Средний же тот, в ком зло никогда не усиливается настолько,
чтобы захватить малый город и, облекаясь в тело, привести
к греху. А именно: три одеяния животной души –
мысль, речь и действие со стороны "клипа"
– никогда не берут в нем верх над Б-жествен-ной
душой так, чтобы они могли облечься в тело, мозг и органы
речи и во все остальные 248 членов, привести их к греху
и осквернить их, сохрани Б-г. В тело облекаются только
три одеяния Б-жественной души -мысль, речь и действие
в сфере 613 заповедей Торы. Средний никогда в своей
жизни не совершил греха и никогда не совершит[1].
Он не называется грешником в течение всей его жизни
даже на час, даже на минуту. Однако основа и сущность
Б-жественной души[2],
то есть десять ее сил, господствуют и правят малым городом
не безраздельно, а лишь в определенные периоды времени,
как, например, при чтении молитв "Шма" и "Амида",
ибо это – время действия Мозга большой меры наверху[3],
а также и внизу. Для каждого человека это – время,
когда,он соединяет со Всевышним свои • познавательные
силы Хабад, чтобы силой Даат углубиться в постижение
величия Эйн Софа, благословен Он, и возбудить в себе
любовь, пылающую как угли в правой полости своего сердца,
чтобы стать Ему приверженным, из любви исполняя Тору
и заповеди. Это выражено в молитве "Шма",
заповеданной в Торе, и в предшествующих ей и следующих
за ней благословениях, которые предписаны мудрецами
и должны подготовить молящегося к прочтению "Шма"
надлежащим образом, как об этом говорится в другом месте[4].
И тогда зло в левой полости сердца подчинено и почти
уничтожено добром, распространившимся в правую полость
сердца от познавательных сил Хабад в мозгу, связанных
с величием Эйн Софа, благословен Он. Однако после окончания
молитвы, когда человек перестает размышлять о величии
Эйн Софа, благословен Он, зло вновь пробуждается в левой
полости и [человек] начинает желать наслаждений этого
мира и его удовольствий. Но так как не только злу принадлежит
господство и власть в "городе", оно не может
осуществить свое желание в действительности, облечься
в члены тела с помощью действия, речи и добровольной
мысли, остановиться мыслью на созерцании мирских удовольствий,
[размышляя о том], как удовлетворить желание своего
сердца, ибо мозг властен над сердцем (как сказано в
"Раая мегеймана", глава "Пинхас"[5])
по своей природе, данной ему при сотворении. Так сотворена
человеческая природа, что любой человек может желанием
своего мозга сдержать себя, совладать с духом жажды
в своем сердце, не исполнить желаний сердца действием,
речью и мыслью и полностью отвлечься от того, чего жаждет
сердце, и [даже направить его] к совершенно противоположному,
а тем более к стороне Кдуша. Как сказано: "И я
видел, что мудрость сильнее неразумия, как свет сильнее
тьмы"[6].
И это значит: как свет имеет преимущество, власть и
господство над тьмой – ведь слабый материальный
свет разгоняет тьму с легкостью и тьма сама отодвигается
от него, – так великое неразумие стороны "клипа"
и "ситра ахра" в левой полости сердца (как
сказали мудрецы: "только если им овладеет дух неразумия
и т. д."[7])
само удаляется под влиянием мудрости Б-жественной души,
находящейся в мозгу, желание которой быть единственной
властительницей в городе и облечься всеми упомянутыми
выше тремя одеяниями во все тело полностью, а эти одеяния
– мысль, речь и действие в сфере 613 заповедей
Торы, как мы уже говорили. И все же такой человек не
называется праведником, потому что преобладание света
Б-жественной души над тьмой и неразумием стороны "клипа",
которая сама удаляется от света, происходит лишь в ее
[души] одеяниях, как уже упоминалось. Суть и сущность
Б-жественной души не преобладает над сутью и сущностью
категории "клипа". Ведь суть и сущность животной
души, связанной со стороной "клипа" и находящейся
в левой полости сердца, не оставила своего места в среднем
человеке после того, как он закончил молитву, ибо нет
пылающих углей ощутимой любви к Б-гу в правой полости
его сердца – оно лишь внутренне полно скрытой
лю бовью, естественно присущей Б-жественной душе, как
об этом говорится далее. И тогда неразумие дурного глупца
может ощутимо проявляться в левой полости его сердца,
испытывая жажду ко всему телесному в этом мире как дозволенному,
так и недозволенному, сохрани Б-г, как будто он совсем
и не молился. Однако в сфере запрещенного он не мыслит
об осуществлении на деле того, что запрещено, сохрани
Б-г, – только греховные мысли, которые тяжелее
самого греха, могут в нем возникать, поднимаясь к мозгу
и отвлекая от изучения Торы и служения [Всевышнему],
как сказали наши мудрецы: "От трех прегрешений
человек не свободен ни одного дня – от греховной
мысли, рассеянности во время молитвы и т. д."[8].
И только впечатление [от молитвы] в мозгу, трепет перед
Всевышним и скрытая любовь к Нему в правой полости сердца
помогают преодолеть это обуреваемое жаждой зло и овладеть
им, чтобы оно не получило власть и господство над городом,
чтобы не осуществило оно свою жажду облечься в члены
тела или даже в самый мозг и не обратились бы мысли
ко злу. Но не имеет зло такой силы и власти, сохрани
Б-г, над желанием мозга, так, чтобы мозг охотно принял,
сохрани Б-г, эту дурную мысль, поднимающуюся, как уже
говорилось[9],
к мозгу из сердца. И как только она [дурная мысль] поднимается
к мозгу, средний отгоняет ее обеими руками и сейчас
же от нее отвлекается, лишь только вспомнит, что эта
мысль дурная. Воля его не принимает этой мысли даже
в виде добровольного помышления, не говоря уже о том,
чтобы он подумал исполнить ее, сохрани Б-г, или говорить
о ней. Ибо тот, кто сознательно мыслит [о дурном], в
тот момент называется грешником, а средний не бывает
грешником ни одной минуты. Так же он поступает и по
отношению к другим людям: как только из сердца его к
мозгу поднимается возмущение чем-нибудь или ненависть,
сохрани Б-г, зависть по отношению к кому-либо, гнев
или порицание или какое-нибудь подобное ощущение, он
совсем их не принимает мозгом своим и желанием. Напротив,
мозг направляет свое влияние и власть над духом в сердце
его, чтобы заставить его совершить прямо противоположное
и поступить с человеком, на которого обращены эти чувства,
чрезвычайно мягко и дружественно, все снося от него
терпеливо до последнего предела и не сердясь на него,
сохрани Б-г, а также не отвечая ему тем же, сохрани
Б-г, а напротив, на зло отвечая добром, как написано
в книге "Зогар"[10],
что этому можно учиться на примере того, как поступил
Йосеф со своими братьями.
[1]
Тот, кто когда-либо совершил грех, может стать
средним, как это видно из гл. 14. Сказанное в этом случае
означает, что человек достиг такого состояния души,
что совершение греха для него невозможно и прошлое не
имеет к нему никакого отношения.
[2]
В десяти силах Б-жественной души проявляется
и выражается ее сущность, но они не есть сама сущность.
[3]
Время распространения и раскрытия интеллекта
в мидот.
[4]
Гл. 49.
[5]
Ср: Зогар, часть 3, стр. 224а. ,
[6]
Когелет, 2:13.
[7]
Сота, За. Человек грешит, только если им овладеет
дух неразумия.
[8]
Третье - злословие - не приведено, так как предающийся
злословию не может быть средним, он должен быть причислен
к грешникам.
|