Недобрую весть услышал я и глубоко огорчился. Стало
известно мне, что народ Б-жий не позволяет быть хазанами
людям, которые желают истинной жизни и долголетия всем
друзьям нашим, молящимся в этом «малом храме», ибо сказали
мудрецы, что три вещи продлевают дни человека[1],
в том числе — неторопливость в молитве. И даже
тому, у кого совсем нет времени, и нет у него никакой
возможности дождаться повторения молитвы этим хазаном,
чтобы произнести [вслед за ним] «Кдушу», гораздо предпочтительнее
не слушать молитвы «Кдуша» и «Барху», чем делать невыносимой
жизнь тех, кто желает жизни. Ведь Всевышний освобождает
от ответственности того, кому обстоятельства помешали
исполнить закон[2].
И хазан исполняет за такого человека его долг, даже
если тот не слышал его молитву, — точно так, как
если бы он слышал ее, — а ведь об этом последнем
случае сказано, что тому, кто слушает молитву, засчитывается,
как будто он сам ее произнес[3].
В Талмуде написано, что людям, которые работают на полях
и не могут [присутствовать на общественной молитве],
засчитывается молитва хазана точно так же, как тем,
которые слышали ее, как будто они сами произнесли всю
молитву «Шмо-нэ-эсрэ»[4];
то же верно и в отношении молитв «Кдуша» и «Барху».
Все, что сказано выше, верно и для прежних поколений,
для времен мудрецов Мишны и Талмуда, когда главным было
изучение Торы, а не молитва. Тем более [это верно] в
наше время, в преддверии прихода Машиаха, когда Тора
не является нашим основным занятием из-за бедственных
времен, в которые мы живем. И главное служение в преддверии
Машиаха — это молитва, как пишет об этом раби
Хаим Ви-таль, благословенна его память, в [своих книгах]
«Эц хаим» и «При эц хаим». А если так, то тем более
должны мы вкладывать в молитву всю свою душу. И это
воистину заповедь Торы для тех, кому известна польза
созерцания [величия Всевышнего] и углубленного размышления.
[Когда вдумается человек,] пусть даже немного, каждый
насколько он способен, в хвалы Всевышнему, содержащиеся
в «Псукей дезимра»[5]
и в двух благословениях перед «Шма» — «...создающий
свет...» и «Любовью...», — пробудит он любовь
ко Всевышнему, скрытую в каждом еврейском сердце, и
в момент произнесения «Шма» она раскроется в его сердце.
Тем самым человек исполняет заповедь, выраженную в [произносимом
сразу после «Шма»] стихе «Люби Г-спода... всем сердцем
твоим...»[6],
— первейшую из 613 заповедей, заповедь, о которой
Рамбам пишет[7],
что она — одна из основ Торы и источник всех 248
предписывающих заповедей. [И именно в молитве выполняется
эта заповедь,] ибо повеление [любить Всевышнего] не
может подразумевать скрытую в сердце любовь, по природе
присущую каждому еврею. И разумному нетрудно понять,
что пока любовь эта скрыта в сердце, она присутствует
только в Б-жественной душе, когда же эта любовь охватывает
и животную душу, она раскрывается и в левой полости
сердца, где пребывает животная душа.
В этом и состоит очищение искр, упоминаемое в «Эц хаим»
и «При эц хаим» в связи с молитвой. И поэтому именно
она — важнейший вид служения [Всевышнему] в преддверии
прихода Машиаха, когда главное — освобождение
искр, которое происходит в результате преобразования
животной души или подчинения ее Б-жественной душе, как
известно. Ведь «кровь — это душа»[8],
а новая кровь образуется в человеке каждый день из того,
что он ест и пьет, и кроме того, одежда человека и его
жилище и т. д. также накладывают на нее свой отпечаток.
Однако люди прежних поколений, которые были наделены
высокими Б-жественными душами, могли совершать это очищение,
посвящая ему немного времени, произнося только молитву
«Шма», благословения перед ней и вкратце — «Псукей
дезимра». Разумному будет достаточно сказанного.
[1]
См Брахот, 322
[2]
См Дварим 22 25-27, Недарим 27а
[3]
См Шулхан Арух Атгер Ребе разд Орах хаим 124
1
[4]
См Рош-Гашана 35а
[5]
Включенные в утреннюю молитву отрывки из книги
Тегилим в которых прославляется Творец
[6]
Дварим, 6 5
[7]
Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2
|