И об этом сказали наши мудрецы: "Вначале возникла
мысль создать мир судом[1],
увидел Б-г, что [так] мир не устоит, и присоединил к
суду милосердие"[2],
то есть - раскрытие Б-жества[3]
через праведников, знамения и чудеса, упомянутые в Торе[4].
И в книге "Зогар" об этом сказано, что "наверху,
в стороне наивысшей освященности, есть правая и есть
левая [категории]", то есть Хесед и Гвура. И значит,
обе последние есть атрибуты Б-жества, и они выше разума
созданий и их [способности] постижения, ибо "Он
и Его атрибуты -одно в мире Ацилут"[5].
И даже постижение Моше Ра-бейну, мир ему, в его пророчестве,
достигало мира Ацилут лишь при его [мира Ацилут] облечении
в мире Бриа, и даже это [постижение] было не на ступени
Хе-сед и Гвура[6],
а при их облечении в категориях, которые ниже их ступенью,
то есть в категориях Нецах ("победа", "вечность"),
Год ("великолепие", "благодарение"),
Йесод ("основание")[7],
[как это объясняется в "Шаар ганевуа"].
И только праведникам в Ган Эдене[8]
служит вознаграждением постижение распространения жизненной
силы и света, исходящего от этих двух категорий - Хесед
и Гвура, и оно - пища душ[9]
праведников, которые в этом мире занимались изучением
Торы с целью ее исполнения. Ибо от распространения этих
двух категорий простирается небо над душами, находящимися
в Ган Эдене. И небо это называется Раза деорайта [тайна
Торы]. И в нем - тайна двадцати двух букв Торы, которая
дана через эти две категории[10],
как написано: "Из десницы Своей Он дал им огонь
Закона"[11].
И с этого неба нисходит роса, которая служит пищей душам,
то есть - познание тайны двадцати двух букв Торы. Ибо
это небо - "тайна познания", а Тора - пища
для душ в Ган Эдене, заповеди же - их одеяния[12],
как все это объясняется (в книге "Зогар",
глава "Ваякгель", стр. 209-210 и в книге "Эц
Хаим", врата 44, гл. З)[13].
[1]
Суд - то же, что на языке Кабалы Гвура. Сказано,
что Б-г намеревался не управлять миром при помощи суда,
а создать им мир. Это ясно показывает, что категория
Сжатия (Гвура) - не просто ограничение света, а отдельная
сущность, иначе нельзя было бы создать ею мир. (Из
пояснений последнего Любавичского Ребе.)
[2]
Раши, комм, к главе Брейшит, 1:1; Брейшит раба,
12:15.
[3]
Суд - это буквы, а милосердие - это свет, он
же не связан формой букв, то есть закономерностями нашего
мира, поэтому он проявляется в "раскрытии Б-жества
через праведников, знамения и чудеса", то есть
явления, не ограниченные ограничениями природы. (Из
пояснений последнего Любавичского Ребе.)
[4]
Б-жественный свет, который выше букв и который
раскрывается внизу "через праведников, знамения
и чудеса", включен в содержание Торы, а тем самым
им также создан мир, так как мир сотворен Десятью речениями,
которые приведены в Торе. И так как в буквы включен
свет, который выше их и который может снимать ограничивающее
действие букв, в мире могут в определенные времена происходить
"через праведников знамения и чудеса". (Из
пояснений последнего Любавичского Ребе.)
[5]
Введение к книге Тикуней Зог ар.
[6]
Заповеди предполагают, что телесный мир есть
"неосвященность", и только исполнение заповеди
возвращает его к освященности Б-жественной его сути.
Возникает вопрос: как может исполнять заповеди праведник,
видящий мир в истинной его сущности единым с его Б-жественным
источником? В частности, Моше Рабейну, который и телесным
взором видел Б-жественность мира, как он мог исполнять
заповеди? Но и он видел Хесед и Гвура (мира Ацилут,
то есть нижней ступени Б-жественной эманации) не так,
как они в Ацилут, а как они облекаются в нижних ступенях
мира Бриа (высшего из сотворенных миров) - Нецах, Год,
Йесод. И потому мир все же был и для него обладающим
существованием, и для него было основание для исполнения
заповедей. (Из пояснений последнего Любавичского
Ребе.)
[7]
См. Тания, часть 4, поcл. 15.
[8]
Ган Эден (Рай) находится в мире Бриа, и если
праведники на земле могут видеть лишь явное раскрытие
Б-жества, то праведникам в Ган Эдене доступно Его постижение,
в этом и заключается их неизъяснимое блаженство. (Из
пояснений последнего Любавичского Ребе.)
[9]
. "Пища душ" - внутреннее постижение.
(Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)
[10]
Тайна включения света, который выше ограничения,
в буквы, ограничивающие его. В Торе Хесед и Гвура не
противоречат друг другу, они объединены, как написано:
"Из десницы (правая сторона, к ней относится также
Хесед)... огонь Закона" (огонь - Гвура). (Из
пояснений последнего Любавичского Ребе.)
[11]
Дварим, 33:2.
[12]
В Раю существует изучение Торы, заповеди же там
в виде вознаграждения. Но ведь в Раю светят Хесед и
Гвура, объединенные воедино, как мы уже видели, а в
заповедях Хесед и Гвура разделены (ведь есть заповеди
со стороны Хесед, предписывающие добрые действия, и
есть со стороны Гвура - запреты). Однако если в Раю
открыто светит Хесед, то существование Рая (которое
зависит от Гвура) должно прекратиться. Поэтому необходимо
добавить, что заповеди здесь - лишь "одеяния".
Эти одеяния смягчают свет, чтобы души могли вынести
его силу (ср. Тания, часть 4, поел. 29). (Из пояснений
последнего Любавичского Ребе.)
[13]
Здесь закрываются авторские скобки, открытые
в конце гл. 4. Все заключенное в эти скобки до конца
гл. 5 представляет собой объяснения на основе Кабалы,
необходимые для понимания вопросов, возникающих в первых
четырех главах.
|