Попытаемся хотя бы отчасти понять сказанное в книге "Зогар"
- "Слушай, Израиль" - верхнее единство, а "Благословенно
имя" - нижнее единство[1].
"И познай сегодня, и тверди сердцу своему, что Гавайе
есть Элоким[2]-
[Б-г есть Всесильный] в небесах наверху и на земле
внизу, нет более"[3].
И нужно понять: неужели ты можешь вообразить себе Б-га
пребывающим в воде под землей, и необходимо столь настойчиво
отрицать это: "И тверди сердцу своему"? Сказано:
"Навеки, Б-же, слово Твое стоит в небесах"[4].
Баал-Шем-Тов, благословенна его память, так комментирует
это: слова и буквы[5]
Твоего речения: "Да будет твердь небесная посреди
вод и т. д."[6]
навеки стоят в небосводе и облечены во все небеса навеки,
оживляя их, как написано: "И слово Б-га нашего восстанет
навеки"[7],
и "Слова Его живы и сущи навеки и т. д."[8].
Ибо если бы эти буквы на мгновение отдалились, сохрани
Б-г, и возвратились бы к своему источнику, небеса обратились
бы в ничто и в полное небытие, и стало бы так, как если
бы они вообще никогда не существовали, совершенно так
же, как это было до произнесения слов: "Да будет
твердь небесная и т. д.". И то же в отношении всего
созданного во всех мирах, верхних и нижних, и даже в отношении
этой вещественной земли - "сферы безмолвия"[9]
[то есть неодушевленного] в полном смысле слова, - если
бы на мгновение отдалились от нее, да сохранит Всевышний,
буквы Десяти речений Б-га, которыми земля была сотворена
в шесть дней творения, она была бы обращена в ничто и
полное небытие, совершенно так же, как было до шести дней
творения. И сказал об этом раби Ицхак Лурия, благословенна
его память, что и в совершенно неодушевленных телах, таких
как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная
сила, - и это - облеченные в них "буквы речи"[10]
Десяти речений, которые сообщают неоживленной материи
жизнь и существование так, что она возникает из ничего
и полного небытия, какое было до шести дней творения.
И хотя в Десяти речениях, которые записаны в Торе, слово
"камень" не упоминается, все жизненная сила
сообщается камню с помощью сочетаний и смен букв, подвергающихся
перестановкам при "прохождении 231 врат" в прямом
и обратном порядке[11],
как об этом говорится в книге "Сефер Йецира",
до тех пор, пока они не спускаются вниз из Десяти речений,
так, что из них образуется слово эвен ["камень"],
и оно - жизненная сила [вещественного] камня. То же и
в отношении всех творений в мире, их названия на святом
языке представляют собой "буквы речи", поступенно
спустившиеся от Десяти речений, упоминаемых в Торе, посредством
смен и подстановок букв при прохождении 231 врат, пока
они не доходят до этого творения и не облекаются в него,
чтобы сообщить ему жизненную силу [Это поступенное нисхождение
необходимо], ибо отдельно взятые творения не могут быть
оживлены непосредственно Десятью речениями Торы, так как
жизненная сила, исходящая от самих речений, слишком велика
для отдельных творений, и они способны принять ее только
после того, как эта жизненная сила нисходит и спускается
от одной ступени к другой, ниже нее, путем смен и подстановок
букв и их числовых значений, до тех пор, пока она не сможет
сжаться и облечься в это отдельное творение, сообщая ему
существование. И его название на святом языке есть сосуд
для жизненной силы, сжатой в буквах этого названия, спустившегося
из Десяти речений Торы, обладающих силой и животворностью
для сотворения из ничего и сообщения жизни, а "Тора
и Всевышний едины"[12].
[1]
Аннотация автора ко второй части. "Слушай,
Израиль, Всевышний Б-г наш, Всевышний един" - первая
часть молитвы "Шма"; "Благословенно имя
славы царства Его навеки" - фраза, следующая за
"Слушай, Израиль".
[2]
Четырехбуквенное имя Б-га в разговорном языке
произносится как Гавайе. При чтении и молитве
оно заменяется словом Ад-най. Подлинный смысл
имен Б-га Гавайе и Элоким не переводим.
Имя Гавайе говорит о Б-ге как источнике сотворенного,
не имеющем с сотворенным прямой связи в силу своего
совершенства. Имя Элоким говорит о Б-ге Всемогущем,
пребывающем в сотворенном и воздействующем на него.
С именем Гавайе связано милосердие Б-га, с именем
Элоким - Его справедливость. Слова "что
Гавайе есть Элоким" выражают верхнее
единство, так как здесь говорится о постижении Б-га,
не исходя из того, что мы знаем о сотворенном Им. "...В
небесах наверху и т. д." - слова, выражающие нижнее
единство, так как говорится о постижении Б-га на основании
того, что нам известно о мире.
[3]
Дварим, 4:39.
[4]
Тегилим, 119:89.
[5]
Так же как вербализация (в терминологии хасидизма
- "буквы мысли") придает мысли форму и конкретность,
но также и ограничивает ее, так и "буквы"
- форма, которую как бы обретает Б-жественное воздействие
для сотворения мира, конкретизированного физическими
ограничениями.
[6]
Брейшит, 1:6.
[7]
Йешаягу, 40:8.
[8]
Из утренней молитвы. Творческое речение Б-га
действует двояко: создавая и оживляя. "Слово...
восстанет навеки" - сила творения; "слова
Его живы и сущи навеки" - сила оживления.
[9]
Одна из четырех категорий: "безмолвие"
- неодушевленная природа, "растущие" - растительный
мир, "живые" - животный мир и "говорящие"
- мир человеческий.
[10]
См. ниже, гл. 11, а также часть 1, гл. 20-22.
[11]
Имеются в виду всевозможные сочетания букв еврейского
алфавита. Если представить себе все двухбуквенные комбинации
всех 22 букв, - это составит 462 варианта, причем половина
из них - противоположные комбинации тех же букв, например
"алеф"-"бейт" - "бейт"-"алеф",
"гимель"-"далет" - "далет"-"гимель"
и т. д. Таким образом, существует 231 вариант комбинаций
из двух букв в прямом и обратном порядке. Буква "бейт"
получает Б-жественное влияние, соответственное "алефу",
хотя оно и не меняет от этого своей сущности и т. п.
Комбинаций и перестановок букв, в соответствии с определенными
закономерностями, может быть бесконечное множество,
что служит основой создания бесконечно разнообразного
мира.
[12]
Сотворение мира должно происходить через Тору
в силу ее единства с самой сущностью Б-га.
|