И как писал Рамбам, благословенной памяти, что у Всевышнего,
благословен Он, суть и сущность и знание Его - все абсолютно
едино, все - простое единство, а ни в коей мере не сложное[1],
точно так же это и в отношении всех атрибутов Всевышнего,
благословен Он, и всех Его святых имен и эпитетов, которыми
Его называли пророки и мудрецы, благословенной памяти,
-Милостивый, Милосердный, Творящий благо и подобные
им. Это верно и в отношении [эпитета] Мудрый, как написано:
"И Он также мудр и т. д."[2],
и в отношении Его воли, [как написано]: "Б-г желает
страшащихся Его"[3],
и "Он желает творить добро"[4],
и "Он хочет, чтобы грешники покаялись, и не хочет
их смерти и греховности"[5],
и "Очи Твои слишком святы, чтобы видеть дурное"[6].
Его желание и мудрость, доброта и милосердие и другие
атрибуты не придают множественности и сложности, сохрани
Б-г, сути и сущности Его, - но сущность и суть Его и
Его желание, мудрость, понимание и знание и Его атрибуты
доброты, силы, милосердия и красоты, включающей в себя
Его доброту и силу[7],
а также и все другие Его святые атрибуты - все абсолютно
простое единство, каким является сущность и суть Его.
И как писал Рамбам, благословенной памяти: "И подобное
нельзя ни сказать, ни выслушать, и не может сердце человеческое
постичь этого до конца", ибо человек мысленно представляет
себе все понятия, которые он хочет постичь и понять,
такими, каковы они в нем самом. И таким образом, когда
человек пытается мысленно представить себе, что такое
желание, или мудрость, или понимание, или знание, или
что такое атрибут доброты и милосердия и тому подобное,
он все это представляет себе так, как это в нем. Однако
на самом деле Всевышний, благословен Он, "высок
и превознесен"[8]
и "свято Его имя"[9],
а это означает, что Он свят и отделен[10]
бесконечными мириадами ступеней разделений, несравненно
выше качества, рода и вида всех восхвалений и превосходных
эпитетов, какие творения способны постичь и вообразить
своим умом.
Ибо первое достоинство и ступень у творений - это мудрость,
и потому она названа "началом"[11].
И в самом деле она - начало и источник всей жизненной
силы в творениях, ибо от мудрости происходят понимание
и знание, а от них - все эмоциональные силы [мидот]
рациональной души, как любовь, доброта, милосердие и
все остальные [силы души]. И это можно наблюдать -ребенок,
лишенный знания, постоянно гневен и жесток, он любит
то, что ничтожно и не стоит любви, ибо достойное любви
он не может распознать и полюбить, ведь любовь возникает
в меру знания. И от эмоций души возникают в ней слова
и буквы мысли, так как душа мыслит о любимом предмете
или о том, как проявить доброту и милосердие и другие
силы эмоций. В каждую мысль в мире облечена какая-нибудь
эмоция, приводящая к этой мысли, и эта эмоция - жизненная
сила данной мысли. А от букв мысли происходят буквы
речи, и они [буквы мысли] являются их [букв речи] подлинной
жизненной силой. А речь приводит к действию, [выражающемуся
в] милостыне и доброте, - как король, повелевающий своим
подданным дать [милостыню]. А также когда человек сам
что-либо делает, сила души и жизнь ее, облекающаяся
в это действие, совершенно ничтожна по сравнению с силой
души и жизнью ее, облекающейся в речь человека; [друг
к другу они относимы], как относимы и сравнимы тело
и душа. И тому же подобно соотношение букв речи и букв
мысли, и таково же соотношение букв мысли и сущности
эмоции, облеченной в нее и ее оживляющей, и таково же
отношение сущности и жизненной силы этой эмоции к мудрости,
пониманию и знанию, совокупность которых составляет
разум, от которого произошла данная эмоция. Так это
и в человеческой душе и в душах всех творений во всех
мирах, верхних и нижних, - во всех мудрость есть начало
и источник жизненной силы.
[1]
Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:10.
[2]
Йешаягу, 31:2.
[3]
Тегилим, 147:11.
[4]
Миха, 7:18.
[5]
Ср. Йехезкель, 18:23; праздничная молитва "Мусаф".
[6]
Хавакук, 1:13.
[7]
Атрибут красоты (Тиферет) - соединение доброты
(Хесед) и силы (Гвура) с преобладанием доброты.
[8]
Из утренних молитв.
[9]
Из утренних молитв.
[10]
Еврейское слово кадош ("святой")
означает отделенность от несвятого. Б-г абсолютно трансцендентен
по отношению к миру и безмерно его превосходит.
|