Мы помещаем здесь выдержки из выступления Рабби Иосифа Ицхака Шнеерсона в
5701 году (1941 г.). Вы увидите, что оно ничуть не потеряло актуальности и
кажется обращенным к нынешним эмигрантам из России.
3392 год от сотворения мира – пора вавилонского изгнания нашего народа. Более
полувека назад был разрушен Святой Храм, и евреи оказались оторванными от Святой
родины, где могли видеть чудеса Храма и слышать речи пророков. Теперь они
разбросаны и рассеяны по многим странам. В одних – к евреям относятся плохо, в
других – уважают за достоинства и прилежную деятельность на благо государства.
Их очень много и в странах, находящихся под властью царя Ахашвероша.По натуре
своей Ахашверош был человеком легкомысленным и гордым. Он полагал себя
наимудрейшим из людей, был вспыльчивым, мгновенно приходил в ярость. В нем
сочеталось доброе и злое, ум и глупость. Наши мудрецы характеризуют его в
Талмуде[58] следующим образом: «Это был прозорливый царь...
Это был тупой царь...»
Во времена предшественника Ахашвероша, а также в начале правления этого царя
евреи Персидской империи жили благополучно и даже зажиточно.
Постепенно, по разным причинам, они отошли от Торы и заповедей. Суббота стала
будничной, кошерность – менее строгой, семейная жизнь, чистота семьи –
огрубела.
В поисках роскоши евреи забыли свою исключительность и зажили беспечной,
праздной жизнью, «как все народы».
Напрасно внушали им Мордехай-иудей и пророк Малахи, что от гнева Всевышнего
не спасают покровительство влиятельных или богатство. Сердца соплеменников
оставались глухими.
Одним из приближенных и советников Ахашвероша стал Аман сын Амдата – бывший
парикмахер при бане. Честолюбивый, гордый и лживый, он хитростью и обманом
вкрался в окружение царя.
Вернувшись в столицу Персии, город Шушан, после победоносных сражений,
Ахашверош устроил пиршества для своих подданных. Были приглашены и евреи. "
Продолжительные пиры с трефной пищей и дикими вакханалиями усилили
нравственное разложение в еврейской среде. По предсказаниям пророков,
приближалось время освобождения из вавилонского плена, но евреи и слышать о том
не хотели. Они были опьянены царскими почестями и «свободной» жизнью: без
субботы, миквы, тефиллин. Они дерзко отвергали добрые советы, с пренебрежением
относились к ученым, Торе и раввинам, даже осыпали их издевательскими
насмешками...
Пока богатая еврейская знать все больше ассимилировалась, Мордехай с группой
верных ему людей воспитывал поколение евреев, изучающих Тору и соблюдающих ее
заповеди. Он основал школы, где преданные еврейству учителя воспитывали в своих
учениках веру в Творца, любовь к Торе и самоотверженность во имя еврейства.
Тем временем Аман проворно продвигался по служебной лестнице, используя для
этого любые средства. В конце концов царь сделал его первым министром и повелел,
чтобы ему кланялись все, включая самых знатных вельмож. Наконец-то честолюбие
коварного агагянина было удовлетворено...
Исконное имя, указывающее на происхождение нашего народа, – «еврей»,
поскольку сказано[59] : «пришел беглец и рассказал Аврааму-еврею».
Имя
«еврей» свидетельствует, что весь еврейский народ – потомки праотца Авраама.
Праотец Авраам был первым, кто, подвергая себя опасности, учил людей, что Б-г
есть Творец вселенной, и пояснял, как следует служить Ему. Поэтому титул «еврей»
– это «венец доброго имени»; в нем выражается присущая евреям самоотверженность
в исполнении и соблюдении Торы и ее заповедей в любое время и при любых
обстоятельствах.
В течение многих поколений евреи, мужчины и женщины, стар и млад, соблюдали
заветы Торы. Но наступила эпоха иудейских и израильских царей; при некоторых из
них соблюдение Торы и Мицвот ослабело, и тысячелетне преданный Торе «еврей»
начал приобретать иное лицо.
Частично этот титул – «еврей» – стал обозначать принадлежность к
самостоятельной нации, приобрел политическую окраску.
С того дня, как потомки Авраама, Ицхака и Яакова обрели возвышенное имя
«еврей», они были «народом Б-га». Весь мир, даже злейшие враги евреев
амалекитяне, знал, что потомки Авраама – избранный Б-гом народ. Но появился
«политический еврей». Он породил политиканов, которые полностью отмежевались от
учения Торы и провозгласили, что евреи такой же народ, как и все.
Верные Торе
евреи вынуждены были с болью в сердце отказаться от оскверненного имени «еврей»
и стали называть себя «иудеями».
Злодей Аман имел множество знакомых среди «политических евреев» и часто
пировал вместе с ними. Однако, он никогда не замечал в них ничего еврейского и
даже не знал, что между собой они говорят на иврит. «Политические евреи», как и
персы, раболепствовали и падали ниц перед злодеем; и не особенно беспокоила их
кампания против еврейской религии, которую начал проводить со временем
всесильный царский министр.
Аман никак не мог понять, почему Мордехай так отличается от других евреев.
Ведь и Мордехай был политическим деятелем, знатоком многих языков и часто
встречался с высшими лицами государства. Но, в конце концов, Аман выяснил, в чем
дело: он узнал, что Мордехай – «иудей», и понял разницу между «евреем» и
«иудеем».
Только тогда он обратил внимание, что Мордехай не встает перед ним и не
трепещет при виде его. Питая к «политическим евреям» лучшие дружеские чувства,
Аман воспылал к истинному «иудею» злейшей ненавистью. Почести бывают двоякими:
из уважения или страха. Амана не столько задело отсутствие в Мордехае уважения к
нему, сколько полное отсутствие страха перед человеком, которого царь наделил
неограниченной властью над своими подданными.
И тогда воспылало лютой злобой
жестокое сердце Амана: «Уничтожить, убить, погубить всех иудеев!»
Если Аман все же проводил грань между «евреем» и «иудеем», то для его
последователей такой грани не существовало. Они ненавидели и преследовали
ассимилировавшихся евреев так же азартно, как и иудеев. Их гнали с позором со
всех занимаемых ими высоких должностей, отбирали у них капиталы, оплевывали и
изгоняли. Им напоминали, о чем они прежде стремились забыть – их еврейское
происхождение. То была пора несчастья для всех потомков Авраама – без различия
между евреем и иудеем.
Но именно в это тяжелое время Мордехай занялся воспитанием еврейских детей.
Только в столице Персии, Шушане, он привлек к занятиям 24 тысячи детей, которые
учили Тору, исполняли ее заповеди и гордились тем, что они иудеи.
Однажды, когда Мордехай обучал детей законам о жертвоприношениях в Храме, он
вдруг заметил приблизившегося Амана. Евреи, жившие в советской России, могут
представить себе чувства меламеда, который обнаружил, что в тщательно скрываемый
от властей Хедер вдруг зашел «кнепл»[60]...
Мордехай сказал ученикам: «Разбегайтесь, спасайтесь от рук злодея!» Дети
ответили: «С тобой мы на жизнь и на смерть!» Мужчин и женщин, старых и молодых,
охватил в те дни порыв самоотверженности. Евреи были готовы отдать жизнь, быть
убитыми, зарезанными, сожженными за соблюдение субботы, кошерности, чистоты
семьи, тефиллин...
Крепкая решимость иудеев пробудила и в сердцах ассимилированных евреев ту
искорку, которая никогда не затухает в еврейском сердце. Многие оставили ложный
идеал «еврей без Б-га и Торы» и возвратились к истинному еврейству...
Сейчас положение евреев во многом напоминает те времена. Есть аманы и
ассимилированные «политические евреи». Есть у нас, слава Б-гу, и иудеи. И в еще
большей мере, чем прежде, страдаем мы сейчас от того, что не прислушиваются к
людям Торы.
Можно встретить немало евреев, утверждающих, например, что они не признают
института миквы. Это поистине беспримерная наглость: ничего не понимающие в Торе
люди позволяют себе судить о таких серьезных вопросах Учения.
Если бы они позволили себе подобное в какой-либо из естественных наук,
которую не изучали основательно, их наверняка бы сочли ненормальными.
Вы говорите, что не верите в необходимость миквы? Простите, но я должен
заявить во всеуслышание: то, что вы говорите, – ложь! Вы верите в это и в другие
заветы Торы, как все евреи. И ваши слова – отговорка, беспочвенное
отрицание.
Чистая вера в Творца, Тору и ее заветы есть в каждом сыне и каждой дочери
Израиля. И В ВАС ТОЖЕ!
Когда ребенку, не дай Б-г, нездоровится, вы мчитесь в синагогу, чтобы
произнесли за него «Ми шебейрах»[61], и кричите: «Рибоно шел олам![62]Смилостивься и пошли исцеление нашему ребенку!» Ваша боль, ваши слезы
раздирают душу. Из любви к ближнему нельзя не разделить ваше горе. Но как вы
можете просить Творца, если не хотите учить детей Его Торе и не признаете Его
заветов: о семейной чистоте, субботе, кошерности, тефиллин... Вы сами губите
ваших детей!
То, что я сейчас скажу вам, хотя и основано на моих сорокалетних жизненных
наблюдениях, едва ли будет для вас откровением. Я всего лишь хочу обратить на
это ваше внимание.
На протяжении сорока с лишним лет мне приходилось встречаться в различных
обстоятельствах и вступать в тесный контакт с очень разными по мировоззрению
евреями: от крайнего буржуа до рабочего лидера-экстремиста, от педантично
Б-гобоязненного до ветреного из ветреных, от глубоко верующего до атеиста. И в
каждом из них я отмечал союз праотцов, заключенный Б-гом.
Вот, к примеру, штрих,
на первый взгляд совсем незначительный, на который, однако, уверен, многие
обращали внимание: во время разговора с самым яростным атеистом достаточно как
бы между прочим перевести разговор на его родителей, и атеист вдруг начинает
возбужденно и гордо вспоминать, что он сын, внук, правнук или хотя бы племянник
раввина или автора известной религиозной книги, жившего в таком-то
местечке...
Надо напоминать и напоминать об этом сынам и дочерям Израиля, пока не
возгорится в них неугасимая еврейская искорка.
Конечно, есть среди евреев люди с огрубевшим сердцем, которые и слышать не
хотят о Торе и ее заветах. Но истина ломит и железо.
Все евреи близки друг к другу и ответственны друг за друга. Все мы на одном
корабле в бушующем море бедствий и, если кто-то из нас преступает заповедь, он
пробивает этим дно под собою, а тем самым подвергает опасности весь корабль.
Евреи, не позволяйте вводить себя в заблуждение, не верьте посулам, будто бы
нам в состоянии помочь политическая поддержка. «Мудрый и рассудительный народ»
не имеет права верить в такую нелепость. Нам, евреям, может помочь только
возвращение к Торе и ее заповедям. Евреи! Вы стоите перед великим испытанием. Вам
кажется обременительным соблюдение субботы, чистоты семьи, соблюдение заповеди
тефиллин, но лучше делать это по доброй воле...
Мне очень и очень больно говорить все это. Но в случаях, когда опасность
грозит многим жизням, необходимо говорить ясно...
Евреи, сыны и дочери Израиля! Я прошу и от всего сердца желаю, чтобы
Всевышний открыл ваши глаза, чтобы вы увидели истину и к ней возвратились, и
чтобы все мы были удостоены встретить праведного Мошиаха с радостным сердцем.
[58] Талмуд (Поучение) - обширный свод
религиозных, правовых и бытовых предписаний, дошедший до нас в двух, отличных
друг от друга, редакциях - иерусалимской и вавилонской. Талмуд содержит
этические и религиозные нормы, а также юриспруденцию, медицину, географию,
астрономию, геометрию, заметки по истории, культуре и религии и т.д.
[59] Тора, Брейшит, 14, 13.
[60] Кнепл – прозвище милиционера на
идиш.
[61] «Ми шебейрах» – начальные слова
молитвы, произносимой в синагогах в разных случаях, в т.ч. за выздоровление
заболевшего.
[62] «Рибоно шел олам!» – Владыка мира!
|