О приходе Машиаха, еврейского
царя, который избавит от страдания и горя весь мир, говорят
на каждом шагу, в любом конце света. Люди делают это,
словно заглядывая в холодную черноту колодца, где ничего
нельзя разглядеть. У Ребе другой угол зрения. Он стоит
на пороге новых времен и зовет шагнуть за ним следом...
Мы празднуем в месяце Сиван праздник Шавуот –
день дарования Торы у горы Синай. Евреи приняли ее из
рук Вс-вышнего, зная, что это – план Творения,
и что они, соблюдая заповеди, должны завершить его,
чтобы мир и добро утвердились на земле окончательно.
Внутренний смысл приказов Торы был известен лишь горстке
мудрецов, единицам в каждом поколении. Большинству евреев
была открыта только внешняя сторона заповедей. Тем не
менее они согласились их соблюдать.
Идея покупки состоит в том, что вещь, меняя хозяина,
сама остается неизменной. Тору называют «покупкой»,
которую еврейский народ взялся сохранить в целостности,
ничего не убавляя и не прибавляя. Перед тем, как войти
в Святую землю, евреи заключили с Б-гом союз, обязавшись
сберечь Тору при любых обстоятельствах. Это было в Рош
Ашана – Новый год.
Каким образом «союз соблюдения» связан с Новым годом?
В этот день в еврейской душе пробуждается особое свойство:
принятие ярма Небес. Еврей готов выполнять волю Царя,
даже если ее внутренняя логика от него скрыта.
Всюду, где ступала нога еврея, он старался соблюдать
заповеди Торы, проявляя мудрость, изобретательность
и героизм. Правда, находились люди, которые считали,
что переделывать мир по Торе слишком сложно. Лучше приспособить
Тору к миру, отсекая от нее все, что мешало им спокойно
жить. Их называют реформистами. Эти люди нарушают законы
купли-продажи. Ведь Тора была дана евреям с условием,
что они сберегут ее целиком.
Наш народ старался честно выполнить это условие. Но
покупка не завершилась окончательно, потому что внутренний
смысл заповедей еще не открылся разуму. Это стало происходить
только в шестом тысячелетии, в последние несколько столетий.
Учение Каббалы и хасидизма помогает разуму понять то,
что раньше было отдано под опеку верящего сердца. Открывая
внутреннюю часть Торы, еврей увидит суть и цель нашего
мира. За пестрой суетой он разглядит то, что не меняется.
Тогда покупка завершится и он внесет Тору в свой дом.
Есть люди прямые и открытые, которые спрашивают меня,
что будет с их бизнесом, когда придет Машиах. За эти
годы ценой больших усилий встали на ноги солидные предприятия,
нажит капитал, завязались связи с влиятельными лицами,
евреями и неевреями – так неужели все пойдет прахом?
Ответ таков: нечего бояться. Геула – Избавление,
включает все ценное, что было в галуте. Более
того. Все вещи хорошие и полезные поднимутся на такую
высоту и получат такую силу, которых не было до сих
пор. Слово Геула отличается от слова гола
– изгнание, только тем, что в ней добавляется
буква алеф. Духовное значение этой буквы –
Алуфо шель олам – «Хозяин мира». Воля Вс-вышнего
раскроется во всех вещах этого мира. Станет понятно
их истинное назначение. Это относится не только к заповедям
Торы, но и к тому, что еврей делает по собственному
усмотрению, потому что его душе так захотелось, –
конечно, если при этом не нарушаются приказы Торы.
Не нужно ждать. Каждый еврей должен постараться отыскать
пути, как раскрыть в своем бизнесе Славу Вс-вышнего,
используя при этом опыт, капитал, деловые связи, которыми
он так дорожит...
Ошибается тот, кто думает, что между приходом Машиаха
и обычной жизнью нет прямой связи. Напротив. Будущая
Геула зависит от того, как мы ведем себя в галуте.
Постараемся жить так, чтобы наши поступки раскрывали
волю Вс-вышнего в этом мире. Особенно это касается заповеди
цдака, то есть помощи другому еврею. Нужно, чтобы
он был не просто одет и накормлен, но чтобы это делалось
с почетом и уважением по отношению к нему. Так подобает
«царству священников», к которому относимся мы все...
Когда закончились странствия по пустыне и евреи были
готовы вступить на Святую землю, народ услышал приказ
Вс-вышнего:
«Судей и стражников поставь себе во всех своих воротах».
Это значит, что в Эрец Исраэль в каждом городе должны
быть знатоки Торы, которые будут разбирать еврейские
споры в соответствии с указаниями Закона – Галахи.
Если кто-то не захочет подчиниться их решению, то
в распоряжении судьи есть стражники, которые заставят
уважать слово мудреца.
Иешаяу – «пророк Избавления», говорит о временах
Машиаха, когда евреи вновь вернутся к себе на родину.
Он повторяет слова Вс-вышнего, но несколько по-иному:
«И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников
твоих, как вначале..».
Итак, в пророчестве о будущих временах остались «судьи»,
но исчезли «стражники». Вместо них появилась новая фигура
– «советник». Чем вызвана эта перемена? Какая
задача стоит перед каждым из них?
Судья – знаток Торы. Тора была создана до Сотворения
мира. Она – цель и план Творения. Соприкасаясь
с этим источником, судья получает заряд духовной силы,
несопоставимый с возможностями обычного разума. Еврейский
судья решает будничные конфликты на основе Б-жественной
мудрости. Поэтому мы обязаны принять его решение, даже
если оно непонятно нам.
Стражник. Вот поговорка наших мудрецов: «Если нет стражника,
то нет и судьи..». Мало говорить о правде и добре, нужно,
чтобы они осуществились. Стражник важен как продолжение
судьи. Он следит, чтобы его решения выполнялись.
Советник. У советника нет авторитета судьи. Он не обладает
властью стражника. Он даже не может заставить себя слушать,
потому что каждый волен повернуться к нему спиной. Зато
советник может пронести слова Торы туда, куда стражнику
нет доступа, – к еврейскому сердцу. И перед ним
не нужно стоять навытяжку, как перед судьей. Разговор
с советником – это беседа двух товарищей.
Есть и еще одно отличие. Судья, говоря о законах, объясняет,
насколько он хорош и как важен в глазах Вс-вышнего.
Советник, как никто другой, сможет показать, как соблюдение
Галахи помогает самому еврею.
Но мы еще не ответили на вопрос, почему в пророчестве
о будущих временах советник заменил стражника.
Дело вот в чем. Стражник был нужен, чтобы сломить йецер
ара – «дурное начало», живущее в нашем сердце.
Именно эта сила противится соблюдению приказов Торы.
Во времена Машиаха зло начнет покидать этот мир и, когда
Маши-ах займет царский трон, исчезнет вовсе. Поэтому
стражник не понадобится. Сердца людей станут более чуткими
к словам судьи, которые им поможет понять советник.
Теперь еще раз прочтем слова пророка:
«Поставлю судей твоих как прежде..».
Иешаяу намекает на первородную мощь Торы, которая вдохновляет
ход мыслей. Ведь наш Закон существовал до Сотворения
мира, прежде возникновения всех вещей.
Однако соединить свой разум с этим источником можно
лишь в том случае, когда человек не стоит на месте,
когда он уже начал задумываться и задавать вопросы.
Тогда советник найдет к нему дорогу. И исполнятся слова:
«... Советников твоих, как вначале..».
В начале пути каждого из нас.
Мне задавали вопрос, каким образом можно говорить о
воскрешении из мертвых в наши дни. Ведь известен порядок
наступления времен Машиаха. Он таков:
– Раскрытие Машиаха, царя из дома Давида.
– Строительство Третьего Храма.
– Собрание всех евреев в Эрец Исраэль.
– Воскрешение мертвых.
Однако «пробуждение спящих в прахе», если речь идет
о душах отдельных праведников, начнется гораздо раньше,
в самом начале раскрытия Машиаха...
Еврейский народ выходил из Египта в спешке, налегке,
почти не взяв еды в дорогу. Но в спешке Исхода еврейские
женщины не забыли захватить с собою бубны. Они предчувствовали,
что Вс-вышний приготовил для своего народа большие чудеса,
и готовились прославлять их песнями и танцами.
То же произойдет в наши дни, в конце последнего из
галу-тов. Еврейские женщины должны быть абсолютно
уверены в Избавлении истинном и полном. И идя навстречу
ему, они уже сейчас должны встречать наступающее Избавление
пением, музыкой, хороводами – строго соблюдая
при этом все правила скромности.
Их танец неотделим от молитвы. В этой молитве много
горечи и нетерпения, потому что последние дни галута
еще длятся, потому что Геула только начинается.
Эта горечь находит выражение в крике «Адматай!?»
– «Доколе!?»
Доколе, доколе, доколе еще продлится этот голута?!
Но в душах еврейских женщин уже начинает звенеть радость,
большая радость от предчувствия наступающего Избавления.
Они поют и водят хороводы, и кричат:– Машиах идет!
Вот он уже близко!
|