Агада (пасхальная) – «повествование»;
рассказ об Исходе из Египта, который читают на пасхальном
седере.
Арба миним – «четыре вида»: этрог, побег
пальмовой ветви, мирт и ива – принадлежности утренней
молитвы в дни Суккот.
Баним – боним – «сыновья» –
«строители»; слова, созвучные по произношению.
Галаха – «путь», «следование»; законы,
регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую
жизнь евреев.
Галут – «изгнание»; пребывание евреев
вне Эрец-Исраэль со времени разрушения Храма. Собирательное
название стран рассеяния, т. е. мест проживания евреев
за пределами Эрец-Исраэль.
Ган Эден – «сад Эден»; место, где обитают
души праведников.
Гаон – «величие», «гордость»; 1. титул
главы еврейской академии в Вавилонии; 2. почетное звание
крупного ученого-раввина.
Геула – Избавление, связанное с приходом
Машиаха.
Гой – «народ»; обычно употребляется в
значении нееврей, иноверец.
Даагот парнаса – «заботы о заработке».
Дабранит – «говорливая», «болтушка».
Даркей ноам – мягкое, терпеливое поведение,
не обижающее собеседника.
Йехидут – аудиенция, встреча с хасидским
ребе с глазу на глаз.
Йешива – высшее еврейское религиозное
учебное заведение, где в основном изучают Талмуд и Галаху.
Кабалат оль – принятие «ярма Небес».
Каббала – «получение»; «внутренняя» часть
Торы, объясняющая устройство мироздания, структуру еврейской
души, тайный смысл еврейских заповедей.
Кахал (кагал) – «общество», «община»;
обозначение еврейской общины или ее руководства.
Кашер (кашерный) – ритуально пригодные
к употреблению пища и предметы, связанные с соблюдением
заповедей. Глат кашер – строгий кашрут.
Керувы – «херувимы»; фигуры ангелов на
крышке, покрывавшей Ковчег Завета.
Колель – высшее религиозное учебное заведение
для женатых евреев.
Лехаим – «за жизнь»; тосты, сопровождающие
застолье.
Лулав – пальмовая ветвь в составе «четырех
видов» (эт-рог, пальмовая ветвь, мирт, ива); принадлежность
утренней молитвы в дни Суккот.
Луз – косточка в теле человека, которая
не разрушается после смерти. Из нее вновь возродится
тело человека во время воскрешения мертвых.
Масорти – «традиционный»; еврей, который
старается соблюдать основные заповеди Торы.
Машпиа – «влияющий».
Мегила – «свиток»; Мегилат Эстер –
одна из книг ТаНаХа, в которой описаны события, связанные
с праздником Пурим.
Мекабель – принимающий влияние; см. «Машпиа».
Меламед – преподаватель в традиционной
еврейской начальной школе.
Менора – «светильник»; семисвечник, находившийся
в Храме.
Меркава – «колесница»; термин в Каббале
и хасидуте, обозначающий полное подчинение праведника
Б-жественной Воле.
Месирут нефеш – «передача души»; самоотверженность,
самопожертвование.
Мивца – у хабадников – кампания,
связанная с распространением одной из заповедей Торы.
Микве (миква) – «скопление воды»; специальный
бассейн для омовения с целью очищения от ритуальной
нечистоты.
Миньян – собрание десяти совершеннолетних
евреев (после 13 лет), необходимое для совершения общественного
Б-гослужения.
Мицва – «заповедь»; законы, изложенные
в Торе.
Мишкан – святилище, с которым евреи странствовали
по пустыне.
Мусар – «мораль»; духовно-этическое движение,
возникшее в 19 веке (основатель рабби Исраэль Салантер),
которое ставило своей целью строго нравственное воспитание
личности.
Нахат (нахас) – душевный покой, наслаждение.
Нигуним – особые напевы, которые сочиняют
и поют хасиды.
Пейсы (пеот) – пряди волос на висках,
которые следует оставлять согласно еврейскому Закону.
Ребе – праведник, духовный лидер хасидской
общины.
Софер – переписчик Торы.
Талит – молитвенное покрывало прямоугольной
формы с цицит по краям.
Талит-катан – четырехугольная накидка
с цицит по углам, которую мужчины и мальчики
носят под верхней одеждой.
Талмид хахам – «мудрый ученик»; почетный
титул лиц, сведущих в еврейском Законе.
Тшува – раскаяние, возвращение ко Вс-вышнему,
к соблюдению законов Торы.
Тфилин – коробочки с кожаными ремнями,
в которые вложены тексты – отрывки из Торы; накладываются
совершеннолетними (достигшими 13-летнего возраста) евреями
на левую руку и на голову во время утренней молитвы.
Фарбренген – собрание хасидов.
Хасид – «благочестивый»; в Библии и раввинистич.
литературе праведник, отличающийся сугубо строгим соблюдением
религиозных и этических предписаний иудаизма; с 18 века
– приверженец хасидизма, религиозно-мистического
народного движения, зародившегося среди евреев Подолии
и Волыни и распространившегося впоследствии в разных
странах мира. Основатель хасидизма – рабби Исраэль
бен Элиэзер Баал-Шем-Тов (1698 – 1760).
Хула – балдахин, под которым совершается
еврейский свадебный обряд.
Цадик – «праведник».
Цдака – «справедливость»; пожертвования,
которые обязан делать еврей в пользу нуждающихся.
Цицит – кисти из сложенных вдвое четырех
шерстяных нитей, прикрепляемые к углам талита и
талит-катана.
Шалиах – «посланец», выполняющий особое
поручение еврейской общины или своего духовного вождя.
Шир а-маалот – священные песни, которые
пели левиты в Храме.
«Шма Исраэль» – «Слушай Израиль!» –
начало одной из основных еврейских молитв.
Шхина – «пребывание», «проживание»; понятие
в иудаизме, обозначающее Б-жественное присутствие, близость
Б-га к человеку и Его вечное пребывание в среде народа
Израиля.
Эпикорос – безбожник; еврей, сведущий
в законах Торы и переставший их соблюдать.
«Зоар» – «сияние»; основополагающий труд по Каббале,
написанный в форме комментариев к Пятикнижию. Автор
– рабби Шимон бар Йохай (2 век н. э.).
Талмуд – обширный свод религиозной лит-ры, завершенный
к 5 веку н. э. и регламентирующий религиозно-правовые
нормы иудаизма; содержит толкование и обсуждение Закона,
устные предания, научные сведения...
ТаНаХ – слово составлено из начальных
букв еврейских названий трех разделов Священного писания:
Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).
«Тания» – основополагающий труд по философии
Хасидизма первого главы хасидов ХаБаД, рабби Шнеур-Залмана
из Ляд.
«Шульхан Арух» – «Накрытый стол»; кодекс
галахических предписаний, составленный в 16 веке выдающимся
раввинским авторитетом Иосефом Каро.
Рош Ашана – «начало года»; двухдневный
праздник в начале месяца Тишри (сентябрь-октябрь), знаменующий
начало нового еврейского года.
Суккот – «шалаши»; в этот праздник в память
о скитании евреев по пустыне после исхода из Египта
евреи строят шалаши -«сукки». Празднуется семь дней
в сентябре-октябре.
Симхат Тора – «радость Торы»; праздник
в честь завершения ежегодного цикла чтения Торы и начала
нового чтения. Отмечается на следующий день после окончания
праздника Суккот.
Песах – отмечается семь дней в месяце
Нисан (март-апрель) в память об исходе из Египта.
Шавуот – праздник дарования Торы на горе
Синай. Отмечается на пятидесятый день от начала праздника
Песах.
|