Йоси сын Йоханана, муж иерусалимский, говорит: "Да
будет дом твой открыт для всех, и да будут бедняки домочадцами
твоими... " (Авот, 1).
Первый, кто был назван "отцом множества народов"
и стал отцом народа Израиля, избранника среди всех народов,
— АвраГам, праотец наш — был воплощением доброты. Все
его деяния, все его отношения с людьми были проникнуты
милостью и добротой. Доброта Аврагама была обращена
на всех. То была доброта во имя доброты, без примеси
чего бы то ни было другого. Жители Сдома были "очень
дурными и грешными к Б-гу", а Аврагам вымаливал
на них жалость Всевышнего. Более того: шатры его были
раскинуты вблизи Сдома и Аморы, Аврагам всегда готов
был принять проходящих мимо путников, чтобы оказать
милость и благо даже этим злодеям и грешникам! Аврагам,
праотец наш, не твориллюдям добра ради того, чтобы обратить
их сердца ко Всевышнему, но чтобы выказать им доброе
отношение, и привлекал их под крылья Шхины для того,
чтобы делать им еще больше благодеяний. Потому что для
тех, кто создан "по образу и подобию" Всевышнего,
нет большего блага, чем быть приведенными издалека и
укрытыми под сенью крыльев Шхины. Поэтому, когда Аврагаму
встречались люди, которым он мог дать благо полное,
максимальное — облагодетельствовать и тело их, и душу,
он делал это: кормил, поил и исцелял их тело, а затем
обучал их мудрости, разумению и знанию Всевышнего, оживляя
тем самым и их душу. Когда же в его дом приходили люди
низкие, погрязшие в идолопоклонстве и преступлениях,
не способные воспринять все благо полностью, Аврагам
не пренебрегал возможностью сделать и малое благо: он
кормил и поил только тело их, хотя душа при этом оставалась
такой же нищей и пустой, как и прежде. Итак, мы видим,
что Аврагам, праотец наш, первый из праотцев нашего
народа, начинал строить свой мир и мир своих потомков
с проявления милости и доброты. Значит — доброта стала
началом и первоосновой Израиля.
Прекрасный обычай был в стародавние времена у евреев,
достойных потомков нашего праотца АвраГама: когда они
устраивали свадебный пир ради своих сыновей и дочерей,
прежде всего они устраивали специальный пир для бедных.
Этим они хотели сказать, что всякая радость начинается
с того, чтобы порадовать бедняков. Каждый новый дом,
строящийся в Израиле, должен быть построен на фундаменте
доброты. Своим детям, вступающим в брачный союз, они
говорили так: сегодня мы, ваши родители, устраиваем
для вас свадебный пир и прежде всего приглашаем на него
гостей-бедняков. Завтра же, когда дом ваш будет уже
построен, и ваши трапезы и пиры вы будете устраивать
сами, вспомните наш урок и поступайте как мы: приводите
гостей к вашему столу и радушно встречайте их, и тогда
ваши трапезы будут по-настоящему для вас отрадны. Потому
что начало строительства дома каждого человека — это
доброта.
А когда дом уже построен, то не запирайся в нем* на
семь замков и пусть дом твой будет открыт для всех!
Мудрецы твоего города хотят сделать его постоянным местом
своих собраний для обсуждения городских нужд, благополучия
его обитателей, для умножения мудрости и знаний — открой
для них двери твоего дома, и пусть войдут они в ворота
твои! Это нужно для всех, для всего общества. Твои родные
и друзья приходят к тебе, чтобы поделиться с тобой своей
радостью или чтобы принять участие в твоей радости —
пусть будет дом твой открыт для них! Это тоже украшение
жизни. Собиратели пожертвований, которые обходят дома
и собирают средства для бедных и нуждающихся, идут к
тебе — да будет твой дом открыт для них! Это тоже всеобщее
благо. Любое дело, от которого кому-нибудь станет лучше
— безразлично, отдельному человеку или обществу, бедняку
или богачу, должно иметь отношение к твоему дому. Потому
что, как говорит Тора, "человек - древо полевое",
и, хотя определено постоянное место каждой ветви, она
живет не своей изолированной жизнью, но жизнью всего
дерева в целом, и если одна ветвь погибнет — это предостережение,
что и остальным ветвям грозит опасность. И наоборот:
когда всем ветвям хорошо и просторно, хорошо и просторно
каждой отдельной ветви.
Однако если в твой дом хотят придти злодеи и преступники,
чтобы вместе обдумать коварные планы — как причинить
зло, как навредить людям, как их обмануть и ограбить,
какие сумасбродства и шалости натворить и наполнить
мир позором — пусть дом твой для них будет закрыт!
Сказали мудрецы наши: "...И да будут бедняки домочадцами
твоими". Именно "домочадцами твоими".
Это -значит, что ты должен заботиться о них как о членах
твоей семьи. Как ты постоянно думаешь и заботишься о
своих близких, так ты должен думать и заботиться о бедняках,
ведь они твои домочадцы. И еще сказали мудрецы: "Больше,
чем хозяин дома делает бедняку, бедняк делает хозяину
дома". Ради твоего собственного блага, ради блага
твоего дома дана тебе эта заповедь, ибо для этого благословит
тебя Всевышний!
Заповедь о гостеприимстве относится не только к бедным,
но в такой же степени и к богатым. Например, человек
оказывается в незнакомом месте, и даже если у него достаточно
денег, но он не знает, где можно быстро найти пищу и
ночлег, то он ощущает себя последним нищим. Он не привык
есть среди большого количества людей и ночевать в гостинице,
куда лучше он чувствует себя среди близких ему людей,
относящихся к нему как к члену своей семьи. Если оказался
такой гость в твоем доме, накорми, напои его, постели
ему постель, и получишь за это не меньшую награду, чем
за прием бедняка, потому что и этот человек сейчас бедняк,
раз нет у него того, что ему необходимо.
Нет двух одинаковых людей, и у каждого свои вкусы:
одни предпочитают есть только в окружении близких, другие,
наоборот, в таких местах, где их никто не знает; одному
хорошо в его семье, а другому среди друзей, не связанных
с ним узами родства... Поэтому человек, желающий исполнить
заповедь гостеприимства должен прежде всего думать о
благе гостей, а никак не о собственной выгоде или почестях.
Сказали мудрецы: "Не следует уговаривать товарища
разделить с тобою трапезу, зная наверняка, что он откажется"
(Хулин, 94а). Кроме того, что ты ставишь его своей докучливостью
в неприятное положение, ты еще обязываешь его быть благодарным
тебе за благодеяние, заведомо для него неприемлемое.
Также не следует ставить на стол перед гостем множество
различных кушаний и большими порциями, настойчиво предлагая
ему их. Так вести себя можно лишь в том случае, если
тебе точно известно, что он любит эти блюда, но, стыдясь
этого, не притронется к ним без твоих настоятельных
уговоров. А если ты не знаешь этого заранее, лучше просто
сказать ему: стол накрыт перед тобою — ешь, сколько
ты хочешь, и все, что ты хочешь, и знай, что каждый
твой глоток — моя радость и мое удовольствие.
Запомни главное: заповедь гостеприимства дана тебе
для того, чтобы ты исполнял ее с любым гостем, безразлично,
бедняком или богачом — ради блага и пользы самого гостя,
а не ради твоего собственного удовольствия, почета и
т.п.
Несмотря на то, что среди бедняков встречаются обманщики,
которые ни в чем не нуждаются, но все-таки ходят с протянутой
рукой, тем не менее, каждому, кто протягивает руку,
дают. Человек не может заглянуть в чужое сердце и узнать
чужие думы, чтобы распознать, кто действительно беден,
а кто — обманщик. А если он вздумает заняться такой
проверкой, то может ошибиться, прогнать бедняка и приблизить
к себе жулика. Поэтому все просящие должны быть в твоих
глазах равными: словно все они - бедняки, забота о пропитании
и чести которых возложена на тебя.
И еще сказали об этом мудрецы: будем благодарны обманщикам,
потому что если бы не они, как бы мы выполнили наш долг
в отношении бедных? Потому что сколько бы человек ни
давал бедным, всегда есть возможность подозревать, что
он обязан дать еще больше. А обманщики дают нам возможность
освободиться от этой обязанности, дав немногое. Стало
быть даже когда к тебе обращается обманщик, недостойный
оказания помощи, ты обязан уважать его достоинство и
не отпускать от себя с пустыми руками.
Тем более нельзя унижать бедняка, укоряя и стыдя его
за то, что он живет подаяниями и не идет работать. Ведь
никто не может проникнуть в тайны своего ближнего: может
быть, этот человек только с виду кажется здоровым и
крепким, а на самом деле не в состоянии работать. Но
даже в том случае, когда доподлинно известно, что этот
человек здоров, но просто не желает работать, потому
что жить подаяниями ему удобнее, его нельзя презирать
и позорить. Поступающий так, совершает грех, в конечном
счете причиняя зло самому себе.
"Вот встретились богач и бедный: обоих создал
Б-г" (Мишлей, 22:2).
"Богач" - это человек имущий, "бедный"
— человек неимущий. Встали вместе бедняк и богач, сказал
бедняк богачу: "Дай мне то, что заповедала Тора!".
Если тот ничего не дал ему, то "обоих создал Б-г".
Иными словами, Тот, Кто одного из них сделал бедным,
может сделать его богачом, и Тот, Кто другого из них
сделал богатым, может превратить в бедняка. Сказал богач
этому бедняку: "Почему ты не идешь работать, чтобы
кормиться трудом своим?" Ответил ему Святой, благословен
Он: "Мало тебе того, что не дал ему ничего своего
— так еще то, что Я дал ему, ты хочешь сглазить! Раз
так — про тебя говорю: "И родит он сына — и нет
в руке его ничего" (Когелет,
5:13). Ничего из того, что есть у тебя, ты не
оставишь своему сыну после тебя"
(Вайикра раба, 34, и Мидраш Когелет,
5).
Сказал рав Йегуда: Велико гостеприимство более, чем
откровение Шхины, как сказано: "Господи, коль нашел
я благословение в глазах Твоих, не отойди, пожалуйста,
от раба Твоего". [То есть АвраГам просил самого
Всевышнего подождать, пока он примет и обслужит гостей]
(Шабат, 127а).
1. Подаяния бедным, которые должны соответствовать
потребностям бедняка и возможностям дающего — это заповедь
Торы, как сказано: "Открой, открой свою руку ему",
и еще: "И будь он чужак или чужеземец — пусть живет
с тобою", и сказано еще: "И да живет брат
твой с тобою".
2. Каждый, кто видит бедняка, отворачивается от него
и ничего не подает ему, преступает запрет Торы, как
сказано: "Не ожесточай твоего сердца и не замыкай
руки перед братом твоим бедняком". Но если он подозревает,
что перед ним не бедняк, а обманщик, он не преступает
заповеди.
3. Ты обязан дать бедному то, чего ему не хватает.
Если у него нет одежды, надо одеть его; если ему не
хватает в доме каких-нибудь вещей, надо купить их, если
он не женат, надо женить его, а если это женщина, то
надо выдать ее замуж.
4. Если незнакомый человек, похожий на бедняка, говорит:
'Я голоден, накормите меня!" — его следует немедленно
накормить, не задаваясь вопросом, правда это или нет.
Если он наг и говорит: "Оденьте меня!" — в
этом случае проверяют, действительно ли он нуждается,
или, может быть, он обманщик. Но если знают, что он
нуждается в одежде, следует немедленно одеть его так,
как ему полагается по достоинству, без всяких проверок.
5. Бедняку, побирающемуся у дверей, не дают крупных
подаяний, но мелкие подаяния дают. Нельзя отпускать
просящего с пустыми руками, пусть даже ты даешь ему
лишь малую толику съестного, как сказано: "Да не
вернется назад страдалец пристыженным".
6. Женщину следует накормить, дать ей одежду или спасти
из плена раньше, чем мужчину.
7. Заповедь о помощи бедным мы обязаны исполнять более
тщательно, чем все остальные заповеди, потому что это
свидетельство нашей принадлежности к праведному потомству
Аврагама, праотца нашего, как Сам Всевышний говорит
о нем: "Ибо познал Я его, что заповедает он детям
своим проявлять милосердие". Лишь благодаря милосердию
и бескорыстной помощи сохраняется истинная вера и готовится
наше грядущее избавление, как сказано: "Сион искупится
правосудием, а возвращающиеся в него — милосердием".
8. Никогда человек не беднеет от того, что помогает
бедным, и вообще ничего дурного, ничего вредного не
может произойти с человеком из-за того, что он давал
подаяние, ибо сказано: "И будет делом милосердия
мир". Всевышний жалеет того, кто жалеет других,
как сказано: "И даст тебе жалость, и сжалится над
тобой, и умножит тебя". Поведение жестокого человека
заставляет нас сомневаться в том, действительно ли он
принадлежит к потомству Израиля, потому что жестокость
присуща неевреям, как сказано: "Жестоки они и не
пожалеют". Весь же Израиль - вместе с примкнувшими
к нему - словно родные братья, Как сказано: "Сыновья
вы Б-гу вашему Всесильному", и если брат не сжалится
над братом, то кто же над ним сжалится? И на кого евреи-бедняки
могут смотреть с надеждой? Конечно же не на неевреев,
ненавидящих и преследующих их!
9. Каждый, кто отворачивается от просящего подаяние,
называется "негодяй" так же, как язычник и
идолопоклонник, и еще он называется "нечестивец"
и "греховодник". Всевышний же всегда готов
прийти на помощь бедным, как сказано: "Ты слышишь
вопль бедняков". Поэтому следует быть очень осмотрительным
с бедными, ибо Всевышний поклялся им, что будет всегда
слышать их голос, как сказано: "И будет: коль возопит
он ко Мне
— Я услышу, ибо Я отзывчив".
Сказал раби Авин: Вот, бедняк стоит у порога твоего
дома, а Святой, благословен Он, стоит по правую руку
его, как сказано: "... Встанет по правую руку от
нищего". Если ты подал ему, знай: Святой, благословен
Он, вознаграждает тебя за это, если ты не подал ему,
взыщет с тебя
(Вайикра раба, 34).
Накормивший бедняка выше того, кто дал ему денег. Этот
— сам, собственноручно облагодетельствовал, а тот— своим
достоянием. От этого бедняку немедленная польза, а от
того лишь спустя время, пока бедняк не пойдет и не купит
на его деньги то, в чем он нуждается. Когда Эзра-писец
вернулся в Страну Израиля из Вавилона и привел с собой
первых возвращенцев, он установил для них некоторые
новые правила, и передавая им во владение — вторично
— Землю Израиля, поставил им условие, что они будут
эти правила соблюдать. Десять установлений дал Эзра
Израилю, и вот одно из них: "Хлеб [на всю неделю]
будет печься накануне субботы, чтобы бедные всегда могли
получить кусок хлеба"
(Иерусалимский Талмуд, Мегила,
4).
Сын мой, будь старательным в выказывании уважения к
бедному, и если тебе нечего подать ему, утешь его словами,
скажи ему: "Душу мою заложу я за тебя, только нечего
мне тебе дать!" А когда будешь одаривать его, делай
это скрыто, но не публично; корми же и пои его в твоем
доме, и когда он ест, не смотри на него слишком пристально,
отводи от него твои глаза, потому что душа его страждет
и трепещет над едой и потому он ест жадно и поспешно,
а тот, кто глядит на него, его смущает (Завещание
раби Элиэзера Великого сыну, 26).
Раби ЙеГошуа сказал: "Приходит к тебе бедняк утром
— подай ему.
Приходит вечером — подай ему. Ведь тебе неизвестно,
которое из них Всевышний запишет на тебя [то есть, тебе
неизвестно, которое из подаяний действительно необходимо
бедняку, чтобы обеспечить его пропитанием], а если оба
— что может быть лучше!" (Брейшит
раба, 61).
Шамай говорит: "Принимай каждого человека с приветливым
и радостным лицом". Что это означает? Шамай учит,
что если кто-нибудь одарил своего товарища всевозможными
дарами, но лицо его при этом было угрюмо, а глаза смотрели
на землю, это равносильно тому, что он ему не дал ничего.
Однако, если человек принимает своего товарища с приветливым
и радостным выражением на лице, то даже если он ничего
ему при этом не дает, это все равно, как если бы он
одарил его всеми возможными на свете добрыми дарами
(Авот, 1; Авот дераби Натан, 8).
Не смотри на бедняка зло, когда даешь ему твое подаяние
[ даже если ты зол и раздражен по какой-то другой причине,
ты обязан, стоя перед бедняком, просветлить твое лицо],
чтобы ему не показалось, будто ты даешь против воли
(Рамбам, Законы о подаяниях бедным).
Так писал рабейну Иона: Когда в дом приходят гости,
принимать их следует с выражением приветливости и радости
на лице, и сразу же, как только они войдут в дом, пригласить
их за стол, потому что, случается, приходит бедняк,
который еще ничего не ел, а попросить поесть стыдится.
И пищу подавать им следует с улыбкой, даже если сердце
твое полно забот и грусти, перед лицом гостей следует
все это изгнать из сердца, и говорить им слова радости
и утешения, и укреплять их дух. Даже если будут у хозяина
тысяча слуг, пусть сам потрудится обслужить гостей,
стоя перед ними, потому что кто более велик, чем АвраГам,
а он собственноручно обслуживал ангелов, пришедших к
нему в гости [хотя они и выглядели, словно путники-арабы].
Учили мудрецы наши: любящий соседей своих, и приближающий
к себе своих родственников, и берущий в жены дочь своей
сестры, и одалживающий бедному в трудную минуту
- вот о ком говорит Писание: "Коль увидишь нагого
и укроешь его, и от плоти твоей не отвернешься... тогда
воззовешь, и Б-г ответит, возопишь
- и Он скажет: Вот Я!" (Йевамот,
626-6 За).
Обеспечить пропитание бедных — это великая заповедь,
однако нельзя выполнять ее за счет своих нуждающихся
родных, членов семьи или соседей. Прежде всего человек
обязан обеспечить своих родственников и соседей, а потом
только заниматься нуждами других бедняков. В книге "Светящая
менора" говорится:
"И бедняков удрученных в дом приведи". Это
значит, что если у человека в доме есть пища, и он хочет
накормить ею других, он должен сначала накормить отца
и мать своих, если останется - братьев и сестер, если
останется -своих ближайших соседей, если останется —
тех, кто живет в его переулке. Начиная отсюда и далее
он может умножать свои благодеяния с другими евреями.
Человек, который стыдится своих бедных родственников
и потому не приглашает их к себе в минуту радости, даже
если он потратит на подаяния целое состояние, все равно
он бессердечный скупец, и все его дела, в том числе
и благодеяния, доказывают это. Нет ничего более ненавистного
Всевышнему и людям, чем скупость!
Однако почему Всевышними, любящий бедняков, не может
из Своей руки, широкой и щедрой, в мгновение ока обеспечить
пропитанием всех нуждающихся? Почему Он возложил на
богатых обязанность поддерживать бедных? Дело в том,
что бедняк должен очиститься от своих грехов, а богатому
не хватает заслуг в совершении заповедей и Б-жьего милосердия.
Поэтому Всевышний сводит их вместе. Бедняк протягивает
к богатому руку — и в тот же миг очищается от грехов,
потому что он оказывается вынужденным обращаться за
помощью к другим людям, а про такого сказали наши мудрецы,
что меняет лицо его свою окраску из-за испытываемого
им унижения; богачу становится его жалко, и он дает
ему подаяние — в жалости и милосердии — и Всевышний
немедленно тоже преисполняется жалости к этому богачу.
Получается, что в этом деле оба оказываются в выигрыше
— и бедняк, и богач.
Впрочем, разве можно узнать, из каких побуждений человек
совершает добрые дела: доброе ли его сердце тому причиной,
или нечто другое? Это становится ясно из его отношения
к родственникам. Если действительно сердце его полно
жалости и сострадания, то при виде страданий его родных
это проявляется всего быстрей — ведь родные, это же
его собственная плоть и кровь, и, естественно, он должен
любить и жалеть их так, как отец любит и жалеет сына.
Если сердце человека полно сострадания к товарищу, он
не должен стыдиться его близости и избегать встречи
с ним, но, наоборот, обязан выразить ему свою дружбу
и приблизить к себе при каждой возможности. Видел ли
кто-нибудь отца, любящего и жалеющего своего хорошего
и честного сына и прогоняющего его из-за стыда, что
их увидят вместе?!
Человек, который дает бедным подаяние, сгорая от стыда,
полный отвращения к бедняку, которого благодетельствует,
даже если это его собственный родственник, в действительности
не имеет жалости в сердце. Его сердце полно спеси и
высокомерия: кто еще так богат, как он! Потому бедняк,
по бедности его, низок и презренен в глазах богача,
и тот хлеб, что он дает, ставит его над бедняком еще
выше, а бедняк выглядит еще более пристыженным, еще
более смиренным и должен держаться на еще большей дистанции
от богача. Этот богач скуп и завистлив, он заинтересован
в том, чтобы бедняк оставался бедняком, и пропитание
его было бы отдано в его руки. Он не хочет укрепить
положение бедняка, спасти от нужды, поставить на ноги
и сделать подобно себе уважаемым человеком. Он жесток
и бессердечен, потому что даже свою плоть и кровь не
жалеет, не хочет спасти от позора и бесчестия, но, наоборот,
еще больше позорит их и унижает!
Такой человек скуп и жесток, его добрые дела не помогут
ему завоевать симпатию и уважение других людей! Даже
если льстят ему в глаза, те же самые льстецы презирают
и ненавидят его в глубине души, потому что как бы ни
рядился он в любовь и милосердие, все знают его настоящую
натуру. Скряг все ненавидят, в особенности когда те
притворяются человеколюбивыми и сострадательными, а
в сердце их человеконенавистничество и злоба.
"Птицы — и те узнают скупца" (Сота,
386): напрасно ты расстилаешь тенета и кладешь
хлеб в них, чтобы приманить и уловить пернатых. Они
улетят прочь, не обратив внимания на угощение, предложенное
скупцом. Отсюда каждый может извлечь мораль: человек,
который обеднел и вынужден прибегать к чужой помощи,
если похож он на пернатых крылатых и есть в нем еще
силы подняться выше своих бед, выше своей нужды, не
прибегнет к помощи скупца, не будет просить у него ничего
и не попадет в расставленные им сети!
И сказал еще раби ЙеГошуа бен Леви: Каждый, кто получает
благо от скупца, преступает заповедь, ибо сказано: "Не
ешь за столом скупого и не жаждай яств его" (Мишлей,
23:6). Рав Нахман бар Ицхак сказал: Такой человек
преступает две заповеди, ибо сказано: "Не ешь за
столом скупого..." И сказал раби Йегошуа бен Леви:
Обезглавленную телицу приносят только из-за скупцов.
"Обезглавленная телица" - это особая жертва,
которую приносили в том случае, если находили труп человека,
неизвестно кем убитого. А ведь человек, который теперь
лежит мертвым на дороге, вышел из города, и жители города,
по скупости своей, не обратили на него достаточно внимания
и отпустили его без еды, без питья и без сопровождения.
Если бы они вели себя иначе, он не умер бы по дороге,
и в искупление его смерти не обезглавили бы телицу...
Отсюда мы видим, что нет ничего более ненавистного
и Б-гу, и людям, чем скупость. Это качество обнаруживается
в человеке при его отношении к родным и близким. Если
сразу же пробуждается в нем жалость к родственникам,
значит у него сердце доброе, и да придет на него благословение!
Но если не пробуждается в нем жалость к родственникам,
даже если при этом он жалеет других, далеких, то нет
ему другого имени, кроме как "жестокий и бессердечный".
Так же как каждый человек относится к своим родным,
он должен относиться и к соседям, и интересы его соседей
должны стоять выше интересов всех остальных людей.
Его обязанности по отношению к соседям превышают обязанности
по отношению к остальным людям, и каждый, кто хорошо
относится к своим соседям, оберегает себя от участия
в раздорах. Надо первым здороваться с соседями, смотреть
на них дружелюбно и стараться завязать с ними узы дружбы,
знать их беды и помогать им. Точно так же, как всякому
человеку дорог его дом более всех домов на свете, так
ближайшие соседи должны быть дороже тех, кто живет вдалеке.
Однажды раби Ханина бен Доса увидел льва и сказал ему:
"О, царь слабосильный! Не заклял ли я тебя, чтобы
больше не видели тебя в Стране Израиля?" Лев тут
же пустился наутек, а раби Ханина за ним, крича: "'Виноват,
виноват я, назвав тебя "слабосильным" - ведь
Тот, Кто сотворил тебя, назвал тебя "богатырь"
- как сказано: "Лев, богатырь средь животных"
(Мидраш Танхума, Вайигаш).
Тора запрещает причинять бесполезное страдание любому
животному. Однако убийство животного не считается причинением
ему бесполезного страдания: животных, которые годятся
в пищу, убивают ради пищи, а вредных животных убивают,
чтобы предотвратить ущерб, который они могут нанести.
Ведь всякую скотину неизбежно в конце концов зарежут,
и всякий зверь в конце концов все равно умрет. Сокращение
дней жизни животного не причиняет ему ущерба, а вот
причинять ему страдания без особой к тому нужды запрещено.
Нельзя обижать и унижать животное, изменять его внешний
вид -тот вид, в котором создал его Творец, потому что
Творец создал все ради Своей славы и чести, и Он дорожит
честью Своих созданий.
Надо быть очень осторожным и тщательно исполнять этот
строгий запрет Торы. Нельзя причинять страдание никакому
животному - ни домашнему, ни дикому, ни большому, ни
маленькому, даже мухе на стене. Все живые существа равны
относительно этой заповеди. Когда мучают живое существо
для собственного развлечения* или любой другой запретной
цели, то преступают запрет Торы, а в сердце поселяют
жестокость, и в мире становится больше страдания, и
люди отвращают от себя Б-жьи жалость и милосердие.
Особенно следует быть осторожным в отношении тех животных,
которые находятся в доме человека для его удовольствия
или для нужд — будь это скотина, зверь или птица. Еврейский
дом должен быть обителью милосердия, а не камерой пыток!
Наши мудрецы неоднократно предостерегали нас от причинения
страдания живым существам, которых мы держим в своем
доме:
Человек может взять к себе скотину, зверя или птицу
лишь только в том случае, если он уже заготовил для
них пищу
(Иерусалимский Талмуд, Ктубот,
4).
Сказал рав ЙеГуда: Так говорил Рав: Нельзя человеку
есть самому прежде, чем он даст еду своей скотине, ибо
сказано: "И дам Я траву на поле и лишь потом: "...
и будешь есть, и насыщаться" (Брахот,
40а).
|