Фрагменты из бесед нынешнего Любавичского Ребе – Рабби Менахем Мендела
Шнеерсона, посвященных Великому предшественнику.
Как известно, Ребе был арестован в той стране из-за самоотверженной, в
буквальном смысле этого слова, деятельности, которой занимался на протяжении
семи лет: распространял Идишкайт, помогал изучению Торы и исполнению ее
заповедей.
В этом ему сопутствовал огромный успех, как и в дальнейшем, после
освобождения, когда Ребе смог благополучно продолжить и расширить свою
деятельность и заниматься ею еще много лет, до последних дней своей жизни.
Я хочу здесь напомнить, что обязанность каждого из нас – задуматься над
историей его ареста и освобождения. Все сыновья и дочери еврейского народа, где
бы они ни находились, обязаны вникнуть в смысл тех событий и сделать из них
выводы, ведущие к практическим действиям.
В истории ареста Ребе много поучительного. Главное, на что следует обратить
внимание, – это самопожертвование Ребе, который не щадил себя ради воспитания
еврейских детей всех возрастов. Для них открывал он начальные и средние
еврейские школы и именно этим вызвал гнев и злобу беззаконной власти, именно в
этом была одна из основных причин его ареста.
Важно подчеркнуть, что Ребе отдавал все силы и время воспитанию детей и
юношества, прекрасно сознавая, что тем самым он ставит свою жизнь под угрозу.
Эту опасность еще увеличивала его постоянная поддержка синагог, микв и других
жизненно важных для евреев институций.
Самоотверженность Рабби Иосифа Ицхака Шнеерсона показывает, какое важное
значение он придавал воспитанию молодежи, – ради нее самой и ради нашего народа,
чье будущее зависит от молодых. Ибо наши мудрецы говорят: «Если нет ягнят, нет и
овец».
С первого дня руководства Любавичским Движением Ребе действовал с великой
самоотверженностью. Он жил в России в период бесчинств евсекции, когда
распространение Торы и ее заветов, противоречившие политике государства,
требовали полной душевной самоотдачи. Подобной же самоотверженности он требовал
и от тех, кто следовал его путем и сотрудничал с ним.
Хотя в Шулхан-Арух[63] нет закона, позволяющего требовать
самоотверженности от других[64], однако, это вправе делать тот, у кого есть
ощущение предназначения свыше.
В одной из своих статей Ребе объясняет разницу между самоотверженностью Рабби
Акивы и праотца Авраама. Рабби Акива мечтал о самопожертвовании, жаждал его и
говорил: «когда у меня будет возможность исполнить это?!» У праотца Авраама
самопожертвование не было целью. Нравственная его деятельность, о которой
сказано: «И воззвал там Именем Б-га, Государя вселенной...» – сводилась к
одному: каждый человек должен придти к сознанию – «Б-г – Государь вселенной».
Авраам не стремился к самопожертвованию, но, если бы понадобилось пожертвовать
жизнью, он сделал бы и это.
Точно так же вел себя Ребе. Он не стремился жертвовать собой, не в этом был
смысл его деятельности. Его задача заключалась в распространении Торы и
заповедей, в обучении хасидизму, а также хасидским правилам и обычаям: «И
воззвал там Именем Б-га, Государя вселенной». В этом была его задача, которой он
полностью посвятил себя, и его не останавливали никакие помехи.
Именно поэтому он
не входил в рассуждения, обязан ли он по закону рисковать своей жизнью в каждом
конкретном случае или нет. Его делом было распространение и укрепление
еврейства, а все остальное не занимало места в его мыслях. И ничто не могло
помешать ему.
В этом – пример и поучение, которое Рабби преподал нам. Всем, кто должен
приготовиться к будущему Освобождению... Наша деятельность – любить и приближать
евреев к Торе.
[63] Шулхан-Арух – кодекс религиозных
законов.
[64] Относительно всех заповедей есть указание
требовать их исполнения, что выражено в словах «наставляй, советуя и убеждая
ближнего твоего», но это не относится к самоотверженности.
|