Из изложенного [следует] ответ заблуждающимся и [выясняется],
в чем коренится ошибка[1]
тех, кто отрицает Б-жественное Провидение по отношению
к отдельным творениям, а также знамения и чудеса, о
которых рассказывает Тора Их ошибка - в проведении ложной
аналогии. Они представляют себе действие Б-ra, творящего
небо и землю, подобным делам человеческих рук. Когда
из рук ювелира выходит сосуд, этот сосуд больше не нуждается
в создавшем его, и хотя руки ювелира не прикасаются
к нему более, и сам ювелир удалился, сосуд сохраняет
точно ту же форму, какую он ему придал. Так же представляют
себе эти неразумные сотворение неба и земли. Но их глаза
ослеплены и не способны видеть[2]
громадную разницу между делами и творениями человека,
который создает из уже существующего, лишь изменяя форму
и вид, кусок серебра превращая в сосуд, и творением
из ничего неба и земли.
Ведь это - чудо большее, чем, например, разделение
вод Красного моря, когда Всевышний заставил море отступить
под напором сильного восточного ветра, дувшего всю ночь,
и воды расступились и встали стеной[3].
Если бы Всевышний прекратил на минуту ветер, воды тут
же снова обрушились бы вниз, как это им свойственно
по природе, и уж, разумеется, не продолжали бы стоять
стеной, хотя это свойство воды тоже было сотворено[4]
из ничего и постоянно возобновлялось. Ведь стена стоит
сама, без поддержки ветра, но не такова природа воды.
[И если для совершения чуда - разделения вод Красного
моря - необходимо было непрерывное действие Б-га], тем
более необходимо оно при творении из ничего, ибо это
сверхъестественное действие, оно гораздо более чудесно
и удивительно, чем разделение вод Красного моря, и в
гораздо большей степени тут нужно ожидать, что при прекращении
действия Творца в творимом, сохрани Б-г, должно было
бы последовать обращение сотворенного в ничто и полное
небытие. В творимом постоянно должна действовать сила
Творящего для оживления и поддержания его существования,
и это - "буквы речи" Десяти речений, которыми
творения созданы.
И таков смысл слов: веата мехайе эт кулам ["Ты
всех их оживляешь"]. Читай не мехайе ["оживляешь"],
а мегавэ ["творишь"], то есть творишь
из ничего[5].
Слово ата ["Ты"] - это все буквы от
"алеф" до "тав" и буква "гей"
- пять путей произношения[6],
то есть источники букв. И хотя Б-г не имеет телесной
формы, много в Писании таких [звучащих антропоморфически]
выражений[7],
как: "И Б-г говорил", "И сказал Б-г",
и это - раскрытие пророкам двадцати двух высших букв
и облечение этих букв в виде пророческого видения -в
их уме и постижении, а также в мысли и речи, как написано:
"Дух Б-жий говорил во мне, и слово Его на языке
моем"[8],
и как о том же писал раби Ицхак Лурия, благословенна
память его (в "Шаар ганевуа"). Подобно этому
и облечение букв в творениях, как написано: "Словом
Б-га создано небо и дыханием уст Его - все воинство
небесное"[9].
Но [облечение букв в созданиях возможно] лишь путем
многократных и сильнейших [поступенных] нисхождений,
пока они не достигают телесного мира Асия[10],
пророческое же постижение - в мире Ацилут при его облечении
в мире Бриа.
[1]
Тот, кто затрудняется в вере, должен уяснить
себе, в чем корень его ошибки, ибо с этим связаны и
все остальные его вопросы.
[2]
Человек лишь изменяет форму существующего, но
если речь идет о возникновении из абсолютного небытия,
необходимо в возникшем продолжение действия творческой
силы, которая раз сообщила ему существование, ибо это
существование ею обусловлено.
[3]
Шмот, 14:21,22; 15:8.
[4]
Ветер Всевышнего не только оттеснил воды, но
и действовал по отношению к ним как творческая сила
- сообщил воде новую способность: стоять стеной. Это
не было сотворением принципиально нового качества: есть
в природе творения, которым свойственно стоять, стена
например. Однако это свойство нуждалось в непрерывном
возобновлении своего существования. Если же говорить
о совершенно первичном сотворении того, что никогда
не существовало, тем более ясно, что необходимо постоянное
присутствие создавшей их творческой силы, ее постоянное
действие.
[5]
Оживление не обязательно предполагает творение.
Душа, например, дает жизнь телу, но не сообщает ему
существования. При творении же жизнь Творца не только
оживляет, но из небытия вызывает к существованию, и
это - непрерывное продолжительное действие, с его прекращением
должно было бы прекратиться и существование всего созданного.
В сущности, оживление и творение в этом случае идентичны.
[6]
Числовое значение буквы "гей" - 5.
Пять путей произношения - гортань, нёбо, язык,
зубы и губы. Таким образом, слово ата во фразе
"Ты всех их оживляешь", состоящее из "алеф"
и "тав" (все буквы алфавита) и буквы "гей"
(речь), указывает на буквы как на проявление оживляющей
и творящей силы.
[7]
См. начало гл. 10.
[8]
Шмуэль И, 23:2.
[9]
Тегилим, 33:6.
[10]
Мир Асия (Мир действия) - наш физический мир.
Мир Ацилут (Мир эманации) - духовный мир, предшествующий
сотворенным. Он представляет собой совершенное единство
с Б-гом. Б-жественный свет в этом мире достигает уменьшения,
достаточного для того, чтобы стало возможным сотворение
физического. Мир Бриа (Мир сотворения) - первый из миров,
сотворенных из ничего. Мир этот конечен и получает лишь
отражение света мира Ацилут. Б-жественный мир Ацилут
выше возможностей человеческого понимания, а следовательно,
он выше и пророческого видения, возможного лишь "при
облечении мира Ацилут в мире Бриа". Однако оно
выше, чем свет в самом мире Бриа. См. также Тания, часть
1, гл. 2.
|