«Многократно укоряй ближнего своего»[1].
«Даже до ста раз»[2].
И потому не могу промолчать, удержать себя от скорбного
вопля: «Молю вас, сжальтесь над вашими душами великой
жалостью!». Будьте предельно внимательны и бережны к
Торе и к служению сердцем — сосредоточенной молитве.
Начинайте молитву все вместе, так, чтобы в один голос
произносить первые слова молитвы. Не должно быть такого,
что первый произносит одну молитву, второй — другую,
третий молчит, четвертый ведет пустые разговоры, сохрани
Б-г. И причина такого бедственного положения в том,
что хазаном может стать всякий, кто пожелает, или в
том, что желающих [из числа достойных этого вообще нет,
и выбирают кого попало]. Ввиду этого — вот вам
совет мой, устав постоянный, закон непреложный: вы должны
избрать [хазанами] по жребию или решением большинства
несколько определенных людей, подходящих для этого.
А именно таких, которые молятся, произнося четко каждое
слово, размеренно, громко, не слишком медленно, но и
не торопливо, не скороговоркой, сохрани Б-г. И на них
будет лежать обязанность вести общественную молитву,
каждый — в установленный для того день, по очереди,
и собирать вокруг себя всех, кто молится не шепотом,
а хотя бы вполголоса и не торопясь, сохрани Б-г. Так
записано в старинных уставах многих местечек. И ныне
я намереваюсь упрочить и утвердить [эти уставы], дабы
не потеряли они силы вовек, сохрани Б-г. Горе! Горе!
Доколе будет это [пренебрежение к молитве] западнёй
для нас! Неужели мало нам всех кар и бедствий, обрушившихся
на нас, да смилостивится Всевышний над нами и да утешит
нас, удвоив наши силы, и очистит наше сердце, чтобы
мы служили Ему в истине! Укрепите и ободрите свои сердца,
все надеющиеся на Б-га!
Кроме того, община каждого города обязана изучить весь Талмуд в течение года,
разделив трактаты Талмуда между своими членами, по их желанию или по жребию.
Если в городе есть несколько общин, каждая из них должна самостоятельно делить
трактаты между своими членами. Если какая-то община слишком малочисленна для
этого, к ней могут присоединиться члены более многочисленной общины, [чтобы все
исполнили это постановление] без отступлений, неукоснительно. Каждый, кто
принимает участие в таком изучении Талмуда, должен каждую неделю прочитывать
119-й псалом, где стихи расположены в восьмикратно повторенном алфавитном
порядке. И ввиду того, что в нашем слабом поколении не у всякого есть силы
поститься, как это требуется [для искупления грехов], следует прибегнуть к
совету наших мудрецов, которые сказали: «Всякому, кто соблюдает субботу как того
требует закон, прощаются все грехи»[3]. Следует обратить внимание на слова «как того
требует закон». Поэтому каждый обязан твердо знать все многочисленные законы о
субботе. Кроме того, в субботу следует крайне остерегаться пустых разговоров,
сохрани Б-г. Ведь всем посвященным в тайную мудрость известно, что во всякой
заповеди есть как внешние, так и внутренние аспекты. Внешняя сторона субботы —
воздержание от действий в мире материальном, подобно тому, как Всевышний
прекратил творение неба и земли в нашем мире. А внутреннее содержание субботы —
это сосредоточенная субботняя молитва и изучение Торы с целью достичь единства с
Единым Б-гом. Это аспект [субботы],.выраженный в [предписывающей] заповеди
«Помни [день субботний, освящай его]...»[4]. А глубинное содержание аспекта субботы,
выраженного в [запрещающей] заповеди «Соблюдай [день субботний]...»[5], состоит в
воздержании от разговоров о будничных делах — подобно тому, как Всевышний
прекратил в этот день эманацию десяти речений, которыми Он создал небо и землю в
материальном мире, ибо «[Всевышний сотворил мир таким, что] у всего
существующего [в нем] есть своя противоположность»[6].
К отрывку девятому
[1] Ваикра
1917 [2] Бава
мециа 31а [3] Шабат
1186 [4] Шмот,
2010 [5]
Дварим, 5 12 [6]
Когелет, 7 14
|