если во всем народе сохранилась
хотя бы одна семья, в которой детей воспитывают для
Торы и заповедей, — одна эта семья может создать целый
народ, святой народ.
Поэтому заповедь воспитания по своей сущности дана
одному человеку, а не многим. И это — заповедь Торы.
Более того: Всевышний поместил заповедь о воспитании
детей в первый раздел "Щма", который обращен
к каждому отдельному еврею, который говорит о принятии
на себя ига власти Небес: "Слушай, Израиль: Б-г
наш Всесильный, Б-г наш един! И будешь ты любить Б-га
твоего Всесильного... и внушай их детям твоим..."
Чему это учит нас? Даже если весь мир и все сыны нашего
народа, не дай
Б-г, оставят свою веру и увлекут с собой детей своих,
мы не имеем права последовать за ними, но обязаны учить
детей наших, что Б-г наш Всесильный, Б-г един, и народ
Его — народ единый, и народ это может быть всего одним
человеком, одной семьей. Заповедь воспитания детей,
возложенная на родителей, - важнейший принцип Торы,
основа народа и само существование мира.
1. Родители обязаны приучать своих маленьких детей
к исполнению всех заповедей — каждую согласно сознанию
ребенка. Родители обязаны охранять ребенка от всего,
что запрещено. В особенности следует следить за тем,
чтобы дети не лгали, надо приучать их всегда говорить
правду.
2. Если отец видит, что его сын сделал что-либо нехорошее
и заслуживает за это наказание, нельзя его запугивать
наказанием через некоторое время, но следует его наказать
тут же, на месте, и после этого снова проявить к нему
любовь.
3. Отец обязан учить своего маленького сына Торе, как
сказано: "И учите им ваших сыновей". Не только
детей, но и внуков своих мы обязаны учить, как сказано:
"И поведайте их сынам вашим, и сынам ваших сынов".
4. Тот, кого в свое время не обучил его отец, обязан
сам учиться.
5. С какого времени отец обязан учить своего сына Торе?
Когда сын начинает говорить, отец его учит: "Тора,
заповеданная нам Моше..." и "Шма, Исраэль".
После этого он понемногу, от стиха к стиху, учит сына,
пока тот не достигнет шестилетнего или семилетнего возраста
(в зависимости от степени развития ребенка), и приводит
его к меламеду.
6. Каждый еврей обязан исполнять заповедь изучения
Торы — как нищий, так и богач, как здоровый, так и страдающий
от болезней, как юноша, так и глубокий старик. Даже
если он бедняк, живущий на пожертвования, он обязан
установить для себя постоянное время для изучения Торы
и днем, и ночью, как сказано: "И размышляй об этом
днем и ночью".
7. И до каких пор он обязан изучать Тору? До дня своей
смерти, как сказано: "...И как бы не ушли они из
твоего сердца все дни твоей жизни". А все время,
что он не занимается учением, он забывает то, что выучил
раньше.
8. "Обязан он разделить время своего учения на
три части": треть - Тора, треть - Мишна, треть
— Талмуд, чтобы понимать Тору, осмысливать ее и знать,
что запрещено и что разрешено.
9. Город, в котором нет детей, изучающих Тору, подлежит
анафеме.
10. Тремя венцами увенчан Израиль: венцом Торы, венцом
священнослужения и венцом монархии. Венца священнослужения
удостоился Агарон, венца монархии -Давид, а венец Торы
предназначен для всего Израиля: каждый может прийти
и взять его. Может возникнуть впечатление, что те два
венца ценнее венца Торы? Он (венец Торы) говорит: "Мною
цари будут властвовать и князья установят справедливые
законы, мною правители будут править..." Отсюда
видно, что венец Торы — превосходит остальные два.
11. Нет другой заповеди, которая сравнялась бы с заповедью
изучения Торы, но сама эта заповедь равна по важности
всем остальным заповедям. Это потому, что учение приводит
к делу. Поэтому всегда учение предшествует делу.
12. Когда человек предстает перед судом на том свете,
то первое, что рассматривает суд, — это его изучение
Торы, а уже потом исполнение всех остальных заповедей.
13. Написано в Торе: "Не на небесах она".
Имеется в виду, что Тора не в высокомерных, надменных
людях, но в тех, кто скромен, непритязателен и преклоняется
перед мудрыми. Поэтому человек обязан приучить себя
и своих детей к скромности, чтобы приобрести знания
Торы.
14. Слова Торы не сохраняются в том, кто учит небрежно,
и в том, кто во время учения ест и пьет. Слова Торы
сохраняются только в том, кто ради учения готов на физические
страдания. Об этом говорили мудрецы наши:
Сказано в Торе: "Человек — как умрет в шатре..."
Это значит, что Тора сохраняется только в том, кто убивает
себя в шатрах Торы... Каждый, кто трудился над Торой
в доме учения, нескоро забывает выученное, а каждый,
кто трудился над Торой тайно, набрался уму-разуму...
Для того, кто произносит вслух то, что он учит, его
учение сохраняется; но если он читает шепотом, то скоро
забывает прочитанное.
15. Большое достоинство — добывать себе пропитание
своими руками, и именно так поступали в древности праведники.
Таким образом человек удостаивается всего почета и всех
благ этого и будущего мира, как сказано: "Если
ты ешь плоды твоих рук, счастлив ты, и хорошо тебе"
— счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе в мире будущем,
который весь — добро. Поэтому обязан человек обучить
своего сына какому-нибудь ремеслу, которое потом могло
бы его прокормить.
В каждом доме, где проявляется уважение к отцу и матери,
присутствует воспитание, если же в нем нет уважения
к отцу и к матери, в нем нет воспитания.
С педагогической точки зрения нет ничего хуже, если
отец не требует к себе должного уважения и не приучает
детей к исполнению заповеди об уважении к родителям.
Если же родители приучили своих детей почитать их —
счастливы эти дети, и счастливы их родители. Потому
что любой урок, преподанный родителями, усваивается
детьми, и они обретают оба мира, и этот, и будущий.
Если дети видят, как их родители почитают своих родителей-стариков
- дедушку и бабушку, - они тоже удостаиваются награды
в этом мире, в то время как основная награда готовится
им в мире будущем. Молодежь берет пример со старших,
на котором она учится уму-разуму: если старики едят
за столом своих детей, если они так почитают своих родителей,
то мы, находящиеся еще под властью наших родителей и
получающие всевозможные блага, тем более обязаны уважать
наших родителей!
Во всей Торе мы не находим, чтобы по отношению к кому-нибудь
предписывалось уважение — только по отношению к Самому
Всевышнему и по отношению к отцу и к матери. Более того:
уважение к родителям упоминается раньше, чем уважение
к Всевышнему. "Почитай отца твоего и мать твою"
сказано в Десяти заповедях, а "почитай Б-га твоим
достоянием" — сказано в книге Мишлей. Это говорит
о том, что уважение к отцу и матери не зависит ни от
чего в мире, что дается случаем, ни от богатства, ни
от мудрости, ни от величия, ни от чего-нибудь другого,
что отец и мать делают для своих детей. Потому что,
возможно, у отца и матери не будет ничего из этого.
Тора приказала детям: "Почитай отца твоего и мать
твою" только потому, что они родили их, выполняя
заповедь Всевышнего. Велика милость Всевышнего ко всякому
созданию в любое время и в любое мгновение, но если
человек всю свою жизнь будет изо всех сил стараться
заплатить своему Творцу только за одну-единственную
милость, оказанную ему с самого начала, за то, что Он
его сотворил, он не сможет этого сделать. Жизнь — это
первая милость, оказанная ему, и она превосходит все
остальные милости. И вот, Всевышний оказал милость их
отцу и матери, сделав их соучастниками в деле сотворения
человека и его прихода в жизнь, поэтому сказано: "Почитай
отца твоего и мать твою", а не: "Воздавай
добром отцу твоему и матери твоей". Потому что
если ты пришел в мир, чтобы воздать им добром, ты не
сможешь этого сделать. По крайней мере, почитай тех,
кто сотворил тебя, и знай, что ты всегда останешься
их должником, а не они твоими!
Так учили мудрецы наши: даже прозелит обязан уважать
своего отца-нееврея (Рамбам, Законы
о правонарушителях, 5:11).
Если отец преступает слова Торы, сын не может сказать
ему: "Отец, ты преступил слова Торы!", но
говорит: "Отец, так ли написано в Торе?",
словно спрашивая у него, а не цитируя сказанное в Торе.
Если отец поймет - хорошо, но сын не имеет права порицать
отца (Кидушин, 32а).
Сказал раби Абагу: Спросили раби Элиэзера Великого
его ученики: "В чем состоит почитание отца и матери?".
Ответил он: "Меня вы спрашиваете?! Спросите Даму,
сына Нетины в Ашкелоне". Дама, сын Нетины был неевреем,
военачальником в Ашкелоне. Однажды, когда он сидел среди
великих людей мира, пришла его слабоумная мать и стала
бить его по лицу башмаком в присутствии всех его товарищей.
Он сказал ей только: "Довольно, мать, довольно..."
А когда башмак выпал из руки матери, Дама поднял и протянул
его матери, чтобы не расстраивать ее.
На камне, на котором сидел его отец, никогда не сидел
Дама, а когда отец умер, Дама сделал этот камень своим
идолом [поклонялся ему].
Однажды пропал драгоценный камень яшма с нагрудника
первосвященника Иерусалимского Храма, на котором было
выгравировано имя колена Биньямина. Стали искать по
всему Израилю камень, равный этому. Был такой камень
у Дамы, сына Нетины. Договорились с ним, что заплатят
ему сто динаров за этот камень. Он поднялся на верхний
этаж дома, чтобы принести камень, и обнаружил, что там
спит его отец. Некоторые рассказывают, что ключ от шкатулки
с драгоценными камнями был .зажат в кулаке спящего отца,
а другие говорят, что его нога лежала на шкатулке. Спустился
Дама к посланцам и сказал, что не может принести камень
сейчас, скрыв причину, чтобы они не просили его разбудить
отца. Посланцы подумали, что его не устраивает сумма,
о которой договорились. Пообещали ему больше: двести
динаров, триста и так до тысячи. Когда проснулся отец
Дамы, он пошел и принес драгоценный камень. Хотели они
дать ему тысячу динаров, но он не принял денег, сказав
так: "Неужели я продам вам почитание моего отца?"
Как заплатил ему за это Всевышний? Сказал раби Йоси,
сын раби Буна: "В ту же ночь родила его корова
рыжую телку, которую евреи купили у него, заплатив ему
золотом — сколько весила телка, столько золота он получил"
(Кидушин, 31 а; Иерусалимский Талмуд,
Пеа; Дварим раба).
1. Уважение к отцу и матери - великая заповедь, и такая
же заповедь бояться отца и матери. Написано в Торе:
"Почитай отца твоего и мать твою", и также:
"Почитай Б-га достоянием твоим". Написано:
"Каждый человек матери своей и отца своего да боится",
и также: "Б-га, Всесильного твоего - бойся".
Это значит, что почитание и боязнь родителей нам заповеданы
так же, как и боязнь Всевышнего. Проклинающий отца или
мать наказывается так же, как тот, кто проклинает Всевышнего
- побиением камнями.
2. Говоря о почитании родителей, Писание ставит на
первое место отца, а говоря о боязни их, Писание ставит
на первое место мать. Это должно означать, что как в
почитании, так и в боязни их родители равны.
3. Что такое боязнь, и что такое почитание? Боязнь
проявляется в том, что сын не имеет права стоять или
сидеть на месте, которое предназначено для его отца,
он не имеет права перебивать его, не имеет права судить
слова отца, когда тот с кем-нибудь разговаривает, сказав:
"Мне кажется, что отец прав"; он не имеет
права называть отца по имени ни при жизни его, ни после
смерти, но: "отец, мой учитель и господин".
Что значит почитание? Сын обслуживает своего отца во
всем, что относится к еде и питью за счет отца. (А если
отец его беден, в то время как сын обладает достатком,
он обязан обеспечивать питанием отца и мать в той мере,
в какой ему позволяют средства.) Сын сопровождает отца,
когда тот входит или выходит, и обслуживает его во всем
остальном - в том, в чем его может обслуживать слуга,
и он должен стоять перед отцом, словно слуга, готовый
явиться по зову своего хозяина. В Талмуде рассказывают
о раве Йосефе, который заслышав шаги своей матери, говорил:
"Надо встать перед входящей Шхиной!"
Сын обязан почитать отца также и в других случаях.
Если например, он идет куда-нибудь по поручению отца
и кто-нибудь задерживает его по дороге, он не должен
говорить: "Освободите меня, я очень тороплюсь,
у меня неотложное дело", но должен сказать: "Освободите
меня ради поручения, которое дал мне отец".
Сын всегда должен говорить так, чтобы из его слов можно
было понять, что он уважает и боится своего отца.
4. Если отец учил Тору у своего сына, он тем не менее
не должен вставать перед сыном, но сын встает передним...
5. Сын обязан почитать отца и после смерти его. Каким
образом? Он не должен, сообщая что-либо от имени отца,
говорить: "Так сказал мой отец...", но: "Так
сказал мой отец, учитель мой и господин - да буду я
его искуплением". После того, как пройдет двенадцать
месяцев после кончины отца, он должен говорить: "Так
сказал мой отец, учитель мой и господин — память о нем
да будет благословением на жизнь в будущем мире".
6. И мужчина, и женщина обязаны выполнять заповедь
почитания своих родителей. Разница лишь в том, что мужчина
всегда может выполнять эту заповедь, а замужняя женщина
не может исполнить ее, будучи в подчинении у своего
мужа. Овдовев или получив развод, она обязана выполнять
эту заповедь так же, как мужчина.
7. До каких границ простирается почитание отца и матери?
Даже если родители бросили в море кошелек сына с золотом
у него на глазах, он не имеет права стыдить их или гневаться
на них, но должен принять на себя то, что ему предначертано,
и промолчать.
8. До каких границ простирается боязнь родителей? Даже
если сын богато одет и восседает во главе собрания общины,
и пришли его отец и мать, и стали бить его по голове
и плевать ему в лицо, он не имеет права стыдить их,
но обязан промолчать, выполняя волю Всевышнего, Который
приказал ему уважать и бояться своих родителей.
9. Хотя Тора приказывает нам уважать и бояться родителей,
нельзя утяжелять бремя, лежащее на детях, и требовать
от них пунктуального исполнения этой заповеди. Нужно
уметь прощать детям их ошибки.
10. Отца, бьющего своего взрослого сына, подвергают
отлучению, потому что он преступает заповедь: "...
И перед слепым не ставь препятствия..."
11. Если отец или мать сошли с ума, сын обязан постараться
вести себя с ними согласно их состоянию до тех пор,
пока Всевышний над ним не смилостивится. Но если это
невозможно из-за глубины их болезни, он может оставить
их, поручив другим заботиться о них, как следует, и
соответственно обращаться с ними.
12. Если отец — нечестивец и негодяй, сын обязан почитать
его и бояться его.
13. Если отец говорит сыну, чтобы он преступил слова
Торы, сын не должен слушаться отца, так как сказано:
"Каждый пусть своей матери и своего отца боится,
но субботы Мои храните".
14. Если отец говорит сыну: "Напои меня!",
и то же самое говорит его мать, он обязан сначала напоить
отца, поскольку и он, и его мать обязаны почитать его
отца. Если мать его получила развод от отца, родители
стали равны в этом отношении.
15. Человек обязан почитать жену своего отца, хотя
она не его мать, все время, пока его отец живет, потому
что это часть заповеди почитания отца. Так же он обязан
почитать мужа своей матери все время, пока его мать
живет. Но после того, как они умерли — он свободен от
этого. Так же человек обязан почитать своего тестя и
свою тещу, а раввины постановили, что человек обязан
почитать своего старшего брата так же, как он обязан
почитать своего отца.
|