Какое значение имеют детали законов, относящиеся к
крайне маловероятным ситуациям, которые, возможно, никогда
не имели места в прошлом и тем более не возникнут в
будущем? Таковы, например, частные случаи законов о
негодных жертвоприношениях[1]
и т. п.
Известно, что все запрещенное, [любое запрещенное деяние
и всякая запрещенная вещь], имеет корень и источник
энергии в духовных областях зла[2],
ибо ничто в этом мире не может существовать, не черпая
энергию в духовных мирах. Даже тот, кто, к примеру,
завивает свои волосы и т. п., получает в этот момент
жизненную энергию из дворцов зла, как написано в книге
«Зогар». Поэтому даже если частные случаи каких-то запрещенных
действий на деле никогда не имели места, в нашем земном
мире их духовный источник обладает совершенно реальным
бытием во дворцах зла. [Однако в Торе рассматриваются]
ситуации, которые, возможно, никогда не имели места
и никогда не станут реальностью, в частности, определенные
ситуации, могущие возникнуть только в результате заблуждения
или ошибки, — как, например, случай, когда человек,
[пересчитывая скот при отделении десятины], посчитал
десятым [животное], которое должно было быть девятым[3],
— причем в этом случае, возможно, даже в духовных
областях зла не существует соответствующей реальности[4].
Однако даже в этом случае все эти ситуации обладают
реальным бытием в данной Моше Рабейну на Синае высшей
мудрости, воплощенной в этом конкретном случае, как
сказано, что все новые законы, которые откроет в будущем
благочестивый ученик[5],
[уже были даны Моше на Синае], в том числе и законы,
относящиеся к частным случаям, рассмотренным раби Ирмеей,
или поставленный в главе 4 трактата Хулин вопрос о том,
считается ли первородным детеныш животного, который
еще в чреве матери был обернут в какой-либо материал
и так родился. Ибо распространение высшей мудрости [во
все эти детали], происходящее под действием света Эйн
Соф, наполняющего ее, абсолютно реально. И всякий частный
случай закона — это тончайший канал, по которому
распространяется эманация высшей мудрости, положившей
начало сфире Дочь, являющейся источником [сфиры Малхут,
именуемой] «дочерью» и облекающейся в нее. Оттуда, [из
сфиры Малхут], эманация высшей мудрости распространяется
в миры Бриа, Йецира и Асия и облекается в них.
Силы зла, как известно, получают необходимую им энергию
от внешних аспектов десяти святых сфирот, в особенности
от оболочек десяти сфирот миров Бриа, Йецира и Асия,
в особенности двух последних, где святость перемешана
со злом, питающимся от оболочек сфирот. И когда человек
посвящает свои слова и мысли изучению Торы, силы зла
изолируются и отделяются от святости, ибо, как сказано
в книгах Тикуним и Раая мег еймана, [цель изучения Торы]
— отделить [добро от зла]. И [производит это отделение]
свет Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, который
наполняет высшую мудрость, [присутствующую в этих оболочках,
являющихся источником энергии и для сил зла], как известно
из комментария на изречение «[за что гибнет земля? —
] за то, что перед изучением Торы не произносит благословения».
И в словах «мудрость совершает очищение» подразумевается,
[что не сама мудрость совершает это, но] свет Эйн Соф
[- Всевышнего], благословен Он, обитающий в ней. Распространение
[света Эйн Соф в высшую мудрость] совершается посредством
высшего прообраза человека, находящегося в сфире Малхут
— Жене Малого Лика миров Бриа, Йецира и Асия,
который точно так же, [как сам человек в земном мире],
изучает те же самые законы Торы.
На основании сказанного становится ясным, почему все
души уровней нефеш, руах и нешама должны исполнить все
613 заповедей мыслью, речью и действием, во всех деталях,
включая все подробности законов, и почему душа должна
перевоплощаться до тех пор, пока полностью не изучит
простой, иносказательный, аллегорический и эзотерический
смыслы всей Торы: ведь тем самым душа исполняет отведенную
ей часть работы по очищению 288 искр. [Эти искры, которые
предстоит человеку освободить, образуют] подобие человека,
ибо [так же, как и человеческое тело,] включают в себя
613 различных аспектов, со всеми их деталями. Однако
в грядущем мире, когда это очищение искр будет завершено,
люди станут изучать Тору с одной лишь целью: чтобы исполнить
повеление «делай добро»[6]
и возносить свою душу уровней нефеш, руах и нешама выше
и выше к Бесконечному. Они [будут изучать и] 365 запрещающих
заповедей в том виде, в котором те существуют в своем
духовном источнике, как святые аспекты строгости, и
будут смягчать их при помощи аспектов милосердия, связанных
с 248 предписывающими заповедями, и объединять с ними.
Поэтому вечна вся Тора, в целом и во всех своих деталях.
И даже детали 365 запрещающих заповедей тоже представляют
собой неотъемлемую часть единого целого и обладают источником
в высших мирах, в пяти аспектах строгости, так же, как
и сами эти 365 заповедей, 'которые представляют собою
«кровь», доставляющую жизненную энергию всем «частям
тела» — сосудам Малого Лика.
[1]
Ваикра, 7:18.
[2]
См. Тания, часть 1, гл. 6 и 7.
[3]
Бхорот, 59а.
[4]
Использованное здесь выражение «возможно» указывает
на то, что автор не считал последнее положение бесспорным.
Можно допустить и другое предположение: так как источник
ошибок вообще — «нога», то все гипотетические
ситуации, связанные с ошибками, имеют реально существующий
прообраз во дворцах «нога». (Прим. Цемах-Цедека.)
[5]
Иерусалимский Талмуд, Пеа, 2:4.
[6]
Тегилим, 34:15.
|