«...И благотворительность — как могучий поток»
(книга Амоса, конец гл. 5[1]).
«Могучий (эйтан) поток» — это сфира Бина
[»постижение»] — поток, исходящий из сфиры [Хохма
— «мудрость»], называемой эйтан («могущество»)
и «точкой, расположенной во дворце, [символизирующем
сфиру Бина]». Кроме того, эти две сфирот называются
«двумя неразлучными друзьями». Буквы «алеф», «йод»,
«тав», «нун», из которых образовано слово эйтан,
используются для образования будущего времени глаголов,
и поэтому это слово как бы означает: «Я Тот, Кто раскроет
Себя в грядущем». И так сказано [о Машиахе] «Обретет
раб Мой мудрость»[2]
— ибо в те времена проникнет свет Эйн Соф [- Всевышнего],
благословен Он, в самую глубину души, ибо «могучий поток»,
эманация высшей мудрости озарит ее, так что человек
полностью сольется с Б-жественным единством, стремясь
к этому всем сердцем, после того, как удалит «крайнюю
плоть своего сердца»[3]
— земные желания.
И в настоящее время, когда народ находится в изгнании[4],
тоже есть возможность озарить частицей Б-жественного
света глубину души, отчасти подобно тому, как это произойдет
в будущем. Этого можно достичь, возбуждая в высших мирах
великую жалость по отношению к Б-жественной искре, заключенной
в душе человека. Поскольку на самом деле эта искра заслуживает
великой жалости все время, пока человек не удостоился
откровения Б-жественного света, исходящего из [высшей
мудрости, называемой] эйтан, и проникающего в
самую глубину души, так что человек полностью сольется
с Б-жественным единством и душа его растает [в Б-жественном
свете]. Ведь [искра эта] происходит из высшей мудрости,
и все время, пока не может она раскрыть свою сущность
в средоточии сердца, — месте, где ее сиянию предназначено
раскрыться, — ее существование именуется «изгнанием».
И высшая великая жалость освобождает ее из изгнания
и плена и дает ей возможность раскрыться в средоточии
сердца как великая любовь; об этом известно из толкования
стиха «Яаков, который избавил Авра-гама»[5],
приведенного в «Тании», часть 1, глава 45. Известно,
что откровение свыше приходит в результате соответствующих
действий внизу. А именно [откровение высшей жалости
произойдет] тогда, когда евреи, по природе своей милосердные
и склонные оказывать помощь ближнему, пробудят великую
жалость в своих сердцах и наделят тех, кто беднее их
материальными благами, золотом и серебром. Поэтому [наша]
благотворительность вызывет могучий поток [Б-жественной
милости к нам]. Но ведь известно, что «за кожу человек
[готов отдать] кожу, но всем готов он пожертвовать ради
своей души»[6]
— Б-жественной души, чтобы озарить ее светом жизни,
светом Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он.
[1]
Амос, 5:24.
[2]
Йешаягу, 52:13.
[3]
Дварим, 10:6, 30:6.
[4]
См. Овадья, 1:20.
[5]
См. Йешаягу, 29:22.
[6]
Ийов, 2:4. Слово ор, по мнению многих комментаторов,
означает здесь не «кожа», а «орган тела» — т.
е. человек готов пожертвовать одним органом тела, чтобы
спасти другой, более важный для жизни.
|