Семья Яакова спустилась в Египет. Там, в изгнании,
в рабстве появился на свет еврейский народ. Он вышел из
этой страны, расколов ее на мелкие куски, как птенец,
разбивший скорлупу. С той поры на нашу долю выпало немало
гонений, немало изгнаний. Последнее из них, самое длинное,
длилось почти две тысячи лет. Зачем Всевышний послал своих
сыновей за тридевять земель от Эрец Исраэль? Какую тайную
работу выполняет еврейский народ в галуте? Ребе объясняет...
Большое богатство галута
Судьба евреев связана с Египтом. Вс-вышний открыл Аврааму,
что его потомки окажется в чужой стране, будут терпеть
муки рабства, но в конце концов выйдут на волю с «большим
богатством».
Завязка истории такова. Йосеф, один из сыновей Яакова,
волею судьбы оказался в Египте. Со временем он стал
правителем страны, вторым человеком после фараона. Потом,
спасаясь от голода, к нему присоединились остальные
братья, весь дом его отца. Удивляет одна деталь. Когда
Яаков появился в Египте, то в награду за его праведность
голод кончился. Однако евреи не вернулись обратно, хотя
было известно, что в Египте им грозит рабство. И оно
действительно настало. С непосильным трудом, с унижениями,
с угрозой смерти. Неужели нужно было терпеть все муки
только для того, чтобы дождаться, когда сбудется обещание,
данное Аврааму: выйти на волю, получив «большое богатство»?
Здравый смысл не хочет соглашаться с этим. Человек
по своей природе любит свободу больше всех сокровищ.
В Талмуде рассказывается такая притча. Заключенному
говорят: «Завтра ты выйдешь ^а волю и получишь в придачу
много денег». А он в ответ: «Не надо никаких денег,
только отпустите меня сегодня..».
Значит, голод более сильный, чем нужда в куске хлеба,
заставил евреев спуститься в Египет и терпеть муки рабства.
Это была тоска еврейской души по искрам святости, которые
ей предстояло собрать в изгнании. Наш мир, такой понятный
и простой, сразу погружается в облако тайны, если в
отношении любой вещи задать вопрос: «Зачем Вс-вышний
ее создал?» Раскрыть Б-жественный замысел, скрытый в
каждой вещи, разрушить нечистую оболочку, окружающую
ее, – вот цель, ради которой евреи странствуют
по всему свету.
Для каждого еврея отведено свое «место работы» в этом
мире. Оно приготовлено только для него, оно связано
с его душевной природой. Это место не может занять никто
другой. Приступив к работе, еврей возвращает миру его
истинное лицо и при этом обогащает свою душу. В ней
пробуждаются свойства, которые наши мудрецы сравнивают
с золотом и серебром: трепет перед Б-гом и любовь к
Нему. Об этой службе и об этой награде сказал рабби
Исраэль Баал-Шем-Тов: «Еврейское имущество стоит очень
дорого..».
Египетское рабство – корень всех изгнаний, в
том числе и того галута, в котором мы находимся
теперь. То, что евреи рассеяны среди народов, это не
только наказание за грехи. Главный смысл нашего пребывания
в изгнании – поиски «большого богатства», работа
над тем, чтобы искры света соединились, а темнота отступила.
Не собрав это богатство, еврей не может покинуть галут.
Есть люди, которые хотят выйти из изгнания налегке.
Что им галут с его кромешной тьмою! Лучше замкнуться
в святой, спокойной жизни и учить Тору. Не для того,
чтобы исправить этот мир, а чтобы отдалиться от него.
Они забывают об одном. Наши слова и поведение могут
быть очень правильными, но это лишь внешние одежды души.
Бывает, что человек окружил себя облаком святости, а
тьма галута бушует внутри него. Хотел убежать,
но не убежал...
Выход один: «работать» с этим миром. Раскрывать святость,
заложенную в нем, и при этом исправлять свою душу. Чтобы
о нашем труде могли сказать: «И они опустошили Египет
как склад, в котором нет зерна, как сеть, в которой
не осталось рыбы». Тогда евреи вернуться в свою землю
с «большим богатством», как и было обещано детям Авраама...
Пурим – единственный из еврейских праздников,
для названия которого взято нееврейское слово. Пур
по-персидски означает «жребий». Его бросал злодей
Аман, чтобы узнать, какое время больше подойдет для
уничтожения евреев. Так что воспоминания это слово рождает
невеселые. С другой стороны, нет такого праздника, где
льется столько вина и звучит столько смеха, где специально
приказано – веселиться!
История Пурима записана в свитке, который называется
«Мегилат Эстер». Еврейский закон запрещает читать его
с конца, задом наперед. Исраэль Баал-Шем-Тов, основоположник
хасидизма, дает этому такое объяснение: нельзя думать
о Пур'име, как о давно прошедшей истории, события которой
не касаются нас, живущих теперь.
«Свиток Эстер» – единственная из книг ТаНаХа,
где ни разу не упоминается имя Вс-вышнего. Мудрецы объясняют:
это было время «сокрытия Лица», когда из-за наших грехов
перестало ощущаться Его влияние на дела этого мира.
Мир был полон тьмы. Евреи жили в изгнании. Их главная
святыня – Храм – была разрушена. Как и теперь,
еврей, живший в те времена, мог сказать, что время чудес
прошло, что единственно верный путь – постараться
прочнее утвердиться в этом мире.
При дворе царя Ахашвероша евреи были лишены независимости,
но их достоинства ценили. Им позволяли проявлять свои
способности. Многие при этом поднимались достаточно
высоко. Вспомним, что сам Мордехай был судьей и царским
советником, он сидел на почетном месте у ворот крепости.
Но, узнав о замысле Амана, Мордехай начинает действовать
совсем неожиданным образом. Он не старается начать переговоры,
не пытается убедить Ахашвероша изменить ужасное решение.
Вместо этого Мордехай снимает одежды вельможи, в знак
траура надевает мешковину, посыпая голову пеплом. И
идет он не к царю, а к евреям, чтобы вместе молиться
и просить Вс-вышнего принять их раскаяние. Мудрецы говорят,
что евреи согрешили тем, что они веселились на пиру,
где стояли священные сосуды, взятые из разрушенного
Храма. Они забыли о том, о чем забывать нельзя.
Мордехай понимал, что ужасный план истребить всех евреев
– это следствие. Причина беды в том, что грехи
евреев нарушили их связь с Б-гом. Поэтому он действует
как бы в двух измерениях: просит Вс-вышнего о прощении
и старается, чтобы прощение было связано с реальными
событиями этого мира – отменой указа, свержением
Амана и т.д. Мордехай как бы готовит «одежды» для милости
Вс-вышнего.
Так же ведет себя и Эстер. Прежде, чем идти к царю
и просить за евреев, она три дня постится и молится.
К Ахашверошу нельзя войти без приглашения – нарушителя
ждет смерть. Может спастись лишь тот, кому будет дарована
царcкая милость. Согласно здравому смыслу, Эстер должна
подбирать украшения. А она терпит муки голода, что совсем
не украшает женщину.
Мудрость главных героев Пурима в том, что участвуя
во внешних событиях, они ни на минуту не забывают об
их внутренней сути – за кознями еврейских врагов
стоит гнев Отца на своих детей. Поэтому путь к спасению
– это раскаяние. А обращение к царю и все последующие
события – это всего лишь внешние «одежды», в которые
облекается милость Вс-вышнего, простившего евреев.
Мы празднуем в месяце Адар наше всеобщее спасение.
Но в жизни каждого еврея, наверняка, есть свой «Пурим»,
когда гой, живущий рядом, бросал жребий, как
лучше погубить соседа. В такой ситуации нужно верно
рассчитать свои шаги. И тут мы все ученики Мордехая
и Эстер.
Герои Пурима сначала обратились к Б-гу, а потом уже
занялись переговорами, вступили в борьбу с врагами и
т.д. Тот, кто ведет себя иначе, кто считает, что «одежда»
– это главное, похож на человека, который пришел
в банк получить деньги по чеку, несмотря на то, что
на счету у него ничего нет. Чек в порядке, деньги в
банке имеются, а помощь не приходит. Для этого нужно,
чтобы Вс-вышний, о Котором сказано: «Мне – серебро,
и Мне – золото», – открыл свой счет... И
тогда ты увидишь, что «полна вся земля Его славой»,
что нет на свете такой вещи, которая не была бы связана
с Его Волей.
Имя Эстер означает «сокрытие». Но зато в слове мегила
есть намек на слово гилуй – «раскрытие»!
Благодаря нашему раскаянию Вс-вышний раскрылся перед
евреями. Вот почему Пурим начинается с поста, а заканчивается
весельем без меры, радостью без границ!
Как сказал царь Давид: «И ночь засветит как день».
И раскроется сокрытое. И мы увидим, что темнота скрывала
свет и любовь.
Тяжелое чудо
Как еврей верит? Как все народы или по-другому? Чтобы
ответить на этот вопрос, вспомним исход из Египта. Евреи
подошли к Красному морю, а войско египтян преследовало
их. Вс-вышний рассек море, чтобы мы прошли между волн
и спаслись. Враги бросились следом, но волны сомкнулись
и поглотили армию фараона.
Эхо этого события прокатилось по всему миру. Когда
волны расступились перед евреями, все моря, реки и источники
тоже расступились, прервав свое течение. Это был отголосок
чуда, который Вс-вышний сделал ради евреев. Но многие
дали другое объяснение. Раз реки перестали течь во всем
мире, значит, это обычное природное явление. И евреи,
пройдя по морю как посуху, просто воспользовались им.
В этом разница между верой еврейской души и тем, как
верят во Вс-вышнего другие народы. Праведные люди народов
мира признают существование Творца. Так требует их разум.
Когда человек размышляет о Вселенной, поражаясь ее гармонии
и соразмерности всех частей, он приходит к выводу, что
«вещь не может сделать самое себя». Значит, есть Создатель...
Но для народов мира главная точка отсчета – не
Творец, а творение, мир, в котором они живут. Они воспринимают
Вс-вышнего как особую силу, действующую в рамках этого
мира. То, что есть уровень Б-жественности, находящийся
выше сотворенных миров, недоступный человеческому разуму,
не привлекает их внимания. Главное – это мир,
земля под ногами.
Поэтому даже столкнувшись с явлением, выходящим за
грани природного порядка, нееврей стремится нарядить
его в будничные одежды. Волны расступились перед евреями?
Но ведь моря и реки раскололись во всем мире. Волны
сомкнулись над египтянами? Что ж, вода не может долго
стоять стеной...
Говоря о рассечении Красного моря, наши мудрецы называют
это чудо «тяжелым». Почему? Потому что народам мира
было тяжело назвать случившееся чудом...
Молитва на пашне
Еврейская вера не зависит от мира. Для нас главная
точка отсчета – Вс-вышний. Поэтому еврей даже
в самых обычных вещах видит руку Творца. О таком человеке
говорится в Талмуде: «Он сначала молится, а потом сеет..».
Стоя у распаханного поля, держа в руках мешок отборных
семян, еврей знает, что урожай не появится сам собой.
Нужно благословение Вс-вышнего, которое защитит от саранчи,
пошлет дожди, даст земле плодородную силу. Поэтому он
сначала поднимает голову к Небу, прося о помощи, а потом
начинает разбрасывать семена.
Наши мудрецы говорят, что только в заслугу своей веры
евреи спаслись из египетского рабства. Не разум, не
знание, а именно вера была той силой, которая позволила
сорвать оковы. Как понять свойства этой силы, которая
таится в нашей душе?
Народ, связавший свою судьбу с Творцом, обращает меньше
внимания на границы и преграды этого мира. Он знает,
что Тот, кто создал мир, с его законами и свойствами,
может, если нужно, и изменить их. Такая перемена называется
чудом. Нельзя сказать, что еврей надеется на чудо.
Он живет чудом, как рыба живет в воде. Поэтому,
когда стены могучей страны-тюрьмы рухнули, еврей обрадовался,
но не удивился. Веря, он всегда этого ждал.
Святой Египет
Вера помогла евреям выйти из страны рабства. Но это
не значит, что они сразу расстались с ним. Египет на
иврите – Мицраим. Это слово связано с понятием
цар – узкий, ограниченный. Есть два вида
ограниченности – «святая» и «обычная». Они связаны
между собой как звенья цепи.
Святая ограниченность проявляется в том, что человек,
признавая Творца, пытается проверить Его приказы с помощью
логики и здравого смысла. Но Б-жественный разум неизмеримо
выше человеческого. Поэтому можно пожалеть человека,
который с детским упорством твердит: «Раз я этого не
понимаю, значит, это неразумно..». Со временем он вообще
перестает видеть Творца...
И тогда придет ограниченность обычная, которая проявляется
в том, что человек вообще не помышляет о Небе. Он попал
во власть нечистой стороны этого мира и сам того не
замечает. Пытается делать все, что захочет («А кто мне
запретит?.».), и страдает от страха и одиночества («А
кто же мне поможет?.».).
Поможет ему вера, в заслугу которой наши предки спаслись
из рабства. Раскрыв ее в своей душе, еврей начинает
подниматься. Сначала он уходит из Египта обычного, связанного
с нечистотой и пороками, потом покидает «святой Египет»,
где еврейская любовь к Б-гу подвергается досмотру разума.
Расставшись с Египтом, мы почувствуем вкус свободы.
Никто не может оценить ее больше, чем бывший раб.
Посылая Моше-рабейну в Египет, чтобы спасти евреев
из рабства, Вс-вышний так называет наш народ: «Сын мой,
первенец мой, Израиль..».
В этой фразе есть два понятия – «сын» и «первенец».
Эти слова отличаются по смыслу очень сильно. «Первенец»
– означает самый старший: он серьезней и главней
всех братьев. А «сын»? Наши мудрецы приводят такую притчу:
«Было у царя много сыновей и младшего любил он больше
всех..».
Интересно, почему больше всего любви достается именно
младшим сыновьям?
Старшим детям ничего не дается просто так. Они несут
на себе тяжелый груз родительских ожиданий. За неловкое
слово их ждет выговор, и строгий. Они каждый день слышат,
чего от них ждут и что выходит и как должно быть на
самом деле. От младших мы не ждем ничего, мы любим их
просто так. Именно здесь проявляется суть родительской
любви: то, что отец и сын – это одно целое, что
они не могут один без другого. Эта любовь не зависит
от поведения сына. Она заполняет собой все.
Любая вешь, которая есть на земле, приходит сверху.
И любовь к детям, которой славится еврейский народ,
является отражением великой любви – любви Вс-вышнего
к народу Израиля. В наших отношениях с Творцом тоже
есть две ступени, о которых говорилось выше, –
ступень младшего сына и ступень первенца. У каждой из
них есть свое достоинство, своя красота.
Младший сын в ответ на беспредельную любовь Отца привык
платить ему той же монетой. В его поведении больше всего
ощущается кабалат оль – принятие ярма Небес.
Он выполняет любую просьбу отца, даже если не понимает
ее. «Папа так сказал», и этого довольно. Нет таких убежденных
«кабалат-ольников» на свете, как малыши. И не стоит
удивляться, что когда наш народ выступает в такой роли,
то Вс-вышний готов простить ему любой нечаянный проступок.
Возникает вопрос, наивный, но вполне оправданный: так
зачем еще желать чего-то? Может, лучше навсегда остаться
в роли младшего сына?
Ответ будет также прост: Вс-вышний приказал расти...
Принятие «ярма Небес» – это лишь начало еврейского
пути. Соблюдение Торы и ее заповедей требует полного
раскрытия душевных сил. Это уже ступень старшего сына,
первенца. У него больше возможностей, но и спрос с него
более строгий...
Мы задаем себе очень важный вопрос: как, подрастая,
сохранить изначальную связь со Вс-вышним, при которой
сын не сможет оставить Отца, а Отец не может судить
и сердиться?
Есть совет: взрослея, постараться сохранить в себе
ребенка. У детей есть несколько замечательных свойств,
которые могут пригодиться во взрослой жизни.
Первое: они любят задавать вопросы и готовы принять
любой совет отца, даже самый необычный.
Второе: они не сидят на месте, а двигаются, поднимаясь
со ступени на ступень.
Третье: они знают, что возможности их разума ограничены,
что есть на свете «папа так сказал».
Тогда исполнится пророчество Йешаяу, обращенное к народу
Израиля: «И все сыновья твои будут учениками Г-спода
и велик будет их мир и покой..».
Наши мудрецы добавляют: не только «сыновьями» –
баним – будут они тогда называться, но
и «строителями» – боним. Ведь наш народ
призван помочь Вс-вышнему завершить строительство мира,
который Он создал. Для того, чтобы работать на этой
стройке, нужны два противоположных свойства: ограничение
себя и полное раскрытие своих возможностей. «А идише
кинд» – «еврейский ребенок» – соединяет
их в себе даже, когда становится взрослым. Сделавшись
«первенцем», он сохраняет в себе «сына» и получает имя
«Израиль», которое объединяет оба этих свойства...
|