Тысячи людей пришли в синагогу на последнее выступление Рабби Иосифа Ицхака
Шнеерсона, совпавшее с праздником Симхат-Тора[49]. Самый веселый день, когда
танцуют и радуются все евреи мира от мала до велика, был в том году в России
опечален скорбью. Любавичский Ребе прощался со своими хасидами.
– Прошу вас, – сказал им Ребе, – не верьте распространяемым кривотолкам и
слухам о причине моего отъезда. Неправда, что преподавание иудаизма запрещено,
эти слухи от начала и до конца ложны. Нет закона, который не велит обучать детей
Торе, и каждый гражданин страны имеет право послать своих детей в Иешиву или
Хедер. Закон ограничивает количество учеников – и только...
– Да поможет Б-г устранить все трудности и препятствия на пути к изучению
Торы... Как вы знаете, мой отец основал Иешиву «Томхей Тмимим», а меняназначил
ее руководителем. И этих своих полномочий я никому не передаю!.. Вам –
воспитанники Иешивы – мой наказ: берегите время и строго соблюдайте расписание
занятий. Нужно дорожить каждой секундой именно теперь, когда мгновения равны
годам. Пусть Всевышний поможет вам справиться с вашей задачей – освещать мир
светом Торы, потому что на этом пути один человек равен десяткам тысяч...
Я всегда вместе с вами. Мой отъезд – лишь перемена места жительства. Вместе с
тем, это все же разлука... Поэтому должна быть крепкой наша духовная связь, то
духовное единство, что продолжается из поколения в поколение. А достигнуть его
можно только изучением хасидизма – основы нашей жизни.
Каждый из вас учит хасидизм ежедневно либо дважды в неделю. Но эта учеба не
должна ограничиваться чистым познанием, а должна находить свое выражение в
повседневной жизни. Только в этом случае наша связь, наша внутренняя связь,
будет сильнее прежнего...
Ребе оставил в России огромное наследство: тысячи преданных учеников, десятки
тысяч верных ему хасидов, организованные по всей стране Хедеры, Иешивы и другие
религиозные институты, которые действовали десятилетия после его отъезда. И еще
он оставил вдохновляющий пример титанической деятельности, самоотверженности и
героизма.Прощай, Россия!..
Тысячи людей пришли в синагогу на последнее выступление Рабби Иосифа Ицхака
Шнеерсона, совпавшее с праздником Симхат-Тора.[50] Самый веселый день, когда
танцуют и радуются все евреи мира от мала до велика, был в том году в России
опечален скорбью. Любавичский Ребе прощался со своими хасидами.
– Прошу вас, – сказал им Ребе, – не верьте распространяемым кривотолкам и
слухам о причине моего отъезда. Неправда, что преподавание иудаизма запрещено,
эти слухи от начала и до конца ложны. Нет закона, который не велит обучать детей
Торе, и каждый гражданин страны имеет право послать своих детей в Иешиву или
Хедер. Закон ограничивает количество учеников – и только...
– Да поможет Б-г устранить все трудности и препятствия на пути к изучению
Торы... Как вы знаете, мой отец основал Иешиву «Томхей Тмимим», а меняназначил
ее руководителем. И этих своих полномочий я никому не передаю!.. Вам –
воспитанники Иешивы – мой наказ: берегите время и строго соблюдайте расписание
занятий. Нужно дорожить каждой секундой именно теперь, когда мгновения равны
годам. Пусть Всевышний поможет вам справиться с вашей задачей – освещать мир
светом Торы, потому что на этом пути один человек равен десяткам тысяч...
Я всегда вместе с вами. Мой отъезд – лишь перемена места жительства. Вместе с
тем, это все же разлука... Поэтому должна быть крепкой наша духовная связь, то
духовное единство, что продолжается из поколения в поколение. А достигнуть его
можно только изучением хасидизма – основы нашей жизни.
Каждый из вас учит хасидизм ежедневно либо дважды в неделю. Но эта учеба не
должна ограничиваться чистым познанием, а должна находить свое выражение в
повседневной жизни. Только в этом случае наша связь, наша внутренняя связь,
будет сильнее прежнего...
Ребе оставил в России огромное наследство: тысячи преданных учеников, десятки
тысяч верных ему хасидов, организованные по всей стране Хедеры, Иешивы и другие
религиозные институты, которые действовали десятилетия после его отъезда. И еще
он оставил вдохновляющий пример титанической деятельности, самоотверженности и
героизма.Тысячи людей провожали его на Финляндском вокзале. Слезы на глазах и
клятвы любви. Вечером 24 Тишрей 5688 года (20 октября 1927 г.) Ребе навсегда
покинул Россию.
О его судьбе, о двадцати трех годах его дальнейшей жизни, вам расскажут
другие книги.
12 Тамуза, Юд-Бейт Тамуз – день окончательного освобождения Ребе, превратился
с той поры в ежегодно отмечаемый праздник.
Юд-Бейт Тамуз – не просто памятный день. В нем символика, в нем знамение
победы света над мраком как в России, так и во всем мире.
Откликаясь на освобождение Ребе, говорили всемирно известные раввины Святой
Земли:
– День, когда вышел на свободу святой борец – Ребе из Любавича, очень дорог и
знаменателен. На каждом из нас святая обязанность – признать значение этого
дня.
Это слова раввина Кука. Другой, не менее знаменитый раввин Зоненфельд,
сказал:
– Этот день будет постоянно днем торжества, радости и веселья для всей семьи
евреев, набожных и почитающих Имя Его. В этот день освободил свою душу слуга
Б-га, рисковавший жизнью во имя святости Торы...«... Не меня одного освободил
Всевышний в день 12-го Тамуза, – пишет позднее Ребе, – а всех, кто любит нашу
святую Тору и соблюдает ее заповеди. И даже тех, кто лишь называется евреем. Ибо
каждый еврей, вне зависимости от исполнения им Мицвот, сердцем своим един с
Б-гом и Его Торой».
Юд-Бейт Тамуз – день Освобождения... Его празднуют и будут праздновать вечно
и Любавичские хасиды, и все евреи мира, которым дорога Тора, еврейские духовные
ценности и сохранение грядущих поколений в лоне еврейства.
[49] Из выступления нашего Ребе – Рабби Менахем
Мендела Шнеерсона, 12-го Тамуза 5725 года (1965 г.) в день праздника
Освобождения.
[50] Симхат-Тора (веселье с Торой) – день завершения еженедельных
чтений Торы и начало нового цикла чтения Великой Книги, отмечаемый радостью и
танцами.
|