В «Шаар гайихудим», глава 2, написано, что изучение
Торы, не проникнутое духовностью[1],
творит ангелов[2]
в мире Йецира[3].
Автор ссылается там на «Зогар», глава «Шлах» [стр. 1686,
169а], где сказано, что никакие звуки не исчезают бесследно,
а слова молитвы и Торы[4]
поднимаются ввысь и преодолевают преграды, [отделяющие
земной мир от высших миров. В то время как воздействие
одухотворенного изучения Торы на миры сходно с воздействием
такой же молитвы, между неодухотворенной молитвой и
таким же изучением Торы существует большая разница:]
из мысли, сосредоточенной на молитве, образуются ангелы
в мире Бриа[5],
так же, как из эмоций, которыми проникнуто изучение
Торы, тогда как молитва, произнесенная без внимания
к ее духовному смыслу, отвергается Небесами и остается
в самых низших мирах; написано в книге «Зогаp», глава
«Пкудей», стр. 245а, что «эти молитвы попадают в низшую
из небесных сфер, [правящих земным миром], и называются
негодными молитвами». А в главе «Ваякгель» [книги «Зогар»],
стр. 201а, написано: «Если слова молитвы произнесены
как должно, [ангелы поднимают ее в высшие небесные сферы]»[6].
Это отличие не проникнутого чувством изучения Торы
от такой же молитвы понятно само по себе. Ведь при подобных
занятиях Торой человек так или иначе понимает и осознает
изучаемое им — в противном случае его занятия
вообще нельзя назвать изучением, — ему не хватает
лишь осознания того, что он изучает Тору ради нее самой,
ибо оно рождается только из любви ко Всевышнему, раскрывающейся
в сердце; он же наделен только скрытой в сердце врожденной
любовью ко Всевышнему[7].
Однако этот человек изучает Тору не для какой-то посторонней
цели — для удовлетворения своего честолюбия и
т. д., — ибо тогда Тора, изучаемая им, не поднялась
бы «выше солнца», как написано там же, глава «Вайехи»,
стр. 2236[8].
И происходит так из-за того, что эта мысль облекается
в произносимые человеком слова и препятствует им подняться
ввысь[9];
то же происходит и с молитвой, произносимой без чувства,
ибо в этом случае мысль человека занята посторонними
вещами. (Однако ввиду того, что цель человека, произносящего
молитву, — служить Всевышнему, эту молитву легче
исправить и вознести ввысь[10]:
если человек хотя бы один раз за год помолился как должно,
его молитва поднимает вместе с собой все молитвы, произнесенные
им за этот год, как написано в «Микдаш Мелех», глава
«Пкудей».)
[Как совместить] сказанное в книге «Зогар», глава «Пкудей»,
что [негодные молитвы поднимаются] в нижнюю небесную
сферу, со сказанным в главе «Ваяк-гель», что только
в том случае, если слова произнесены как должно, ангелы
поднимаются с ними ввысь в небесные сферы? Здесь нет
противоречия, ибо в главе «Пкудей» говорится о нижней
сфере из числа сфер, «властвующих в мире»[11],
которые относятся к сфире Малхут мира Асия[12],
тогда как в главе «Ваякгель» идет речь о сферах, относящихся
к Малому Лику мира Асия, как написано в книге «Эц хаим»,»Шаар
гашемот», глава 3, где говорится о Малом Лике мира Асия,
см. там же.
На первый взгляд, из сказанного в главе «Пкудей» книги
«Зогар» следует, что негодная молитва поднимается до
первого из [семи] дворцов [святости][13],
связанных с Малым Ликом мира Бриа, и лишь затем вытесняется
оттуда в низшие миры. Однако это не противоречит сказанному
выше [о том, что негодные молитвы не поднимаются в высшие
миры]. Ведь там сказано даже, что все грехи человека
поднимаются туда, вплоть до четвертого дворца, см. там
же, стр. 252а. Отсюда однозначно следует, что когда
в разных контекстах говорится о восхождении, речь может
идти о совершенно различных явлениях[14],
лишь условно называемых одним и тем же словом. На основании
этого можно понять слова раби Моше Закута [в комментариях
к этому отрывку] о том, что во втором дворце находятся
одеяния души, образующиеся при исполнении заповедей
действием[15],
слова, которые, на первый взгляд, противоречат тому,
что эти одеяния, как известно, принадлежат низшему райскому
саду, расположенному в мире Асия, как об этом написано
в книге «Зогар», глава «Ваякгель», стр. 210.
Итак, негодная молитва стоит выше изучения Торы, если
изучение это совершается из эгоистических побуждений,
ибо Тора остается «под солнцем», а молитва поднимается
в низшую небесную сферу. С другой стороны, если человек
побуждаем к изучению Торы не эгоистическими интересами,
но и не любовью к самой Торе, а неосознанной стихийной
любовью [ко Всевышнему], то изучение им [Закона] обладает
не меньшим достоинством, чем слова, произносимые детьми,
занимающимися Торой, а эти слова поднимаются ввысь,
ибо они произнесены устам-и безгрешного ребенка[16].
Это происходит несмотря на то, что ребенок учится не
ради самой Торы, а из страха, что его накажет учитель.
См. «Зогар», [глава «Пкудей»], стр. 255б, где говорится,
что ангелы возносят слова детей к миру Ацилут[17].
Примечания к отрывку
[1]
Однако даже в этом случае изучение Торы вызывает единение
сфирот в мире Ацилут и привлекает туда добавочный свет.
В каком же смысле говорится, что слова Торы не достигают
единства даже со сфирот мира Асия (см. Тания, часть
1, гл. 39)? Дело в том, что не проникнутые любовью и
трепетом слова Торы должны полностью освободиться от
материальной оболочки, прежде чем объединиться со сфирот;
тем самым они теряют свою индивидуальность, поэтому
нельзя говорить, что сами слова Торы объединились со
сфирот.
С другой стороны, если слова Торы проникнуты любовью
и трепетом, то высшая воля, воплощенная в них, может
очистить их настолько, что сами слова Торы, энергия,
заключенная в них, может включиться в святость сфирот.
Однако даже если слова Торы не проникнуты любовью и
трепетом, они могут подняться во внешние области мира
Йецира, ибо святость Торы сама по себе очищает материальную
субстанцию речи и поднимает ее на уровень духовной субстанции
мира Йецира. Таким образом возникает ангел, творение,
принадлежащее ко внешним аспектам миров святости и служащее
посредником между их внутренними аспектами и низшими
мирами. Одухотворенные слова Торы проникают во внутренние
аспекты высших миров, создавая ангелов на промежуточном
этапе своего восхождения.
[2]
Сказано в трактате Авот (411): «Тот, кто исполняет одну
заповедь, приобретает себе одного защитника, а тот,
кто совершает один грех, приобретает себе одного обвинителя».
Здесь идет речь о добрых ангелах, которые творят добрые
дела и образуются при произнесении слов Торы и молитвы,
и о злых ангелах, возникающих из грехов человека. В
Танахе рассказывается, как ангелы посылаются с различными
миссиями на землю, открывают пророкам грядущее, а с
другой стороны, — о том, как рассказывают они
в высших мирах о происходящем на земле. Ангел на иврите
— мальах (букв, «посланник»). Часто встречается
выражение малъахей гашарет — «ангелы-служители».
Как видно из самого названия, ангелы играют в мироздании
служебную роль, связуя различные его уровни. Каждое
доброе дело укрепляет связь земного мира со святостью,
с высшими мирами, образует как бы канал, по которому
передается взаимное влияние миров. Такой канал и есть
добрый ангел, созданный добрым делом. Грехи огрубляют
мир, отдаляют его от святости Творца, создают как бы
преграды между ними; это и есть ангелы-обвинители, напоминающие
о грехах человека и не допускающие его к Творцу.
[3]
В параллели микрокосм-макрокосм самой душе соответствует
мир Аци-лут, а трем ее оболочкам — три низших
мира: мир Бриа — мысль, мир Йецира — речь,
мир Асия — действие (ср. прим. 5 и 6 к первому
отрывку этой части Тании). Таким образом, речь, не одушевленная
мыслью, может достичь только мира Йецира.
[4]
Раби Шнеур-Залман приводит эту ссылку, чтобы подчеркнуть,
что Тора и молитва приравнены. Это служит основанием
для последующего вопроса о различии уровней, на которые
поднимаются неодухотворенные слова Торы и молитвы.
[5]
Как объяснялось в прим. 3, мир Бриа соответствует уровню
мысли.
[6]
В книге Зогар подробно описываются этапы восхождения
молитвы при помощи ангелов в высшие миры.
[7]
См. Тания, часть 1, гл. 15, 39 и 40. Алтер Ребе объясняет
там, что понятие авода («служение») связано со
словом ибуд — «обработка», «изменение природных
данностей». Поэтому любовь, присущая человеку по природе,
и добрые дела, совершаемые по привычке и не требующие
от человека изменения своей природы, не являются служением.
Тем не менее, так как эти заповеди также угодны Всевышнему,
они поднимаются в миры святости.
[8]
Зогар так объясняет сказанное в книге Когелет (1:3)
«Какой человеку прок во всем труде его под солнцем?»:
«Даже добрые дела человека, даже труд изучения Торы,
если он занимается им из эгоистических побуждений, не
поднимается ко Всевышнему, а остается под солнцем».
Возможно, толкование основано на том, что стих говорит
о «труде его», т. е. о труде, преследующем эгоистические
цели.
[9]
Как говорилось выше, «место» действия или слова в духовных
мирах определяется мыслью, которой они проникнуты (см.
прим. 9 к первому отрывку этой части Тании). Эгоистические
мысли принадлежат сфере зла и тем самым не дают словам
Торы подняться ввысь. То же происходит с молитвой, которую
человек произносит по привычке, хотя и не из эгоистических
побуждений: ведь в этом случае молитва не занимает полностью
его сознание, а так как в бездействии пребывать он не
может, его занимают будничные, привычные мысли о происходящем
в окружающем мире; эти мысли как бы связывают молитву
и мешают ей подняться вверх.
[10]
Молитва оказывается связанной будничными мыслями в меньшей
степени, чем Тора, которую человек изучает из эгоистических
побуждений. В последнем случае слова Торы не могут взойти
ко Всевышнему без того, чтобы человек раскаялся и вернулся
к Нему (см. Тания, часть 1, гл. 39, 40). В случае с
молитвой это не так, ведь посторонние мысли, приходящие
во время нее, не являются ее мотивом, они проникают
в сознание против воли человека; поэтому молитва не
столь жестко связана ими.
[11]
Продолжение цитаты в книге Зогар там же.
[12]
Малхут — низший уровень духовных миров, осуществляющий
контакт между ними и физическим миром.
[13]
Низший из семи дворцов. Семь дворцов соответствуют десяти
сфирот Малого Лика, ибо в первом дворце раскрываются
две сфиры — Йесод и Малхут, — а в седьмом
дворце, в «святая святых» — три высшие сфирот.
[14]
Когда говорится о том, что слова Торы и молитва поднимаются
в высшие миры, подразумевается, что сами слова, их субстанция
и энергия, заключенная в них, поднимаются туда, подвергаясь,
конечно, многократным преобразованиям и «очищению».
Когда же говорится о восхождении негодных молитв или,
тем более, грехов, — речь идет скорее о распространении
их влияния и «информации» о них в высшие миры.
[15]
Как объясняет Зогар, исполняя заповеди, человек создает
одеяния для своей души, облекаясь в которые, она становится
способной наслаждаться сиянием Шхины в раю. Как объясняет
р. Шнеур-Залман в своей книге Тора ор, душа сама по
себе не в состоянии воспринимать Б-жественный свет,
однако заповеди, которые она исполняла в этом мире,
становятся посредниками между нею и Б-жественным светом,
возводя ограниченное бытие души на уровень истинного,
абсолютного Б-жественного бытия.
Существует бесчисленное множество уровней, на которых
раскрывается свет Шхины; Кабала выделяет два основных:
Низший рай в мире Асия и Высший рай в мире Бриа. В первом
одеяния души образуются из добрых дел человека, во втором
— из эмоций и мыслей, обращенных ко Всевышнему.
[16]
В словах, произнесенных ребенком, нет примеси греха,
но нет и любви и трепета, так же, как и в словах Торы,
произнесенных тем, кто изучает ее только по привычке.
И сказано: «Мир держится только на дыхании детей, изучающих
Тору».
|