Учили мудрецы наши: Любящий" жену свою как самого
себя и воздающий ей честь более, чем самому себе, и
наставляющий своих сыновей и дочерей на честный путь,
и женящий их вовремя — о таком человеке говорит Писание:
"...И познаешь, что мир -твой шатер" (Йевамот,
626).
Что, собственно, значит: "воздавать честь"?
Прежде всего, это значит признавать ценность того, кому
эта честь принадлежит. Один человек уважает другого
потому, что признает его достоинства.
Человек обязан хранить свою собственную честь, потому
что он создан по
Б-жественному образу и подобию, и весь разум, все доброе,
что создал Всевышний в мире, Он отдал во власть человеку
и сделал его "малым миром". Писание говорит:
"...Венчаешь его честью-славою —
Ты воцарил его над делами рук Твоих, все положил ему
под ноги..." (Тегилим, 8:6,7), то есть, во власти
и могуществе человека выражается честь его и слава.
И еще одно дано человеку более, чем кому бы то ни было
из остальных творений: вечная жизнь, жизнь в двух мирах,
в этом мире и в грядущем. Никто, кроме человека, не
удостоился этого. Но и в этом мире, хотя тело человека
обречено на смерть, силы его, дух его, душа его остаются
существовать в его потомках, и они несут на себе печать
всего,
что совершил он при жизни своей на земле. После того,
как Творец даровал человеку такой блеск, такое великолепие
- как может он уронить свое достоинство?! Человек обязан
заботиться о чести своей жены, потому что когда перечисляются
достоинства человека, имеют в виду Человека цельного.
Мужчина один — это только полчеловека, так же женщина
одна, но когда они объединяются вместе брачным союзом
— они называются "Человек" и удостаиваются
всех даров, ему принадлежащих. Получается, что именно
женщина приносит мужчине все его величие и предоставляет
ему власть над остальными созданиями. Писание говорит:
"Создадим Человека
[в единственном числе]... И будут они властвовать [во
множественном числе]"... , то есть только вдвоем
они, муж и жена, удостаиваются могущества и власти над
всем миром. Женщина превосходит мужчину в том, что ее
силы сказываются в ее потомстве сильнее, чем его силы,
и даже когда влияние отца уже сходит на нет, влияние
матери сохраняется в полной мере. Теперь нам понятно,
почему сказали мудрецы, что мужу надлежит почитать свою
жену "более, чем самого себя": раз могущество
ее столь велико, она заслуживает большего почета, чем
он сам.
Муж и жена обязаны заботиться о чести дома, который
они создали, потому что от него все их достоинства.
Супруги, становящиеся отцом и матерью, не только создают,
но и питают, выращивают и воспитывают свое потомство,
делая его достойным всего, что есть великого, чтобы
оно продолжало дальше их дело, поэтому они обязаны уважать
свое дело, почитать свой дом!
Человек любящий или ненавидящий в тот момент, когда
чувство сильно волнует его, выходит из обычных рамок,
совершает дела и говорит слова, которые ему вовсе не
пристали, а когда проходит приступ этого чувства, раскаивается
в том, что делал и говорил, и стыдится этого. Однако
тот же самый человек для выражения кому-либо почета
и уважения никогда не выходит из привычных рамок и никогда
не приходит к раскаянию и стыду.
Люди» живущие только настоящим мгновением, больше всего
ценят сиюминутное наслаждение. Влюбленных, которые не
уважают достоинство друг друга, пренебрегают тактичностью
и вежливостью в отношениях между собой и в отношении
к своим детям, для которых ласки и нежности сверх меры
дороже достоинства, а ребячество, всевозможные шалости
и дурачества милее такта и обходительности, неизбежно
в будущем ожидает горькое разочарование. В их поведении
нет ни истинной любви, ни настоящей преданности, а лишь
эгоизм и полная распущенность в вожделениях и прихотях.
В конечном счете все это причиняет им множество неприятностей:
неестественность в отношениях, нетерпеливость, душевное
напряжение... Потому что, когда притупляются желания,
когда истощаются силы их юности, они не могут уже вытерпеть
общества друг друга.
Отношения вольных птиц — это не истинная любовь, но
лишь взрыв эгоизма, и человек, отдающий такой любви
все свои силы без ограничений, которые диктуются соблюдением
достоинства и обходительности, становится рабом своих
страстей и более уже не способен принять к сердцу какие
бы то ни было требования, выдвигаемые не собственным
эгоизмом, но любовью к ближнему. Единственное, к чему
он стремится всей душою, это его наслаждения, которые
невозможно согласовать с тем, что требует труда и отнюдь
не обещает наслаждения. Как только у такого человека
появляется необходимость потрудиться, и не для себя,
а для блага другого человека, он сразу приходит в гнев
и ярость, а если это повторяется часто, теряет терпение,
становится нервным, готов по любому поводу вспылить.
Следовательно, если человек дает полную волю любовным
порывам, освобождая свои желания из-под власти разума,
он превращает их в полновластных повелителей над своей
личностью, и в конце концов приходит к совершенно противоположному:
злости, гневу, нервозности и вспыльчивости. От любви
-к раздорам, распрям и ссорам.
Семейная жизнь приносит супругам не одни только удовольствия.
На долю каждого достается и немало горечи: либо сам
он причина того, либо другие люди, либо жена, дети...
Лишь тот, кто не привык баловать сам себя, может с честью
выдержать все эти испытания. И не только выдержать,
но и почувствовать во всем этом сладость, когда он мирится
со своей участью и обращает свой взор на то добро, которое
явится следствием сегодняшних невзгод. Тот же, кто привык
давать полную волю своим побуждениям и не выносит даже
малейших ограничений своей свободы, терпит поражение
уже при первом испытании.
Когда человек вступает в брачный союз, большая часть
дней его юности уже прошла. Ему остаются лишь считанные
дни молодости. Большая часть тех лет, которые он проводит
вместе со своей женой, — это годы зрелости. А за ними
ожидают его годы старости.
Несмотря на то, что лишь очень малое число лет юности
приходится на семейную жизнь, именно они определяют
путь, по которому супруги будут идти все последующие
годы. Если в юности он не трудился, чтобы проложить
свой жизненный путь, но гонялся за удовольствиями, то
хотя он и получил удовольствие, но дни своей юности
загубил и сам разрушил свой мир.
Куда приятнее провести юность в веселой погоне за наслаждениями,
чем идти по правильной, но иногда нелегкой дороге. Но
что делать, когда юность пройдет и человек окажется
посреди бездорожья? Продолжать погоню он не может, а
прокладывать себе путь уже нет сил. Чтобы начать новую
жизнь в зрелые годы, требуется немало сил и мужества,
а это есть далеко не у каждого. Обычно в этом возрасте
человек лишь использует то, чем запасся в расцвете лет,
а если запасы недостаточны и нет под ногами проторенной
дороги, он спотыкается все чаще и чаще, а то и совсем
падает.
Чувство уважения — одно из самых возвышенных чувств
человеческой души и приобретается только тяжелым трудом.
Однако юношеская любовь делает этот труд приятным. Какой
источник никогда не иссякает, и его благословенные воды
всегда готовы утолить жажду? Откуда человек может постоянно
черпать мир, счастье и любовь? Сокровищница мира и счастья,
источник, благословенные воды которого взращивают истинную
любовь, постоянно усиливающуюся и растущую — это чувство
уважения.
Если в сердце человека появляется уважение к ближнему,
вскоре в нем проснется и любовь к ближнему. И это любовь
истинная: ведь он любит не себя самого, а другого человека.
Если человек проявляет уважение к своему ближнему, тот
тоже проявляет к нему уважение. Более того, уважение
переходит в любовь, а любовь увеличивает уважение, и
так постоянно. Получается, что любовь, рождающаяся в
сердцах любящих из чувства взаимного уважения, это любовь,
постоянно усиливающаяся и возрастающая. В дни юности
она еще слаба; в полную силу она проявляет себя позже,
в последующие годы. И чем дольше любящие живут вместе,
тем больше любят они друг друга.
Чувство уважения не возникает в человеческом сердце
само по себе, незванно. Его нужно заботливо выращивать,
хранить и лелеять. Немало нужно потрудиться, чтобы оно
укоренилось и взросло в сердце человека, чтобы начало
давать плоды.
Но если о нем не заботятся, оно не приходит, не проявляется
и никаких плодов не приносит. Самое подходящее время
для того, чтобы взрастить его в сердце — это годы юности,
когда супруги влюблены друг в друга. Тогда им совсем
нетрудно увенчать свою пылкую любовь венцом уважения.
А что для этого нужно? Говорить и делать все, в чем
проявляется достоинство и говорящего и слышащего, делающего
и видящего его дело.
Каждый человек прекрасно знает, что именно задевает
его собственное достоинство, достоинство его жены и
достоинство их обоих, какие слова выражают уважение,
а какие — неуважение. Пусть мужчина всегда представляет
себе, что взял в жены царскую дочь. Тогда, во взаимоотношениях
с нею он никогда не допустит ничего, что могло бы причинить
ей обиду или стыд. Несмотря на тщательное соблюдение
достоинства ее и своего собственного, это нисколько
не уменьшит их взаимную любовь. Более того: именно то
уважение, которое они постоянно, выказывают друг к другу,
увеличивает их любовь.
Всегда нужно тщательнейшим образом заботиться о соблюдении
своего собственного достоинства и достоинства жены,
чтобы в своем поведении, в делах не стать хуже, чем
животные...
Все животные живут своей жизнью, и жизнь эта тоже требует
брачных отношений. Но брачная жизнь некоторых видов
животных (сильная любовь и прочная верность по отношению
друг к другу) прекрасны на удивление. Всевышний рассеял
все добрые качества между Своими созданиями, а человека
поставил над ними всеми, чтобы он учился от них приличиям,
целомудрию и всевозможным добрым качествам даже в том
случае, если бы с Небес не была дана ему Тора. Каждое
из животных отличается чем-нибудь хорошим, но человек
обязан отличаться всеми добрыми качествами, всем хорошим,
что только имеется в мире. В этом его слава, его предназначение.
Впрочем, есть три хорошие черты, которыми обладают
все животные без исключения, а именно: 1) их "жены"
готовы к физической близости не постоянно, но лишь в
определенное время, 2) и только тогда, когда у супругов
есть взаимная потребность ради поддержания существования
их мира, и они никогда не растрачивают свои силы попусту;
3) плод, растущий в утробе матери, дорог им так же,
как их собственная жизнь, и они никогда не причиняют
ему никакого зла. Так пусть поступки человека никогда
не будут хуже и позорней, чем поведение любого животного.
Сказали мудрецы наши: "За сорок дней до зачатия
ребенка провозглашают на Небесах: дочь такого-то предназначена
такому-то!" И когда мужчина и женщина вступают
в брачный союз, Восседающий на небесах вступает в их
союз и придает ему действительную силу. И если, не дай
Б-г, этот союз нарушается, Всевышний платит за оскорбление,
нанесенное и союзу, и Ему как участнику этого союза.
Никто не может устоять перед Ним, когда Он творит суд!
Нет пощады преступнику, разрушающему союз, освященный
Всевышним!
Но насколько тяжко наказание нарушителя союза, настолько
же велико вознаграждение тому, кто верно соблюдает его.
Более того: "превосходит мера добра меру наказания",
и если ты понял, насколько велико наказание за измену,
представь себе, сколь велика награда чистосердечной
верности, которой верны друг другу супруги и в этом
мире, и в мире грядущем! Впрочем, нет лучшей награды
в этом мире, нет воздаяния большего, чем такое единство,
когда из двух тел образуется один Человек, с единой
душою, с единым сердцем. Это единство — источник и их
собственной жизненной энергии, и той животворящей силы,
благодаря которой они плодятся и размножаются, и дают
жизнь новым поколениям, которые и сами тоже получают
питание из того же корня — души и сердца своих прародителей,
слившихся воедино.
Верность и преданность сердца, словно два великих светила,
освещают все тело, и все, что оно делает, становится
чистым и светлым. Если же светила не светят в сердцах
— все, что делает тело, остается темным и постыдным
в своей первоначальной сущности. Ведь в отличии от животного,
человеку телесная близость позволена лишь при условии,
что ей предшествует близость сердечная, спаивающая сердца
воедино. Если бы не это условие — первоначальное душевное
слияние — действие как таковое было бы скотским, унижающим
и профанирующим святость звания "Человек",
святость союза и святость Творца, от которой уделил
Он человеку, освятив его и союз, заключенный между мужчиной
и женщиной.
Исходя из этого, наши мудрецы строго запретили супружескую
близость в случаях, когда нет в равной степени желания
обоих супругов, или отсутствует полная ясность сознания,
(например, в случае чрезмерной физической усталости
или опьянения). Тем более это относится к случаю, когда
муж пришел к решению развестись со своей женой, но еще
не привел свое намерение в исполнение. В этих случаях
верность уходит из сердца, любовь в душе скрывается,
а единство внутреннего мира супругов теряет свою полноту
и цельность. Тогда все, что тело делает без участия
души, все больше и больше вредит самой же душе: это
мерзко и отвратительно.
Но если же сердечная верность безупречна, и супруги
преданы друг другу истинной преданностью, и ради любимого
человека готовы пожертвовать всем, что есть у них, и
ясен их ум, и сознание их трезво, и желания их полностью
совпадают, и Закон разрешает — вот тогда их близость
становится деянием чистым, деянием святым. Потому что
тогда тела лишь дополняют движения их душ, их слияние,
достигнутое прежде того. Об этом, о таких обстоятельствах
говорится в Торе: "Поэтому оставит муж отца своего
и мать свою и прилепится к жене своей - и станут единой
плотью" в единстве сердечном, душевном и телесном,
в той любви, которой они друг друга любят.
Ибо так запечатлел Творец в природе Своих творений:
верность супругов друг другу сильнее и выше, чем взаимная
верность между отцом и его дочерью и между сыном и его
матерью. Хотя у одних любовь и верность возникают с
момента рождения, а другие в момент рождения были далеки
друг от друга, все-таки взаимная верность супругов сильнее,
чем родителей и детей. Тем более она сильнее любых уз,
связывающих родственников, друзей и т.п. Почему это
так? Потому что супружеская верность — едва только становится
она ему известной — захватывает человека целиком, наполняет
его всего, и душу его, и тело. Ничего в человеке не
остается за пределами ее — ни одна из сил, ни одна из
способностей души его, ни один из органов тела. Верность
же людей, связанных между собой узами любви иного рода,
по самой сути своей ограничена своими собственными рамками
и не наполняет человека всего, целиком.
"Поэтому оставит муж отца своего и мать свою и
прилепится..." До каких пределов? Вплоть до того,
как Михаль, дочь царя Шауля. Михаль была дочерью царя-праведника,
горячо любившего ее, и была отдана в жены Давиду. Кто
он такой — мир тогда еще не знал. Представьте себе:
о Давиде распускаются порочащие его слухи, потому что
деяния его непостижимы и загадочны для окружающих, а
о праведности его не подозревает ни одна душа в мире,
и даже для Михали, жены его, непостижимы и таинственны
деяния его. Ее отец, царь Шауль жестоко преследует Давида,
жизнь которого постоянно висит на волоске. Никто не
берется предсказать, удастся ли Давиду остаться в живых,
— наоборот, для всех совершенно ясно, что в конце концов
он попадет в руки Шауля, и тогда ждет его неминуемая
гибель. Если Михаль попытается защитить Давида, в лучшем
случае ей удастся лишь на краткое время отвратить грозящую
ему опасность, о она навлечет на себя отцовский гнев,
который никогда не угаснет. Отец навсегда выгонит ее
из своего дома или умертвит и ее тоже. Если же она выдаст
мужа в руки отца — "преступник" будет наказан,
она же сохранит свою честь, свое великолепие, свое счастье
на долгие годы... И как поступила Михаль? Она спасла
Давида, потому что хоть на краткое время вырвать мужа
из рук смерти было дороже ей и собственной ее жизни,
и всего счастья и добра, которые обещали ей грядущие
дни. Ми -халь, дочь Шауля - символ истинной преданности
и идеальной верности.
Прислушаемся к словам, с которыми мудрецы Израиля,
знатоки человеческих душ, обращаются к нам с двой ным
предостережением: к мужу об уважении к жене и .. жене
об уважении к мужу.
Сказал раби Хелбо: Да будет муж всегда крайне осто-рожно
относиться к достоинству своей жены, потому что только
благодаря ей почиет благословение на его доме как сказано:
"...А Авраму сотворил добро ради нее", именно
это сказал Рава жителям Махозы: "Если хотите разбогатеть,
воздавайте почести своим женам" (Бава
мециа, 59а).
Сказал Рав: Всегда следует остерегаться, чтобы н причинить
жене боль или обиду, потому что глаза ее очень легко
наполняются слезами, и мужу постояннс грозит опасность
преступить эту заповедь Торы [ тогда его немедленно
наказывает за это Всевышний (Бава
мециа, 59а).
Рав Рахуми постоянно находился у Равы в Махозе изучая
Тору, но накануне Йом-Кипура обычно возвращался домой.
Как-то раз он так увлекся учением, что сидела его жена
и ждала:"Вот сейчас он придет... Вот сейчас он
придет...", а он так и не пришел. Сердце ее замерло,
и из глаз ее потекли слезы. В этот момент крыша дома,
на которой сидел рав Рахуми, надломилась под ним, он
упал и разбился насмерть (Ктубот,62б).
Обязан муж кормить, поить и наряжать свою жену, и давать
ей деньги для добрых дел, потому что в этом-то честь
ее и слава, что она будет оделять бедных по своему собственному
усмотрению (Ктубот, 48а).
Однажды мудрецы собирали пожертвования. Послали раби
Акиву и еще одного человека к сыну поставщика вина.
Только хотели они войти к нему в дом, как услышали голос
его ребенка, спрашивавшего отца: "А сегодня что
взять для тебя?" - и ответ того: "Цикорий,
и не сегодняшний, а вчерашний, что уже подвял и стоит
дешевле". Услышав это, повернули мудрецы и ушли.
На обратном пути, собрав пожертвования, сколько было
необходимо, шли они мимо и зашли к нему. Спросил он
их: "Что же вы сразу не пришли ко мне, как обычно?".
Ответили они: "Мы уже были у тебя и слышали то-то
и то-то". Сказал он: "Что делается между мной
и ребенком, вы знаете, но не то, что между мной и Творцом
моим; и все-таки идите и скажите жене — пусть даст вам
целую меру монет". Пошли они и передали ей это.
Спросила она: Как он сказал вам - просто "целую
меру", или "с верхом"?. Ответили они:
"Целую меру". Сказала она: Я дам вам "с
верхом": если он это имел в виду, значит я сделала
то, что он велел, а если нет, избыток я вычту из моей
ктубы. Когда узнал об этом муж ее, увеличил ей ктубу
вдвое
(Иерусалимский Талмуд, Псахим,
4).
Все обязанности мужа по отношению к жене в обеспечении
ее пропитанием, одеждой и украшениями, перечисленные
мудрецами, имеют в виду лишь человека бедного. Что касается
человека богатого, все должно быть в соответствии с
его богатством, [и не может сказать богач: "Хватит
с моей жены того, что есть у большинства дочерей Израиля"]
(Ктубот, 646).
Мужчина должен всегда одеваться хуже, чем позволяют
ему его средства, и одевать своих сыновей и дочерей
так, как только позволяют ему его средства, а жену свою
— сверх того, что позволяют ему его средства. И если
он увидит, что она идет по пути истинному, пусть полюбит
ее больше прежнего и пожалеет ее настолько, насколько
только он способен, потому что глаза ее постоянно обращены
на него, и глаза ее постоянно обращены на Всевышнего,
чтобы обеспечилось ему его пропитание. Для того-то женщина
и была сотворена из мужчины: чтобы быть костью от кости
его и плотью от плоти его, чтобы сердца их были воедино,
замыслы их были верными и между ними было полное согласие
(Светящая менора).
И еще сказали мудрецы: "Если жена твоя невысокого
роста, наклонись к ней и слушай слова ее". [Это
означает: пусть даже она во многом тебе уступает, ты
обязан уважать ее и выслушивать ее мнение.] (Бава мециа,
59а).
А вот что говорили мудрецы о том, как уважать своего
мужа:
Идеальная жена удовлетворяет все нужды своего мужа
по справедливости,
в надлежащей мере. Она— его помощник, берегущий достояние
его; она подсказывает ему верный совет и не вынуждает
его к излишним расходам. Она скромна и проворна в обслуживании
своего супруга и в делах, касающихся воспитания ее детей;
она всегда встречает мужа с выражением радости на лице
и старается развеселить его и изгнать из его сердца
грусть
и заботу. Когда он в гневе, она осторожна и деликатна
и умеет заметить и отличить проявления его любви к ней.
Она ненавидит то, что он ненавидит,
и любит то, что он любит. Она — надежный хранитель его
тайн и не открывает их даже своим отцу и матери. Она
чтит и уважает его родню и не хвалится перед ним своим
происхождением. Она изменяет своим привычкам
и усваивает обычаи своего супруга, и пусть даже он будет
полным ничтожеством, она никогда не выказывает к нему
пренебрежения. Она заботится о том, чтобы он ел вовремя
и готовит ему те яства, которые он любит. Подарки его
— безразлично, большие или малые — всегда ей дороги
и милы. Она внимательна и не болтлива, усердна в работе
по дому. Она всегда рада собственными руками сделать
то, что нужно ее супругу, не прибегая к помощи служанок.
Разговаривая с ним, она выказывает ему почет и уважение;
так Сара, матерь наша, называла АвраГама "господин
мой".
Она заботится о чистоте своих одежд, потому что в том-то
и состоит честь ее и слава, чтобы вызывать своим видом
уважение к ее супругу со стороны других людей. Если
в дом заходит гость или родственник мужа, она принимает
его с радостным выражением лица, и пойти на расходы,
большие, чем обычно, в честь гостей, ей мило: ведь тем
самым воздается почет ее супругу. И если она ведет себя
так, к ней относятся слова Писания: "Идеальная
жена — венец супруга своего" (Светящая менора).
Случилось однажды: одна женщина выдавала дочь замуж
и, ведя ее к дому жениха, сказала так: "Дочь моя,
стань перед супругом твоим, словно слуга перед своим
господином, и тогда супруг твой принизит себя и будет
тебе слугой, и будет служить тебе, словно своей госпоже.
Но если же ты попытаешься возвыситься над ним, то он
возвысит себя над тобою, и будет он твоим господином,
а ты будешь ему служанкой. И очень берегись, чтобы супруг
твой не нашел в тебе чего-то зазорного, отврати: тельного
или уродливого уже с самой юности твоей, и не полагайся
на то, что ты прекрасна и желанна ему! Потому что если
уже сейчас, пока ты еще совсем молода, ты повредишь
его любви к тебе, никогда в жизни не сможешь снова заслужить
его благоволение, и тогда лучше уж было бы нам с тобой
обеим погибнуть, когда я тебя рожала, но не дожить до
такой беды!" (Светящая менора).
Неужели это и вправду так серьезно? Да! Ведь все это
— и любовь, и пылкость чувств, и богатство, и красота,
и благородство происхождения — так хрупко, так непрочно...
Все это так преходяще, и даже память об этом не сохраняется
в сердце... Но вот что действительно надежно и прочно,
и остается нерушимым навечно: это то уважение и честь,
которые муж выказывает жене, а жена -мужу. Все в жизни
может перемениться, но супруги останутся связанными
истинными узами постоянной любви, и связь их друг с
другом будет крепнуть.
|