Элоким - имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение
[Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает
со словом гатева ["природа"][1],
ибо это имя скрывает свет, который наверху и который
творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует
и происходит естественным образом[2].
Имя Элоким - щит и покров имени Гавайе, оно
должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени
Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали
явны творениям, отчего последние перестали бы существовать.
Но эта Гвура и этот Цимцум есть также и Хе-сед[3],
ибо ею [категорией Гвура и Цимцум] "строится мир".
И это - Гвура, включенная в Хесед. В этом взаимном включении
друг в друга двух категорий ясно видно, что "Он
и Его атрибуты - одно", ибо это - Его атрибуты.
Именно в силу того, что они находятся в абсолютном единении
с Ним, они соединены друг с другом и включены друг в
друга[4].
Как сказал [пророк] Элиягу: "Он - Тот, Кто их связывает
и соединяет и т. д. И без Тебя нет единения наверху
и т. д."[5].
В этом и заключается смысл слов: "И тверди сердцу
своему, что Гавайе есть Элоким"[6].
Оба имени находятся в полном единстве, ведь и имя
Элоким, ограничивающее и скрывающее свет, так
же является категорией Хесед, как и имя Гавайе, потому
что оба эти атрибута Всевышнего, благословен Он, едины
с Ним абсолютным единством, и "Он и Его имя едины",
а Его атрибуты - это Его имена[7].
И таким образом ты убедишься, что "в небе наверху
и на земле внизу нет более, [кроме Б-га]"[8],
и вещественная земля, которая всем кажется реально существующей,
представляет собой отсутствие и полное небытие пред
Всевышним, благословен Он. Ибо имя Элоким скрывает
и ограничивает [свет] только для нижних, а не для Всевышнего,
так как "Он и Его имя едины". Поэтому и земля
и все, что под землей, есть отсутствие [существования]
и полное небытие пред Всевышним, благословен Он, и [все
это] не может быть никак названо, [нельзя их назвать]
даже од ["еще"], что говорило бы о
подчиненном второстепенном существовании [в том смысле,
в каком] сказали наши мудрецы: "[Обычаи] Иудеи
- дополнение [од] к Писанию"[9],
подобно тому, как тело второстепенно по отношению к
душе и жизненной силе, которая в нем. (Таков смысл слов:
"Восхвалю Всевышнего в жизни моей, воспою Б-гу
моему, пока я есть [беоди]"[10],
-ибо жизнь происходит от имени Гавайе, а
"дополнение", то есть тело, нечто второстепенное,
происходит от имени Элоким.) Ибо душа не творит
тело из ничего, но Всевышний творит все из ничего, и
все пред Ним -небытие, как солнечный свет в самом Солнце.
И потому в Писании необходимо было предупреждение: "И
познай сегодня, и тверди сердцу своему и т. д." -
для того, чтобы ты не помыслил, что небо и все, что в
нем, и земля и все, что на ней, есть нечто отдельно и
самостоятельно существующее, а Всевышний, благословенно
имя Его, наполняет Собой весь мир, как душа, облеченная
в тело, и сообщает земле силу взращивания и силу движения
небесным сферам, и движет и управляет ими по Своей воле,
как душа движет телом и управляет им по своему желанию.
На самом деле такое сравнение совершенно неприменимо,
ибо душа и тело в действительности друг от друга раздельны
в корне [источнике] своем, ибо корень происхождения тела
и сущность его образуется не от души, а от капель отца
и матери. И позднее рост его происходит не только [под
влиянием] души, а в зависимости от того, что ест и пьет
мать в течение всех девяти месяцев, а затем - от того,
что он сам ест и пьет. Но это не так в отношении неба
и земли. Вся их суть и сущность произведена из абсолютного
отсутствия и небытия одним лишь словом Всевышнего и дыханием
уст Его, благословен Он. А кроме того, и теперь слово
Его стоит навеки и прибывает к ним непрестанно, каждое
мгновение, и творит их постоянно из ничего, подобно тому,
как солнечный свет исходит от Солнца в самом теле Солнечного
шара, если вернуться к этому сравнению. Так что они, [небо
и земля], совершенно не существуют по отношению к слову
Всевышнего и дыханию уст Его, которые едины с Его сутью
и сущностью, . благословен Он, - как это будет видно при
дальнейшем изложении, - подобно тому, как солнечный свет
не существует в Солнце[11].
И только действие Его препятствующих сил [Гвурот] в атрибуте
Гвура и Цимцум заслоняет и скрывает жизненную силу, текущую
к ним [творениям], так что небо и земля и все, что их
наполняет, становятся видимыми, как будто они нечто само
по себе существующее. Но это сжатие и утаение имеет значение
лишь для нижних, а пред Всевышним, благословен Он, все
как абсолютное небытие, как солнечный свет в Солнце. Гвура
ничего не скрывает, сохрани Б-г, пред Ним, благословенным,
ибо она не есть нечто само по себе существующее, но Гавайе
есть Элоким.
[1]
Буквы еврейского алфавита имеют также числовое
значение. Если числовое значение слов совпадает, это
показывает, что между ними есть связь.
[2]
Живущим на земле кажется, что все в мире происходит
в соответствии с законами природы, без участия чего-либо
сверхъестественного. Б-г не проявляет Себя в природе
видимым образом.
[3]
Так как Гвура - атрибут Эйн Софа, благословен
Он, у Которого все в бесконечной степени, следовало
бы ожидать и бесконечного действия атрибута Гвура. И
так же, как Хесед - бесконечное распространение и сообщение
жизни, так и Гвура должна была бы ограничивать до полного
разделения и невозможности для творений знания о Творце.
Однако ограничение - не самоцель, оно необходимо лишь
для того, чтобы мир был сотворен и сохранял существование.
И потому на протяжении всех ступеней от самых верхних
до нижних в Хесед включена и Гвура для того, чтобы возникающее
могло стать существующим. Таким образом, Гвура есть
также и Хесед, ибо она не только скрывает, но и дает
возможность существования, а с другой стороны, есть
Хесед и в Гвура. (Сравнением может послужить темное
стекло. Его густой цвет препятствует распространению
солнечного света, но его назначение - пропускать ослабленный
солнечный свет.) (Из комментариев Любавичского Ребе.)
[4]
Атрибуты взаимно включаются друг в друга и действуют
в полной гармонии, отличаясь лишь преобладанием в каждом
из них соответствующего качества.
[5]
Введение к книге Тикуней Зогар.
[6]
Дварим, 4:39.
[7]
Атрибуты Б-га соответствуют Его именам. Имени
Гавайе соответствует Доброта, Милосердие [Хесед],
имени Элоким - Могущество, Сила [Гвура], имени
Ад-нут - Господство.
[8]
Единство Б-га не только исключает предположение
о существовании иных богов, оно означает, что Он - единственно
существующий и нет существующих, кроме Него. Вся Вселенная
в Нем - небытие. Таков смысл высшего единства, о котором
говорится в следующей главе.
[9]
Кидушин, 6а.
[10]
Тегилим, 146:2.
[11]
С солнечным светом сравниваются творения, а с
Солнцем - жизненная сила, творящая и оживляющая их.
|