«Давид, песнями назвал ты их?!.»[1].
В книге «Зогар» говорится, что Тора — это хвала
и гимн [Всевышнему]. Следует понять, в каком смысле
законы, говорящие о том, что такая-то ведь запрещена,
а такая-то разрешена, являются хвалой Всевышнему, благословен
Он. Это станет понятным из разъяснения стиха «Как велики
дела Твои, Г-сподь, бесконечно глубоки мысли Твои»[2].
Известно, что все миры — высшие и низшие —
зависят от точности исполнения каждой детали заповеди.
Так, например, если жертвоприношение совершается как
должно, происходит единение высших сфирот и все миры
поднимаются на более высокую ступень, чтобы получить
там жизненную энергию и благодать. Если же [коген] изменил
[правильный порядок] и собрал кровь жертвы в сосуд,
который он держал в левой руке, или в непригодный для
этого храмовой сосуд, или если в этот момент между рукой,
которой он держал сосуд, и сосудом был посторонний предмет[3],
то миры не поднялись и не получили жизненной энергии
и благодати из Источника жизни, [от] Бесконечного, благословен
Он.
Подобно этому при возложении тфилин раскрывается
в мирах высший разум Малого Лика и его Жены, являющихся
источником жизни для всех миров. Если же одна деталь
тфилин не соответствует закону, [тфилин} становится
негодным и сияние высшего разума покидает миры. То же
относится к деталям запрещающих заповедей. И поэтому
тот, кто созерцает величие деяний Всевышнего, проявляющееся
во множестве миров с творениями, наполняющими их, размышляет
и о том, что существование этих миров полностью зависит
от одной-единственной детали закона Торы. И в этом проявляется
глубина мысли и мудрости Всевышнего, в том, что от тончайшего
их нюанса зависит, поднимутся ли все миры и получат
ли жизненную энергию и благодать или нет, не дай Б-г.
Таким образом, человек может осознать бесконечную глубину
мысли Всевышнего, которая неизменно превосходит всю
жизненную энергию миров, ведь источник всей этой энергии
— одна-единственная деталь [Б-жественной мысли],
представляющая собой каналы, по которым распространяется
эманация из Его мозга, о чем известно из книг «Тикуним»и
«Идра раба».
И это было источником радости царя Давида, да покоится
душа его в мире, которой утешал он свое сердце, изучая
Тору в годину бедствий. Однако за то, что он гордился
своим восхвалением Торы в этом ее качестве [-как источник
жизни всех миров], говоря: «Песнями были для меня законы
Твои»[4],
— он был наказан. И сказал ему Всевышний, благословен
Он: «Песнями назвал ты их?!». Ибо на самом деле это
достоинство Торы — то, что существование всех
миров полностью зависит от малейшей ее детали, —
всего лишь внешний аспект глубины мысли [Всевышнего],
как говорится об этом в другом месте от имени раби Ицхака
Лурии, в связи с объяснением изречения мудрецов. «Тора
— плод, упавший с Древа высшей мудрости»[5].
Внутренние же аспекты этой глубины — сокровенная
Тора — абсолютно едины с наполняющим их светом
Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он; а пред Всевышним
все миры — абсолютное ничто, Он — тот же
после сотворения мира, что и до сотворения. И поэтому,
[как и Самого Всевышнего], сокровенную Тору не пристало
восхвалять за то, что она источник жизни всех миров,
ибо перед нею они – абсолютное ничто. И сокровенная
Тора не может быть источником радости и наслаждения
для человека, она радует сердце и доставляет наслаждение
Самому Царю Всевышнему, благословен Он, ибо [лишь] Б-гу
ведом путь ее, Ему известно достоинство ее и место.
И Его знание об этом — это как бы знание о Себе
Самом. Однако «от взоров всех живущих скрыта она»[6],
как сказано: «...Лика Моего не дано видеть»[7].
То есть скрыт ее внутренний аспект, как я уже писал
в соответствующем месте от имени раби Ицхака Лурии.
И еще сказано: «Я [Тора] была наслаждением Его»[8],
— именно Его. [И еще сказано:] «Ликует она пред
Ним»[9],
— именно пред Ним Самим, в глубинных аспектах
Б-жествен-ного света. И еще сказано об этом: «Я была
Его воспитанницей [амон]»[10].
Читай не амон [»воспитанницей»], но оман
[»произведением Его искусства»].
С другой стороны, о внешних аспектах Торы сказано:
«Я ликую на просторах земли Его. я дарую блаженство
сынам человеческим»[11],
— ибо дарованная нам Тора содержит в себе как
внешние аспекты, так и внутренние, как написано о явленном
пророку Зхарье летящем свитке: «Он был исписан изнутри
и снаружи»[12].
И за то, что Давид сосредоточил свое внимание на внешних
аспектах Торы, он был наказан забывчивостью, связанной
с внешними аспектами [разума]. И забыл он на время написанное
в Торе: «Самое святое в службе возложено на них, на
плечах должны нести они [Ковчег завета]»[13].
[Духовный смысл этой заповеди — ] связать и объединить
«плечи», символ внешних аспектов мудрости, со служением
«самому святому», являющемуся высшей мудростью в ее
глубинных аспектах, откуда происходят Скрижали завета.
И так сказано о Скрижалях: «На них были начертаны буквы
с обеих сторон»[14]
— это означает, как объяснено в трактате Шкалим
Иерусалимского Талмуда [6:1], что текст на Скрижалях
[чудесным образом] одинаково читался с обеих сторон,
— смотри там.
[1]
Заповеди Торы. См. Шмуэль II, 6:1-12. См. также Сота,
34а.
[2]
Тегилим, 92:10.
[3]
См. Звахим, 24а, 156 и 19а.
[4]
Тегилим, 119:54.
[5]
См. Тания, часть 4, поел. 19.
[6]
Ийов, 28:21.
[7]
Шмот, 33:23.
[8]
Мишлей, 8:30.
[9]
Там же.
[10]
Там же.
[11]
Мишлей, 8:31.
[12]
Зхарья, 5:2.
[13]
Бемидбар, 7:9. См. также Сота, 35а.
[14]
Шмот, 32:15.
|