Тусклая лампочка, толстая обогревательная труба вдоль камеры, духота, железо
и камень. Железные койки, железный, вбитый в стену, стол, железные решетки, цепи
на окнах, за крошечным, в ладонь, окном мощные железные балки, чтобы ограничить
обзор и контакт с соседними камерами, железные двери и каменные глухие стены. И
невозможная теснота, когда любое движение беспокоит соседа. В камеру-одиночку,
сконструированную заведомо без излишеств, втиснуты четверо[29]. Большевики еще
не построили новых тюрем в Ленинграде, а старинные, царской поры – не рассчитаны
на массовые аресты лета 1927 года.
Трое старожилов камеры номер 160 встретили Ребе приветливо, в дальнейшем
относились с уважением и помогали, чем могли. Мы не знаем, кто были эти люди, за
что попали в тюрьму и какова их дальнейшая участь, но, судя по некоторым
упоминаниям Ребе, они были смертники – как и он. Не случайно на просьбу одного
из них «добавить кипяточку», надзиратель бросает: «Нечего тебе обжираться, все
равно скоро расстреляют!»
Эти люди (двое евреи, третий русский) были смертельно запуганы, боялись
охранников, как огня, о чем можно судить, например, по записанным Ребе
колоритным воспоминаниям заключенного С. Но что удивительного, если внезапно
отворялся, например, волчок, и тюремщик каркал: «Сегодня ночью укокошили
тридцать душ!» Правда или нет – проверить невозможно, но так похоже на правду,
что несчастные холодеют.
На Ребе эти запугивания не действовали. В первое же утро он потребовал
встречи с начальником отделения.
– В чем дело? – спросил спустя несколько часов начальник.
– Я хочу получить свои тефиллин, – сказал Ребе. – А также прошу срочной
медицинской помощи. У меня открытая рана-Начальник посчитал, загибая пальцы, и
констатировал, что раньше понедельника о враче и думать нечего. А коль помрешь
до той поры, добавил он, так и врачу заботы меньше.
– А тефиллин? – переспросил Ребе.
– Вышиби этот дурман из башки, – огрызнулся начальник. – Скорее сдохнешь, чем
получишь...– В таком случае, – сказал Ребе, – у меня не остается иного выхода,
как объявить голодовку. И я ее объявляю. О чем и ставлю вас в известность. Мои
сокамерники будут свидетелями: я не притронусь к еде и воде, пока мне не
возвратят тефиллин.
Начальник равнодушно пожал плечами. Но явно сообщил о голодовке следователям,
потому что Ребе два дня не вызывали на допрос. Простой расчет: ослабевший от
голода, болезни и боли в открытой ране, непокорный раввин станет покладистее. Но
надежды следователей не оправдались. Первый допрос закончился безрезультатно,
Ребе твердо стоял на своем.
– Пока не вернете тефиллин, – повторял он в ответ на любые вопросы, – я не
буду с вами разговаривать.
Присутствовавший на допросе Лулов бесновался и орал на Ребе. Этот развязный
хулиган, типичный представитель молодцов «евсекции», вел себя, разговаривая с
Ребе, по-хамски. Вспыльчивый, злой, да еще и заика, с явным комплексом
неполноценности, Лулов с юных лет приблудился в ЧК, которая стала его кумиром.
Чем он там занимался первые годы – трудно сказать, однако, можно и догадываться,
коли выбился со временем в следователи. Лулов хорошо знал идиш и поэтому всякий
раз участвовал в допросах арестованных евреев, но никакого еврейского
образования не получил и был дремуче невежествен в вопросах религии. Он, как мы
знаем, происходил из семьи хасидов, но тем не менее всякий раз изумлял Ребе
глупейшими вопросами и наскоками на хасидизм.
Вел он себя вызывающе, но совершенно по-мальчишески: «Видишь мою руку? –
кричал на Ребе щупленький Лулов. – С четырнадцати лет она знает
одну-единственную святую работу – отправлять на тот свет мракобесов! Таких, как
ты! Всех прикончим, до единого...»
Не обращая на него внимания, Ребе опять и опять повторял свою просьбу.
– Тефиллин тебе нужны?! – заорал, наконец, Лулов. – Нету их уже. На помойку
их выбросили...
Услышав слова о помойке, Ребе единственный раз не сдержался, стукнул кулаком
по столу и бросил Лулову: «Подлец!»
Когда меня вызвали на допрос, вспоминает Ребе[30] , я заявил, что не
буду отвечать ни на какие вопросы, пока не возвратят мне тефиллин. И мне их
возвратили, причем в необычное время, уже после отбоя, примерно в одиннадцать
вечера. Это была большая победа, но я решил оставаться непреклонным до конца,
хотя такое поведение стоило мне огромного физического напряжения.
– Учтите, я по-прежнему отказываюсь есть тюремную пищу, – заявил я чиновнику,
принесшему мне тефиллин, – а буду есть только то, что принесут мне из дома, хотя
бы это был один сухой хлеб. И кипяток для питья буду брать при условии, если его
j вскипятят в специальном баке для воды. « Чиновник, а он был еврей,
вскипел.
– Ты что, собираешься выдать свидетельство qj кошерности тюремной кухне?!
]
– Я не выдаю свидетельств о кошерности... А ваша обязанность – передать мое
требование... Когда меня привели на допрос, я сказал:
– Впервые вхожу в помещение, где собравшиеся даже не считают нужным привстать
в знак уважения... Кто-то из них спросил – знаю ли я, где нахожусь.
– Конечно, знаю, – ответил я. – В помещении, где по закону не следует
устанавливать мезузу. Впрочем, есть и другие помещения подобного рода,
например, конюшня или туалет.
Я разговаривал с ними исключительно на идиш, который понимали и переводили
остальным арестовавшие меня еврейские молодчики. Особой наглостью выделялся
Лулов: он лез из шкуры вон» пытаясь перещеголять других...
На допросах Ребе постоянно присутствовали трое: начальник следственного
отдела ленинградского ГПУ Дегтярев, какой-то русский следователь и заика-Лулов.
Обвинения, предъявленные Ребе, были многочисленны и серьезны. Вот их перечень в
той последовательности, в какой называл их Дегтярев:
– Ты обвиняешься в поддержке реакции в СССР;
– Ты обвиняешься в контрреволюции;
– Религиозные евреи СССР видят в тебе высший авторитет и находятся под твоим
влиянием;
– Твое влияние распространяется и на часть еврейской интеллигенции Советского
Союза;
– Ты пользуешься огромным влиянием среди американской буржуазии;
– Ты – лидер мракобесов;
– Нам известно, что, использовав свое зловредное влияние, ты организовал по
всему Советскому Союзу сеть Хедеров, Иешив и прочих религиозных учреждений;
– Под твоим руководством ведется интенсивная переписка с заграницей. К тебе и
твоим друзьям поступают тысячи писем из десятков стран мира;
– Под твоим руководством составляется тайная корреспонденция о происходящих в
СССР событиях и поступает к нашим врагам через иностранные посольства;
– Из-за рубежа к тебе и твоим друзьям поступают огромные суммы денег, которые
вы используете на поддержание и распространение религии в Советском Союзе, а
также на борьбу против советского правительства...
В предъявленных обвинениях – обычных газетных клише той поры – для Ребе не
было ничего неожиданного. Спокойно выслушав Дегтярева, он ответил:[31]
– Не буду спорить, евреи действительно видят во мне авторитет, но я никогда
не использовал его в антисоветских целях. Кроме того, не забывайте, это
авторитет чисто нравственный, моральный. Я никого не принуждал и не принуждаю,
никто из евреев не находится в какой-то зависимости от меня. По вашим
представлениям, я властвую над людьми, но это и
неверно, и невозможно. Власть
и принуждение противоречат самой сути учения Хабад. Главенство у хасидов –
означает духовное величие, означает первенство в стремлении достичь моральной
Цельности, в стремлении усовершенствовать себя настолько, чтобы и другие
следовали тем же путем. Нетрудно понять, что подобного авторитета нельзя
добиться принуждением и силой власти хотя бы потому, что каждый хасид волен
учиться либо не учиться у своего руководителя – Ребе. Примерно так разъяснял
Ребе суть хасидизма. Русские следователи, не понимавшие ни слова по-идиш, все
время его останавливали и требовали точного перевода от Дулова – полного невежды
в еврейской религии и нравственных устоях хасидизма.
... Колесо истории совершило очередной оборот. Сто тридцать лет назад Алтер
Ребе – прапрапрадед Рабби Иосифа Ицхака Шнеерсона – был взят в тюрьму и
принужден разъяснять суть хасидизма министрам царя Павла 1.
Восемьдесят семь лет назад Цемах-Цедек – прадед Рабби Иосифа Ицхака Шнеерсона
– был вынужден объяснять сущность хасидизма министрам царя Николая Первого.
Сегодня их внуку приходится пояснять суть хасидизма следователям ГПУ.
Единственная разница, что в старые времена чиновники царей были вполне лояльны к
еврейской религии и расследовали исключительно соблюдение законов Российской
империи. И заключенный в тюрьму Алтер Ребе, и просто вызванный в Петербург для
допросов Цемах-Цедек – после долгих бесед были отпущены домой на свободу. Их не
приговаривали за верность Идишкайт[32] к тюрьме, а тем более к расстрелу!..
В списке предъявленных Ребе обвинений было одно – совершенно анекдотическое.
Выложив на стол пачку писем, Дегтярев сказал:
– Вот письма, которые раскрыли нам твой истинный облик. Они полны мистики,
они необычны и весьма подозрительны... Какие у тебя контрреволюционные связи с
профессором Барченко?
Ребе рассмеялся.
... По поводу обмена «мистическими» и подозрительными письмами с профессором
Барченко, вспоминает позднее Ребе, я рассказал им следующее:
– Профессор Барченко давно изучает каббалу[33]. По его словам, он мечтает
проникнуть в таинство Маген-Давида[34], потому что верит в его
сверхъестественную силу. Профессор убежден, что разгадавший эту тайну способен
выстроить и разрушить бесконечное количество миров... Он пришел ко мне впервые
три года назад, сразу после моего переезда в Ленинград, рассчитывая на мою
эрудицию в области каббалы, и просил открыть ему «тайну Маген-Давида». Я
терпеливо объяснил профессору Барченко, что он в плену иллюзий. Хасидизму ничего
неизвестно о каких-либо тайнах и магической силе Маген-Давида.
В тот вечер, как мне показалось, профессор Барченко прислушался к моим
объяснениям. Однако в дальнейшем он снова вернулся к этой навязчивой идее и
продолжал засыпать меня письмами с прежней нелепой просьбой, на которые я
вынужденно, из обычной человеческой вежливости, время от времени отвечал... Вот
и вся «мистика» моей переписки с профессором Барченко.[35]
На грозные обвинения в контрреволюции Ребе ответил следующим образом:
– Мне кажется, вы хотите создать новое дело Бейлиса?! Но едва ли вам это по
силам. При Николае Втором ваши предшественники потерпели поражение, хотя им
помогали фабриковать «кровавый навет» профессора и ученые. Так и козни, которые
вы тут строите, обречены на провал. Я отлично знаю, что делаете вы и ваши
друзья, когда хотите арестовать несчастного меламеда: подбрасываете ему
контрабандный товар или бутылку запрещенной водки[36], потом арестовываете и
ссылаете в далекий край. То же самое вы хотите проделать и со мной – запятнать
меня, обвинить в преступлениях, которые от начала и до конца лживы. Но запомните
– этому не бывать! Все, что я делал и о чем говорил, всегда было открытым для
всех и каждого. Мои дела общеизвестны. Я не скрываю ни единого шага и не делаю
ничего, противоречащего советскому закону.
– В советской конституции и кодексе законов нет запрета Хедерам и Иешивам.
«Никогда СССР не выносил письменных постановлений о запрете религиозных
воспитательных учреждений», – заверил меня в свое время генеральный прокурор
Советского Союза Крыленко. Так кого же мне, спрашивается, слушать – Крыленко или
Лулова? Все мои выступления и поступки не противоречат букве закона СССР. Если
слова мои о нашей обязанности учить Тору находят отклик, евреи сами создают
Иешивы и Хедеры. Но все это полностью в рамках советского закона...
– В жизни своей не налагал я на людей дань и не занимался поборами. А если
родственники наших евреев, живущие в Соединенных Штатах Америки, считают нужным
помогать своим близким исключительно ради их детей – чтобы и дети евреев России
имели возможность изучать Тору – в этом никак нельзя усмотреть вреда советскому
государству. Наоборот, в государственную казну поступает иностранная валюта, в
чем, мне кажется, вы весьма заинтересованы...– Вы хотите доказать, что я враг
евреев и враг Советского Союза. Но это неправда, я не враг страны. Хотя я и
далек от ваших воззрений, но поддерживаю все ваши добрые начинания.
Свидетельство тому – упомянутые вами письма о сельскохозяйственных еврейских
поселениях.
– Три года назад я действительно написал письмо в Америку. И в этом письме,
как вам хорошо известно, призвал еврейскую общественность Соединенных Штатов
Америки поддержать евреев СССР в их благополучном переселении на новые
места[37]. Но разве это не было и вашим проектом?..
– Да, – подтвердил Дегтярев, – нам известно твое письмо в Америку и твое
положительное отношение к сельскохозяйственным поселениям. Мы это ценим...
В этом месте допрос перебил случайно зашедший в комнату Нахмансон. Увидев
Ребе, он засмеялся.
– Как встречу его, – сказал Нахмансон коллегам, – не могу удержаться от
смеха... Мои родители, видите ли, были хасиды и долгое время оставались
бездетными. Лишь когда отец поехал к Любавичскому Ребе и получил от него
благословение, Б-г вспомнил о моей матери, и она родила сына. Этот сын и стоит
сейчас перед вами...
Следователи весело заржали.
Объективности ради, следует отметить, что, в отличие от Лулова, Нахмансон был
человеком образованным и неплохо разбирался в еврейской религии. Неизвестно,
почему Лулов, а не он, постоянно принимал участие в следствии. Возможно, ответ
лежит в наблюдении Ребе: стоило Нахмансону на минуту забыть о своих обязанностях
чекиста, как его обращение становилось вполне человечным.
В ответ на шуточку Нахмансона, Ребе рассказал историю спора его прадеда
Цемах-Цедека с ученым атеистом. Никакие аргументы не могли убедить безбожника.
«Ты пересмотришь свои взгляды, сказал Цемах-Цедек, когда придет к тебе час
мучений!» Так оно и произошло.
Нахмансон выслушал нравоучение молча и ничего не ответил, а Лулов, мало что
разобрав в услышанной притче, кроме одного – она осаживает его дружка, ставит на
место, – немедленно начал орать:
– А ну, заткнись! – и не зная к чему придраться, потребовал: – Снимай
немедленно свой талит-катан[38]! Слышишь, что тебе говорят?!.. Снимай
немедленно!
– Вы можете снять его только силой, – ответил Ребе. – Но предупреждаю: если
вы его действительно снимете, я перестану отвечать на ваши вопросы...
Заикаясь и брызгая слюной, мальчишка выкрикнул:
– Через двадцать четыре часа тебя расстреляют! На этом допрос оборвался, и
Ребе увели обратно в камеру.
[29] В набросках к «Запискам об аресте» сохранилось и описание камеры
№160.
[30] Сборник «Книга выступлений 5703 года», стр. 81-83, Изд. Бруклин,
Нью-Йорк, 770 Истерн Парквей, 1973 г.
[31] Воспоминания Ребе, приводимые без ссылки на источник, взяты из
книги Авраам-Ханоха Глиценштейна «Книга биографий»,издания 5732 года (1972 г.),
«Биография Любавичского Ребе Иосифа Ицхака Шнеерсона», том 3.
[32] Идишкайт – еврейство. Все, что связано с еврейской
религией, традицией и обычаями.
[33] Каббала – «Учение, получаемое по преданию», трактующее о
таинствах Торы и тайнах мироздания, и передаваемое из поколения в поколение
учеными-каббалистами.
[34] Маген-Давид – шестиконечная звезда, так называемый «Щит
Давида».
[35] История встреч и переписки Ребе с профессором Барченко описана в
1964 году на страницах журнала «Ди идише хейм» №4 (19). В
библиографическо-исследовательском очерке «Ребе Менахем М. Шнеерсон - седьмой
духовный руководитель Движения Хабад», автор очерка Н.Б. Еханан пересказывает со
слов матери нашего Ребе любопытный эпизод этих «мистических» переговоров.
В 1924 году, по приезде в Ленинград, Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон познакомился
с профессором Барченко. Увлеченный мистикой, профессор мечтал с помощью
астрологии и каббалы проникнуть в тайн} шестиконечной звезды Маген-Давид. В
конце их встречи, отчаявшись переубедить упрямого профессора, Ребе сказал:
– Хорошо, тогда я приглашу моего министра просвещения! – и вызвал своего
будущего зятя. В ту пору Рабби Менахем Мендел жил в Екатеринославе на Украине
вместе со своим отцом – раввином города. (Рабби Леви Ицхак Шнеерсон, видный
каббалист и ученый, арестован в 1939 году, отправлен в ссылку и умер в 1944 году
в городе Алма-Ата).
Покойная Ребецен Хана Шнеерсон (скончалась в сентябре 1964 г. в Бруклине,
Нью-Йорк) рассказывала автору очерка, как
сын ее несколько раз выезжал в
Ленинград, где провел в общей сложности около трех месяцев, работая над
объемистым трудом, излагающим смысл Маген-Давида в свете талмудического учения и
каббалы, а также связь этого учения с астрологией и современной астрономией. С
материнской любовью и благоговением вспоминала Ребецен, что письменный стол ее
сына был завален рукописями с математическими выкладками, а готовый труд из-за
множества расчетов и формул походил на математический трактат.
[36] Видимо, речь идет о самогоне.
[37] В середине 20-х годов на средства «Джойнт» в Крыму было основано
несколько сельскохозяйственных еврейских поселений. (Согласно некоторым
источникам, американские евреи пожертвовали на эти поселения около 16 миллионов
долларов). Со своей стороны, Ребе помогал создавать в этих поселениях синагоги,
хедеры, миквы и т.д.
[38] Талит-катан – малый талит, носимый евреями постоянно с
трехлетнего возраста.
|